Конспект урока "Рембрандт "Возвращение блудного сына""

1
Рембрандт Харменс ван Рейн
(1606—1669г.)
«Возвращение блудного сына»
Посмотрите на эту картину. Я думаю, что она хорошо вам известна, и, надеюсь, что вы
правильно произнесете и имя автора, и название картины. Где хранится этот шедевр?
Имя этого голландского художника известно всему миру. Музеи почитают за великую честь
иметь в своих собраниях картины Рембрандта. В коллекции Эрмитажа находится 28 картин великого
мастера.
Рембрандт Ван Рейн родился в 17 веке в Голландии, в семье мельника и не получил хорошего
образования. У него не было учителя рисования, поэтому все, что он добился в живописи - это лишь
заслуга его воли и труда. Огромное дарование позволяло ему писать картины без предварительных
набросков карандашом, что говорило о феноменальной памяти, а неудержимая страсть заставляла
работать, не отрываясь на еду и прием даже именитых гостей. Уже в 26 лет он становится
популярным художником, переезжает в Амстердам. Заказы сыплются как из рога изобилия.
Вскоре он по большой любви женится на прекрасной Саскии, но, к великому сожалению, все
их трое детей умирают. После рождения сына, Титуса, который выжил, умирает Саския. Безмерно
опечаленный смертью любимой жены, художник не смог сосредоточиться на работе – заказных
портретах – и быстро растерял богатых заказчиков.
Он увлеченно пишет другие полотна их темой стали библейские истории.
В конце жизни Рембрандта ждал еще один страшный удар умирает его сын Титус. Именно
под впечатлением этого печального события художник и создает великое полотно «Возвращение
блудного сына». Страшное чувство потери эхом отзывается в картине. Считается, что это последняя
картина Рембрандта.
Рембрандт Ван Рейн прожил 64 года и написал около шестисот картин. Некоторые из них
находятся в знаменитом «Рембрандтовском зале» Эрмитажа. Это печально знаменитая «Даная»,
варварски облитая кислотой и с трудом восстановленная реставраторами, это и картины на
евангельские сюжеты: «Жертвоприношение Авраама», «Поклонение волхвов», «Снятие с креста».
Полотно «Возвращение блудного сына» находится в Эрмитаже. В дни Рембрандта окна музея
закрывают шторами, а картину освещают лампами, и вот почему. Известно, что художники того
времени делали краски сами. Так вот эта картина была написана особой краской. Здесь были
использованы бычья кровь и тертое золото, поэтому освещение дает особенное впечатление.
Какая удивительная книга послужила источником вдохновения для художника?
- Библия
На какие две большие части делится Библия?
- Ветхий и Новый заветы.
О чем в них говорится?
- В Ветхом завете повествуется о сотворении мира, о жизни людей до рождения Иисуса
Христа, а в Новом – о рождении Христа и деяниях его апостолов.
К какой части Библии обратился Рембрандт?
- К Новому Завету.
Какую историю он взял за основу сюжета своей картины?
- Притчу о блудном сыне.
Кто и кому рассказывает притчи?
- Иисус своим ученикам и людям, слушающим его.
Определение слова «притча»
«Толковый словарь» Даля: ПРИТЧА - иносказание, образный рассказ, часто употребляемый
в Библии и Евангелии для изложения вероучительных истин. В отличие от басни притча не
содержит прямого наставления, морали. Слушатель сам должен его вывести. Поэтому свои
притчи Христос обычно заканчивал восклицанием: «Имеющий уши слышать, да слышит!»
2
Давайте послушаем эту притчу
В Евангелии от Луки говорится, что однажды Иисус рассказал такую притчу:
У некоторого человека была два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне
следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней
младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя
распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти
свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал
ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я
умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и
пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и,
побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и
пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите
лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите
откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв
и ожил, и пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и
возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг,
спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол
откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти.
Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и
никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне
повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с
блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой!
Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат
твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Итак, притча называется «О блудном сыне». Выражение «блудный сын» давно уже стало
устойчивым.
Выражение " блудный сын " значит: сын, вышедший из повиновения, человек
беспутный, нравственно нестойкий, но чаще употребляется в значении: раскаявшийся в
своих заблуждениях.
План сочинения:
I. Вступление
1. Несколько слов о художнике и картине.
2. Библейский сюжет как основа картины.
II. Основная часть
1. Композиция картины.
2. Фигуры отца и сына.
3. Фигура старшего сына.
4. Задний план картины.
III. Заключение
1. Эмоциональная сила картины
2. Нравственная нагрузка художественного полотна
3. Ваше впечатление от картины
1. Какой момент запечатлен на картине?
- Когда отец обнимает своего сына.
Для любого художественного полотна очень важна композиция. Что такое «композиция»?
3
Толковый словарь Ожегова объясняет это слово так: от латинского слова составление,
связывание. Это построение художественного произведения, придающее ему единую
смысловую форму.
На любой картине существует передний план, задний план, фон. Кого мы ясно видим на
переднем плане? Отца, младшего сына и старшего сына.
П
Е
Р
Е
Д
Н
И
Й
П
Л
А
Н
Фигура отца
Фигура младшего сына
Фигура старшего сына
Одежда
Ярко- красная накидка
акцентирует внимание
зрителя; расшитая
золотом одежда
контрастирует с
рубищем младшего
сына
Рваная, грязная,
изношенная одежда,
стоптанные до дыр
башмаки
Одежда говорит о
достатке, благосостоянии.
Поза
Нежно склонился над
сыном; сгорбленная под
грузом лет фигура;
поникшие плечи;
трепетно прижимает
сына, слабые старческие
руки.
Стоит перед отцом на
коленях; поза выражает
смирение; трогательно
прильнул к отцу; спрятал
лицо на груди у отца.
Фигура выражает досаду и
недовольство; руки сжаты;
он не готов протянуть их
брату, значит, не готов
простить его
Лицо
Во взгляде опущенных
глаз немой укор, лицо
выражает всепрощение
и сострадание
Лицо скрыто, но в нем
чувствуется искреннее
раскаяние; наверное, он
плачет;
Брови гневно приподняты,
губы сердито поджаты.
Хочет бросить резкие
слова, но
сдерживается.
Кого мы видим на заднем плане? Как они смотрят на отца и сына?
- На заднем плане мы видим фигуры людей, очевидно, домочадцев, которые оказались
свидетелями встречи отца и сына. В их глазах любопытство, смешанное с умилением.
У этой картины, как и у многих картин Рембрандта, есть свой секрет. Обратите внимание
любой зритель, подошедший к картине достаточно близко, словно становится ее участником, словно
присутствует на этом свидании, поэтому вас не покидает чувство реальности происходящего.
- Какое впечатление произвела на вас картина? Что вызвало удивление, может быть,
восхищение?
Мастерство художника: сумел передать чувства, эмоции героев; сумел передать
трогательную атмосферу долгожданной встречи; написал потрясающие по своей
выразительности фигуры; использовал яркие, насыщенные цвета; удивительным образом
зритель словно становится участником сцены прощения
- Какие чувства рождает у вас картина?
- Это яркие чувства: жалость к постаревшему отцу, радость за него ведь он сейчас
счастлив, сочувствие к сыну, многое испытавшему.
( на листке и доске записываем: яркие чувства: жалость к постаревшему отцу, радость за
него, сочувствие к сыну, многое испытавшему;)
- О чем заставляет задуматься и притча «О блудном сыне», и одноименная картина?
- Об ответственности за свои поступки, о той боли, которую мы порой приносим своим
родителям, о любви к своим близким, об умении прощать.
Как вы думаете, что сильнее подействовало бы на покаявшегося сына – гнев отца или его
прощение?
4
- Прощение. Сын испытывает еще большие муки раскаяния, он покорен мудростью отца.
Если бы отец его не простил, то сын жил бы с вечной обидой на него. Отец действует согласно
одной из библейских мудростей:
«Поступай с другими так, как хочешь, что бы поступали с тобой».
- Какую из десяти заповедей Христа уместно вспомнить в данном случае?
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле
Приложение
Сочинение по картине Рембрандта «Возвращение блудного сына»
Рембрандт ван Рейн великий голландский живописец 17 века. За свою жизнь он написал
более трехсот полотен, 28 из них хранится в Эрмитаже. Среди них печально знаменитая «Даная» и
несколько полотен на библейские сюжеты.
Картина «Возвращение блудного сына» встречает нас у входа в рембрандтовский зал. Она
написана по знаменитой притче, которую рассказывал Иисус Христос своим ученикам.
На картине запечатлен момент трогательной встречи отца и сына. После долгих скитаний
блудный сын возвратился в родной дом и просит простить и принять его.
На переднем плане мы видим старого отца, который нежно прижимает к себе младшего сына.
На старике ярко-красная накидка, акцентирующая взгляд зрителя на его фигуре. Его богатая одежда
явно контрастирует с лохмотьями сына. Отец нежно склонился над юношей и опустил ему на плечи
дрожащие от волнения старческие руки. В лице старика и нежность, и скорбь, и сострадание, и
всепрощение.
Перед отцом на коленях стоит младший сын. Рваная, изношенная одежда, стоптанные до дыр
башмаки говорят о его бедственном положении. Он трогательно прильнул к отцу, ища у него
защиты и прося прощения за те горести, которые он ему доставил. Его поза выражает искреннее
раскаяние. Лицо сына скрыто, но мы можем предположить, что он плачет.
Сбоку особняком стоит старший сын. Его руки крепко сжаты он не торопится протянуть их
навстречу брату, не спешит прижать его к себе, как отец. Фигура старшего сына выражает досаду и
недовольство. Брови его гневно приподняты, а губы сердито поджаты. Он словно хочет бросить
резкое слово, но сдерживается.
В глубине картины мы видим несколько фигур людей, ставших свидетелями этого волнующего
момента. Они с любопытством и умилением смотрят на происходящее. Удивительно, что и зритель
волей автора картины становится участником этой тяжелой сцены прощения, поэтому ощущения
зрителя особенно сильны.
Картина произвела на меня незабываемое впечатление. Поражает талант Рембрандта. Он сумел
мастерски передать эмоции героев, трогательную атмосферу долгожданной встречи. Используя
яркие насыщенные цвета, художник написал потрясающие по своей выразительности фигуры.
Эта картина рождает чувство жалости к постаревшему отцу, радость за него ведь он вновь
обрел любимого сына. Мы испытываем и сочувствие к блудному сыну, многое испытавшему и
понявшему.
И притча, и картина заставляют нас задуматься об ответственности за свои поступки. Мы
должны любить и почитать своих родителей и не приносить им боли. Нужно жить, помня мудрую
истину: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».