Конспект урока "Композиция как универсальный принцип в искусстве" 6 класс


Конспект
урока изобразительного искусства
Тема: « Композиция как
универсальный принцип в искусстве»
6 класс
Учитель изобразительного искусства
МОУ «Гимназия № 87»
Яковлева Марина Николаевна
г. Саратов - 2009 г.
Тема урока: "Композиция как универсальный принцип в искусстве»".
Цель урока: формирование умения использовать приемы, средства композиции,
развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений,
построенных с учетом композиционных законов.
Задачи урока: Обогащать знания о композиции. Научить использовать знания,
полученные на уроке в самостоятельной работе. Научить рисовать
предметы по представлению. Развивать умение составлять из предметов
натюрморт. Закрепить умение выразительно размещать предметы на листе.
Способствовать дальнейшему развитию графических навыков.
Оборудование для учащихся:
бумага, гуашь, пастель, кисти, баночка для воды, палитра, клеенка.
Оборудование для учителя:
зрительный ряд:
презентация, таблицы, карточки
натурный материал:
драпировка, посуда, сухие цветы, муляжи фруктов и овощей
План урока: 1.Организационный момент
2 Сообщение целей и задач урока
3.Сообщение нового материала с использованием презентации. 15 мин.
4.Самостоятельная работа. 20 мин.
5 Обсуждение творческих работ учащихся. 5 мин.
Ход урока:
Учитель: Композиция (от лат. compositio ) означает составление, соединение различных
частей в единое целое в соответствии с какой либо идеей. Композиция встречается во всех
областях жизни человека. В музыке, в одежде, в архитектуре, в еде, в дизайне( дети сами
пытаются назвать области).
В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного
произведения.
Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше
воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному
построению.
Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате
мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения
размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник,
пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т.п.)
Использование в композиции диагональных линий придает картине динамику, ощущение
движения.
Оставляя перед движущимся предметом свободное пространство, мы усиливаем иллюзию
движения.
В сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному, а
композиционный центр не обязательно должен быть в центре картины.
Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Такое
построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой
торжественности и значимости событий.
Симметричные композиции статичные (устойчивые), левая и правая половины
уравновешены.
В ассиметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в
зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины не
уравновешены.
На карточках показываю варианты возможных ошибок в композиции, чтобы они не
попали в работы учеников.
Практическая работа:
ученики по очереди подходят к доске и составляют из выбранных ими предметов свою
композицию, тут же получают оценку своих товарищей и имеют возможность что то
изменить. Затем ребята переносят свои варианты композиции в альбом. Выбор материала
произвольный.
В конце урока рассматриваем работы, находим те, в которых наиболее интересно
использованы особенности и характеристики предметов, наиболее точно схвачены
композиционные нюансы.
Литература: Н.М.Сокольникова – Основы композиции, Обнинск,1996.