Конспект урока "Нетрадиционное рисование. Зима"


Тема занятия: Нетрадиционные виды рисования. Зима.
Цель: Развитие познавательного интереса к искусству через освоение
нетрадиционного способа рисования.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомление с разнообразием техник в живописи, изобразительными
средствами для передачи изображений; обучать видеть прекрасное в
окружающей жизни;
- формирование умений применять знания при решении практических
творческих заданий, интереса к изобразительной деятельности
Развивающие:
- развитие восприятия цвета, композиции, колористического видения,
фантазии, речевой активности, познавательного интереса; расширение
кругозора; приобщать к реалистическому искусству.
Воспитательные:
- любовь к родной природе; развитие творческих способностей, позитивных
и интеллектуальных качеств, воспитание нравственных и эстетических
чувств, эмоционально - ценностного позитивного отношения к себе и
окружающему.
Результат:
- Создание пейзажа с использованием нетрадиционных техник.
Вид деятельности: нетрадиционное рисование - рисование капустным
листом, занятие творчества и взаимообучения.
Тип занятия: комбинированный.
Метод обучения: нетрадиционный (введение коллективных заданий; отказ
от традиционной работы с предварительным карандашным наброском,
замена кисточки палочкой; применение метода пальцевой живописи);
словесный, наглядный, творческий, интегрированный, практический.
Форма организации деятельности: фронтальная, групповая, парная,
индивидуальная
Оборудование:
для учителя: конспект (!), презентация «Пуантилизм», слайд-шоу «Наша
зима», мольберт, доска, материалы для тренировки, капуста
для детей:
краски, кисти, бумага (тонированный лист, листы ватмана с готовым фоном),
ватные палочки, капустные листы, тряпочки, баночки с губкой, баночки с
водой
Оформление классной доски: снежинки, снеговик
Предварительная организация класса:
- внешнее состояние помещения (проветривание, освещение), рабочих мест,
состояние классной доски, организация детского внимания, внешний вид;
- готовность учителя к уроку: наличие конспекта (подробного плана) урока,
наглядных пособий, материалов и инструментов.
План занятия:
1. Организационная часть- 2-3 мин.
2. Актуализация знаний -8-10 мин.
- гости – мастер-класс;
- дети работа в группах: формирование темы урока через постановку
проблемного вопроса.
3. Постановка учебной задачи – 3-5 мин
- постановка цели путём подводящего к проблеме диалога.
///Физкультминутка///
4.Практическая работа учащихся20 - 25 мин.
- первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала через
показ учителя и тренировочные упражнения учеников;
- приёмы повторения ранее усвоенных учебных действий необходимых и
достаточных для восприятия;
Самостоятельная творческая работа учащихся в группах.
- инструктаж о последовательности работы;
- работа в группах сменного состава.
(Организационные виды деятельности в группе: постановка цели,
планирование работы, распределение работы, обсуждение проблем и выход
из них, анализ, контроль и самоконтроль, рефлексия.
Учитель: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы,
регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости
оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом).
5. Подведение итогов. Анализ работ. 3-5 мин.
6.Завершение занятия. Уборка рабочих мест. - 2-3 мин.
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
- вызвать интерес, эмоциональную отзывчивость, эмоциональное восприятие
темы;
- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной
работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и
товарищей;
- духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого
отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные УУД:
- учить применять ранее полученные знания о композиции, цвете и цветовых
контрастах;
- развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои
действия в соответствии с ней;
- вырабатывать способность различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи;
- вырабатывать навыки оценивания своей работы.
Познавательные УУД:
- развивать творческую фантазию и чувство гармонии;
- развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения
различных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
- задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
- адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой
деятельности.
Ожидаемые результаты.
Личностные
сформированность эстетических потребностей :
- в общении с искусством, природой,
- в творческом отношении к окружающему миру,
- в самостоятельной практической творческой деятельности;
умение:
- сотрудничать с товарищами; вести диалог.
- обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки
зрения содержания и средств его выражения;
пополнение готовыми работами наглядно-иллюстративной копилки
класса.
Метапредметные
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е.
умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую
деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к
достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные
применение художественных умений, знаний и представлений в
процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе,
человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный
художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой
деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты.
Используемая литература:
1) Нетрадиционные техники рисования
(http://prepodavanie.narod.ru/p11.htm)
2) Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной
школе: 1-4 кл. Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
280 с.
3) Попова Т.В. Нетрадиционные методы в изодеятельности и их
влияние на развитие речи детей с нарушением слуха
(http://festival.1september.ru/articles/566597/)
4) Соколова Е.Н., Белова И.В.Нетрадиционные техники рисования
на уроках изобразительного искусства в начальной школе
(http://festival.1september.ru/articles/598140/)
5) Фролова Г.Д. Нетрадиционные техники на уроках ИЗО
(http://festival.1september.ru/articles/501574/)
Ход занятия.
1. Организационный момент. Приветствие.
Учитель:
Утром ранним кто-то странный заглянул в мое окно.
На ладони появилось ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло, будто руку протянуло тонкий лучик золотой.
И, как с первым лучшим другом, поздоровалось со мной.
- Ну и я скажу в ответ:
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце ясное!
Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я!
/// Раздать бумажных снеговичков с разными колпачками дети пока не
знают, что это будут 2 разные группы. Так ненавязчиво происходит деление
детей на группы.
Приветствие гостей.
- Ребята, у нас в классе гости, поприветствуем их.
классе гости. Дети приветствуют гостей. Подходят к ним, ставят перед
ними краски, дают подкладной лист - остаются 2 ведущих ученика для
мастер-класса. Остальные проходят на места там ждёт снеговик-вопрос и
задание/.
1. Погружение в урок. Выход на тему урока.
Учитель:
-Ну что, Снеговички! Посмотрели на свои колпачки? Те, у кого красные
колпачки, подойдите к первому столу, а те, у кого синие колпачки ко
второму. У вас 2 группы.
Эх, закрутятся дела!
Только снежный друг не прост -
Он достойный держит пост -
Свой секрет он стережет!
- Подойдите, прочитайте внимательно и действуйте по плану.
!!! Сейчас мастер-класс презентация!
/// начинают группы готовиться к уроку.
В это время 2 ученика проводят мастер-класс с опорой на презентацию/.
Снеговик с красным колпачком – для 1 группы.
- Ребята!
1. Отгадаете загадку – узнаете тему урока.
Королева в платье белом, несравненной красоты,
Окна все разрисовала в белоснежные цветы,
Хрусталем покрыла реки, серебром – леса, поля…
Как зовут ту королеву? Ну, конечно же … ( ? )
2. Как вы думаете какова тема урока?
3. Приготовьте для себя всё необходимое для урока.
Снеговик с синим колпачком для 2 группы.
- Ребята!
1. Отгадайте загадку.
Вот ( ? ) настала и пришла вся в белом,
Замела округу долгожданным снегом.
2.Как вы думаете, что мы будем рисовать?
3.Приготовь всё необходимое для работы.
3. Мастер-класс.
Ученик 1:
- Здравствуйте. Уважаемые гости, как вы думаете, зачем мы вам поставили
краски? Посмотрите, мы заранее смочили их водой, но вам не предложили
ни кисточки, ни палитры? Вы сегодня будете художниками! Но не простыми
художниками, а художниками-пуантилистами. Удивились? Это здорово!
Всегда интересно узнавать что-то новое.
Ученик 2:
- Уважаемые гости. Пока ребята выполняют свои задания, мы проведём с
вами мастер-класс. А поможет нам презентация. Пожалуйста, посмотрите на
экран.
Слайд 1. - А вы знаете, что такое ПУАНТИЛИЗМ?
Слайд 2.- Пуанты такое красивое слово, по-настоящему французское. Когда
слышишь его, почему-то сразу перед глазами возникает образ воздушной
балерины, которая парит над сценой в очередном художественном образе,
заставляя зрителя в немом восторге восхищаться гибкостью, стройностью
балерины. Она едва касается пола носками балетных туфелек – пуантами. И
если человек впервые сталкивается с таким понятием как «художник-
пуантилист», то совершенно естественно, что оно вызывает у него улыбку и
легкое недоумение: неужели эти художники ходили на пуантах?!
Ученик 1:
На самом деле художники в балетках не ходили, а рисовали картины в стиле
пуантилизма (от французского pointiller «писать точками»). Пуантилизм
является одним из интереснейших и необычных направлений живописи. Это
такая манера письма картин раздельными мазками правильной, точечной
или прямоугольной формы. Художники, нанося на холст чистые, не
смешанные заранее на палитре краски, рассчитывали на о