Презентация "Талант и гениальность"


Подписи к слайдам:
Слайд 1

  • КУРСОВАЯ РАБОТА
  • Тема: талант и гениальность.
  • Выполнила студентка
  • 4 курса, 41-СГ,
  • дневного отделения факультета ДПИ
  • Колышкина Мария

  • Талант - это выдающиеся способности.
  • Талант - это выдающиеся врождённые качества, особые природные способности.
  • Талант - это человек, обладающий выдающимися качествами, способностями.
  • Определение

  • Но, вполне очевидно (и доказано с научной точки зрения), что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.
  • Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития.
  • Истоки

  • В. В. Клименко: ”Сущность таланта в способности к действию, его не следует выискивать ни в особых достоинствах мозга, ни в конструкции тела, ни в каких-то других способностях. Талант — это человек, оригинально решающий всем известные задачи.”
  • Структура таланта

  • Воображение — это не способность фантазировать без цели, а интуитивная способность видеть сущность параметров — их природную логику. Оно комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его предметное содержание и смысл, считает их действительными.
  • Воображение как составляющая таланта

  • Эмоциональная сторона таланта
  • Необычайно богата и насыщена эмоциями жизнь у всех талантливых людей, чья одарённость заключается в способности к вербализации образов или в способности выражать их, изменяя объективную действительность, т.е. у писателей, поэтов, художников и др. Их отличает возможность передать другим людям своё эмоциональное состояние, дать другим почувствовать то, что они чувствовали, увидеть то, что они видели.

  • Гениальность - наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
  • Исторические воззрения на природу гениальности определялись общим пониманием творческого процесса. От античности идет взгляд на гениальность как на род иррационального вдохновения, «озарения» свыше».
  • Гениальность

  • Широко распространено мнение, что человек использует лишь около 1/10 части нейронов своего мозга, и если бы работали все 9 десятых, мы все стали бы гениями. Однако сейчас психологи полагают, что дело обстоит как раз наоборот: чтобы стать гением, нужно отключить часть собственного мозга.
  • Природа гениальности

  • Говорят, безумие и гениальность - дети одной природы. Генетики усиленно ищут ген гениальности. Но есть ли такой ген? Скорее всего, отдельного гена нет. Есть лишь довольно малая вероятность уникального сочетания генов, которая отражает заложенные в человеке предпосылки стать гением. Сегодня эта вероятность оценивается учеными в 10-4. Но гений реализуется, лишь попадая в благоприятные условия, где эти предпосылки могут развиться до высокого уровня. Здесь вероятность еще ниже - 10-8. Благоприятная социальная среда способствует реализации природных задатков, небагоприятная превращает потенциального гения в заурядность.
  • Ген гениальности

  • «Ранний старт» в творчестве.
  • Феномен раннего старта, факты раннего проявления способностей людей в самых разных областях жизнедеятельности общества давно приковывают к себе внимание. Устойчивый интерес к проблеме раннего старта во многом объясним.

  • В нашей когорте сверхталантов (из 54 имен) ранний старт (проявление творческих способностей, обнаружение призвания в возрасте до 10–11 лет включительно) отмечен лишь у 12 человек:
  •  
  • у Моцарта 4–5 лет;
  •  у Родена 5 лет;
  •  у Шопена 6 лет;
  •  у Тициана 9 лет;
  •  у Пушкина 9 лет;
  •  у Паганини 10 лет;
  •  у А. Павловой 10 лет;
  •  у В. Серова 6 лет;
  •  у Доре 11 лет;
  •  у М. Цветаевой 8 лет;
  •  у А. Ахматовой 11 лет;
  •  у Бетховена 11 лет.

  • Примеры гениальных детей
  • За несколько лет до того, как Моцарту исполнилось три года, он проснулся от певучих звуков сонаты, которую папа играл на клавесине. Восхищенный, не в силах устоять против волшебной музыки, он выбрался из кроватки и побежал в музыкальную комнату.
  • На следующее утро Вольферль ничего не помнил, кроме музыки. В семье Вольферля был относительный достаток; гениальный сын пойдет по стопам отца, продолжит семейную традицию; в родительском доме Вольферль действительно рос в благоприятной воспитывающей атмосфере, где были добрые отношения между самими родителями, где постоянно звучала музыка; Леопольд Моцарт, помощник капельмейстера а Зальцбурге, вскоре после рождения сына отказался давать уроки, чтобы все время посвятить воспитанию Вольферля. И, конечно, мало сказать об отце гения, что он был помощником капельмейстера.

  • Ранний старт: итоги и перспективы изучения Многофакторная обусловленность раннего старта, раннего проявления одаренности закономерно подводит к выводу о регламентированном, жестко дозированном отборе самой историей, жизнью, обществом, природой феноменально одаренных людей, превосходящих планку таланта и восходящих к гениям.
  • Итоги и перспективы

  • Приведенные нами соображения о раннем старте, как нам кажется, подтверждают ранее прозвучавшие мысли: из тысячи потенциальных гениев 999 гасится именно из–за недоразвития, а из 1000 развившихся 999 гасится на этапе реализации.

  • Несмотря на то, что проблема таланта и гениальности стоит перед психологами в течение долгого времени, на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в полном объёме. Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение вопросов структуры таланта имеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования. Поэтому тема таланта остается актуальной и в настоящее время.
  • Заключение