Клубный час "Палитра войны"


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Навлинский Детско-юношеский центр»
Конспект клубного часа для учащихся
объединения «ИЗО» (12-15 лет)
на тему: «Палитра войны»
подготовила
педагог дополнительного образования детей
Шишкина Зоя Николаевна
Цель: Воспитывать патриотизм, уважение, чувство гордости и благодарности
к великим подвигам героев Великой Отечественной войны, познакомить с
творчеством художников, отражавших и отражающих в своих произведениях
страницы Великой Отечественной войны.
Участники мероприятия: учащиеся старших групп объединений ДЮЦ
(возраст 12 -15 лет)
Форма занятия: клубный час (по времени – 2 часа)
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, записи
военных песен
Ход занятия:
Так как занятие насыщено информацией, используются компьютерные
презентации с элементами ролевой игры (1 творческая группа –
«представители западной культуры», 2 творческая группа – «представители
культуры СССР», 3 творческая группа - «представители культуры Брянской
области»), историк и чтец.
Педагог:
Вот уже 70 лет как закончилась война и более трех четвертей населения
земного шара родились и выросли после войны. Поэтому очень важно, чтобы
новые поколения, которые очень легко ввести в заблуждения, знали
трагические страницы не столь отдаленного прошлого. Особенно актуально
это сегодня, когда фашизм возрождается вновь.
Ну а мы сегодня будем говорить о художниках, которые органически
связаны с жизнью народа, с ее думами и чаяниями и которые принимали
активное участие в борьбе с врагом. Часть из них ушли сражаться на фронт,
другие в партизанские отряды и народное ополчение. Между боями они
успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В тылу художники были
пропагандистами, устраивали выставки, они превратили искусство в оружие
против врага – не менее опасное, чем настоящее.
Чтец:
Я не напрасно беспокоюсь
Чтоб не забылась та война:
Ведь это память наша совесть
Она,
Как сила нам нужна.
Ю.Воронов
Историк:
1 сентября 1939 г. Пять германских армий внезапно обрушились на Польшу,
используя свое превосходство сумели быстро добиться успеха в операции.
9 апреля 1939 г. – нападение на Данию и Норвегию. Дания была
оккупирована за несколько часов и капитулировала. Норвегия
капитулировала только 10 июня.
10 мая 1940г. Сухопутные войска вермахта по плану «Гельб» вторглись в
Голландию, Бельгию и Люксембург.
10 июня 1940г. В войну против Франции и Англии вступила Италия, а через
три дня германские войска без боя заняли Париж.
Разворачивается движение Сопротивления, национально-освободительное,
антифашистское движение, направленное против германских, итальянских
оккупантов.
Ведущий от 1 творческой группы:
Показ слайда П. Пикассо «Герника»
В январе 1937 г. Пикассо получил от правительства заказ на большую
картину для национального павильона на Международной выставке, которая
должна была состояться летом этого же года в Париже. Художник
приступил к работе, когда услышал о бомбардировке города Герники
немецкими союзниками генерала Франко. Погибли две тысячи жителей,
были уничтожены памятники старины, архивы. Известие об убийстве
мирных граждан разгневало и ужаснуло Пикассо. Спустя два месяца после
события, послужившего толчком к созданию картины, она была закончена и
выставлена в павильоне Испании на выставке.
Бык, с его безжалостной мордой, остается единственным живым существом
на картине, не испытывающий ужаса. Как объяснял Пикассо, бык
символизирует «жестокость и тьму». Слева расположена фигура матери,
держащей мертвого ребенка. Ее голова неестественно запрокинута назад, а
черты лица ненормально искажены, резко контрастируя со спокойным
лицом убитого ребенка. Голова лошади, освященная яркой лампой, -
воплощенная боль. Пикассо считал, что «лошади олицетворяют народ».
Спустя несколько лет в Париже во время обыска у Пикассо немецкий
генерал, спросил: «Это вы сделали?». Художник ответил: «Нет, это сделали
вы!».
Показ слайда Р. Гуттузо Этюд к серии «С нами Бог», «Расстрел
патриотов»
Итальянский художник, последователь П.Пикассо В 1940 году активно
включается в борьбу, участник партизанского движения Сопротивления.
Печатает антифашистские листовки. Много рисует с натуры, выпускает
серию графических работ «С нами бог». Инициатор «нового фронта
искусств», объединившего художников антифашистов разных творческих
направлений.
Чтец:
« А было лето, травы зеленели.
И аромат цветов пленил в лугах.
Но вдруг стальные птицы прилетели,
И грохот взрывов взвился в облака
Где раньше пахарь шел со старым плугом,
Там сотни танков бешено неслись.
Сшибались в лоб, корежили друг друга,
И скрежет страшный уносился ввысь.
Визг, грохот, взрывы, крики, стоны
Где день, где ночь – никак не разобрать,
В дыму, в огне полей родных просторы,
И надо землю от врага спасать…»
(М.Бирюков)
Историк:
Враги на нас напали 22 июня 1941г., как нападают только трусы ночью. И
уже 22 июня появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и
уничтожим врага!».
Показ слайдов плакатов Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим
врага!», И.Тоидзе «Родина – мать зовет!», В.Корецкого «Воин Красной
Армии, спаси
Он обрушивал народную ненависть на вторгшегося противника, требовал
возмездия, призывал к защите Родины. Главной была мысль об отпоре врагу,
она была выражена суровым, лаконичным изобразительным языком,
независимо от творческих индивидуальностей. Призывом к мщению звучал
плакат В.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!». Не было не только ни
одного бойца, но, кажется, ни одного человека вообще, кого бы ни пронзила
трагическая сила этого образа женщины, в ужасе прижавшей к себе ребенка,
на которого направлен штык со свастикой. Плакат стал как бы клятвой
каждого бойца.
Ведущий 2 творческой группы:
Показ слайда картины А. А. Пластова «Фашист пролетел»
Опушка небольшого осеннего леса. Грустные осинки теряют последние
пожелтевшие листья. Небо подернуто легкими облачками, и в глубине его
видна удаляющаяся зловещая черная точка. А на земле, уткнувшись
прострелянной головой в побуревшую траву, лежит мертвый пастушок.
Совершено жестокое, бессмысленное убийство, которое вместе с верной
собакой мальчика, кажется, оплакивает сама земля, по-осеннему печальная
природа. Художник создал образ, потрясающий по силе своего воздействия,
вскрывающий бесчеловечную сущность фашизма, пробуждающий чувство
священной ненависти к злобному и беспощадному врагу. Говорят, зрители
застывали перед этой картиной, когда она была экспонирована на выставке
«Великая Отечественная война» в 1942г.
Показ слайда картины А.А.Дейнеки «Оборона Севастополя»
В начале войны врагу удалось подойти к этому солнечному городу на
берегу Черного моря. 250 дней и ночей солдаты и матросы обороняли город.
В эти тревожные дни художник А.А. Дейнека и начал свою картину. Хотя
нам известно, что Севастополь был оставлен нашими войсками, но эти
сражающиеся насмерть матросы воспринимаются как победители. В итоге
они и стали ими. Героическое содержание Дейнека раскрывает через
главное, игнорируя второстепенные детали. Лица моряков открыты зрителю,
мы видим их выражения, как, например, лицо моряка на переднем плане,
готовящегося бросить во врага связку гранат. Его фигура – символ яростной
битвы. Образ жестокой битвы создается напряженно-экспрессивным
художественным языком.
Показ слайдов картин Кукрыниксов «Бегство фашистов из Новгорода», П.Д.
Корина «Александр Невский»
В последние годы войны одно из лучших своих живописных произведений
создали Кукрыниксы, обратившись к образу древности – Софии
Новгородской как к символу непобедимости Русской земли («Бегство
фашистов из Новгорода»). На фоне израненного снарядами величественного
фасада собора жалкими кажутся суетящиеся поджигатели, и взывает к
мщению груда искореженных обломков памятника «Тысячелетие России».
В исторической живописи появляются образы героев славного прошлого
нашей Родины, вдохновлявшие советских воинов на борьбу с врагом,
напоминавшие о неизбежности гибели, бесславном конце завоевателей. Так
центральную часть триптиха П.Корина занимает фигура Александра
Невского, в рост, в доспехах, с мечом в руке на фоне Волхова, Софийского
собора и стяга с изображением «Нерукотворного спаса». Как мужественная,
суровая песня грозных лет, прославляющая героизм и стойкость русского
народа, его твердую решимость отстоять свою Родину в дни самых тяжелых
испытаний, звучит это произведение. Оно было создано в 1942-1943гг., в дни
Сталинградской битвы.
Показ слайда Памятника Воину-освободителю в Трептов - парке в Берлине.
В послевоенное время новой формой монументального искусства явились
мемориальные ансамбли, посвященные героике Великой Отечественной
войны. Наиболее значительным из них является памятник-ансамбль воинам
Советской армии, павшим в боях с фашизмом, который был создан русским
скульптором Е.В.Вучетичем совместно с архитектором Я.Б. Белопольским.
Тридцатиметровая фигура Воина-освободителя установлена в Трептов-парке
в Берлине. Мемориал возводился в течении трех лет и был официально
открыт 8 мая 1949 года.
Солдат, меч, девочка в композиции явили собой удачное сочетание главных
идей послевоенного времени. Памятник стал центральной фигурой
огромного мемориала, где похоронены около пяти тысяч советских воинов.
В 1941-1945г.г., в годы великой битвы с фашизмом, художниками было
создано немало произведений, в которых они выразили всю трагедию войны,
и прославили подвиг победившего народа.
Чтец:
Кругом тебя лес и дороги
Десны лозняковая тишь.
В веках ты, и добрый и строгий,
Как витязь былинный стоишь.
Град – крепость…
Ты дрался немало,
Не розами устлан твой путь,
Россию от бед прикрывала
Твоя богатырская грудь.
Историк:
23 июня 1941 г. на предприятиях Брянска состоялись многолюдные митинги,
на которых трудящиеся приняли резолюции о своей готовности по первому
зову партии и правительства с оружием в руках защищать свою Родину, а
уже на следующий день в Брянске и некоторых других городах было введено
военное положение.
16 августа 1941 года был создан Брянский фронт, на который возлагалась
ответственная задача — прикрыть московский стратегический район с юго-
запада и не допустить прорыва танковой группы Гудериана к столице нашей
Родины.
6 октября 1941 года город был оккупирован немецкими войсками. 708 дней в
Брянске хозяйничали немецкие захватчики. Это были два самых черных года
за всю тысячелетнюю историю древнего города. В конце лета 1943 года
жители города стали слышать отдаленный гул артиллерийской канонады.
Приближался час освобождения.
17 сентября 1943 утром Брянск был свободен.
Ведущий 3 творческой группы:
Немало картин посвятили Брянские художники теме Великой
Отечественной войны и партизанскому движению.
Показ слайдов В.В. Воробьева, Члена Союза художников России «Разгром
немецких танков» и др.
Виктор Васильевич, участник Великой Отечественной войны, не мог
остаться безучастным к теме героического подвига русского народа в борьбе
за освобождение родной земли от фашистских оккупантов. Картины «К
своим», «Сильные духом», «Первый бой», «На границе» - серьезный и
глубокий подход к святой для русского народа теме. Оптимизмом и
мужеством веет от полотен, посвященных простым русским людям,
сумевшим в лихие годы превратить свою жизнь в подвиг во славу Родины.
Показ слайдов с картин художников братьев Сергея Петровича и
Александра Петровича Ткачевых «Сыновья», «Осень 1945», «Май сорок
пятого».
Продолжая традиции русского реалистического искусства, традиции
художников-передвижников, совместное содружество они начали с 1948
года, когда создали эскизы к знаменитой работе "Детвора". И вместе начали
работать. Первую Государственную премию братья получили за работу
"Между боями". Кистью и красками запечатлели они память о военной поре.
Прототипом многих их картин стал сам Сергей Ткачев, в боях рядовым
солдатом он прошел всю войну. Их творчество - пример уникального
содружества двух прекрасных живописцев, которых судьба одарила равным
талантом. Братья Ткачевы - явление в истории искусства самобытное и