Рабочая программа по ИЗО 5 класс 2016-2017 уч. год Е.А.Ермолинская, Е.С.Медкова, Л.Г.Савенков

1
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Погарская средняя общеобразовательная школа №2
п.г.т. Погар, Брянской области
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____ /______________
ФИО
Протокол №____ от
«___» _________ 20__г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя
по УР МБОУ
Погарская СОШ№2
_____ /______________
ФИО
«___» _________ 20__г.
«Утверждено»
Руководитель МБОУ
Погарская СОШ№2
_____ /______________
ФИО
Приказ № ______ от
«___» _________ 20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ИЗО
_____________________________________________________-
предмет
6 а,б,в классы, базовый уровень, 35 часов
_______________________________________________________
класс, уровень обучения (базовый, профильный), количество часов
Стрижакова Татьяна Николаевна
_______________________________________________________
ФИО
учитель ИЗО, первая
________________________________________________________
должность, категория
2016 - 2017 учебный год
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 6
классасоставлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
Программа по изобразительному искусству (ИЗО) для 6 класса составлена на основе
учебника: Изобразительное искусство: 6 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений / Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова, Л.Г. Савенкова Б.А.;
[под ред. Л.Г. Савенковой]. - М.:Вентана-Граф, 2014. – 240 с.: ил.
Базисного учебного плана МБОУ Погарская СОШ №2.
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях (Приказ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»).
Программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с
количеством часов, указанных в обязательной части учебного плана
образовательных учреждений общего образования. Рабочая программа рассчитана
на 1 час в неделю (всего 35часов).
Цели:
- реализация фактораобщего и эстетического развития учащихся; формирование
целостного, гармоничноговосприятия мира;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и способности адекватноговосприятия
произведений разных видов искусства;
- развитие нравственных и эстетическихчувств, интереса к родной природе, своему народу,
уважения к его культуре и культуре других народов;
- освоение учащимися графической грамоты и развитие визуального мышления;
активизация самостоятельной творческой деятельности и потребности втворчестве;
- развитие интереса к разным видам художественного творчества и потребности в
общении с искусством.
Задачи:
- Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, потребности проявить
себя в нём, формирование художественных и эстетических предпочтений.
- Развивать способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивированному
восприятию окружающего мира.
- Осваивать разные виды пластических искусств: живопись, графика, декоративно-
прикладное искусство, скульптура, архитектура и дизайн; приёмы работы с
различнымихудожественными материалами, инструментами, техниками.
- Овладевать умением пользоваться выразительными средствами
изобразительногоискусства, языком графической грамоты и разными художественными
материалами, которыепозволили бы адекватно выразить в художественном творчестве
представления учащихся обокружающем мире в соответствии с их возрастными
интересами и предпочтениями.
3
- Развивать опыт художественного восприятия произведений искусства, обогащениезнаний
и представлений о художественном наследии человечества, своего народа,составляющем
гордость и славу всемирной истории искусства.
Фактор развития реализуется в программе через формирование дифференцированного
зрения, освоение выразительности художественно-образного языка
изобразительногоискусства, приоритетность самостоятельной художественно-творческой
деятельностишкольника, восприятие им разных видов изобразительного искусства в
условияхвзаимодействия и интеграции искусств, активизацию творческого общения и
познавательнойдеятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Личностные результаты:
1) формировать чувства гордости за свою Родину, российский народ и историюРоссии,
сознавать свою этническую и национальную принадлежность;
2) формировать понятия о национальной культуре и представления о вкладе своегонарода в
культурное и художественное наследие мира;
3) уважительно относится к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) развивать самостоятельность и личную ответственность за принятое решение: врисунке,
творческих работах;
5) воспитанию интереса к самостоятельной творческой деятельности, развитию
желанияпривносить в окружающую действительность красоту;
6) развитию навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
7) бережному отношению к духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1) самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности;
2) работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
3) в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
4) выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать
изпредложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
5) определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составление плана и последовательности действий;
6) организовывать свою деятельность, принимать ее цели и задачи, выбирать средства
реализации этих целей и применять их на основе практического потенциала личности,
способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.
Познавательные УУД:
1) осуществлять поиск необходимой информации дня выполнения учебных заданий
сиспользованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернета;
2) осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
3) научиться основам смыслового восприятия художественных произведений, выделять
существенную информацию из произведений разных жанров;
4) осуществлять синтез как составление целого из частей;
5) проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
6) развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе
художественные, поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами
урока; осознанно строить речевое высказывание и уметь передать другомусвоё
4
представление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видах
искусства;накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи.
Коммуникативные УУД:
1) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить
информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на
другое); овладевать логическими действиями установления аналогий и
причинноследственных связей в построении рассуждений;
2) использование речи для регуляции своего действия;
3) анализ и обсуждение услышанного;
4) способность вести диалог;
5) способность встать на позицию другого человека;
6) участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни;
7) продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
8) участие в коллективном обсуждении проблем;
9) умение работать в группе.
Предметные результаты:
1) формировать представление о роли изобразительного искусства в жизни человека, вего
духовном и нравственном развитии;
2) сформировать основы изобразительного искусствас опорой на особенности исвоеобразие
культуры и традиций родного края;
3) развивать устойчивый интерес к изобразительномутворчеству; способность адекватно
возрасту воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и
других видов искусства;
4) сознательному использованию цвета и формы в творческих работах;
5) проявлению эмоциональной отзывчивости на красотуприродных форм и произведений
искусства.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Введение(1 ч.)
История развития представлений человека о мироздании
Развитие представлений учащихся об эволюции взаимоотношений человека и природы,
изменении взглядов людей на мир в разные исторические эпохи (Древний мир, Средние
века,Новый мир и современность) и отражении их мировоззрения в архитектуре.
Тема 1.Мифология в народном творчестве (5 ч.)
Мифы творения мира.
Развитие мировоззрения учащихся через формирование представлений о мифологии, в
которой главными являются мифы о сотворении мира. Мифы о происхождении Вселенной
у
разных народов: общее и различие. Организация исследовательских работ по изучению
мифов народов мира.
Мифология и символика русской избы.
Мифология и символика русской избы. Разнообразие видов крестьянских домов
(полуземлянка, изба, дворовые постройки). Конструкция крестьянской избы, её
характерные черты, назначение каждого элемента архитектуры. Различия внешнего вида
избы и её украшений в зависимости от региона проживания, климата, традиций.
Фантастические звери в русском народном творчестве.
Развитие фантазии и воображения. Развитие фантазии и воображения на
основеолицетворения могущественных сил природы, вымышленных персонажей народных
сказок, былин, сказаний (лев и единорог как символы дня и ночи;Семаргл крылатый пёс;
Алконост райская дева-птица; Сирин дева-птица, посланница властелина подземного
мира; жар-птица олицетворение огня, света, солнца;грифон мифическое существо,
полуорёл-полулев, Стратим — птица-великан, ящер-крокодил, Кот Баюн и др.).
5
Символы в орнаменте.
Развитие представления об орнаменте как виде изобразительного декоративно-прикладного
искусства, основу которого составляют символы и знаки.Геральдическая композиция.
Пермская деревянная скульптура.
Пермская деревянная скульптура — культовая скульптура, являющая частью ансамблей
церквей и часовен, уникальный образец народного искусства.Фронтальная композиция,
симметрия и статика этого вида искусства.
Тема 2. Мир архитектуры (5 ч.)
Храмовая архитектура.
Формирование представления о храме как символической модели
мироздания.Исследования учёного К.Г. Юнга о параллели символики здания (роль этажей),
с сознаниеми чувствами человека (верхний этаж — сознание и разум, духовная жизнь;
первый этаж —
здравый смысл и бессознательный разум; подвал коллективный бессознательный разум
иинтуиция).
Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов.
Развитие представления учащихся о разнообразии стилей и направлений в
архитектуре.Характер формы дворцовой архитектуры тесно связан с культурой общества,
национальными, историческими, географическими и ландшафтными особенностями
местности, в том числе наличием строительного материала (дерево, камень). Значение
дворцовой архитектуры: оборонительная и административная функции.
Украшениедворцовых построек: башни, скаты крыши, ограда, форма и декор окон, ворот,
дверей.
Дворянские усадьбы России.
Формирование представлений о национальных особенностях архитектуры. Дворянские
усадьбы особое явление в архитектуре России.Характер архитектурных построек,
относящихся к усадьбе: небольшая церковь, флигеля и хозяйственные постройки,
архитектурный комплекс жилых помещений как единое целое; парадный двор, беседки,
павильоны и др. Герб или вензель хозяина усадьбы на барском доме.
Монументально-декоративное искусство в организации архитектурного пространства
Освоение понятий «художник-монументалист», «монументальная живопись», «фреска»,
«витраж», «мозаика». Формирование представления о тесном взаимодействии художника-
архитектора и художника-монументалиста; о роли и значении монументальной живописи в
интерьере и экстерьере архитектурного сооружения. Зависимость декоративного
украшения с архитектурного пространства от формы и назначения здания, городской и
ландшафтнойсреды.
Садово-парковая архитектура
Формирование способности различать характерные стилевые особенности архитектурных
сооружений.Садово-парковая, или ландшафтная, архитектура. Задача данного вида
искусства решениеэстетической организации природной среды (около жилой
архитектуры).
Своеобразие и общие черты в ландшафтно-парковой архитектуре разных стран (Древнего
Востока, Греции, Рима, Японии, России).
Тема 3. Искусство в интерьере дворянской усадьбы (3 ч.)
Дворянский быт, интерьер дворянского дома
Характерные особенности дворянского быта, архитектурных построек, внутренних жилых
помещений. Оформление интерьера в зависимости от назначения.
Литературная гостиная и литературный салон
История появления первых салонов и их популярность во Франции и России в XVII XVIII
веках (организация и проведение поэтических вечеров, интересных встреч, музыкальных
концертов, конкурсов и т. д.).
Музыка в пространстве интерьера.
6
Формирование представления о характере работы композитора, специфике его жизни и
творчества.Развитие понятия о взаимозависимости музыкального произведения и
архитектурногопространства, в котором оно исполняется (каждому музыкальному
произведению соответствует определённое пространство: камерное, большое, высокое,
широкое, сферическое).
Тема 4. Портрет в искусстве (3 ч.)
Костюм как произведение искусства.
Формирование представления о костюме как произведении искусства свидетеле
истории. Уметь доказать это положение с помощью ИКТ.История развития костюма и его
роль в жизни общества. Сравнение костюма и архитектуры(общее и различия).
Исторический портрет, парадный портрет.
Развитие представлений учащихся о различных видах портретного жанра.
Графический портрет.
Формирование понятия о гравюре как виде графического искусства. Специфика
данноговида художественного творчества, история его появления. Отображение в данном
виде
изобразительного искусства портретного жанра (исторический и парадный портрет).
Гравюры Петровской эпохи. Знакомство с пропорциями человеческого лица и канонами его
изображения.
Тема 5. Натюрморт (4 ч.)
Декоративный натюрморт.
Формирование широкого, объёмного представления учащихся о жанре натюрморта
визобразительном искусстве. Взаимосвязь изображаемых предметов в натюрморте (диалог
предметов). Представление о выразительных средствах, используемых художником в
изобразительном искусстве.Реалистическая манера исполнения натюрморта и отход от
реалистической манеры.
Построение геометрических тел.
Формирование представления о натюрморте как самостоятельном жанре изобразительного
искусства. Красота окружающего человека предметного мира, в котором отражается
культура народа в разные периоды истории человечества. Натюрморт как один из
самыхдревних жанров изобразительного искусства. Развитие представлений о характере
изображения геометрических тел в композиции: смысловая связь предметов в композиции,
грамотное построение предметов в натюрморте, графические техники изображения
предметов, иллюзия передачи объёма изображаемых предметов.
Ахроматический натюрморт.
Развитие представлений о хроматической и ахроматической гамме, о технике исполнения
живописного произведения с использованием разнообразных оттенков одного
цвета.Формирование понятий о разнообразии цветового и тонального решения живописных
и графических композиций; освоение понятий: тон и светлота, гризайль.
Символика в живописи
Формирование представлений учащихся о символике в европейской реалистической
живописи (составляющие украшения интерьера, предметы натюрморта, цвет, священные
лики,
животные, цветы и др.).Символы в окружающей жизни современного человека.
Тема 6. Художественно-промышленное производство в культуре России(4ч.)
Тульский самовар.
Воспитание уважения к традициям народа, интереса к объектам традиционного быта
крестьян, их происхождению, значению каждого предмета в крестьянском быту. Самовар
«водогрейный для чая сосуд большей частью медный с трубою и жаровней внутри».
Резьба по камню и кости.
Развитие представлений учащихся о видах традиционного народного искусства: резьбе по
7
камню и резьбе по кости малораспространённых видах народного искусства.
Разнообразие материалов народных мастеров-камнерезов и мастеров резьбы по кости. Роль
поделочного материала в выборе характера резьбы. Знакомство с наиболее
распространённым видом в камнерезном искусстве — анималистическим жанром.
Художественная обработка металла
Развитие представления школьников о традиционном декоративно-прикладном промысле.
Литьё, ковка, чеканка. Разнообразие приёмов и видов литья из металла, зародившегося в
ХVII веке в Великом Устюге, Ростове Великом, позднее в сёлах Мстёре (Владимирская
обл.), Красном (Костромская обл.), Казаково (Нижегородская обл.), Касли (Челябинская
обл.), а также Поморье и Дагестане.Произведения мастеров по обработке металла:
декоративные решётки, предметы быта (узорчатые стулья, беседки, столы), скульптуры,
ограды, фигуры животных, сюжетные композиции.
Павловопосадские платки
Развитие представлений учащихся о традиционных предметах и вещах русского человека—
узорных платках, шалях. Формирование представления о том, что платок это
обязательная часть гардероба православной женщины. История происхождения
павловопосадских
набивных платков, их промышленного производства.
Тема 7. Книга как произведение искусства (3 ч.)
Искусство оформления книги
Книга как свёрнутое мироздание. Формирование представлений учащихся об
искусствесоздания книги. Элементы оформления книги: форзац, фронтиспис, заставка,
концовка, иллюстрации.
Художественный шрифт.
Развитие представления о том, что шрифт это один из важнейших элементов
оформлениякниги, плаката, журнала. Разнообразие видов шрифтов. Отражение в
начертании шрифта культурно-исторической эпохи, эстетических и художественных
предпочтений автора. Шрифт как визитная карточка эпохи.
Шрифтовая композиция.
Развитие представления учащихся о шрифте как выразительном средстве
графическойкомпозиции. Шрифт как знак и как текст, содержащий определённую
информацию, и одновременно украшение. Единство шрифтовой композиции и
изображения в плакате.
Тема 8. Малые формы в графике (3 ч.)
Экслибрис.
Формирование представления учащихся о книжном знаке экслибрисе.
Назначениеэкслибриса, история его появления. Известные художники-графики,
специализирующиесяв этом жанре (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов, И.Я. Билибин,
В.М. Васнецов, С.В. Чехонин и др.). Сюжет и элементы изображения; передача в
экслибрисе характера занятий
человека, для которого он предназначается.
Эмблема.
Освоение нового художественного термина «эмблема». Развитие представления учащихся о
том, что эмблема существует для передачи определённой информации. Условный характер
изображения: эмблема особый визуальный (зрительный) знак (указывает на вид
деятельности, например: на предметный кабинет в школе, какой-либо объект). Для
знакового изображения существуют определённые требования, которые художник-
дизайнер должен учитывать.
Марка как произведение искусства.
Развитие представлений об истории и особенностях создания марки и её изменениях в
течение исторического времени. Характер использования цвета в почтовых марках.
Тема 9. Проекты (2 ч.)
8
Город будущего.
Развитие представлений учащихся о художниках-фантастах.Освоение технологии объёмно-
пространственной композиции и работы в группе.
Архитектурное проектирование.
Формирование представлений об архитектурном проекте, функциональном и эстетическом
облике здания. Соотношении архитектурных форм и элементов в пространственной
архитектурной композиции.
Тема 10. Великие имена в искусстве (2 ч.)
Художник-живописец.
Художники-живописцы, жившие в разные исторические периоды.Развитие представлений
учащихся о разнообразии видов и жанров живописи, о выразительных средствах живописи
и их связи с другими искусствами. Разнообразие техник живописи.Знакомство с
художниками-живописцами: Д.Г. Левицким, Дж. Моранди, В.И. Серовым, Я. Вермеером
Делфтским
Художник-график
Художники-графики, жившие в разные исторические периоды.Развитие представлений
учащихся о разнообразии видов и жанров в графическом искусстве, о выразительных
средствах графики и их связи с другими искусствами. Разнообразие графических
техник.Знакомство с творчеством художников-графиков УтаваХиросигэ, Г. Доре, В.А.
Фаворского, М.К. Эшеранной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название разделов
и тем.
Форма
контроля
(С/Р,
К/Р,УО,ФО,
Т,ДКР,Д,МД,
П/Р,Л/Р и.т.д.)
Дата
по
плану
Дата
факт
Домашнее
задание
Примечание
(корректировк
а даты и
причина)
Введение. (1 час)
1
История развития
представлений
человека о
мироздании
П/Р
Стр. 4-13
Мифология в народном творчестве (5 ч.)
2
Мифы творения
мира.
П/Р
Стр. 14-17
3
Мифология и
символика русской
избы.
П/Р
Стр. 18-23
4
Фантастические
звери в русском
народном
творчестве.
П/Р
Стр. 24-27
5
Символы в
орнаменте.
П/Р
Стр. 28-31
6
Пермская
деревянная
скульптура
П/Р
Стр. 32-35
Мир архитектуры (5 ч.)
9
7
Храмовая
архитектура.
П/Р
Стр. 36-41
8
Дворцовая и
замковая
архитектура разных
стран и народов.
П/Р
Стр. 42-47
9
Дворянские
усадьбы России.
П/Р
Стр. 48-53
10
Монументально-
декоративное
искусство в
организации
архитектурного
пространства
П/Р
Стр. 54-59
11
Садово-парковая
архитектура
П/Р
Стр. 60-67
Искусство в интерьере дворянской усадьбы (3 ч.)
12
Дворянский быт,
интерьер
дворянского дома
ФО
Стр. 68-73
13
Литературная
гостиная и
литературный
салон
П/Р
Стр. 74-77
14
Музыка в
пространстве
интерьера.
ФО
Стр. 78-81
Портрет в искусстве (3 ч.)
15
Костюм как
произведение
искусства
ФО
Стр. 82-93
16
Исторический
портрет, парадный
портрет.
ФО
Стр. 94-99
17
Графический
портрет
П/Р
Стр. 100-105
Натюрморт (4 ч.)
18
Декоративный
натюрморт
П\Р
Стр. 106-109
19
Построение
геометрических
тел.
П\Р
Стр. 110-115
20
Ахроматический
натюрморт
С\Р
Стр. 116-119
21
Символика в
живописи
П\Р
Стр. 120-125
Художественно-промышленное производство в культуре России (4 ч.)
22
Тульский самовар
Стр. 126-131
23
Резьба по камню и
кости
С\Р
Стр. 132-139
24
Художественная
П\Р
Стр. 140-147
10
обработка металла
25
Павловопосадские
платки
С\Р
Стр. 148-153
Книга как произведение искусства (3 ч.)
26
Искусство
оформления книги
С\Р
Стр. 154-159
27
Художественный
шрифт.
П\Р
Стр. 160-165
28
Шрифтовая
композиция.
П\Р
Стр. 166-171
Малые формы в графике (3 ч.)
29
Экслибрис.
С\Р
Стр. 172-175
30
Эмблема
П\Р
Стр. 176-179
31
Марка как
произведение
искусства
С\Р
Стр. 180-183
Проекты (2 ч.)
32
Город будущего.
П\Р
Стр. 184-187
33
Архитектурное
проектирование
П\Р
Стр. 188-191
Великие имена в искусстве (2 ч.)
34
Художник-
живописец
П\Р
Стр. 192-199
35
Художник-график