Консультация "Формирование технических умений у детей средней группы в процессе рисования животных"


фамилия, имя, отчество Литвинова Ольга Эдуардовна
должность Преподаватель
название учреждения ГБОУ СПО «Клинцовский социально-педагогический
колледж»
название материала Методические рекомендации
название предмета Продуктивная деятельность (рисование)
возраст (класс) учащихся Средняя группа ДОО (5 лет)
2
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ
У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ ЖИВОТНЫХ
Рисование - один из любимых видов детской деятельности. Большинство
детей смело берутся за любые изобразительные материалы и рисуют. Однако у
некоторых детей рисование вызывает затруднение, и они обращаются за
помощью к родителям, воспитателю.
Продуктивная деятельность детей дошкольного возраста имеет огромное
значение для общего психического развития ребенка, для формирования
творческой натуры. В процессе формирования изображения детей средней
группы рисованию воспитатель использует различные темы: семья, дом, родной
город, природа, времена года, праздники и т.д. Одной из самых любимых тем в
творчестве юных художников является рисование животных.
Процесс формирования изображению животных длительный, его можно
условно разделить на два направления: осуществление деятельности по
развитию знаний детей о животных и обучение изображению животных.
Осуществление деятельности по развитию знаний детей о животных,
компетентности дошкольника по отношению к природе, складывается в
различных видах деятельности: в познавательной деятельности, в труде,
проектировании, в деятельности по уходу за растениями и животными, в
наблюдениях. Содержание рассказов о природе, стихов, сказок о животных,
наблюдения во время прогулок, экскурсий дают богатый материал для
изображения домашних и диких животных, для уточнения их особенностей.
Правильно организованное педагогом наблюдение, обследование игрушки,
картины, иллюстрации, где изображено животное, позволяет сформировать
представление о строении животного, особенностях его внешнего вида.
Под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и
инструментами, способы их использования для изображения и художественного
выражения замысла ребенка. В понятие техники включается развитие глаза и
3
руки, их согласованная деятельность. Особое значение придается умелому,
правильному изображению контура, формы предмета [13, с.16].
Освоение техники самостоятельная и важная задача. Наблюдение
процесса рисования показывает, что дети испытывают большие затруднения в
создании изображений, если не владеют графическими навыками. А когда они
не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ
от рисования вообще.
Техника рисунка должна осваиваться ребенком в начальный период
обучения рисованию так, чтобы приобрести полную свободу действий при
выполнении более сложных задач, которые придётся решать в течение
следующих этапов овладения рисованием. Усвоив способы изображения одного
четвероного, дети могут изобразить любое животное, сравнив их по
изображению на картинках, в игрушках и т.д. Техника не сковывает
возможности выразительной передачи образа, не навязывает детям одинаковую
манеру исполнения, не принуждает к однообразному решению образа. Овладев
техникой работы, разными материалами, дети используют их по-своему,
выразительно раскрывая образы животных в рисунке.
Исследованием проблемы обучения рисованию детей среднего
дошкольного возраста занимались Т.Н. Доронова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова,
И.А. Лыкова, А.А. Грибовская и другие.
Однако одни исследователи прямо или косвенно отрицают позитивную
роль подражания в детском творчестве (М.М.Рыбакова, О.С.Ушакова), другие
считают, что оно включает в себя элементы творчества (А.М. Агальцев,
А.Г.Ковалев, А.Г. Просецкий), третьи подчеркивают подражательный характер
детского творчества (Л.С. Выготский, А.Я. Дудецкий). Ряд авторов,
рассматривая подражание и творчество как взаимосвязанные явления, вместе с
тем отмечают противоречивую роль подражания в продуктивных видах
деятельности (Н.А. Ветлугина, Е.А. Флерина). Работы Т.И. Горбатенко, А.В.
Запорожца, В.А. Просецкого показывают, что характер подражания детей
зависит от сформированности их графических умений и навыков. По мнению
4
Т.С.Комаровой, индивидуальная манера изображения начинает проявляться
особенно ярко тогда, когда дети овладевают техническими навыками и
формообразующими движениями.
Представители реалистического направления в изобразительном искусстве
всегда придавали большое значение технике рисунка, уделяя выработке ее
особое внимание.
Техника, по образному выражению П.П.Чистякова,— это язык художника.
Не владея этим языком, художник не сможет донести до зрителя замысел своего
произведения. Большое значение качества исполнения для выражения идей
художника отмечали русские художники И.Е.Репин, И.Н.Крамской и др. [11,
с.134]
Первые исследователи детского рисунка (начало XX в.), как русские, так и
зарубежные (В. М. Бехтерев, Коррадо Риччи, Либерти Тэдд), отмечая
своеобразие развития детского творчества, признают необходимость обучения
детей рисованию и, в частности, вооружения детей техническими навыками.
Большое значение обучению технике рисования придавал Коррадо Риччи
(итальянский искусствовед), который подчеркивал, что без обучения технике
рисования даже взрослые остаются почти на том же уровне исполнения рисунка,
что и дети.
Русский ученый В. М. Бехтерев относился к детскому рисунку как к
«объективному свидетелю проявлений и развития детской психики» и большое
значение в связи с этим придавал изучению характера детских рисунков.
Большую роль он отводил обучению маленького ребенка умениям правильно
держать карандаш и пользоваться им. В. М. Бехтерев подчеркивал, что усвоение
ребенком неправильных приемов с трудом преодолевается впоследствии и
вредным образом отражается на рисовании и письме.
Таким образом, мы видим, что уже в то время многие исследователи
придавали большое значение овладению техникой рисунка, подчеркивая
важность этого для создания изображения.
5
Несколько позже, примерно к началу 20-х годов XX столетия,
преобладающим становится мнение, отрицающее необходимость обучения
детей рисованию в целом и технике рисунка в частности.
Целая группа педагогов (Е.В.Разыграев, В.И.Бейер), отстаивая
необходимость обучения, подчеркивала важность обучения технике рисования.
Интересно проследить отношение к обучению рисованию такого видного
педагога в области художественного воспитания, как Е.А. Флерина.
Вначале (1924 г.) она высказывалась против какого бы то ни было
вмешательства взрослого в творческий процесс ребенка. В более поздней ее
работе (1934 г.) уже говорится о необходимости руководства изобразительной
деятельностью детей со стороны взрослых. В этой работе Е.А. Флерина пока еще
очень осторожно ставила вопрос о внимании к техническим навыкам и
правильному пользованию материалом. Она рекомендует показывать
правильные приемы только в крайних случаях, в основном предоставив детям
возможность самим находить эти способы и приемы, приспособиться к
инструменту. Далее она подчеркивает, что скорость овладения детьми
инструментом при показе лишь кажущееся достижение: гораздо полезнее для
ребенка самостоятельное приспособление к инструменту.[13, с.17].
В работах 40-х годов Е.А. Флерина уже признает желательным оснастить
детей навыками и области техники рисования, убедившись в процессе опытной
работы, что самостоятельно овладеть ими ребенок не может.
Таким образом, мы видим, что в своих последних работах Е.А. Флерина
высказывалась за обучение технике рисования.
Интересно отметить, что в это же время большое внимание детскому
изобразительному творчеству уделяет Е.И. Чарушин. Он проявлял заботу о том,
чтобы техника работы карандашами и красками не затрудняла, а облегчала детям
создание изображения.
Техническую легкость процесса изображения Е.И. Чарушин считал одним
из побудителей создания образа. Он указывает, что если ребенок неправильно
6
держит карандаш и кисть кулаке, скрюченными пальцами), то рука быстро
утомляется, изображение затрудняется и ребенок лишается радости творчества.
Положение изменилось с введением обучения в детских садах. Огромная
заслуга в этом принадлежит А.П.Усовой, обосновавшей ведущую роль взрослого
в процессе обучения. Под ее руководством была разработана теория и практика
обучения.
Н.П. Сакулина уже положительно решила вопрос об обучении рисованию
детей даже младшего дошкольного возраста.
В работах этого автора говорится о необходимости пристального внимания
педагога к формированию техники рисования. Н.П. Сакулина отмечает большое
значение в формировании способности к изображению овладения графическими
навыками.
Необходимость обучения рисованию, и в частности техническим навыкам,
подчеркивается и советской психологией, которая утверждает, что способности
к рисованию проявляются и развиваются только в процессе рисовальной
деятельности ребенка и лучше всего в процессе обучения под руководством
взрослого[12, с.38].
Таким образом, советская дошкольная педагогика и психология
положительно решают вопрос о необходимости обучения детей технике
рисования.
По мнению Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Р.С. Немова и
других учёных, пятый год жизни является периодом интенсивного роста и
развития организма ребёнка. В игровой деятельности детей среднего
дошкольного возраста происходит разделение игровых и реальных
взаимодействий детей. Игровые действия начинают выполняться ради смысла
игры.
Значительное развитие получает продуктивная деятельность. Рисунок
становится предметным и детализированным. Совершенствуется техническая
сторона изображения предметов. Усложняется конструирование. Постройки
могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по
7
собственному замыслу, а также планирование последовательности действий [19,
с.483].
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями
мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.
Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более
уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность
в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения
активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся
капризными [7, с.182].
Д.Б. Эльконин подчеркивал, что эмоционально окрашенная деятельность
становится не только средством физического развития, но и способом
психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых
отличает довольно высокая возбудимость [19, с.495].
Л.А. Венгер писал, что к концу среднего дошкольного возраста восприятие
детей становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму
предмета, могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых
форм воссоздавать сложные объекты [19, с.497]
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов.
Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять
задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое
стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Исследования П.Я.Гальперина,
А.В.Запорожца, Л.А. Венгера показали, что дети оказываются способными
использовать простые схематизированные изображения для решения несложных
задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи [19,
с.497].
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его
особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно
придумать небольшую сказку на заданную тему.
8
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной
сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать
в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
По мнению В.С.Мухиной, в среднем дошкольном возрасте улучшается
произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей.
Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или
иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи [19, с.500].
Р.С. Немов отмечает, что на пятом году жизни активно проявляется
стремление детей к общению со сверстниками. Дети общаются по поводу
игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более
длительными и активными. Новые черты появляются в общении средних
дошкольников с воспитателем [19, с.502].
В течение пятого года жизни воспитатель становится свидетелем разных
темпов развития детей: одни дольше сохраняют свойства, характерные для
младшего возраста, другие, наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй
половины среднего дошкольного возраста начинают отчетливо проявлять черты
старшей возрастной ступени. В этом проявляется одна из особенностей детей
средней группы.
У детей средней группы наблюдается пробуждение интереса к правилам
поведения. В исследованиях Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и других психологов
подчёркивалось, что именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы-
заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или
кто-то не выполняет требование. Неопытный воспитатель иногда расценивает
такие заявления ребенка как «ябедничество» и отрицательно к ним относится.
Между тем «заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил
требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение
правильности своего мнения, а также услышать от воспитателя дополнительные
разъяснения по поводу «границ» действия правила.
9
Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой
эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью,
которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются
постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.
Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для
сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа «Я» ребенка, его
детализации.
Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение
поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность,
Организация разнообразной деятельности составляют основу правильного
воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.
Формирование продуктивной деятельности, и рисование в частности,
должно быть направлено не только на развитие их творческой
самостоятельности и активности, но и на формирование технических умений и
навыков.
Цель любого ООД по рисованию развитие творческих сил детей и
технических умений. Наряду с анализом формы предмета и уточнением знаний
о нем воспитатель должен найти место детской инициативе, воображению,
возможности для ребенка выполнить задание, опираясь на свой личный опыт,
знания, на свои впечатления, фантазию[5, с.45].
Задачи по обучению рисования определяются в разных источниках по-
разному.
В программе Васильевой М.А. «Воспитание и обучение в детском саду»
задачами являются:
- формировать умение правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не
напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения
руки с карандашом и кистью во время рисования;
- закреплять знание названий;
10
-формировать умение ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен,
мазков;
- формировать умение изображать простые предметы, рисовать прямые
линии. [1, с.37]
Программа Н.Е. Вераксы «От рождения до школы» предлагает такие же
задачи, как и Васильева М.А.
Халезова-Зацепина в книге «Рисование в детском саду» задачами обучения
рисованию в средней группе являются следующие:
- формировать умение изображению предметов округлой, овальной,
треугольной и прямоугольной форм, передаче строения предметов, основных
частей и деталей;
- формировать умение использованию цвета как художественного
выразительного средства;
-развивать композиционные умения в расположении предмета в центре
листа;
- совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка
карандашом и красками[24, с.8].
В первом квартале, где предлагаемая тематика рисунков знакома детям,
усложнение программного материала выражается в более точной передаче
формы (овал или круг) и аккуратной раскраске изображения. Решение этих задач
требует более развитой способности сравнивать и выделять особенности форм,
имеющих округлые очертания, но отличных друг от друга по длине и ширине:
свекла и огурец, воздушные шары круглой и удлиненной формы, яички - простые
и золотые.
Новым в формировании умения детей в изображении предметов является
передача строения с ритмично расположенными частями (вверху – внизу, с
одной стороны – с другой стороны), а также некоторых пропорциональных
соотношений частей. Это дает возможность анализировать и сравнивать
отдельные части между собой. Например, во втором квартале дети рисуют
11
снеговика, форма которого состоит из кругов разных размеров, и елку с
ритмично расположенными ветвями. [5, с.50]
Рисование животных начинается с простых для изображения рыбок.
Освоив изображение простой по форме и частям рыбки, дети могут перейти к
рисованию птиц, форма и строение которых более сложны: голова вычленяется
из тела, есть ноги и крылышки; когда птица летит, она расправляет крылья, а
когда ходит по земле или сидит на веточке, складывает их. [5, с.51].
Таким образом, дети средней группы, освоив умение рисовать разные
предметы, простые явления, с интересом относятся к продуктивной
деятельности.
Последовательность формирования технических навыков и умений,
должна определяться изобразительными задачами.
Формирование технических навыков и умений требует длительного
времени и постоянного внимания. Как только интерес детей переключается на
образную трактовку рисунка, они перестают думать о технике исполнения и в
тех случаях, когда навыки недостаточно хорошо отработаны, действуют
неправильно.
Для того, чтобы дети правильно изобразили предмет, воспитателю
необходимо сформировать ясные представления о нем, помочь овладеть
техническими навыками.
У детей уже имеются основные изобразительные навыки, позволяющие
передать форму и некоторые признаки предметов. Вот почему повышаются
требования педагога к детям.
Эти программные требования основывается на развитии способности
более осознанного восприятия, умения различать и сравнивать предметы между
собой в процессе их детального обследования до ООД. Обследование
проводится по методике, разработанной Н.П. Сакулиной и описанной в книге
«Теория и практика сенсорного воспитания». В начале обследования
необходимо обратить внимание на предмет в целом, подбирая яркие и
выразительные слова для его характеристики, затем перейти к анализу предмета,
12
выделяя форму основной масти, потом остальных частей, определяя их величину
и расположение по отношению к основной части. В заключение нужно вновь
обратить внимание на весь предмет, чтобы закрепить целостное представление.
Большое значение в обучении технике рисования имеет овладение
определенными движениями, позволяющими передать различные формы
(округлые, прямоугольные). Обучая детей рисованию этих форм, важно
подчеркивать различия в движении руки, фиксируя внимание на положении руки
и на двигательных ощущениях; вместе с тем подчеркивать сходство движений
руки при обследовании и рисовании предметов одинаковой формы.
Учитывая особенности четырех летних детей, следует в различные приемы
обучения включать игровые моменты. Например, рыбка просит нарисовать ее
портрет, при анализе работ она смотрит и оценивает рисунки. Игра всегда вносит
оживление и радость работу детей, что повышает их активность.
Правильные графические навыки и умения нужно формировать с самого
начала обучения детей рисованию, не ожидая закрепления неправильных. Если
же неправильные навыки уже сложились, тогда изобразительные задачи,
стоящие перед ребенком, отвлекают его от применения правильных способов
действия.[4, с.35].
Приходится прибегать к специальным упражнениям. Например, если не
получается красивое закрашивание, нужно подобрать картинки в книжках-
раскрасках и предложить научиться ровно, аккуратно раскрашивать рисунок,
объяснив и показав, как нужно это делать.
В средней группе анализ рисунков в конце занятия может быть построен
по-разному.
Дети четырех лет не смогут дать детальный, обоснованный разбор
рисунков, но они уже в состоянии самостоятельно выбрать рисунок, который им
нравится, сказать, похож он или нет на изображаемый предмет или образец,
аккуратно ли выполнен рисунок. Обосновать, почему красиво, похоже, или нет,
поможет воспитатель[6, с.18].
13
Мир животных очень интересен для ребенка. Животные двигаются,
обладают характером, отличаются своеобразным поведением и в связи с этим
вызывают у детей познавательный интерес, активное восприятие, яркий
эмоциональный отклик. Необходимо с детства прививать любовь к животному,
обращать внимание ребенка на красоту животного, на его пользу, на
материнскую заботу о детёнышах, на то чувство привязанности, которым оно
отвечает на всякое доброе отношение.
Техника рисунка должна осваиваться ребенком в начальный период
обучения рисованию так, чтобы приобрести полную свободу действий при
выполнении более сложных задач, которые придётся решать в течение
следующих этапов овладения рисованием.
При формировании техники рисования у детей дошкольного возраста
необходимо учитывать то полезное, что есть в детской «естественной» технике,
что проявляется в самостоятельных действиях ребенка с карандашом.
Необходимо отрабатывать ряд навыков, входящих в умение правильно и
красиво закрашивать рисунки карандашом и кистью: навык сохранения
направленности движений одном направлении), навык своевременной
остановки движения, навык регуляции размаха движений (в зависимости от
величины закрашиваемой поверхности).
В этой группе важно продолжать учить изменять направление движения в
зависимости от направленности линий контура изображаемых предметов.
Вместе с тем это умение усложняется в связи с задачей изображения предметов
прямолинейной и округлой формы разного характера (прямоугольных,
квадратных, треугольных, круглых, овальных).
В основном дети должны научиться по-разному держать карандаш и кисть
при различных приемах рисования. Так, при закрашивании широких плоскостей
рисунка карандаш может быть больше наклонен к бумаге, благодаря чему
получаются более широкие штрихи, позволяющие закрасить рисунок быстрее.
При рисовании мелких деталей удобнее держать карандаш почти вертикально,
чуть ближе к концу, чем обычно. При рисовании широких полос и мазков кистью
14
ее нужно держать наклонно к бумаге, а тонкие линии и точки рисовать концом
ворса при вертикальном положении кисти — перпендикулярно по отношению к
бумаге. Отработка этих приемов способствует выработке легкости, свободы
движения, произво