Презентация "Храмы Каменского района" 5 класс

Подписи к слайдам:
ХРАМЫ КАМЕНСКОГО РАЙОНА Верхние Марки. Церковь Воздвижения Креста Господня Верхние Марки. Церковь Воздвижения Креста Господня Расположена в центре села, на обширном открытом пространстве. Кирпичная церковь была выстроена в 1863 году по типовому для сел Воронежской губернии того периода проекту. В объемной композиции доминирует куб храмовой части с аттиковым ярусом над которым возвышалась главка (утрачена). К храму примыкают полукруглая апсида и прямоугольная бесстолпная трапезная. Колокольня с боковыми объемами, вплотную примыкающая к трапезной, завершала композицию с запада. В фасадном декоре использованы крупномасштабные элементы русского стиля, заимствованные из образцовых проектов церквей 50-х гг 19в., предложенных К.А.Тоном. В завершении первого яруса церкви размещен опоясывающий простой рамочный фриз. Углы объемов выделены лопатками. Лопатки же членят северный и южный фасады храма на три прясла, завершенные в поле аттикового яруса крупными килевидными кокошниками. Стены церкви равномерно прорезаны крупными арочными проемами в узких рамках, с килевидными архивольтами на импостах. Внутри ядро храма перекрыто четырехгранным со световым кольцом сводом, апсида - конхой. Оконные проемы заключены в глубокие, начинающиеся от пола, ниши. Отделка интерьеров полностью утрачена. Церковь была закрыта в 1930-е годы. Использовалась под зерносклад. В 1994г. поставлена под государственную охрану как памятник истории и архитектуры Воронежской области. Дегтярное. Церковь Успения Пресвятой Богородицы Дегтярное. Церковь Успения Пресвятой Богородицы Церковь Успения Божией Матери. Небольшая кирпичная церковь расположена в центре села на открытом пространстве, доминирует в ландшафте на 10-15 километров. Построенная в 1881 году, церковь является интересным памятником периода стилизаторства в эклектике конца 19в. Все в архитектуре этой церкви стилизовано под формы классицизма. Объемная композиция предельно проста: храмовая часть-восьмерик на четверике – повышена. Ее акцентировали утраченные ныне четырехколонные портики с треугольными фронтонами. К четверику храма примыкают равновысокие прямоугольные апсида и трапезная. Четверик первого яруса колокольни с боковыми объемами, несколько шире трапезной, повышен полуярусом на который поставлен высокий восьмерик яруса звона, также с небольшим аттиковым ярусом. Завершение колокольни утрачено, также как и купол главы храма. Западный портал был акцентирован двухколонным портиком. Пилястры с филенками, широкий двухрядный фриз, часторасположенные большие арочные окна в рамках, с треугольными сандриками и подоконными филенками придают фасадам церкви эклектичную декоративную насыщенность. Внутри храмовая часть перекрыта восьмилотковым сводом, алтарь- трехлотковым, а трапезная цилиндрическим сводом. В 1930-е годы церковь была закрыта. В 1994г. эта церковь поставлена под государственную охрану как памятник истории и архитектуры Воронежской области Пилипы. Церковь Казанской иконы Божией Матери Пилипы. Церковь Казанской иконы Божией Матери Церковь Казанской иконы Божией Матери Кирпичная церковь была выстроена в 1904-12гг в центре села на холме. Ее стройный силуэт доминирует в окружающем ландшафте. Объемно-планировочная композиция имеет крестообразную структуру. Высокий четверик средокрестия несет световой восьмерик главы храма, завершенный шлемовидным куполом и главкой. Ветви креста – прямоугольные трапезная, боковые притворы и пятигранная апсида - равновысокие. Нижний ярус четырехъярусной колокольни несколько шире трапезной. Над четвериком глухого второго яруса возвышаются два четверика яруса звонов, купольная кровля с главкой. Западный вход в церковь был оформлен крыльцом с четырьмя кубовидными колоннами. Насыщенный крупномасштабный декор фасадов включает стилизованные элементы византийской и романской архитектуры. Углы объемов подчеркнуты огибающими лопатками, рустованными до половины высоты. Угловые лопатки восьмерика храма и верхнего яруса колокольни декорированы сухариками. Четверики храма и второго яруса колокольни завершены широкими фризами с филенками. Северные и южные торцевые фасады притворов и первого яруса колокольни завершены щипцами с аркатурными фризами. Поле этих фасадов выше цоколя рустовано. Арочные окна церкви обрамлены трехчетвертными колонками и также рустованными архивольтами. Над проемами звона верхнего яруса колокольни возвышаются перспективные архивольты, соединенные с венчающим карнизом. В декоре колокольни выделяются крупные филенчатые кресты. На окнах сохранились кованные металлические решетки с орнаментом из копий и колец. Внутри четверики храма и нижнего яруса колокольни перекрыты сомкнутыми восьмилотковыми сводами, притворы и трапезная – лучковыми сводами, апсида –граненой конхой. В 1930-е годы церковь была закрыта и до настоящего времени используется под склад. От 23.05.2008. Уже не используется даже под склад. Разрушается. Сончино. Церковь Троицы Живоначальной Сончино. Церковь Троицы Живоначальной Церковь Святой Троицы. Небольшая приходская кирпичная церковь была выстроена в центре села в 1863 году. Имеет крестообразную структуру. Повышенный четверик храмовой части завершен четырехгранной кровлей над которой возвышается невысокий восьмигранный световой барабан. Ветви креста – полукруглая апсида, короткая трапезная и боковые притворы – равновысокие. Колокольня не сохранилась. Декор фасадов предельно лаконичен. Углы подчеркнуты лопатками, стены объемов завершены опоясывающим простым фризом. Проемы восьмерика арочные, остальные – с лучковыми перемычками. Внутри храмовая часть перекрыта восьмилотковым со световым кольцом сводом, апсида – конхой, трапезная – цилиндрическим сводом, притворы - парусными сводами. С 1930-х по начало 1990-х годов церковь использовалась под склад. Ныне восстанавливается, проводятся службы. Трехстенки. Церковь Успения Пресвятой Богородицы Трехстенки. Церковь Успения Пресвятой Богородицы Церковь расположена в центре села на высоком холме. Территория обнесена кирпичной оградой с воротами. Кирпичная церковь Успения была построена в 1856 году, в 1881 году пристроена колокольня. Кубический двухсветный объем храмовой части увенчан небольшим цилиндрическим световым барабаном с луковичным куполом. К храму примыкают пониженные равновысокие прямоугольная трапезная и полукруглая апсида. Нижний ярус двухъярусной колокольни несколько шире трапезной, образован повышенным четвериком с боковыми объемами и крытым крыльцом западного входа. Ярус звона колокольни – восьмерик с широкими фасадными гранями. Венчает колокольню восьмигранный шатер с луковичной главкой. Углы всех фасадов подчеркнуты лопатками с филенками. Объемы завершены сильно вынесенным карнизом. Северный и южный фасады четверика храма в нижней части декорированы филенками. Все проемы арочные, в рамках, с килевидными архивольтами на кронштейнах. Проемы светового барабана объединены подоконной полкой. В декоре колокольни черты русского стиля более выражены. Северный и южный фасады нижнего яруса завершены аттиками - закомарами. Сдвоенные окна объединены широкими килевидными наличниками. Грани яруса звона венчают килевидные кокошники, образующие венец в основании шатра. В фасадном декоре церкви применена настенная живопись по штукатурке: в ложных окнах диагональных граней светового барабана – изображения Апостолов; в средней нише апсиды – икона Божией Матери; над западным входом, в полукруглой нише - изображение Тайной вечери. Внутри храмовая часть перекрыта четырехлотковым со световым кольцом и распалубками над окнами второго света сводом; алтарь – конхой; трапезная – цилиндрическим сводом с распалубками над окнами. Подколокольное пространство первого яруса имеет парусный свод, а западное крыльцо – цилиндрический перекрытие. На стенах в трапезной и алтаре – маслянные росписи, обновленные в 20 в. Иконостас трехъярусный, рамы деревянные, резные, позолоченные. Аналогичные рамы у всех основных икон церкви. В 1994г. эта церковь поставлена под государственную охрану как памятник истории и архитектуры Воронежской области.