Разработка классного часа "Ты женщина - и этим ты права!" 9-11 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №3
Разработка классного часа
«Ты женщина – и этим ты права!»
Выполнил:
Березанова Т. Н.
учитель русского языка и литературы,
классный руководитель 10а класса
п. Орловский
2015 год
Классный час предназначен для учащихся 10 11 классов., проводился
в параллели десятых классов.
Предварительная работа: составление сценария из материалов
Интернета, своих материалов, отбор видеоматериалов (два ученика),
распределение «ролей», сбор материала для презентации, оформление
презентации, поиск фонограмм, репетиции.
Цели и задачи классного часа: привлечь внимание учащихся к
произведениям русских поэтов и писателей о женщинах; познакомить с
музыкальными произведениями на слова поэтов, развивать навыки
выразительного чтения, способствовать формированию интереса к
чтению, к русской литературе.
Классный час проходил 3 марта 2015 года. Это было одно из
мероприятий в рамках года литературы. Также оно было приурочено к
Международному Женскому дню. Тема данного классного часа связана
с литературой, историей (восстание декабристов), МХК. Разговор о
женских образах в литературе получил продолжение на классном часе
«У войны не женское лицо».
Ты женщина - и этим ты права!
Звучит вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»
Чтец.
Ты - женщина, ты книга между книг,
Ты - свёрнутый, запечатлённый свиток,
В его строках и душ, и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
Ты - женщина, ты - ведьмовский напиток!
Он жжёт огнём, едва в уста проник,
Он пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.
Ты - женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звёздной,
Ты - в наших буднях образ божества!
Мы для тебя влечём ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся от века - на тебя!
(В.Брюсов)
Ведущий 1: Сегодняшний вечер мы начали с гимна Женщине, как
главной виновнице не только Женского дня, но и жизни человеческой
вообще. И, как сказал Максим Горький: «Самое умное, чего достиг
человек, это - умение любить женщину - поклоняться её красоте; от любви
к женщине родилось всё прекрасное на земле».
Ведущий 2: Только самому прекрасному мы даём женские имена:
Вселенная, Земля, Родина, Мать. С давних времён народы поклонялись
Женщине. Любовь к женщине главный двигатель жизни, истории. Из-за
неё разгорались войны, ради неё совершаются подвиги, с её именем
мужчины творили историю. Как планеты нашей системы вращаются
вокруг Солнца, так всё в этой жизни вращается вокруг Женщины.
Ведущий 1:
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, что я Её любил,
А потому, что мне темно с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Неё одной молю ответа,
Не потому, что от Неё светло,
А потому, что с Ней не надо света.
(И.Анненский)
Ведущий 2: Женщины и литература – понятия неразделимые! Ведь
именно женский образ вдохновлял писателей и поэтов. Они стремились
выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу.
Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых
женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, неповторимой
душевной красотой. Только русские писатели уделяли так много
внимания изображению внутреннего мира и сложных переживаний
женской души. Начиная с XII века, через всю нашу литературу проходит
образ русской женщины-героини с горячим сердцем, пламенной душой и
готовностью на великие подвиги. Достаточно вспомнить полный красоты
и лиризма пленительный образ древнерусской женщины Ярославны. Она
воплощение любви и верности. Ее печаль в разлуке с Игорем
совмещается с гражданской скорбью: Ярославна переживает гибель
дружины своего мужа и, обращаясь к силам природы, просит помочь не
только ее «ладе», но и всем его воинам. Автор «Слова» сумел придать
образу Ярославны необыкновенную жизненность и правдивость. Он
первый создал прекрасный образ русской женщины.
Ведущий 1: Екатерина Бакунина, Мария Волконская, Елизавета
Воронцова, Амалия Ризнич, Анна Керн, Анна Оленина, Наталья
Гончарова. Эти женщины в разные периоды вдохновляли А.С. Пушкина.
Любовная лирика великого поэта насчитывает несколько десятков
стихотворений, написанных в различные периоды и посвященных
нескольким женщинам. Чувства, которые испытывал поэт к своим
избранницам, поражают своей силой и нежностью, перед каждой
женщиной автор преклоняется, восхищаясь ее красотой, умом, грацией и
самыми разнообразными талантами.
В 1829 году Александр Пушкин написал, пожалуй, одно из самых
знаменитых своих стихотворений «Я вас любил: любовь еще, быть
может…», которое впоследствии стало романсом. Литературоведы по сей
день спорят о том, кому именно было адресовано это послание. По одной
из версий, это произведение адресовано Анне Алексеевне Олениной, в
замужестве – графине де Ланжерон, с которой поэт познакомился в Санкт-
Петербурге. Поэта пленили не столько ее красота и изящество, сколько
острый и пытливый ум, а также находчивость, с которой она парировала
шутливые реплики Пушкина, словно бы дразня его и искушая.
Стихотворение А.С.Пушкина «Я вас люблю»
Ведущий 2: Среди любовной лирики Александра Пушкина есть несколько
произведений, которые он посвятил своей супруге Наталье Гончаровой.
Шедевр лирики поэта- стихотворение «Мадонна», написанное в 1830 году,
за полгода до свадьбы. В это время поэт находится в Москве, где повторно
просит Наталью Гончарову стать его женой. Получив согласие, Пушкин
пребывает в эйфории и начинает готовиться к свадьбе, в то время как его
невеста с семьей на время покидает столицу, отправившись в родовое
имение. Чтобы скрасить дни разлуки, Пушкин вешает у себя в комнате
портрет «белокурой мадонны», которая, по утверждению поэта, как две
капли воды похожа на его избранницу. Об этом удивительном сходстве он
даже сообщает в письме, адресованном Наталье Гончаровой, получая
весьма обнадеживающий ответ, в котором молодая девушка сообщает
совсем скоро Пушкину не нужно будет любоваться картиной, так как у
него появится жена. Вдохновленный этим посланием, поэт посвящает
Наталье Гончаровой стихотворение «Мадонна».
Видеоклип. И. Смоктуновский читает стихотворение «Мадонна»
Ведущий 3:Целая галерея женских образов создана Львом Николаевичем
Толстым: Анна Каренина, Кити Щербацкая, Катюша Маслова. Любимая
героиня писателя– Наташа Ростова. Нельзя без трепета читать описание
первого бала Наташи.
Видеоролик ( без слов) «Первый бал Наташи Ростовой». На фоне
ролика десятиклассники танцуют вальс.
Ученик на фоне вальса читает строки из романа «Война и мир»Я имею
удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, — сказал князь
Андрей с учтивым и низким поклоном, подходя к Наташе, и занося руку,
чтобы обнять ее талию еще прежде, чем он договорил приглашение на
танец. Он предложил тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи,
готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой улыбкой.
«Давно я ждала тебя», как будто сказала эта испуганная и счастливая
девочка, своей проявившейся из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою
руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг.
Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа
танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро,
легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом
счастия. Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы
Князь Андрей любил танцевать, и желая поскорее отделаться от
политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и
желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения,
образовавшегося от присутствия государя, пошел танцевать и выбрал
Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из
хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий,
подвижной стан, и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так
близко ему, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя
ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив ее,
остановился и стал глядеть на танцующих».
ПЕСНЯ «Кавалергарды, век не долог» (исполняют юноши)
Ведущий 4. Песня, которую вы услышали, прозвучала в фильме «Звезда
пленительного счастья». Главные героини этого фильма жёны
декабристов.
Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны!
так сказал об этих женщинах поэт Николай Алексеевич Некрасов.
Ведущий 3. Их было одиннадцать женщин, разделивших сибирское
изгнание мужей-декабристов. Среди них несколько человек незнатных.
Большая часть княгини и графини. Николай I предоставил каждой право
развестись с мужем. Однако он просчитался. Необыкновенные трудности
пришлось преодолеть этим женщинам, чтобы добиться разрешения у царя
на добровольную ссылку в Сибирь.
Ценою величайшего самопожертвования они получили возможность
разделить участь декабристов своих мужей и женихов. Декабрист
Александр Петрович Беляев писал о них: «Кто может достойно воздать
вам, чудные ангелоподобные существа! Слава и краса вашего пола! Слава
страны, вас произрастившей! Слава мужей, удостоившихся такой
безграничной любви и такой преданности чудных, идеальных жен! Вы
стали, поистине, образцом самоотвержения, мужества, твердости при всей
юности, нежности и слабости вашего пола. Да будут незабвенны имена
ваши!».
Чтец.
Ах, молодость! Всегда ты безрассудна!
Презрев молву и царские Указы,
Все жёны декабристов, пусть молва их судит,
Вслед за мужьями едут почти сразу.
Никто, ничто их не остановило,
Ни гнев родителей, ни вечная разлука.
Любовь и верность сердце сохранило
И долг – любимому облегчить муки.
Готовили, стирали, мыли, шили
Друг другу помогали, как могли.
Общиною жить легче, так и жили,
Но каторжных мужчин всех берегли.
Дорога каторги длиной в пятнадцать лет
Была жестока и невыносима.
Кого-то забрала к себе старуха-смерть
А кто-то и вернётся в центр России.
Пусть доля выпала тяжёлая, лихая
Но крест судьбы с достоинством несли.
И в “темноту” неведомого края
Они свою культуру принесли.
Детей крестьянских грамоте учили,
Учили взрослых, как достойно жить.
Крестьяне травами болезни их лечили,
Учили узников с природою дружить.
(В. Сенина «О декабристах»)
Ведущий 4. Подлинным певцом русской женщины был Н. А. Некрасов.
Ни один поэт ни до Некрасова, ни после него не уделил столько
внимания женской судьбе. Поэт с болью говорит о тяжелой доле русской
крестьянки, о том, что «ключи от счастья женского утеряны давно». Но
никакая рабски-приниженная жизнь не сможет сломить гордость и чувство
собственного достоинства русской крестьянки. Такова Дарья в поэме
«Мороз, Красный нос». Как живой предстает перед нами образ русской
крестьянки, чистый сердцем и светлый душой:
Чтец.
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,—
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!
По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.
В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет, спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Ведущий 1.Традиции поэтов и писателей 19 века в создании женских
образов продолжили Блок, С. Есенин, В. Маяковский, Гумилёв, Пастернак
и многие другие поэты и писатели.
Ведущий 2. Анна Сардановская, Лидия Кашина, Зинаида Райх, Галина
Бениславская, Татьяна Толстая, Айседора Дункан.... Это женщины,
которые стали «моментом истины» для русского поэта Сергея Есенина.
Каждая из них была рядом с поэтом сравнительно недолго, но значила
очень много.
Галина Артуровна Бениславская, журналистка, по матери грузика , по
отцу француженка . В Галине Бениславской соединились неразрывно
чувство возвышенной любви к поэту и чувство глубокого понимания его
таланта. Именно поэтому она и решила посвятить себя издательским делам
Есенина и заботе о нем и его близких, что, безусловно, позволило поэту
сосредоточиться исключительно на творчестве.: «Она красивая!.. Ну так
вот! Галя - мой друг! Больше, чем друг! Галя - мой хранитель!» Эта
девушка, умная и глубокая, любила Есенина преданно и беззаветно.
Есенин отвечал большим дружеским чувством.
Видеоклип « Я помню, любимая, помню..
Ведущий 1. Осенью 1923 года судьба подарила Есенину встречу с
Августой Леонидовной Миклашевской, актрисой Камерного театра,
прекрасной, нежной, красивой женщиной. Ей поэт посвятил шедевры
любовной лирики, прекрасные любовные стихотворения. «Заметался
пожар голубой..» и «Ты такая ж простая, как все..»
Звучит песня «Заметался пожар голубой»
Ведущий 2. Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери
поэта, который вырастает в обобщенный образ русской женщины.
Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое
терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя
терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много
волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. В «Письме
матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной
силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».
Чтец.
«Письмо матери»
С. Есенин
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
(Звучит произведение композитора Ф. Шуберта «Аве Мария», на слайде –
картина Рафаэля «Сикстинская мадонна».)
ВЕДУЩИЙ 1. Внимательно вглядитесь в картину «Сикстинская
мадонна» Рафаэля. Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках
легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди
были счастливы, Мария должна отдать им своего сына маленького
Христа на страдания и муки. Она в последний раз любовно прижимает его
к себе.
Мария остановилась у границы двух миров небесного и земного. В ее
широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем
неустроенного мира, мира тревог и страданий. Прекрасные глаза матери
печальны. Малыш приник к материнской груди и беспокойно
всматривается в толпу. Рафаэль славит величие женщины, способной во
имя высшего долга пойти на жертву. Мария – идеал материнства.
Чтец
А. Марков «Сикстинская мадонна»:
Я часами глядел на Мадонну,
Что бессмертье дала Рафаэлю,
На глаза…
Не от них ли, бездонных,
Даже черствые души светлели.
Не сводил с нее взгляда,
Покуда дымку облака, накинув на плечи,
Как пригрезившееся чудо,
Мне шагнула мадонна на встречу.
Не безгрешная та,
Не богиня, о которой земные не судят.
Просто мать.
И спросила о сыне, ею отданном людям.
Я не скрыл.
Все, как есть, я ответил.
К диким скалам его приковали.
Но огонь отвоеванный светит,
Прорезая полночные дали.
О смешные! Наивные твари,
Что ему учинили расправу.
Смерть такая – бессмертие дарит…
Благодарны вам люди, поверьте,
Преклоняют колени за сына.
Ведущий 2. С уважением и признательностью смотрим мы на человека,
до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и
почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в
горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти,
куске или крове. По отношению человека к матери народ меряет своё
отношение к человеку
Чтец ( фрагмент из романа «Молодая гвардия» А. Фадеева): «…Мама,
мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на
свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он
был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. С того
самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, как
ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь,
провожая в тяжелый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе. Я
помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои простынки, когда эти
простынки были еще так малы, что походили не пеленки, и помню, как ты
в тулупчике, зимой, несла ведра в коромысле, положив спереди на
коромысло маленькую ручку в рукавичке, сама такая маленькая и
пушистая, как рукавичка. Я вижу твои с чуть утолщенными суставами
пальцы на букваре, и я повторяю за тобой: «Бе-а-ба, ба-ба».
Я помню , как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у
сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела
пела только для себя и для меня. Потому что нет ничего на свете, чего бы
ни сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они не
погнушались.
Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они,
руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили
мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И
когда бы я ни открыл глаза, ты была возле меня, и ночник горел в комнате,
ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся
тихая светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои!
Оглянись и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты
обижал в жизни больше, чем мать, - не от меня ли, не от тебя, не от него,
не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши
матери? А ведь придет час, когда мучительным упреком сердцу обернется
все это у материнской могилы.
Мама, мама!.. Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете
можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…
( Во время чтения – на слайдах фотографии мам)
6-й чтец
Целую, низко голову склоняя,
Я миллионы женских рук любимых.
Их десять добрых пальцев для меня -
Как десять перьев лебединых.
Я знаю эти руки с детских лет.
Я уставал - они не уставали.
И, маленькие, свой великий след
Они всегда здесь оставляли.
Продёрнув нитку в тонкую иглу,
Всё порванное в нашем мире сшили.
Потом столы накрыли.
И к столу они всю Землю в гости пригласили.
Они для миллионов хлеб пекли.
Я полюбил их хлебный запах с детства.
Во мне, как в очаге, огонь зажгли
Те руки, перепачканные тестом.
Чтобы Земля всегда была чиста,
Они слезой с неё смывают пятна.
Так живописец с чистого холста
Фальшивый штрих стирает аккуратно.
Им нужно травы смётывать в стога,
Им нужно собирать цветы в букеты -
Так строится бессмертная строка
Из слов привычных под пером поэта.
Как пчёлы в соты собирают мёд,
Так эти руки счастье собирают.
Земля! Не потому ли каждый год
В тебе так много новизны бывает?
(Р.Гамзатов)
Ведущий 3. Сегодня мы открыли всего несколько страниц, посвящённых
женщине. Милые девушки, может кто-то из вас тоже станет героиней
стихов или песен.
Ведущий 4.
Современная женщина, современная женщина!
Суетою замотана, но, как прежде, - божественна,
Пусть немного усталая, но, как прежде, - прекрасная,
До конца непонятная, только сердцу подвластная.
Современная женщина, современная женщина
-То грустна и задумчива, то светла и торжественна.
Доказать ее слабость, побороть ее в дерзости
Зря мужчины стараются, Понапрасну надеются!
Хоть не хвастает силою, но на ней - тем не менее
-И заботы служебные, и заботы семейные.
Все на свете познавшая, все невзгоды прошедшая,
-Остается загадкою современная женщина!
Выходят все участники.
1. Мы кланяемся всем женщинам, матерям, сестрам, подругам за вашу
беззаветную любовь, доброту, за ваши руки, которые творят на земле
добро и справедливость, украшают жизнь, наполняют ее смыслом, делают
счастливой.
2. Кланяемся вам, мамы, за ваш великий материнский подвиг.
3. Кланяемся вам, наши сестры, подруги, за ваше понимание, сердечность,
терпение, заботу.
4. Кланяемся вам за то, что вы несете свет и тепло детям, близким людям.
Кланяемся вам за ваш великий самоотверженный труд.
5. Кланяемся вам душе семьи, хранительницам семейного очага,
настоящим и будущим.
В заключение классного часа юноши дарят каждой девушке гелиевый
шар.