Конспект урока "Развитие жанровой картины. Творчество Аркадия Пластова" 7 класс


План-конспект открытого урока по истории искусств в 7 классе
ДХШ.
На тему: Развитие жанровой картины. Творчество Аркадия
Пластова.
Кочуланова Наталья Владимировна, преподаватель отделения
изобразительного искусства МБОУ ДОД «Борисовская ДШИ».
Урок проводится для учащихся 7 класса отделения изобразительного
искусства ДХШ, возраст обучающихся 13-14 лет. Количество обучающихся-
3 человека.
Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями развития жанровой
картины в послевоенный период.
Задачи урока:
Обучающая:
- сформировать представления о творчестве художника А.Пластова;
- найти точки соприкосновения между живописью и историей;
- обучать навыкам анализа концепции художественного произведения.
Развивающая:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- развивать внимательность и умение воспринимать информацию;
- развивать кругозор, способствовать творческому развитию.
Воспитывающая:
- духовно-нравственное воспитание средствами воздействия искусства;
- воспитывать интерес к живописи и истории России.
Тип урока: комбинированный.
Лекция с элементами презентации и беседы.
Форма работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: репродукции картин, на доске - фотографии художника,
высказывания А. Пластова о задачах живописи, нарезка из фильмов 1950-х
годов, 2 слайд-шоу «Жанровая картина», «Жизнь деревни», презентация:
«Творчество Аркадия Пластова».
План урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Мотивация - 3 мин.
3. Актуализация знаний - 1 мин.
4. Объяснение нового материала с привлечением учащихся - 25 мин.
5. Закрепление нового материала – 5 мин.
6. Рефлексия- 3 мин
7. Объяснение домашнего задания- 1 мин.
8. Завершение урока -1 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
Преподаватель:
- Здравствуйте! Тема нашего сегодняшнего с вами разговора связана с
живописью и историей одновременно.
2. Мотивация:
В советское время творчество художника Пластова было очень
популярно. Репродукции картин печатались на календарях и открытках,
расходились миллионными тиражами. В 90-е о художнике почти забыли.
Тема его работ тогда казалась не актуальной. Там не менее Аркадий Пластов
всегда был самобытным художником, далеким от официального советского
искусства, но за некоторые из своих работ он получил высшие
государственные премии и признание.
3. Актуализация знаний:
Как сложился творческий путь художника? Какие события в жизни
страны определили содержание его работ? Почему художника называют
«Гением русского века» и мастером «жанровой живописи»? И как его
творчество способно развенчать миф о рваных, нищих мужиках, которые
добывают хлеб в далекой деревне? Попробуем разобраться в этих вопросах.
4. Объяснение нового материала:
Предлагаю вам посмотреть на следующие репродукции. (Показ
слайдов репродукций картин русских художников, работающих в жанровой
живописи). Скажите, что объединяет эти работы?
- ответы учащихся.
- Поэтическое восприятие родной природы, интерес к крестьянскому житию-
бытию служили развитию жанровой картины в творчестве русских
художников, творивших в разные исторические периоды нашей страны.
Сегодня мы с вами ненадолго перенесемся в эпоху социализма и жизни
послевоенной деревни. Предлагаю посмотреть небольшой сюжет из фильма,
чтобы иметь представление о людях той эпохи. (Кадры из художественного
фильма 50-х годов).
Посмотрим, как выглядит деревня и ее жители, земляки художника в
далекие 50-е годы и в настоящее время (Просмотр слайд-шоу «Жизнь
деревни»).
- Чтение стихотворения Татьяны Эйхман «Пластовские места». Выступление
учащейся. (Приложение 1)
Глядя на эти кадры, мы понимаем, почему картины художника
напоминают живописные фотографии. Мастер писал как будто не только
красками, но и светом... На его полотнах время не остановилось, люди
продолжают пахать, жать, сеять. Жизнь русской деревни была для него
главной темой.
Показ презентации.
1 слайд:
Аркадий Александрович Пластов родился 19 (31) января 1893 года в
селе Прислониха (Ульяновской области) в крестьянской семье, его дед был
иконописцем.
Три года проучившись в сельской школе, в 1903 году Пластов
поступил в Симбирское духовное училище. После училища он учился в
Симбирской духовной семинарии, а в 1912 году решил получить
художественное образование и уехал в Москву. Учился в Строгановском
училище, в МУЖВЗ на скульптурном отделении. Его учителями были
знаменитые художники: скульптор С. М. Волнухин, живописцы А. М. Корин,
А.М Васнецов, А.Е Архипов.
2 слайд:
В 1917 году Пластов возвращается в родные края, где и начинает
практиковаться как живописец. Он работает с натуры, рисуя в основном
односельчан. Художник даже создает целый цикл картин, посвященный
крестьянскому быту, получивший название «Житье-бытье». Но в 1931 г.
случается пожар, дом сгорает дотла, не уцелела ни одна работа. В 40 лет
приходится начинать с нуля...
3 слайд:
Аркадий Пластов «певец советского крестьянства». Общие черты
его картин жанровая сцена не мыслится вне пейзажа, вне русской
природы, которая всегда трактуется лирически. Другая его особенность
отсутствие конфликта или особого момента, события в сюжете хотя
поэтическая выразительность образа при этом создается...
4 слайд:
В работах Пластова отражены испытания советского народа в годы
Великой Отечественной войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический
труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы.
Классически сдержанная и прекрасная "Жатва" (1945). Трагедия войны
здесь скрыта, она - в отсутствии отцов и старших братьев детей, сидящих
рядом с пожилым крестьянином. Невозможно остановить и победить
естественное течение жизни. Ее торжество в сиянии солнечных лучей,
буйстве трав и цветов, шири русского пейзажа, простой и вечной радости
труда на родной земле - "Сенокос" (1945).
5 слайд:
Последующие произведения Пластова посвящены самым различным
сторонам жизни советской деревни. В картине "На колхозном току" (1949)
художник утверждает поэзию коллективного труда. Его палитра становится
здесь еще более яркой. Колористические поиски Пластова ясно ощущаются и
в полотне "Ужин трактористов" (1951). Глядя на эту картину, хочется
говорить о ее целостном образе. Изображенные люди воспринимаются в
неразрывном единстве с природой. Перед нами открывается как бы особый
мир обжитой, щедрой земли, труд, который в радость душевно сильным
людям.
Картина «Ужин трактористов» (1951) была экспонирована на
выставке в Лондоне в 1958 году. Президент Королевской академии
художеств Чарльз Уилер, долго рассматривая ее, сказал: «Как много дает
такое искусство… Реализм… Вы знаете, я как-то теперь особенно ясно
понял, почему вы, русские, смогли выстоять в войне и победить. Кто может
так упоенно работать, о, того нелегко одолеть! Да, вы знаете толк в работе».
6 слайд:
«Познать истину и видеть красоту нелегко». К этой мысли обращены
глубокие полотна-метафоры, дающие пищу уму и сердцу зрителя. Картина
художника «Весна» (1954)– это гимн красоте человека. Изображение
обнаженной женщины с девочкой под открытым небом и медленно
падающими хлопьями снега в притворе старой деревенской бани было
воспринято как образ обновления жизни, ее красоты и правды, что по сути
дела, создает аллегорию весны.
- Чтение стихотворения к картине «Весна». Выступление учащейся.
(Приложение 2)
7 слайд:
Картина «Лето» (1959-1960), пожалуй, наиболее повествовательное из
всех произведений Пластова.
-Давайте попробуем описать это произведение.
- Учащийся дает анализ произведению.
Всю жизнь девизом Пластова было: «Делай, что должен, и пусть будь
что будет...» Главным для него было занятие живописью. Для художника не
существовало выходных. Ради картин он отказывался от всего, даже от
собственных выставок. Он никогда не думал о том, как пристроить свои
картины. В собрании семьи осталось огромное наследие- 7000 рисунков и
3000 картин и эскизов.
Пластову дана редкая способность события реальной жизни, часто
самые обыденные, превращать в идеальный образ, как бы открывать их
сокровенный, подлинный смысл и значение в общей системе устройства
мироздания. Поэтому он, современный русский реалист, так естественно
продолжил классическую художественную традицию. Счастье бытия,
неизъяснимо сладкое чувство Родины буквально изливаются на нас с картин
Пластова.
5 .Закрепление материала.
Обобщение и закрепление материала проводится в форме вопросов.
- Предлагаю вам закрепить знания и дать обобщающее определение
«жанровой картины».
- Ответ учащихся
- Направление работы, манера живописи, стиль художника Пластова?
- Ответы.
- Какие отличительные черты «жанровых картин» реализма Пластова от
картин направления «социалистический реализм» вы можете назвать?
- Ответы. (Прославлял благородный труд и духовную красоту советского
крестьянина, лирическая трактовка жанровой сцены в пейзаже)
6. Рефлексия:
Как вам кажется, на сегодняшний день актуально развитие жанровой
картины? А тема деревни в творчестве художников? Такие картины будут
иметь успех? Нравится ли вам реалистическое направление в живописи? Вы
сами с удовольствием обращались к подобным темам на уроках композиции,
например?
- Ответы обучающихся.
7. Объяснение домашнего задания:
Дома самостоятельно подготовить краткий анализ произведений А.
Пластова по схеме по подготовленным репродукциям «Витя подпасок»,
«Юность», «Из прошлого».
Схема анализа жанровой картины:
1. Какое впечатление произвела картина?
2. Какое настроение пытается передать автор?
3. Что изображено на картине?
4. Почему именно это кажется главным?
5. Какими средствами художник выделил главное?
6. Как в картине сопоставляются цвета?
7. Перескажите сюжет картины.
8. Как соотносится название с сюжетом картины?
9. Что хотел автор передать людям?
8. Завершение урока:
Благодарю всех за внимание и работу на уроке.
Литература.
1. Костин В. М. "Аркадий Александрович Пластов". М., 1956.
2. Дедюхин В. А. "Краски Прислонихи: Очерк о художнике Аркадии
Александровиче Пластове". Саратов, 1970.
3. Кузнецова С. Н. "Аркадий Пластов". Л., 1974.
4. "А. А. Пластов: Альбом". Л., 1979.
5. Жукова А. С. "Пластов из Прислонихи: Документально-художественная
повесть". М., 1982.
6. Долгополов И.В. «Мастера и шедевры: В3 т. Т. III М.: Изобраз.
искусство, 1988.
Приложение 1.
Татьяна Эйхман
Пластовские места
По Прислонихе утром ранним
Пройди. Машины мимо мчат…
Горят в окошечке герани.
Коровы сонные мычат.
Сады под белым палантином…
Рассвет над лесом свеж и ал.
Он здесь творил свои картины.
Он красоту нам завещал.
Улавливая суть мгновений,
Писал детей и их отцов…
Он сам – источник вдохновений
Для многих будущих творцов.
Полотна - вязь иносказаний?
В них - правда жизни, мысли новь…
Он стал примером подражаний,
Он к творчеству зажёг любовь,
Через столетия и годы
От пластовской стихии чувств
Родятся новые работы
В чудесных сферах всех искусств.
Приложение 2
Анна Арканина
...кусочек русского двора
согретый баней и весною
соломы терпкий аромат -
рассыпанный перед парною...
тут мать, с распущенной косой -
Венера северных селений,
а краски самый звонкий слой
покрыл склоненные колени -
перед девчушкой лет пяти
( губа закушена смешливо)
ей редкий снег на нос летит,
а руки мамы терпеливы:
косынку ловко в узелок
и день весенний и строптивый…
любви и неги мама впрок
за зиму долгую скопила
галош разбросанных пятно
и таз с замоченною стиркой…
..от ног босых её светло
от голых плеч легко и зыбко
художник отметает стыд
за рамы схваченной картины
он рисовал весенний вид
и тела нежного мотивы