Презентация "Осетинскии орнамент"


Подписи к слайдам:
Слайд 1

  • О С Е Т И Н С К И Й
  • О Р Н А М Е Н Т
  • Презентация Патока . М .Е

  • Одним из богатейших разделов народного искусства является осетинский орнамент Орнамент - основа декоративно-прикладного искусства осетин. Заложенная в него древняя скифо-сарматская система знаков и символов до сих пор остается не до конца разгаданной.
  • Самобытное, национальное по форме, осетинское орнаментальное искусство развивалось тысячелетиями и использовалось для украшения одежды, мебели, посуды, оружия, орудий труда, строительных сооружений, надгробных плит.

  • Орнамент несет в себе сакральный смысл. Он должен оберегать от злых сил, человека. Довольно много встречается солярной символики - круги, кресты, свастики, изображение солнца в движении. Скифский орнаментальный мотив во все времена выстраивался на противопоставлении двух начал – темного и светлого. В эпоху Средневековья аланы задавали тон орнаментальной моде на всем Северном Кавказе. В осетинской орнаменте можно найти очень много сюжетов, которые показывают нам преемственность от кобанской эпохи.

  • Мир по представлениям осетин, делился на три космические зоны: верхний – небесный, средний- земной и нижний- подземный . Основным символом мироздания выступает образ Мирового древа, Древа жизни.
  • Символика Мирового дерева вобрала в себя магико – сокральную, очистительную и охранительную семантику .В его основе лежал культ плодородия, почитание женского плодоносящего начала.
  • Образ Мирового дерева

  • С древних времен человек наблюдал за дневным светилом. Принося человеку свет и тепло, солнце выступало в роли доброго природного начала .Солнце изображалось конем, быком, бараном или рыбой. Но самый популярный знак в виде солярного знака (свастики) Солярный герой нартовского эпоса –Сослан ,погибает от своей же ипостаси – солярного колеса Болсага. Существует солярный образ подземного мира –Солнце мертвых. По традиции в осетинских ущелиях, в переди погребальных носилок катили крурлый плоский хлеб диаметром до полумера –Соти (солнце мертвых)
  • Солярные знаки

  • Верховное женское божество у скифов- Апи ( Богиня –мать) представляла из себя полудеву ,полузмею и вбирает в себя три вертикальные зоны мира : небесную - крылья , земную – человеческое тело , подземную – змеиные отростки . Так как Богиня-мать была связана с идеей порождения, а значит с образом Мирового дерева , то в ее облике присутствуют признаки дерева. Ближе всего к образу скифской Богини находится образ героини нартовского эпоса- Дзерасса, исполнявшей все три сокральные функции : девы-птицы , супруги земного воина Ахсартага и водной девы – нимфы.
  • Богиня - мать

  • Подобные изображения Богини-матери встречаются практически у всех народов мира.

  • Самым древним осетинским узорам и орнаментам более трех тысяч лет. Они украшали бронзовые предметы, найденные еще в 19 веке рядом с селением Кобан, и привлекли внимание всего мира мастерством исполнения.

  • Орнамент на металле
  • Орнамент на камне
  • Орнамент на материи
  • Орнамент на дереве
  • Орнамент на дереве
  • Орнамент на дереве
  • ОБРАЗЦЫ ОСЕТИНСКОГО ОРНАМЕНТА

  • Посредством кодов орнамент сформировал универсальную модель мира, напрямую связанную с религиозной символикой народа. Орнаментальные композиции из поколения в поколение украшали собой праздничную одежду. В традиционных осетинских орнаментах заложены священные символы этнической культуры (мира): образ божественного женского персонажа, мирового древа, астральных знаков, символы преисподней. В одежде магическим охранительным узором покрывались: ворот, обшлага рубахи, подол.
  • Символика древних кобанских мастеров жива и по сей день. Она угадывается во многих современных узорах. В этих богатых орнаментах - национальный дух осетин.
  • ОРНАМЕНТ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЕ ОСЕТИН

  • НАДГРОБНЫЙ ОРНАМЕНТ
  • Надгробные плиты также были орнаментированы. Классический каменный цырт представляет собой прямоугольную, с закругленным верхом форму в рост человека, ориентированную по сторонам света. Лицевая сторона на осетинских цыртах некогда подвергалась раскраске, при этом цвет носил символическую нагрузку и определял взаимоотношения изобразительной символики разных зон. Так, лик-солнце чаще окрашивался в красные, оранжевые цвета, растеневидный орнамент - Древо жизни – в зелено-голубые, посвятительная надгробная надпись и предметные символы – в черные.