Конспект урока "Развивающая технология солевой и акварельной техник в изобразительном искусстве" 7 класс скачать бесплатно


Конспект урока "Развивающая технология солевой и акварельной техник в изобразительном искусстве" 7 класс


«Развивающая технология солевой и акварельной техник в изобразительном
искусстве» с использованием ИКТ
Огаркова Е.Ю.
Учитель изобразительного
искусства Высшей категории
МАОУ гимназии № 23 г. Челябинска
Технология развивающего обучения
Не секрет, что детям надоедает рисовать на бумаге. Что еще можно использовать, на чем
можно рисовать? Эту проблему можно эффективно решить, если предложить учащимся
попытаться использовать для рисования другие материалы, отличные от бумаги, например шелк.
В 7-х классах можно провести урок (или серию уроков, в зависимости от наличия учебного
времени) с применением солевой и акварельной техники. Как обучить школьников такому
мастерству?
Цели учебного занятия:
1. Обучить школьников росписи «Холодный батик» и представить современные
способы росписи по шелку.
2. Развивать технические навыки использования приемов росписи в солевой и
акварельной техниках
3. Способствовать воспитанию интереса к росписи как виду прикладного искусства .
Задачи:
1. Познакомить школьников с историей возникновения «солевой и акварельной» видов
росписи.
2. Обучить технике нанесения цвета на ткань при исполнении «солевой» и
«акварельной» росписей
3. Научиться применять технику для росписи бытовых принадлежностей.
План учебного занятия.
1. Орг. момент 2 мин
2. Вводная часть (история развития батика) 3 мин.
3. Солевая техника (последовательность выполнения работы) 15мин
4. Акварельная техника (последовательность выполнения работ) 15 мин.
8. Подведение итогов. Выставка работ. 5мин.
Начать следует с исторической справки о данном виде искусства. История
декорирования ткани уходит в глубокую древность. Роспись по шелку или батик одно из
древнейших ремесел, родиной которого является Индонезия, где использовались натуральные
краски, изготовлявшиеся на растительной основе. Очевидно, с незапамятных времен в человеке
жила необходимость сделать свою одежду более нарядной. Но натуральный шелк совсем не
является обязательным атрибутом лишь восточного стиля. Панно на шелке уместны и в
классической обстановке и в авангардном интерьере. Они всегда эффектны, выразительны и
несомненно будут притягивать к себе взгляд, особенно в ясную погоду, когда подсвеченный
солнцем шелк создает ощущение тепла и уюта. Панно на шелке, выполненные талантливым
художником несут в себе определенную световую гармонию, свободную вибрацию света и линий.
Этими картинами хочется любоваться снова и снова.
Новизна учебного материала, а следовательно, и источник мотивации к учению
заключается в способе передачи цвета на ткани. Практическая значимость в
многофункциональности объекта рисования
(картина, платок, шторы, наволочка, блуза, платье)
Вопросы к учащимся (актуализация темы):
1. Чтобы вы выбрали сюжетом своей работы? (вопрос к учащимся)
2. Какие цвета вас больше привлекают: холодные или теплые? (вопрос к учащимся)
3. Что вам нравится больше? Работать с жанровой композицией или плоскостной? (вопрос
к учащимся)
4. Если то и другое, то нам предстоит работа в двух жанрах как с плоскостной так и с
пространственной композицией, но лист бумаги мы сегодня заменим тканью.
Знакомство с холодным батиком (солевая техника)
Изучение техники росписи по ткани начинаем с солевой техники. Рассмотрим воздействие
соли при росписи шелка. Структуры возникающие, в результате использования соли при росписи
картин, платков одежды в этой технике завораживают. Причина этому гигроскопические
свойства соли: она поглощает влагу. Если вы покрасите шелк и, не давая ему высохнуть, нанесете
на него немного соли, она тут же начнет впитывать воду. Вместе с водой соль притягивает и
содержащиеся в ней пигменты - и в результате краска становится светлее, цвета смещаются,
возникают контуры, абстрактные узоры, причем все время разные, в зависимости от влажности,
состава краски или особенностей самой соли.
1. Материалы .
Роспись по шелку одно из самых увлекательных творческих занятий. И успех его в
значительной степени зависит от качества купленных Вами материалов и их правильного
использования. Стремясь облегчить Вашу задачу и дать Вам возможность в точности повторить
наши модели, мы расскажем Вам о тех материалах, которые были использованы для их
изготовления.
Шелк для росписи годиться любой вид ткани.
Краски одни краски разводятся только спиртом, другие разбавляются также и водой.
Отличаются они по способу закрепления утюжкой, горячим воздухом, влагой или паром.
Соль ей посыпают расписанные и еще влажные участки ткани. Обладая свойством притягивать
влагу, соль связывает растворенные в воде красящие вещества – пигменты.
Рама один из самых необходимых предметов при росписи шелка, обеспечивающий тугое
натяжение ткани.
Кисти важнейший рабочий инструмент для росписи по шелку. От их свойств и качества зависит
результат работы.
2. Солевая техника (Последовательность выполнения работы)
Предлагаем учащимся натянуть на раму шелковую ткань при помощи кнопок.
Предлагаем учащимся подготовить дистиллированную воду. На литр воды – ½ чайной ложки
соды. Не пользуйтесь для окраски ткани водой из под крана – даже незначительное содержание в
ней извести может вызвать со временем некрасивые изменения рисунка.
Для использования солевой техники подходят и акварельные художественные краски.
Как вы считаете – чем отличаются акварельные краски от специальных красок для батика?
(Ответ – краски для батика в жидком концентрированном состоянии и закрепляются паром)