Рабочая программа по ИЗО 7 класс на 2016-2017 уч. год

Комитет по образованию Администрации Локтевского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ремовская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено:
Заседание ШМС
Протокол № ___ от ________
Согласовано:
_________Г.Н. Щербакова
Ответственная за УМР
Утверждено:
Директор МКОУ «Ремовская СОШ»
____________ М.А. Маслова
Приказ №____ от __________
Рабочая программа учебного предмета
«Изобразительное искусство»
базовый уровень
Ступень: II
7 класс
Срок реализации: 1 год
Разработал: Щербакова Г. Н.
п. Ремовский, 2016 год
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС), МКОУ «Ремовская СОШ» , с
учетом авторской рабочей программы по изобразительному искусству предметная линия под редакцией Б.М. Неменского 5-8 классов, авторы
программы Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А. С. Питерских, М. «Просвещение» 2016г, Которые, в свою очередь,
составлены в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству.
Используемый учебно-методический комплект: Учебник: Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека» 7 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011.
Цель изучения курса «изобразительное искусство» : развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы
эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры.
Основные задачи :
формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений
искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в
национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к
анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической
организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Основные формы учебной деятельности практическое художественное творчество посредством овладения художественными
материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-
творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-
пространственных искусств живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности
в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе продолжение художественно-эстетического образования, воспитания
учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт. Программа учитывает традиции российского
художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик.
Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений
искусства и окружающей действительности, в единую образовательную структуру образуя условия для глубокого осознания и переживания
каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса,
предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального
практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятелъности, диалогичность и сотворчество учителя и
ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида
искусства.
Тема 7 класса —«Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов
искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на
уже сформированный уровень художественной культуры учащихся.
Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности
учителя, учета особенностей конкретного региона России. Однако нужно постоянно иметь в виду структурную целостность данной
программы, основные цели и задачи каждого этапа обучения, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры
учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как
высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования
нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его
вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной
индивидуальности.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе
наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного
материала.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип
«от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Место предмета в базисном учебном плане:
В учебном плане МКОУ «Ремовская СОШ» на изучение на изобразительного искусства в 6 классе отводится 1 час, всего 35ч. Согласно
годовому календарному графику МКОУ «Ремовская СОШ в 6 классе 35учебных недель. Программа авторов рассчитана на 35 часов.
2. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство».
Будут сформированы не менее 100%
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование 7
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе
образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной и практической творческой деятельности
Будут сформированы не менее 100%
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета.
Будут сформированы не менее 100%
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания
жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и
творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных
ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения
отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств:
изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-
пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография,
видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков
восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной
культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельнос
Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество
преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов
организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания,
результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности
личности.
1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
2.Текущий контроль в форме творческой работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса,
выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
I раздел. Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт
человек. Художник дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры (8 часов).
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы»,
рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного.
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в
графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приёмы: поиск уравновешенности
(симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического
дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
II раздел. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов).
От плоскостного изображения к макетированию объёмно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как
«чертежа» пространства.Здание — объём в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объёмов в
структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение
основных элементов здания. Унификация важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания.
Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая
конструкция каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне.
Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и
дизайне
IIIраздел. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (12 часов).
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального
градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических
возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация
городской среды. Проживание пространства основа образной выразительности архитектуры.Взаимосвязь дизайна и архитектуры в
обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного
мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных
материалов в макете.
IVраздел. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (7часов).
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и
возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре.
Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме.
Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.
Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны.
Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир
Структура изучаемого предмета:
п/п
Название раздела в рабочей программе
Количество часов
в рабочей программе
1
Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции —
основа дизайна и архитектуры.
8
2
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных
искусств.
8
3
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в
жизни человека.
11
4
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и
индивидуальное проектирование.
7
Итого:
34
4.Календарно-тематический план
п/п
урока
Тема урока
Дата
проведения
урока
Предметные результаты
Метапредмет
ные результаты
Личностные
результаты
Основные виды
деятельности учащихся
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
Раздел 1. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции —
основа дизайна и архитектуры (8 часов)
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Основы
композиции
в
конструктивн
ых
искусствах.
06.09
Получать представление об
объёмно-пространственной и
плоскостной композиции.
Выполнять Основные типы
композиций: симметричную и
асимметричную, фронтальную и
Самостоятель
ное определение
цели своего
обучения,
постановка и
формулировка
Формирование
целостного
мировоззрения,
проявление
познавательной
активности в
Находить в окружающем
рукотворном мире примеры
плоскостных и объёмно-
пространственных
композиций.
Выбирать способы
глубинную. Гармония и
контраст,
баланс масс и динамическое
равновесие, движение и статика,
ритм, замкнутость и
разомкнутость композиции.
Добиваться эмоциональной
выра
зительности (в практической
работе),
применяя композиционную
доминанту
и ритмическое расположение
элемен
тов.
Понимать и передавать в
учебных
работах движение, статику и
композиционный ритм.
для себя новых
задач в учёбе и
познавательной
деятельности;
выбор для решения
задач различных
источников
информации
Развивать умение
применять
полученные знания
на практике,
Развивать умение
применять
полученные знания
на практике
области предметной
деятельности
Формирование основ
культуры, развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и
познанию
компоновки
композиции и составлять
различные
плоскостные композиции
из 1—4 и более простейших
форм (прямоугольников),
располагая их по принципу
сим
метрии или динамического
равновесия.
Выполнение практических
работ по теме «Основы
композиции в
графическом дизайне»
(зрительное равновесие
масс в композиции,
динамическое равновесие в
композиции, гармония,
сгущённость и
разреженность
формы).
2
Основы
композиции
в
конструктивн
ых
искусствах.
Гармония,
контраст,
выразительно
сть
13.09
3
Прямые
линии и орга
низация
пространства
20.09
Понимать и объяснять, какова
роль прямых линий в
организации
пространства.
Использовать прямые линии для
связывания отдельных элементов
в
единое композиционное целое
или, исходя из образного
замысла, членить
композиционное пространство
при помощи линий.
Развивать умение
применять
полученные знания
на практике,
Развивать умение
применять
полученные знания
на практике
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и
познанию,
Решение с помощью
простейших
композиционных элементов
художествено-
эмоциональных задач. Ритм
и
движение, разреженность и
сгущённость.
Прямые линии: соединение
элементов композиции и
членение плоскости.
Образно-художественная
осмысленность простейших
плоскостных композиций.
Монтажность соединений
элементов, порождающая
новый образ.
Задание: выполнение
практических
работ по теме «Прямые
линии — элемент
организации плоскостной
композиции».
4
Цвет —
элемент
композиционн
ого
творчества.
27.09
Понимать роль цвета в
конструктивных искусствах.
Различать технологию
использования цвета в живописи
и в конструктивных искусствах.
Применять цвет в графических
композициях как акцент или
доминанту.
Самостоятель
ное определение
цели своего
обучения,
постановка и
формулировка
для себя новых
задач в учёбе и
познавательной
деятельности.
Выбор для решения
задач различных
источников
информации
Развивать умение
применять
полученные знания
на практике,
Развивать умение
применять
полученные знания
на практике
Формирование
целостного
мировоззрения,
проявление
познавательной
активности в
области предметной
деятельности
Формирование основ
культуры, развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и
познанию,
Функциональные задачи
цвета в
конструктивных
искусствах. Применение
локального цвета.
Сближенность
цветов и контраст.
Цветовой акцент,
ритм цветовых форм,
доминанта.
Выразительность линии, и
пятна, интонационность и
многоплановость.
Задание: выполнение практ.
работ по теме
«Акцентирующая роль
цвета в организации
композиционного
пространства»; выполнение
аналитической работы по
теме «Абстрактные
формы в искусстве».
5
Свободные
формы:
линии и
тоновые
пятна.
04.10
6
Буква —
строка —
текст.
Искусство
шрифта.
11.10
Понимать букву как
исторически
сложившееся обозначение звука.
Различать «архитектуру»
шрифта и
особенности шрифтовых
гарнитур.
Применять печатное слово,
типографскую строку в качестве
элементов
Самостоятель
ное определение
цели своего
обучения,
постановка и
формулировка
для себя новых
задач в учёбе и
познавательной
деятельности.
Формирование
целостного
мировоззрения,
проявление
познавательной
активности в
области предметной
деятельности
Формирование основ
культуры, развитие
эстетического
Буква как изобразительно-
смысловой символ звука.
Буква и искусство шрифта,
«архитектура» шрифта,
шрифтовые гарнитуры.
Шрифт и содержание
текста.
Понимание печатного
слова, типографской строки
как элементов плоскостной
графической композиции.
Выбор для решения
задач различных
источников
информации
Развивать умение
применять
полученные знания
на практике.
Развивать умение
применять
полученные знания
на практике.
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и
познанию.
композиции. Логотип.
Задание: выполнение
аналитических и
практических работ по теме
«Буква — изобразительный
элемент композиции».
7
Когда текст и
изображение
вместеКомпоз
иционные
основы
макетировани
я в
графическом
дизайне.
18.10
Понимать и объяснять образно
информационную цельность
синтеза
слова и изображения в плакате и
рекламе.
Создавать творческую работу в
материале.
Самостоятель
ное определение
цели своего
обучения,
постановка и
формулировка
для себя новых
задач в учёбе и
познавательной
деятельности.
Выбор для решения
задач различных
источников
информации
Развивать умение
применять
полученные знания
на практике.
Развивать умение
применять
полученные знания
на практике.
Формирование
целостного
мировоззрения,
проявление
познавательной
активности в
области предметной
деятельности
Формирование основ
культуры, развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и
познанию.
Синтез слова и
изображения в искусстве
плаката, монтажность их
соединения, образно-
информационная
цельность.
Стилистика изображений и
способы
их композиционного
расположения в
пространстве плаката и
поздравительной открытки.
Задание: выполнение
практических
работ по теме
«Изображение — образный
элемент композиции на
примере
макетирования эскиза
плаката и открытки».
8
В
бенскрайнем
мире книг и
журналов.
Многообразие
форм
графического
25.10
Узнавать элементы,
составляющие
конструкцию и художественное
оформление книги, журнала.
Выбирать и использовать
различные способы компоновки
книжного и
Самостоятель
ное определение
цели своего
обучения,
постановка и
формулировка
для себя новых
Формирование
целостного
мировоззрения,
проявление
познавательной
активности в
области предметной
Многообразие видов
графического
дизайна: от визитки до
книги.
Соединение текста и
изображения.
Элементы, составляющие
дизайна.
журнального разворота.
Создавать практическую
творческую работу в материале.
задач в учёбе и
познавательной
деятельности.
Выбор для решения
задач различных
источников
информации
Развивать умение
применять
полученные знания
на практике.
Развивать умение
применять
полученные знания
на практике.
деятельности
Формирование основ
культуры, развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразованию на
основе мотивации к
обучению и
познанию.
конструкцию
и художественное
оформление книги,
журнала. Коллажная
композиция: образность и
технология.
Задание: выполнение
практических
работ по теме
«Коллективная деловая
игра: проектирование книги
(журнала),
создание макета журнала»
(в технике
коллажа или на
компьютере).
Раздел 2. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Объект и
пространство
.
08.11
Развивать пространственное
воображение.
Понимать плоскостную
композицию как возможное
схематическое
изображение объёмов при
взгляде на
них сверху.
Осознавать чертёж как
плоскостное изображение
объёмов, когда точка —
вертикаль, круг — цилиндр, шар
и т. д.
Применять в создаваемых
пространственных композициях
доминантный
объект и вспомогательные
соединительные элементы.
Самостоятель
ное определение
цели своего
обучения,
постановка и
формулировка
для себя новых
задач в учёбе и
познавательной
деятельности
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию
Композиция плоскостная и
пространственная. Прочтение
плоскостной
композиции как схематического
изображения объёмов в
пространстве при
взгляде на них сверху. Композиция
пятен и линий как чертёж объектов
в
пространстве. Понятие чертежа как
плоскостного изображения объёмов,
когда точка — вертикаль, круг —
цилиндр или шар, кольцо —
цилиндр
и т. д. Понимание учащимися
проекционной природы чертежа.
Задание: практ. работы по теме
«Соразмерность и
пропорциональность объёмов в
пространстве» (создание объёмно-
пространственных макетов)
10
Взаимосвязь
объектов
в
архитектурно
м
макете
15.11
Анализировать композицию
объёмов, составляющих общий
облик, образ современной
постройки.
Осознавать взаимное влияние
объёмов и их сочетаний на
образный характер постройки.
Понимать и объяснять
взаимосвязь выразительности и
целесообразности конструкции.
Овладевать способами
обозначения
на макете рельефа местности и
природных объектов.
Использовать в макете фактуру
плоскостей фасадов для поиска
композиционной
выразительности.
Выбор для решения
задач различных
источников
информации
Развивать умение
применять
полученные знания
на практике.
Формирование
основ
культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию.
Прочтение по рисунку простых
геометрических тел, а также
прямых,
ломаных, кривых линий.
Конструирование их в объёме и
применение в пространственно-
макетных композициях.
Вспомогательные соединительные
элементы в пространственной
композиции. Понятие рельефа
местности и способы его
обозначения на макете. Дизайн
проекта: введение монохромного
цвета.
Задание: выполнение практической
работы по теме «Композиционная
взаимосвязь объектов в макете»
(создание
объёмно-пространственного макета
из
2—3 объёмов)
11
Конструкция
: часть и
целое. Здание
как
сочетание
различных
объёмов.
Понятие
модуля.
22.11
Понимать и объяснять
структуру
различных типов зданий,
выявлять горизонтальные,
вертикальные, наклонные
элементы, входящие в них.
Применять модульные
элементы в создании эскизного
макета дома.
Выбор для решения
задач различных
источников
информации
Развивать умение
применять
полученные знания
на практике.
Формирование
основ
культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
Прослеживание структур зданий
различных архитектурных стилей и
эпох.
Выявление простых объёмов,
образующих дом. Взаимное влияние
объёмов и их сочетаний на
образный характер
постройки. Баланс
функциональности и
художественной красоты здания.
Деталь
и целое. Достижение
выразительности и
целесообразности конструкции.
12
Конструкция
: часть и
целое. Здание
как
29.11
сочетание
различных
объёмов.
Понятие
модуля.
познанию.
Модуль как основа эстетической
цельности постройки и
домостроительной индустрии.
Задание: выполнение практ.
работ по темам: «Разнообразие
объёмных форм, их
композиционное усложнение»,
«Соединение объёмных форм в
единое архитектурное целое»,
«Модуль как основа эстетической
цельности в конструкции».
13
Важнейшие
архитектурн
ые элементы
Здания.
06.12
Иметь представление и
рассказывать о главных
архитектурных элементах
здания, их изменениях в
процессе
исторического развития.
Создавать разнообразные
творческие работы (фантазийные
конструкции) в материале.
выбор для решения
задач различных
источников
информации
Развивать умение
применять
полученные знания
на практике,
Формирование
основ
культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию,
Рассмотрение различных типов
зданий, выявление горизонтальных,
вертикальных, наклонных
элементов, входящих в их
структуру. Возникновение и
историческое развитие главных
архитектурных элементов здания
(перекрытия, стены, окна, двери,
крыша, а также арки, купола, своды,
колонны и др.).
Использование элементов здания в
макете архитектурного объекта.
Задания: выполнение практических
работ по теме «Проектирование
объёмно-пространственного объекта
из важнейших элементов здания»
(создание
макет
14
Красота и
целесообразн
ость. Вещь
как
сочетание
объёмов и
образ
времени.
13.12
Понимать общее и различное во
внешнем облике вещи и здания,
уметь выявлять сочетание
объёмов, образующих форму
вещи.
Осознавать дизайн вещи
одновременно как искусство и
как социальное
проектирование, уметь объяснять
это.
Определять вещь как объект,
несущий отпечаток дня
Выбор для решения
задач различных
источников
информации
Развивать умение
применять
полученные знания
на практике
Формирование
основ
культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
Многообразие мира вещей.
Внешний облик вещи. Выявление
сочетающихся объёмов. Функция
вещи и целесообразность сочетаний
объёмов.
Дизайн вещи как искусство и
социальное проектирование. Вещь
как
образ действительности и времени.
Сочетание образного и
рационального.
Красота — наиболее полное
сегодняшнего и
вчерашнего.
Создавать творческие работы в
материале.
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию.
выявление
функции вещи.
Задания: выполнение аналитической
работы по теме «Аналитическая
зарисовка бытового предмета», а
также
творческой работы «Создание
образно-
тематической инсталляции»
(портрет человека, портрет времени,
портрет времени действия).
15
Форма и
материал.
20.12
Понимать и объяснять, в чём
заключается взаимосвязь формы
и материала.
Развивать творческое
воображение,
создавать новые фантазийные
или
утилитарные функции для
старых вещей.
Самостоятель
ное определение
цели своего
обучения,
постановка и
формулировка
для себя новых
задач в учёбе и
познавательной
деятельности
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию.
Взаимосвязь формы и материала.
Влияние функции вещи на
материал, из которого она будет
создаваться. Роль материала в
определении формы. Влияние
развития технологий и материалов
на изменение формы вещи
(например, бытовая аудиотехника
от деревянных корпусов к
пластиковым обтекаемым
формам и т. д.).
Задания: выполнение практических
работ по теме «Определяющая роль
материала в создании формы,
конструкции и назначении вещи»
(проекты «Сочинение вещи», «Из
вещи — вещь»).
16
Цвет в
архитектуре
и дизайне.
Роль цвета
в
формотворче
стве.
27.12
Получать представления о
влиянии цвета на восприятие
формы объектов архитектуры и
дизайна, а также о
том, какое значение имеет
расположение цвета в
пространстве архитектурно-
дизайнерского объекта.
Понимать и объяснять
особенности цвета в живописи,
дизайне, архитектуре.
Выполнять коллективную
творческую работу по теме.
Самостоятель
ное определение
цели своего
обучения,
постановка и
формулировка для
себя новых задач в
учёбе и
познавательной
деятельности.
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию.
Эмоциональное и
формообразующее
значение цвета в дизайне и
архитектуре. Влияние цвета на
восприятие формы объектов
архитектуры и дизайна.
Отличие роли цвета в живописи от
его назначения в конструктивных
искусствах. Цвет и окраска.
Преобладание локального цвета в
дизайне и архитектуре.
Психологическое воздействие цвета.
Влияние на восприятие цвета его
нахождения в пространстве
архитектурно-дизайнерского
объекта, формы цветового пятна, а
также мягкого или резкого его
очертания, яркости цвета.
Специфика влияния различных
цветов спектра и их тональностей.
Фактура
цветового покрытия.
Задание: выполнение коллективной
практической работы по теме «Цвет
как конструктивный,
пространственный и декоративный
элемент композиции» (создание
комплекта упаковок из
3—5 предметов; макета цветового
решения пространства
микрорайона).
Раздел 3. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (12 часов)
1
2
3
4
5
6
7
8
17
Город сквозь
времена и
страны.
Образы
материально
й культуры
прошлого.
13.01
Иметь общее представление
и
рассказывать об особенностях
архитектурно-
художественных стилей
разных эпох.
Понимать значение
архитектурно-
пространственной
композиционной доминанты
во внешнем облике города.
Создавать образ
материальной культуры
прошлого в собственной
творческой работе.
Самостоятель
ное определение
цели своего
обучения,
постановка и
формулировка
для себя новых
задач в учёбе и
познавательной
деятельности
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию
Образ и стиль. Смена стилей как
отражение эволюции образа
жизни, сознания людей и
развития производственных
возможностей.
Художественно-аналитический
обзор развития образно-
стилевого языка архитектуры как
этапов духовной,
художественной и материальной
культуры разных народов и эпох.
Архитектура народного жилища.
Храмовая архитектура. Частный
дом.
Задания: выполнение работ по
теме «Архитектурные образы
прошлых эпох»
(зарисовки или живописные
этюды части города, создание
узнаваемого силуэта города из
фотоизображений; практическая
работа: фотоколлаж из
изображен. произведений
архитектуры и дизайна одного
стиля).
18
Город
сегодня и
завтра. Пути
развития
современной
архитектуры
и дизайна.
17.01
Осознавать современный
уровень
развития технологий и
материалов, используемых в
архитектуре и строительстве.
Понимать значение
преемственности в искусстве
архитектуры и искать
собственный способ
«примирения»
прошлого и настоящего в
процессе реконструкции
городов.
Выполнять в материале
разнохарактерные
практические творческие
работы.
Выбор для
решения задач
различных
источников
информации
Развивать умение
применять
полученные
знания на
практике
Формирование
основ
культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию
и
самообразован
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию
Архитектурная и
градостроительная
революция XX века. Её
технологические и эстетические
предпосылки и истоки.
Социальный аспект
«перестройки» в архитектуре.
Отрицание канонов и
одновременно
использование наследия с учётом
нового уровня материально-
строительной
техники. Приоритет
функционализма.
Проблема урбанизации
ландшафта, безликости и
агрессивности среды
современного города
Современные поиски новой
эстетики архитектурного
решения в градостроительстве.
Задания: выполнение практ.
работ по теме «Образ
современного города и
архитектурного стиля будущего»
(коллаж; графическая
фантазийная зарисовка города
будущего; графическая
«визитная карточка» одной из
столиц
мира).
19
Живое
пространство
города.
Город,
микрорайон,
улица
24.01
Рассматривать и объяснять
планировку города как способ
оптимальной организации
образа жизни людей.
Создавать практические
творческие
работы, развивать чувство
композиции.
Выбор для
решения задач
различных
источников
информации
Развивать умение
применять
полученные
знания на
практике.
Формирование
основ
культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию
и
самообразован
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию.
Исторические формы
планировки городской среды и
их связь с образом
жизни людей. Различные
композиционные виды
планировки города:
замкнутая, радиальная,
кольцевая, свободно-
разомкнутая, асимметричн.,
прямоугольная и др. Схема-
планировка и реальность.
Организация пространственной
среды в конструктивных
искусствах. Роль цвета в
формир-и пространства.
Цветовая среда. Задания:
практ. работы по теме
«Композиционная организация
городского пространства»
(создание макетной или
графической схемы организации
городского пространства;
создание проекта современного
здания в исторически
сложившейся городской среде;
создание макета небольшой
части города, подчинение его
элементов какому-
либо главному объекту).
20
Вещь в
городе и
дома.
Городской
дизайн.
31.01
Осознавать и объяснять роль
малой архитектуры и
архитектурного дизайна в
установке связи между
человеком и архитектурой, в
проживании
городского пространства.
Иметь представление об
историчности и социальности
выбор для
решения задач
различных
источников
информации
Развивать умение
применять
полученные
знания на
практике,
Формирование
основ
культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию
Неповторимость старинных
кварталов и кварталы жилья.
Роль малой архитектуры и
архитектурного дизайна в
эстетизации и индивидуализации
городской среды, в установке
связи между
человеком и архитектурой.
Создание информативного
интерьеров прошлого.
Создавать практические
творческие
работы в техниках коллажа,
дизайн-
проектов.
Проявлять творческую
фантазию,
выдумку, находчивость,
умение адекватно оценивать
ситуацию в процессе
работы.
и
самообразован
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию,
комфорта городской
среды: устройство пешеходных
зон в городах, установка
городской мебели (скамьи,
«диваны» и пр.), киосков,
информационных блоков, блоков
локального озеленения и т. д.
Задания: выполнение
практических
работ по теме «Проектирование
дизайна объектов городской
среды» (создание коллажно-
графической композиции и
дизайн-проекта оформления
витрины магазина).
21
Вещь в
городе и
дома.
Городской
дизайн.
07.01
выбор для
решения задач
различных
источников
информации
Развивать умение
применять
полученные
знания на
практике,
Формирование
основ
культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию
и
самообразован
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию.
22
Интерьер и
вещь в доме.
Дизайн
пространстве
нно-вещной
среды
Интерьера.
14.01
Учиться понимать роль
цвета, фактур и вещного
наполнения интерьерного
пространства общественных
мест
(театр, кафе, вокзал, офис,
школа и пр.), а также
индивидуальных помещений.
Создавать практические
творческие
работы с опорой на
собственное чувство
композиции и стиля, а также
на умение владеть
различными
художественными
материалами.
выбор для
решения задач
различных
источников
информации
Развивать умение
применять
полученные
знания на
практике.
Формирование
основ
культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию
и
самообразован
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию.
Архитектурный «остов»
интерьера. Историчность
и социальность интерьера.
Отделочные материалы,
введение фактуры и цвета в
интерьер. От унификации к
индивидуализации подбора
вещного наполнения интерьера.
Мебель и архитектура: гармония
и контраст. Дизайнерские детали
интерьера.
Зонирование интерьера.
Интерьеры общественных мест
(театр, кафе, вокзал, офис, школа
и пр.). Задания: выполнение
практической и аналитической
работ по теме «Роль вещи в
образно-стилевом решении
интерьера» (создание образно-
коллажной
композиции или подготовка
реферата; создание
конструктивного или
декоративно-цветового решения
элемента
сервиза по аналогии c
остальными предметами).
23
Природа и
архитектура.
Организация
архитектурн
о-
ландшафтно
го
пространства
.
21.01
Понимать эстетическое и
экологическое взаимное
существование природы и
архитектуры.
Приобретать общее
представление
о традициях ландшафтно-
парковой архитектуры.
Использовать старые и
осваивать
новые приёмы работы с
бумагой, природными
материалами в процессе
макетирования архитектурно-
ландшафтных объектов (лес,
водоём, дорога, газон и т. д.).
Выбор для
решения задач
различных
источников
информации
Развивать умение
применять
полученные
знания на
практике.
Формирование
основ
культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию
и
самообразован
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию.
Город в единстве с ландшафтно-
парковой средой. Развитие
пространственно-
конструктивного мышления.
Технология макетирования
путём введения в технику
бумагопластики различных
материалов и фактур (ткань,
проволока, фольга, древесина,
стекло и т. д.) для создания
архитектурно-
ландшафтных объектов (лес,
водоём, дорога, газон и т. д.).
Задания: выполнение
аналитической и практической
работ по теме
«Композиция архитектурно-
ландшафтного макета»
(выполнение аналитического
упражнения, создание
фотоизобразительного монтажа
«Русская
усадьба», создание макета
ландшафта с простейшим
архитектурным объектом
(беседка, мостик и т. д.).
24
Природа и
архитектура.
Организация
архитектурн
о-
ландшафтно
го
пространства
.
28.01
Выбор для
решения задач
различных
источников
информации
Развивать умение
применять
полученные
знания на
практике.
Формирование
основ
культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию
и
самообразован
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию.
25
Ты —
архитектор!
Замысел
архитектурног
о проекта и
его
осуществлени
е.
07.03
Совершенствовать навыки
коллективной работы над
объёмно-пространственной
композицией.
Развивать и реализовывать в
макете своё чувство красоты, а
также художественную фантазию
в сочетании с
архитектурно-смысловой
логикой.
Выбор для решения
задач различных
источников
информации
Развивать умение
применять
полученные знания
на практике.
Формирование
основ
культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию.
Единство эстетического и
функционального в объёмно-
пространственной
организации среды
жизнедеятельности людей.
Природно-экологические, историко-
социальные и иные параметры,
влияющие на композиционную
планировку города. Реализация в
процессе коллективного
макетирования чувства красоты и
архитектурно-смысловой логики.
Задание: выполнение практической
творческой коллективной работы по
теме «Проектирование
архитектурного образа города»
(«Исторический город»,
«Сказочный город», «Город
будущего»).
26
Ты —
архитектор!
Замысел
архитектурног
о проекта и
его
осуществлени
е.
14.03
27
Ты —
архитектор!
Замысел
архитектурног
о проекта и
его
осуществлени
е.
21.03
28
Ты —
архитектор!
Замысел
архитектурног
о проекта и
его
осуществлени
е.
Замысел
архитектурног
о проекта и
его
осуществлени
е.
04.04
Раздел 4. Образ человека и индивидуальное проектирование (7 часов)
1
2
3
4
5
6
7
8
29
Мой дом —
мой образ
жизни.
11.04
Осуществлять в собственном
архитектурно-дизайнерском
проекте как реальные, так и
фантазийные представления о
своём будущем жилище.
Учитывать в проекте
инженерно-
бытовые и санитарно-
технические задачи.
Проявлять знание законов
композиции и умение владеть
художественными материалами.
Самостоятель
ное определение
цели своего
обучения,
постановка и
формулировка
для себя новых
задач в учёбе и
познавательной
деятельности.
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию.
Мечты и представления о своём
будущем жилище, реализующиеся в
архитектурно-дизайнерских
проектах.
Принципы организации и членения
пространства на различн.
функциональные зоны: для работы,
отдыха, спорта, хозяйства, для детей
и т. д.
Мой дом — мой образ жизни. Учёт
в проекте инженерно-бытовых и
сан-технических задач.
Задания: выполнение аналитической
и практ. работ по теме
« Создание плана-проекта «Дом
моей мечты» (выполнение
проектного задания с
обоснованием планировки
собственного дома, выполнение
графического (поэтажного) плана
дома или квартиры, набросок
внешнего вида дома и прилегающей
территории).
30
Интерьер,
который мы
создаем.
18.04
Понимать и объяснять
задачи зонирования
помещения и уметь найти
способ зонирования.
Отражать в эскизном проекте
дизайна интерьера своей
собственной комнаты или
квартиры образно-
архитектурный
композиционный замысел.
Выбор для
решения задач
различных
источников
информации
Развивать умение
применять
полученные
знания на
практике.
Формирование
основ
культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию
и
самообразован
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию.
Дизайн интерьера. Роль
материалов, фактур и цветовой
гаммы. Стиль и эклектика.
Отражение в проекте дизайна
интерьера образно-
архитектурного замысла и
композиционно-стилевых начал.
Функциональная красота или
роскошь предметного
наполнения интерьера
(мебель, бытовое оборудование).
Создание
многофункционального
интерьера собственной комнаты.
Способы зонирования
помещения.
Задание: выполнение
практической работы по теме
«Проект организации
многофункционального
пространства и вещной среды
моей жилой комнаты»
(фантазийный или реальный).
31
Пугало в
огороде,
или… Под
шёпот
фонтанных
струй.
25.04
Узнавать о различных
вариантах
планировки дачной
территории.
Совершенствовать приёмы
работы
с различными материалами в
процессе
создания проекта садового
участка.
Применять навыки
сочинения объёмно-
пространственной композиции
в
формировании букета по
принципам икебаны.
Развивать умение
применять
полученные
знания на
практике.
Формирование
основ
культуры,
развитие
эстетического
сознания
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию
и
самообразован
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию.
Планировка сада, огорода,
зонирование территории.
Организация палисадника,
садовых дорожек. Малые
архитектурные формы сада:
беседка, бельведер, пергола,
ограда и пр. Водоёмы и мини-
пруды. Сомасштабные сочетания
растений сада. Альпийские
горки, скульптура, керамика,
садовая мебель, кормушка для
птиц и т. д.
Спортплощадка и многое другое
в саду мечты. Искусство
аранжировки.
Икебана как пространственная
композиция в интерьере.
Задания: выполнение
практических работ по темам:
«Дизайн-проект территории
приусадебного участка»,
«Создание фитокомпозиции по
типу икебаны» (выполнение
аранжировки растений, цветов и
природных материалов исходя из
принципов композиции).
32
Мода,
культура и
ты.
Композицио
02.05
Приобретать общее
представление
о технологии создания
одежды.
Развивать умение
применять
полученные
знания на
практике.
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию
и
Соответствие материала и формы
в одежде. Технология создания
одежды.
Целесообразность и мода.
нно-
конструктив
ные
принципы
дизайна
одежды.
Понимать как применять
законы
композиции в процессе
создания одежды (силуэт,
линия, фасон), использовать
эти законы на практике.
Осознавать двуединую
природу моды как нового
эстетического направления и
как способа манипулирования
массовым сознанием.
самообразован
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию.
Психология индивидуального и
массового. Мода — бизнес и
манипулирование массовым
сознанием.
Законы композиции в одежде.
Силуэт, линия, фасон.
Задания: выполнение
аналитической и практической
работ по теме
«Мода, культура и ты» (подбор
костюмов для разных людей с
учётом специфики их фигуры,
пропорций, возраста;
создание 2—3 эскизов разных
видов
одежды для собственного
гардероба).
33
Встречают
по одёжке.
16.05
Использовать графические
навыки
и технологии выполнения
коллажа в
процессе создания эскизов
молодёжных комплектов
одежды. Создавать
творческие работы, проявлять
фантазию, воображение,
чувство композиции, умение
выбирать материалы.
Развивать умение
применять
полученные
знания на
практике.
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию
и
самообразован
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию.
Психология индивидуального и
массового. Мода — бизнес и
манипулирование массовым
сознанием. Возраст и мода.
Молодёжная субкультура и
подростковая мода. «Быть или
казаться?» Самоутверждение и
знаковость в моде.
Философия «стаи» и её
выражение в одежде. Стереотип
и китч.
Задания: выполнение
коллективных
практических работ по теме
«Дизайн современной одежды»
(создание живописного панно с
элементами фото-коллажа на
тему современного молодёжного
костюма, создание коллекции
моделейобразно-фантазийного
костюма в натуральную
величину).
34
Автопортрет
на каждый
день.
23.05
Понимать и объяснять, в чём
разница между творческими
задачами,
стоящими перед гримёром и
перед визажистом.
Ориентироваться в
технологии нанесения и
снятия бытового и
театрального грима.
Уметь воспринимать и
понимать
макияж и причёску как единое
композиционное целое.
Вырабатывать чёткое
ощущение
эстетических и этических
границ применения макияжа и
стилистики причёски в
повседневном быту.
Создавать практические
творческие работы в
материале.
Развивать умение
применять
полученные
знания на
практике.
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию
и
самообразован
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию.
Лик или личина? Искусство
грима и причёски. Форма лица и
причёска. Макияж дневной,
вечерний и карнавальный. Грим
бытовой и сценический. Лицо в
жизни, на экране, на рисунке и на
фотографии. Азбука
визажистики и парикмахерского
стилизма. Боди-арт и татуаж как
мода.
Задания: выполнение
практических работ по теме
«Изменение образа средствами
внешней выразительности»
(подбор вариантов причёски и
грима для создания различных
образов одного и того же лица —
рисунок или коллаж; выполнение
упражнений по освоению
навыков и технологий бытового
грима, т. е. макияжа; создание
средствами грима образа
сценического или
карнавального персонажа).
35
Моделируя
себя —
моделируешь
мир
(обобщение
темы).
30.05
Понимать и уметь
доказывать,
что человеку прежде всего
нужно «быть», а не
«казаться».
Уметь видеть искусство
вокруг себя, обсуждать
практические творческие
работы, созданные в течение
учебного года.
Развивать умение
применять
полученные
знания на
практике.
Формирование
готовности и
способности к
саморазвитию
и
самообразован
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию.
Человек — мера вещного мира.
Он или его хозяин, или раб.
Создавая «оболочку» — имидж,
создаёшь
и «душу». Моделируя себя,
моделируешь и создаёшь мир и
своё завтра.
Роль дизайна и архитектуры в
современном обществе как
важной составляющей,
формирующей его
социокультурный облик.
Требования к уровню подготовки учащихся
7 класс:
уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их
общие начала и специфику;
понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных
начал и их социальную роль;
знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна,
тенденции современного конструктивного искусства;
конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-
пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета,
объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом
монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
использовать разнообразные художественные материалы.
5. Материально – техническое и учебно – методическое обеспечение
1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 классы: пособие для учителей общеобразоват.
учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. М.: Просвещение, 2016.
2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для
6класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение,
3. Альбом декоративно-прикладное искусство (выпуск №2) « Русское народное искусство XVIII-XXвв.»
4. Альбом декоративно-прикладное искусство « Мастера палеха.»
5. Альбом. Государственная Третьяковская галерея» выпуск 4.
6. Изобразительное искусство 5 класс (Выпуск II)
7. «Краткий словарь художественных терминов», Н.М. Сокольникова, Обнинск, «Титул», 1996г.
8. «Основы композиции», Н.М. Сокольникова, Обнинск, «Титул», 1996г.
9. «Основы рисунка», Н.М. Сокольникова, Обнинск, «Титул», 1996г.
10. «Основы живописи», Н.М. Сокольникова, Обнинск, «Титул», 1996г.