Конспект урока "Пропорции человеческого лица" 7 класс

Урок по теме:
Пропорции человеческого лица.
7 класс
Цели урока:
1.Расширение представлений об особенностях человеческого лица
2. Развитие психоэмоциональной сферы учащихся
3.Развитие образного и ассоциативного мышления
4.Развитие аналитических способностей, воображения
Задачи урока:
1.Дать общее представление об основных пропорциях лица
2.Развитие графических навыков набросков с натуры и по
представлению образа человека
3.Развитие техники работы в линеарном рисунке с использованием
элементарной светотени
Оборудование урока:
Слайды со схемами
Локальная сеть
План урока:
1.Введение в проблему, рассказ о древней истории использования
пропорций, чисел в установлении канонов красоты у разных
народов, на примере Древнего Египта, Греции, Рима, современного
искусства.
2.Анализ изображений по теме урока, схемы ,таблицы
3.Предварительная работа на доске
4. Выполнение набросков лица по представлению или с натуры
5.Подведение итогов урока, выставление оценок
Ход урока
1.Вступление, рассказ о использовании канонов изображения
человека в Древнем Египте
Там как основа пропорций был взят средний палец руки, как
кратный священному числу 21, при перемножении длины среднего
пальца руки человека на число 21 получаем длину полного роста
взрослого человека
Изображения лиц в гробницах использовались только в
профильной проекции, глаз выполнялся в фас
В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был
разработан специальный канон — то есть такая система пропорций
человеческой фигуры, которая делила изображение на части и
позволяла по части определить целое и по одной части тела
определить другую. Известно, что египтяне положили в основу
деления фигуры 21 1\4 части. В это число входили 19 равных частей
разделения самой фигуры, а 2 1\4 части приходились на
изображение традиционного головного убора
Египтяне пользовались и специальными сетками-таблицами,
которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для
создания рельефа или росписи. На сохранившихся и дошедших до
нас памятниках можно видеть, что горизонтальные и вертикальные
линии делят рисунок в определенных местах, что соответствует
членению фигур на части. Были установлены также определенные
размеры для изображения сидящих фигур и изображения, разных
богов в | соответствии с их иерархией (одни должны быть выше,
другие немного ниже). Детей изображали как взрослых, но
значительно меньшими по размеру. Художнику необходимо было
знать установленные каноном нормы и научиться вписывать в них
изображения, пользуясь сеткой-таблицей. Единая система
обучения и строгое соблюдение выработанных норм позволяли
выполнять части одного произведения разными мастерами. Когда
такие части составляли в единую композицию, то они точно
сходились, и не было нарушения пропорций.
Вся история учения о пропорциях связана с поисками законов
гармонии и красоты. В Древней Греции систему идеальных
пропорций человеческой фигуры создал скульптор Поликлет в I V
веке до н. э. Его теоретическое сочинение на эту тему называлось
«Канон», а выражением в скульптуре этой системы явилась его
статуя «Дорифор», что означает копьеносец. I Мастер изобразил
атлета-юношу, победителя в соревнованиях по метанию копья, в
момент, когда после одержанной победы он совершает круг почета
по стадиону и его приветствуют восторженные зрители.
Рассмотрение с учащимися древнеегипетских рисунков, общие
пропорции и пропорции лица
Итак основная схема Египта это деление лица на три части была
потом заимствована Поликлетом, скульптором научившим
скульптуры правилам «контрапоста»,но и греки и египтяне не
изображали эмоций, их портреты редко улыбаются,
Поликлет создал новые членения пропорций человеческой фигуры,
однако точных сведений о том, что именно было выбрано за
единицу меры — величина ладони, ступни или высота головы, не
сохранилось.и красоты в пропорциях получил название «золотое
сечение», которое олицетворяло равновесие знания, чувств и силы.
Золотое сечение возникает при делении отрезка на две неравные
части таким образом, при котором весь отрезок относится к
большей его части, как большая к меньшей (0,618).
Знакомство с золотым сечением сыграло немалую роль в работе
античных архитекторов, скульпторов и живописцев. Обучающимся
рисунку будет интересно узнать правило, наглядно
прослеживающееся в древнегреческих статуях: при делении
туловища человека в соответствии с золотым сечением легко найти
уровень пупа и локтя, при повторном делении двух отрезков в
противоположных направлениях определяется высота колена и
нижний уровень шеи.
Рассмотрим греческий портрет Дорифора
Эпоха Возрождения была временем создания первых учебников
по рисованию,
вот рисунок Дюрера для начинающих художников, который сам
великий немецкий мастер называл «обрубовка»
Здесь мы видим классическое воплощение канона Поликлета
деление лица на три части,
Рассказ о каноне на основе современной схемы для обучения
начинающих художников
Советы для начала эскизирования
1.Определите общий овал лица,
рассмотрение типологий овалов
Затем общие пропорции,
разметка
После нахождения специфики общего образа переходим с
нахождению индивидуальных черт.
Переход к индивидуальной работе с учащимися
Итоги урока, анализ работ и выставление оценок
Библиография
Сетевой ресурс. http://rudocs.exdat.com/docs/index-341197.html