Конспект урока "Красота в умелых руках. Золотая Хохлома в народном творчестве" 2 класс


КОНСПЕКТ УРОКА РИСОВАНИЯ
на тему "КРАСОТА В УМЕЛЫХ РУКАХ.
ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА В НАРОДНОМ
ТВОРЧЕСТВЕ."
Тема:Красота в умелых руках" - применение простейших
приёмов росписи декоративной травки и ягод
(выполнение узоров в полосе или круге). Знакомство
с произведениями народного искусства и беседа о
красоте золотой Хохломы.
Класс:3 класс (программа 1-4).
Задачи:Продолжать воспитывать интерес к творчеству народных
мастеров; углублять представление о связи орнаментной
композиции с природой родной земли; формировать умения и
навыки простейших приёмов рисования хохломской травки.
Материалы для учителя Изделия Хохломы, фото или слайды,
репродукции, методические таблицы.
Материалы для учащихся.Бумага вформе полосы или
круга,затонированная в желтый, красный цвет, акварель, гуашь,
кисти, там пончики, баночка для воды, палитра, тряпочка и
подставка для кистей.
ПЛАН УРОКА.
1 . Беседа о золотой Хохломе.
2. Объяснение и показ простейших приёмов выполнения
хохломской травки.
3. Самостоятельная работа учащихся - исполнение декоративной
композиции в полосе или круге на основе
простейших приёмов росписи травки и ягод.
4. Подведение итого урока. Выставка детских рисунков и
коллективное обсуждение.
ХОД УРОКА.
1.Вводная беседа строится на материале классной выставки. На ней
представлены не только репродукции, но и настоящие предметы,
выполненные хохлонскими мастерами (у многих дома есть
деревянные ложки, миски, расписанные хохломской росписью, и
дети могут принести эти предметы на урок.) Внимательно
рассматривая с детьми различные предметы, выполненные
хохломскими мастерами, обращается внимание на то, что все они
сделаны из дерева. Огненно-красный цвет посуды, золотое сияние
узора вызывают ощущение жаркого пламени, огня. И недаром!
Огонь превратил деревянные поверхности этих предметов в зо-
лотые. Это один из секретов золотой Хохломы.
Используя справочный материал, даётся краткая характеристика
художественного достоинства хохломской росписи.
Главная цель беседы - подробнее рассмотреть, понять и
полюбоваться одним из самых любимых и стародавних видов ор-
наментальной росписи хохломских мастеров -"травяным орнамен-
том" или просто "травкой". Это удлинённые, слегка изогнутые
былинки, написанные по три, по пять и больше - кустиком.
"Травка" отдалённо напоминает жительницу заливных лугов,
прибрежных озёр и рек - осоку. Один из видов этого орнамента так
и называется "осочка". Напоминает он эту живую травку очень
отдалённо, форма настоящей травки в этом орнаменте обобщена
народными мастерами, сохранены только самые общие и главные
её признаки.
Справочный материал.Хохломской орнамент существует не одну
сотню лет, развиваясь, он сохраняет свои традиционные основы. "В
нём сберегается понимание законов декоративного ритма и
приёмов плоскостной силуэтов трактовки мотивов. Можно
отметить и свойственную ему традиционную строгость колорита..."
(В.М.Вишневская."Хохлома" Л., 1969г.)
Когда мы говорим Хохлома, Жостово, Филимоново, Дымково, мы
представляем себе коллективы творчески работающих художников-
живописцев, резчиков по дереву, гравёров, которые создают вещи
большой художественной ценности.
Хохлома- один из древнейших русских художественных
промыслов, несущий в себе характерные черты народной культуры.
Пятьсот замечательных художников и мастеров работают сегодня
на этом популярном в нашей стране промысле. Центры народных
художественных промыслов по выпуску хохломских изделий
находятся в Горьковской области: производственное
художественное объединение "Хохломская роспись" в городе
Семёнове и фабрика художественных изделий "Хохломской худож-
ник" в селе Семино. Их изделия экспортируются более чем в 30
стран.
Украшая предмет, художник никогда не повторяет узор, он всякий
раз по-новому располагает цветы, листья, травку, придавая
орнаменту неповторимое своеобразие.
"Как музыкант из ограниченной гаммы звуков извлекает
бесконечное разнообразие мелодий, так и хохломской мастер из
немногих сочетаний цвета, традиционных мотивов создаёт каждый
новый узор и находит неожиданный декоративный эффект, новые
ритмы, передаёт иное настроение. В этой способности и
постоянному обновлению секрет жизнестойкости замечательного
искусства Хохломы, ставшего гордостью замечательной культуры."
(Т.Емельянова"Золотые травы России". -Горький, 1973 г.).
2.В процессе объяснения, как рисовать кистью травку, желательно
сочетать непосредственный показ (учитель на доске) приемов
рисования кистью элементов травного орнамента с демонстрацией
таблицы "Хохломская травка", подготовленной к урокузаранее. На
таблице должны быть нарисованы главные отличительные
признаки травки. Желательно, чтобы рисунки таблицы отражали
последовательность рисования кистью самых характерных
элементов, как это отражено в таблице. 1. Вьющийся стебель с
крупными завитками травки. 2. Мелкие травинки,
посаженные кустиками. 3. Мелкие травинки разной величины,
украшающие стебель.
После объяснения по таблице необходимо показать рисование
кистью отдельных элементов, свой рисунок необходимо пояснить,
активизируя внимание детей с помощью сопоставления известных
ребятам приёмов росписи с новыми. (Например, что рисование
кистью крупный завитков-травинок напоминает исполнение дужек
в городецкой росписи: нажим кончика кисти приходится на самую
широкую часть травинки. Штрихи-травинки у основания кустиков
наносятся легкими движениями кончика кисти, без нажима
(выручить детей может заточенная палочка). Пользуются мастера в
работе над травкой не только плавными движениями кисти, но и
наносят короткие удары - чёрные красные точки.
3.Для самостоятельной работы учащимся предлагается нарисовать
кистью узор в полосе или круге с применением росписи
декоративной травки и ягод. Каждый ученик выбирает по своему
желанию заготовленные бумажные формы (круг или
прямоугольную полосу). Для рисования кистью им нужны две
краски чёрная и красная. В момент обдумывания композиции из
травинок и ягод спросить у ребят, какие правила расположения
ритма композиции в круге и в полосе они узнали з работе раньше.
Ритмически чередующиеся элементы "травки" они располагают по-
своему. Для активизации детского творчества в процессе
самостоятельной работы может быть продемонстрирована таблица
с новым видом композиции, выполненная з технике травного
письма .
4.При подведении итогов урока следует подчеркнуть, что дети
увидели и сделали на данном уроке открытие - увидели новый
художественный строй орнамента из травки и попробовали свои
силы в изображении узора. Такого (узора)-чуда они ещё не видели
ни в одном из произведений школ народного мастерства, в
украшении которых были разные виды цветочного, растительного
узора. С помощью искусства хохломских народных мастеров по-
новому увидели красоту природы.
В процессе коллективного обсуждения детских работ перед детьми
ставятся такие вопросы, чтобы они отметили, какие особенности
травной росписи удалось почувствовать и передать детям в своих
работах (художественная выразительность и привлекательность
хохломской травки в том, что она написана сразу кистью.Узор
получается мягких очертаний, лёгкий и подвижный).
Травка обычно пишется красным и чёрным цветом. Её основные
широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берётся
много краски. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся,
словно гнутся от ветра. Тонкие и частые штрихи травинки по
сторонам основного кустика и бусинки-ягодки на длинных
стебельках делают эту роспись особенно живой и изящной.