Конспект урока "Истоки жанра натюрморт"


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Мурмашинская детская школа искусств»
Кольского района
Мурманской области
«Истоки жанра натюрморт»
Выполнила
Храмова Н. М.
Преподаватель
изобразительного искусства
п. Мурмаши
2
Содержание
1. Появление термина «натюрморт» (2, 3 слайд)…………………3
2. Натюрморт в Голландии (4,5 слайд)…………………………....3
3. Натюрморт в конце XIX- начало XX века (6-8 слайды)…...…3
4. Натюрморт в России (9-15 слайды)…………………………….4
Используемые источники (16-18 слайды)…………………………5
3
1. Появление термина «натюрморт»
Название - «натюрморт» (от фр. «nature morte» «мертвая натура»)
появилось во Франции в начале XIX века, именно во французском варианте
оно получило распространение в русской традиции. Принятый в Голландии
термин «Stilleven» появился гораздо раньше, еще в 1650 году. Он имеет
несколько иное значение и переводится как «неподвижная (тихая) жизнь». В
такой трактовке термин «прижился» в немецкой Stillleben») и английской
Still life») традиции. Определение «тихая жизнь» как нельзя лучше
характеризует работы голландских мастеров XVII века. Хотя первые
натюрморты в «чистом виде» появились в Италии, именно голландцы смогли
придать этому жанру размах большого искусства.
2. Натюрморт в Голландии
Натюрморты голландских мастеров отличаются красивой компоновкой
предметов, изысканным колоритом и умением преподнести каждую вещь в
наилучшем свете. Мягкое рассеянное освещение, сдержанные и изысканные
цвета, разнообразие фактур выбранных вещей (серебро, перламутр, фаянс,
шелк, бархат), отсутствие какого бы то ни было драматизма в подаче
предмета все эти особенности делают голландский натюрморт в нашим
восприятии очень поэтичным. Это подлинная поэзия повседневности
изысканная и немного высокопарная.
Натюрморт в Голландии XVII века оказался жанром востребованным и
популярным, поэтому очень скоро в большом потоке работ выделяются
различные типы картин цветы, «накрытые столы», кухни, «завтраки» и т.д.
Не все типы голландского натюрморта возникли одновременно. Раньше всего
начали писать рыночные сцены, затем появились кухни, далее «накрытые
столы» и «завтраки», и наконец «роскошные» цветочные натюрморты.
3. Натюрморт в конце XIX- начало XX века
Новая волна увлечения натюрмортом приходится на конец XIX начало
XX века. В круг своих живописных исканий включают натюрморт
импрессионисты (Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Берта
Моризо и др.). Они видят предмет, как и весь природный мир, неразрывно
связанным с окружающей средой и в первую очередь со световоздушной
средой, поэтому особенности освещения определяют характер
импрессионистических натюрмортов. Зачастую особая роль в концепции их
работ отводится белой скатерти, на полотне которой отражаются мириады
световых рефлексов, перекликающихся с разложенными на столе фруктами
или расставленной посудой.
4
Вслед за импрессионистами ценность натюрморта, как идеального
«пространства» для живописных экспериментов «в чистом виде» открывают
для себя постимпрессионисты, прежде всего Ван Гог и Сезанн. Ван Гог
изображает предметы, вкладывая в них определенный экспрессивный заряд.
Каждая вещь, по его мнению, обладает своим особым настроением, и
передать его можно исключительно живописными средствами — рельефным,
густо положенным мазком, ярким цветом.
Натюрморт буквально завораживает художников начала XX века.
«Предметная» живопись таит в себе неисчерпаемый потенциал для работы с
цветом и формой в самых различных направлениях. В бурном потоке раз-
вития художественных течений начала XX века сам по себе предмет
становится объектом эксперимента. Кубисты (Пабло Пикассо, Жорж Брак)
творят пространство по своим собственным законам, разлагая предметы на
отдельные геометрические фигуры.
4. Натюрморт в России
К общеевропейской линии развития натюрморта русское искусство
подключается довольно поздно только на рубеже XIX-XX веков. В
предыдущие столетия натюрморт в русском искусстве почти всегда
оказывался оттесненным на второй план такими более востребованными
жанрами, как портрет, историческая живопись или пейзаж.
Лишь только в последней трети XIX века ситуация несколько меняется.
Одним из первых натюрморты начинает писать Исаак Левитан, который
создал прекрасную серию букетов из полевых цветов. Вслед за ним к
натюрморту обращаются русские импрессионисты Константин Коровин и
Игорь Грабарь. Они обогащают этот жанр своеобразными приемами письма,
обыгрывают цветовую подачу предметов в зависимости от освещения и
световоздушной среды.
В дальнейшем развитие русского натюрморта начала XX века неразделимо
связано с формированием различных художественных объединений, каждое
из которых на свой лад интерпретировало «предметную» живопись:
художники - «мирискустники», в первую очередь Александр Головин,
развивали вариант декоративного натюрморта, где определяющую роль
играли большие цветочные букеты и расписной фарфор; мастера
объединения «Голубая роза» подчеркнуть посредством цвета символическое
начало.
Ближе всех к грани предметного мира и беспредметной живописи
подошли авангардисты (Казимир Малевич, Александра Экстер, Ольга
Розанова, Любовь Попова, Надежда Удальцова), в своих работах они
5
трансформировали форму вещей и окружающее их пространство в
геометрические и цветовые формулы.
Используемые источники
1. Василенко Н. В. Все шедевры натюрморта. М.: ОЛМА Медиа
Групп, 2013. – 400 с.
2. Интернет источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Натюрморт