Презентация "Композиция архитектурных сооружений. Часть 2" 3 класс

Подписи к слайдам:
Композиция архитектурных сооружений. Часть2.
  • Урок 8
  • 10-11 лет
  • УМК любой
  • Березина Ирина Викторовна
  • Преподаватель теоретических дисциплин
  • МАУДО г. Нижневартовска ДШИ № 2
Композиционными средствами в архитектуре могут быть названы: 
  • — форма, масса, силуэт,  — план,  — симметрия — асимметрия,  — контрастное сопоставление частей,  — выявление композиционного центра,  — архитектоника,  — пропорции,  — ритм,  — масштабность,  — связь здания и природной среды. 
7. Пропорции
  • Латинское слово «пропорция» означает соразмерность. Чтобы понять, что такое пропорции, рассмотрим детскую игрушку, например медвежонка с большой головой. Мы четко видим, что соразмерность нарушена — голова больше остальных частей тела зверушки. Это вызывает у человека умиление, потому что в его восприятии большая голова связана с детскостью, ведь детеныши многих зверей и птиц рождаются с большой головой.  К слову сказать, многие игрушки, особенно пришедшие к нам из кинематографа, обладают диспропорцией — у Шрека огромная грудная клетка и сутулая спина, у мистера Исключительного — широкие плечи. Это оправданно — Шрек должен быть показан уродливым снаружи и прекрасным внутри, плечи мистера Исключительного — знак его силы и непобедимости. Это, с одной стороны, дает возможность запомнить героев, а с другой — приучает глаз к непропорциональности. В архитектуре пропорции должны быть непременно соблюдены. 
  • Пропорция
  • (от латинского - «соразмерность»)
Рассмотрим понятие «пропорции» на примере греческого ордера.  — Дорическая колонна олицетворяет, как мы уже говорили, мужское начало, она мощнее ионической и заканчивается эхином и абакой. Архитрав — главная балка, которую держит колонна, также очень мощная. На фризе в дорическом ордере триглиф (плита с тремя выступами) чередуется с метопами (рельефное изображение).  — Ионическая колонна, олицетворяющая женское начало, более изящна, ее капитель состоит из завитков — волют, архитрав и фриз менее мощные, на фризе нет метоп и триглифов, он весь украшен. 
  • Рассмотрим понятие «пропорции» на примере греческого ордера.  — Дорическая колонна олицетворяет, как мы уже говорили, мужское начало, она мощнее ионической и заканчивается эхином и абакой. Архитрав — главная балка, которую держит колонна, также очень мощная. На фризе в дорическом ордере триглиф (плита с тремя выступами) чередуется с метопами (рельефное изображение).  — Ионическая колонна, олицетворяющая женское начало, более изящна, ее капитель состоит из завитков — волют, архитрав и фриз менее мощные, на фризе нет метоп и триглифов, он весь украшен. 
А теперь давайте мысленно представим, что у дорической колонны появилась ионическая капитель и фриз без метопы и триглифов, а у ионической — мощные архитрав и фриз. Что мы получим? Ионическая колонна будет изнывать под тяжестью мощного навершия, а дорическая — «бездельничать» под легким ионическим архитравом и фризом. Это и есть нарушение пропорций. Каждому образу должны соответствовать свои архитектурные формы, которые наиболее точно подчеркивают характер образа.
  • А теперь давайте мысленно представим, что у дорической колонны появилась ионическая капитель и фриз без метопы и триглифов, а у ионической — мощные архитрав и фриз. Что мы получим? Ионическая колонна будет изнывать под тяжестью мощного навершия, а дорическая — «бездельничать» под легким ионическим архитравом и фризом. Это и есть нарушение пропорций. Каждому образу должны соответствовать свои архитектурные формы, которые наиболее точно подчеркивают характер образа.
  • Мощному, кряжистому(плотному, крепкому) Дмитриевскому собору соответствует мощный барабан, а у облегченного храма Покрова на Нерли — он меньше и выше.  Если пропорции правильно рассчитаны, то при взгляде на здание у зрителя создается ощущение ясности и уравновешенности. 
  • Дмитриевский собор во Владимире
  • Покрова на Нерли
  • Древние греки говорили: «Человек есть мера всех вещей». В своих постройках они искали те же соотношения, что и в человеческом теле. Если мы «подрежем» колонны Парфенона, то он будет выглядеть как человек с огромной головой на ногах-обрубках. Если же мы «удлинним» колонны, то храм будет похож на жирафа с маленькой головой. 
  • Парфенон
Иногда здание специально утяжеляют — так поступил Монферран, утяжелив объем несомой части над колоннами Исаакиевского собора. Собор стал похож на купца с надвинутой на глаза золоченой шапкой.
  • Иногда здание специально утяжеляют — так поступил Монферран, утяжелив объем несомой части над колоннами Исаакиевского собора. Собор стал похож на купца с надвинутой на глаза золоченой шапкой.
8.Ритм
  • от греческого слова «ритмос» — равномерное чередование. Ритм начинает существовать, когда есть три элемента или более. В архитектуре — это сочетание и чередование цветовых пятен, объемов — пауз, фигур — пустот, света — тени. Ритм в архитектуре можно проследить:  — в организации частей конструкции,  — в убранстве здания,  — в соответствии здания окружающей среде. 
Ритм
  • Например, внутри древнерусского храма столбы чередуются с пустотами.
  • Ритм виден и в убранстве стен: по горизонтали — три прясла, над каждым своя закомара, окно; по вертикали — декор стены, наверху резной камень, аркатурно-колончатый пояс, гладкий камень. Свой ритм чередования окон и декора имеет барабан. 
В одних случаях ритм создает бодрое, приподнятое настроение, в других — становится более торжественным и монументальным. Это зависит от размера чередующихся элементов и расстояния между ними. Если элементы большие и расстояния между ними значительные, то и ритм будет тягучий, медленный, степенный. Если элементы невелики по размеру и находятся друг от друга на близком расстоянии, то ритм будет более частым и дробным.
  • В одних случаях ритм создает бодрое, приподнятое настроение, в других — становится более торжественным и монументальным. Это зависит от размера чередующихся элементов и расстояния между ними. Если элементы большие и расстояния между ними значительные, то и ритм будет тягучий, медленный, степенный. Если элементы невелики по размеру и находятся друг от друга на близком расстоянии, то ритм будет более частым и дробным.
  • Сравните уже рассматриваемый нами пример: фасады Зимнего дворца в Санкт-Петербурге и Успенского собора  в Кремле.
  • Зимний дворец В Санкт- Петербурге
  • Успенский собор Московского Кремля
9.Масштабность
  • Масштабность — это отношение сооружения к пропорциям и размерам человеческого тела. Рядом с одними зданиями чувствуешь себя муравьем, рядом с другими — легко и приятно. Если здания не соотносятся с пропорциями человеческого тела, то они или не предназначены для людей (пирамиды) или выражают какую-то космическую идею (готический собор). 
  • Масштабность
Масштабность
  • Например, колонны храма Амона в Луксоре несоотносимы с человеческим телом — они огромны, излишне высоко поднимают архитрав и очень близко стоят друг к другу, что создает ощущение зажатости.
А вот Версальский дворец и Палаццо Питти соответствуют пропорциям человеческого тела: можно сказать, что у них есть «голова», «туловище» и «ноги». Это снимает ощущение сдавленности, создает чувство легкости. 
  • А вот Версальский дворец и Палаццо Питти соответствуют пропорциям человеческого тела: можно сказать, что у них есть «голова», «туловище» и «ноги». Это снимает ощущение сдавленности, создает чувство легкости. 
10. Связь здания и природной среды
  • Нередко здания располагаются в природном окружении. Сооружение следует так включить в природный ландшафт, чтобы оно казалось как бы естественно возникающим из него и его дополняющим. Непревзойденным образцом является знаменитый ансамбль афинского Акрополя, состоящий из расположенных на скале храмов и общественных сооружений, сливающихся с далекими горами и лазурным сверкающим морем.
Связь здания и природной среды
  • Ансамбль афинского Акрополя
Связь здания и природной среды
  • Для целостного восприятия произведения архитектуры важна организация пространства вокруг него. Здание, стоящее одиноко в окружении природной среды, как, например, церковь Покрова на Нерли, будет смотреться совсем иначе, нежели здание, пусть стоящее особняком, но посреди городской застройки, как храм Василия Блаженного. Положение храма, его связь с другими зданиями, даже находящимися далеко, все равно надо учитывать. Что же касается здания, стоящего на улице в ряду с другими домами, то и говорить нечего — все они должны быть выдержаны в одном стиле.
  • Церковь Покрова на Нерли
  • Храм Василия Блаженного
Архитектурный ансамбль
  • Архитектурный ансамбль — это композиционно и функционально завершенный архитектурно-ландшафтный объект.
  • Самое главное в ансамбле — выделение его композиционного центра и подчинение этому центру остальных элементов.
  • Обычно ансамбль создается сразу, но бывают и исключения. Например, ансамбль Дворцовой площади в Санкт-Петербурге складывался постепенно: Зимний дворец Растрелли был построен в середине XVIII в., а здание Главного штаба Росси — в 20-е гг. XIX в. 
  • Ансамбль Дворцовой площади в Санкт-Петербурге
Ансамбли бывают: 
  • — городские,  — загородные,  — парковые. 
Загородные ансамбли
  • чаще всего представляют собой усадьбу или крепость. Усадьба соединяет в себе архитектурные сооружения и парковую планировку.
  • План-схема Петергофа
Парковая планировка
  • Существует три основных системы парковой планировки:  — Итальянский парк. Размещение парка по склону горы с организацией на ней многочисленных лестниц, пандусов, гротов, террас, каскадов воды (вилла д’Эсте). Эти парки создавались в эпоху Возрождения, в них была заложена идея созерцания мира с высоты, когда человек ощущал себя властелином и мог наблюдать законы линейной перспективы. 
Парковая планировка
  • — Французский парк. Строго симметричная планировка на плоской местности. Типична геометрическая сетка аллей, широкое применение подстриженной зелени, фонтанов, водоемов (Версальский парк близ Парижа). Эти парки создавались в эпоху классицизма, строгой планировкой они подчеркивали идею превосходства разума над чувствами. 
Парковая планировка
  • — Английский или пейзажный парк. Асимметричен по композиции; изгибы дорожек, расположение групп деревьев искусно имитируют обычную природную обстановку. Эти парки создавались в эпоху Просвещения, когда умами владели мысли энциклопедистов Дидро, Вольтера, Руссо о красоте всего естественного, о возвращении к природе.  Как видно, парковые ансамбли отражали философские веяния своего времени.
11.Стили
  • Запишите стили в порядке следования:
  • Египет
  • Греция
  • Рим
  • Романский
  • Готика
  • Возрождение
  • Барокко
  • Классицизм
  • Эклектика
  • Модерн
Стиль
  • Стиль — это общность, единство. Стиль предполагает внешнюю и внутреннюю общность, схожесть.
  • Что же в архитектуре считать внешним и что — внутренним? Внешнее конечно же форма, которая проявляется не только в декоративных элементах, но и в наборе определенных деталей, и в плане, и в конструкции, и в композиции, и в материалах. А внутреннее — то мировоззрение, та философия, которые существовали в каждую эпоху. Философия, в свою очередь, основывается на достижениях науки, на мирочувствовании, которое принято в том или ином обществе. Архитектура отражает эти настроения, транслируя их в будущее.
Домашнее задание
  • Составь кроссворд по теме: «Композиция архитектурных сооружений» (Презентации № 7, 8 по теме «Архитектура»)
  • Подбери иллюстрации к разным типам парка и к разным архитектурным стилям (с названием, автором, временем создания, месторасположением).
  • Подготовься к проверочной работе.
Источники:
  • А. М. Вачьянц. Введение в мировую художественную культуру. 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224 с. (Мировая художественная культура). – (Вариации прекрасного)
  • http://art.1september.ru/article.php?ID=200701113
  • Локтева О. Язык искусства: как раскрыть детям тайну архитектуры. // Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО, 2007, № 11
  • http://ooomaksim.umi.ru/images/cms/data/olimpijskij_mishka.jpg –(сл.4)
  • https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=cbe88ca80659317aa7b2af020303489e&n=33&h=170 –(сл.4)
  • http://media.steampowered.com/steamcommunity/public/images/avatars/30/30647024b4894fe1aa152c7e9371ad59adf171f1_full.jpg –(сл5)
  • http://www.tudoorna.com/wp-content/uploads/2013/06/Cineorna_post_especial_namorados_09.png - (cл.5)
  • http://player.myshared.ru/686935/data/images/img4.jpg –(сл.7)
  • http://photos.fotki.lv/photos/3/W0001588/000158701/000015870066_%23_2_%23_elena_z.jpg?1185628504 –(сл9)
  • http://stat2.excursor.ru/images/resize_cache/excursions/ru/vladimirskaya_obl/vladimir/12382_621x414.jpg -(9сл.)
  • http://www.alluwant.eu/new/img/photos/f_1852_atena5.jpg –(сл.11)
  • http://ms2.znate.ru/tw_files2/urls_118/9/d-8858/7z-docs/1_html_m4aedafe9.jpg –(сл12)
  • http://data1.gallery.ru/albums/gallery/20543-5e357-2290792-m750x740.jpg –(сл.16)
  • http://www.spbdnevnik.ru/icon/news2/486x321/17221_1352036700.jpg –(сл.16)
  • http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/74/646/74646931_large_post1585531288163586.jpg –(сл.18)
  • http://player.myshared.ru/840260/data/images/img5.png –(сл18)
  • http://bigslide.ru/images/1/689/960/img13.jpg –(сл 19)
  • http://4.bp.blogspot.com/-shxih9oYgTs/UyeNcjnVeZI/AAAAAAAAAeY/ineheMLiw2w/s1600/versailles.jpg –(сл20)
  • http://great-travel.ru/uploads/posts/2014-07/1404499636_acropolis.jpg –(сл22)
  • http://2.bp.blogspot.com/-IA8pyuRpiQ4/UsvWjE_hI-I/AAAAAAAAAhE/SHm39tlvmMQ/s1600/86413312_parfenon.jpg –(сл22)
  • http://i.ytimg.com/vi/isIb1Z1qnM0/sddefault.jpg –(сл 24)
  • http://foto.spbland.ru/data/media/12/lrg_42507_DSCN0013.jpg –(сл 24)
  • http://armycarus.do.am/Statyi/Restavraciya/rest24.jpg -(сл 26)
  • http://samlib.ru/img/i/iwanowa_julija_nikolaewna/petergof/14shemaparka.jpg -(сл.29)
  • http://images.vfl.ru/ii/1392232918/2749a154/4230781.jpg –(сл.31)
  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/30/010609_28_villadesteacque.JPG –(сл 31)
  • http://summergarden.ru/wp-content/uploads/2010/08/deste2.jpg –( сл 31)
  • http://lh6.googleusercontent.com/-hA_b8qOL3Sw/TrczdQyNfJI/AAAAAAAADS4/KcvVkbhco6Q/s800/SDIM7140.jpg –(сл. 31)
  • http://arivik-reisen.ru/images/italia/ex/tivoli/thumb/photo5.jpg –(сл.31)
  • http://www.onlinecultus.com/wp-content/uploads/2013/09/versailles.jpg –(сл.33)
  • http://www.zao-astor.ru/images/landscapestyle_regular_1.jpg –(сл.33)
  • http://www.fotoprizer.ru/img/2677_orig.jpg –(сл.33)
  • http://i2.otzovik.com/2011/02/49610/img/12643294.jpg –(сл 33)
  • http://www.cult-turist.ru/img/9662_orig.jpg – (сл 33)
  • http://tourweek.ru/upload/iblock/28a/1572645228_2630dcc11b_o.jpg –(сл 33)
  • http://www.travelstyle.gr/portal/photos/articles/thumbs_large/12438_timthumb.jpg –(сл 33)
  • http://travellingdreams.ru/wp-content/uploads/2013/04/Stow080311-42.gif –(сл 35)
  • http://www.gardener.ru/gallery/parki/drottningholm/25.jpg –(сл 35)
  • http://s59.radikal.ru/i164/0906/36/60d01dfd90d0.jpg –(сл.35)
  • http://www.perestroika.com.ua/images/stories/0099Glw/sadikitaya.jpg –(сл 35)
  • http://www.inyourpocket.com/gallery/36163.jpg –(сл 35)
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/6418/4163429.d5/0_74a2d_19f50a19_XL.jpg –(сл.35)