Рабочая программа "Живопись"

1
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования «Медвенская детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Предметная область
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Рабочая программа по предмету
«Живопись»
1 4 год обучения
Срок реализации 4 года
п. Медвенка, 2019
2
Принято
Педагогическим Советом
образовательного учреждения
Протокол от ____________№_____
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ ДО
«Медвенская ДШИ»
_______________Л.А. Оглоблина
Председатель
Приказ от ______________№_____
Разработчик: Дашевская Елена Александровна, преподаватель
художественного отделения МКОУ ДО «Медвенская ДШИ»
Рецензенты:
1. _______________________
2. _______________________
3
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3. Содержание предмета
4. Требования к уровню подготовки обучающихся
5. Формы и методы контроля, система оценок
6. Методическое обеспечение учебного процесса
7. Список литературы
4
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе
рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности
при реализации общеразвивающих программ в области искусств (Письмо
министерства культуры РФ от 21 ноября 2013г. № 191-01-39/г.)
Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем.
Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения.
Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения,
строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной
программе отводится цветовым гармониям.
Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку,
станковой композиции. В каждой из этих программ присутствуют
взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и
станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы
предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи
композиционного решения листа, правильного построения предметов,
выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи
световоздушной среды.
Текстовая часть программы подкреплена наглядным каталогом, который
содержит в себе перечень основных заданий. Они могут переставляться в том
порядке, который удобен педагогу. Каталог “не закрыт”, он может пополняться
другими интересными заданиями, которые будут дополнять основное обучение
и делать его более творческим и эффективным.
Цель и задачи учебного предмета
Цель учебного предмета:
Целью учебного предмета «Живопись» является художественно-
эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в
процессе освоения программы учебного предмета художественно-
исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
5
Одновременно, целью программы, так же, является научить детей
строить свою работу от простого к сложному, понимать структуру работы
художника над живописным полотном. Развивать аналитическое мышление в
процессе обучения.
Задачи учебного предмета:
1. Занятия с натуры на уроках живописи являются одним из главных
компонентов в обучении изобразительной грамоте в академических
традициях. Умение отображать предметный мир с помощью цвета и тона
учит начинающего художника познавать искусство живописи и
вырабатывать свой стиль в изобразительном творчестве.
2. Учащиеся изучают грамоту изображения предметов и предметного
пространства цветом и цветовыми сочетаниями. Вырабатывают культуру
цвета, которая является необходимой в других предметах учебного цикла
станковой композиции, декоративно-прикладного искусства и истории
искусств.
3. приобретают знания, умения и навыки по выполнению живописных работ, в
том числе:
знания свойств живописных материалов, их возможностей и
эстетических качеств;
знания разнообразных техник живописи;
знания художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей создания цветового строя;
умения видеть и передавать цветовые отношения в условиях
пространственно-воздушной среды;
умения изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека;
навыки в использовании основных техник и материалов;
навыки в последовательного ведения живописной работы;
6
- формирование у детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные
программы в области изобразительного искусства.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Живопись» при 4-летнем сроке обучения реализуется с 1
по 4 класс. Программа рассчитана на 3 часа в неделю в 1- 3 классах, 102 часа
в год, 2 часа в неделю в 4 классе, в год 68 часов, 374 часа всего, 187 часов -
самостоятельные занятия: 1,5 часа в неделю в 1-3 классах, 1 час в неделю в 4
классе.
Учебные занятия по учебному предмету «Живопись» проводятся в форме
аудиторных занятий. Занятия по учебному предмету осуществляется в форме
мелкогрупповых занятий численностью от 6 и до 15 человек.
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Живопись» осуществляется в форме
мелкогрупповых занятий (численностью от 6 и до 15 человек).
Продолжительность уроков – академический час.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного
творчества.
7
Сведения о затратах учебного времени:
Вид
учебной
работы,
форма
аттестации
Затраты учебного времени,
график аттестации
Все
го
час
ов
Классы
2
3
4
1полу-
годие
2полу-
годие
1полу-
годие
2полу-
годие
1полу-
годие
2полу-
годие
1полу-
годие
2полу-
годие
Аудиторные
занятия
48
54
48
54
48
54
32
36
374
Самостояте
льная
работа
24
27
24
27
24
27
16
18
187
Максимальн
ая
нагрузка
72
81
72
81
72
81
48
54
561
Промежуто
чная
аттестация
Творчес
кий
просмот
р работ
Творчес
кий
просмот
р работ
Творчес
кий
просмот
р работ
Творчес
кий
просмот
р работ
Творчес
кий
просмот
р работ
Творчес
кий
просмот
р работ
Творчес
кий
просмот
р работ
Итоговая
аттестация
Творчес
кий
просмот
р работ
Учебно-тематический план
В данной программе предложен учебно-тематический план с объемом
часов с нормативным сроком обучения 4 года.
Первый класс
Наименование темы
Вид учебного
занятия
Общий объем времени в часах
Максимал
ьная
нагрузка
Самостоятел
ьные
занятия
Аудиторн
ые
занятия
1.
Характеристика цвета
урок
9
3
6
2.
Характеристика цвета. Три
основных свойства цвета.
урок
4,5
1,5
3
3.
Приемы работы с акварелью
урок
4,5
1,5
9
4.
Нюанс
урок
9
3
6
5.
Световой контраст
(ахроматический контраст)
урок
9
3
6
8
6.
Цветовая гармония. Полярная
гармония.
Урок
9
3
6
7.
Трехцветная и многоцветная
гармония
урок
9
3
6
8.
Гармония по общему
цветовому тону.
Творческий просмотр работ.
урок
7,5
1,5
2,5
0,5
5
1
9.
Гармония по общему
цветовому тону
урок
22,5
7,5
15
10.
Цветовой контраст
(хроматический)
урок
18
6
12
11.
Контрастная гармония (на
насыщенных цветах)
урок
9
3
6
12.
Гармония по общему
цветовому тону
урок
9
3
6
13.
Фигура человека.
Творческий просмотр работ.
урок
21
1.5
7
0,5
14
1
Итого:
158
56
102
Второй класс
Наименование темы
Вид учебного
занятия
Общий объем времени в часах
Максимал
ьная
нагрузка
Самостоятел
ьные
занятия
Аудиторн
ые
занятия
1.
Гармония по общему
цветовому тону
урок
9
3
6
2.
Контрастная гармония (на
ненасыщенных цветах)
урок
9
3
6
3.
Гармония по общему
цветовому тону и
насыщенности (на
насыщенных цветах)
урок
9
3
6
4.
Гармония по насыщенности
урок
9
3
6
5.
Контрастная гармония
урок
9
3
6
6.
Световой контраст
(ахроматический). Гризайль.
урок
9
3
6
7.
Гармония по светлоте и
насыщенности
урок
9
3
6
8.
Фигура человека.
Творческий просмотр работ.
урок
7,5
1,5
2,5
0,5
5
1
9.
Гармония по общему
цветовому тону
урок
13,5
4,5
9
10.
Гармония по насыщенности и
светлоте
урок
9
3
6
11.
Гармония по общему
цветовому тону
урок
13,5
4,5
9
12.
Гармония по общему
цветовому тону. Нюанс.
урок
13,5
4,5
9
9
13.
Гармония по насыщенности
урок
13,5
4,5
9
14.
Гармония по общему
цветовому тону и светлоте.
Творческий просмотр работ.
урок
16,5
1,5
5,5
0,5
11
1
Итого:
158
56
102
Третий класс
Наименование темы
Вид учебного
занятия
Общий объем времени в часах
Максимал
ьная
нагрузка
Самостоятел
ьные
занятия
Аудиторн
ые
занятия
1.
Контрастная гармония (на
насыщенных цветах)
урок
18
6
12
2.
Гармония по общему
цветовому тону и светлоте
урок
18
6
12
3.
Контрастная гармония (на
насыщенных цветах)
урок
18
6
12
4.
Фигура человека
Творческий просмотр работ.
урок
10,5
1,5
5,5
0,5
11
1
5.
Гармония по общему
цветовому тону и
насыщенности
урок
22,5
7,5
15
6.
Гармония по общему
цветовому тону
урок
13,5
4,5
9
7.
Контрастная гармония на
ненасыщенных цветах
урок
13.5
4,5
9
8.
Гармония по общему
цветовому тону и светлоте
урок
13.5
4,5
9
9.
Гармония по светлоте
Творческий просмотр работ.
урок
16,5
1,5
5,5
0,5
11
1
Итого:
158
56
102
Четвертый класс
Наименование темы
Вид учебного
занятия
Общий объем времени в часах
Максимал
ьная
нагрузка
Самостоятел
ьные
занятия
Аудиторн
ые
занятия
1.
Контрастная гармония (на
насыщенных цветах)
урок
12
4
8
2.
Гармония по общему
цветовому тону и
насыщенности
урок
12
4
8
3.
Гармония по общему
цветовому тону и светлоте
урок
12
4
8
4.
Гармония по общему
урок
10,5
3,5
7
10
цветовому тону
Контрольный урок
1,5
0,5
1
5.
Гармония по общему
цветовому тону и
насыщенности (на
ненасыщенных цветах)
урок
15
5
10
6.
Гармония по насыщенности и
светлоте
урок
12
4
8
7.
Нюансная гармония
урок
12
4
8
8.
Фигура человека
Контрольный урок
урок
13.5
1,5
4.5
0,5
9
1
Итого:
102
34
68
Содержание учебного предмета.
Годовые требования
В первые годы обучения задания даются на построение простых
гармоний, в основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для
того чтобы работы были более эмоциональными, редко используется черный
цвет.
В старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены на
нюансах, светлоте, со сложным колоритом. Фигура человека, натюрморт
связываются со станковой композицией.
Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения, со
свойствами живописных материалов, приемами работы с акварелью. Учащиеся
получают знания и навыки ведения последовательной работы над
натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов,
поиска цветовых отношений между предметами, предметами и фоном,
первоначальные навыки построения цветовой гармонии.
Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой
гармонии, влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче
фактуры предметов с выявлением их объемной формы.
В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные по
форме предметы. Задания даются на решения тонального и колористического
11
решения, передачу материальности и пространства, построения более сложной
цветовой гармонии.
В четвертом классе натюрморты ставятся с ясно выраженным
тематическим характером, углубляются знания о цветовой гармонии,
тональности и колористическом решении, решение пространства и цельности.
Первый класс
1. Тема. Характеристика цвета. Знакомство с ахроматическими и
хроматическими, основными и составными цветами. Выполнение упражнения
на получение составных цветов из основных. Орнамент с основными и
составными цветами. Применение лессировок. Использование акварели,
бумаги формата А4.
2. Тема. Характеристика цвета. Знакомство с холодными и теплыми цветами.
Составление сложных цветов в процессе выполнения цветовых растяжек с
переходом от теплых до холодных оттенков. Выполнение растяжек от желтого
к красному, от красного к синему, от синего к фиолетовому и т.п.
Использование акварели, бумаги формата А4.
3. Тема. Характеристика цвета. Три основных свойства цвета. Закрепление
знаний о возможностях цвета. Понятия «цветовой тон», «насыщенность»,
«светлота». Умение составлять сложные цвета. Тема «Листья». Использование
акварели, бумаги формата А4.
4. Тема. Приемы работы с акварелью. Использование возможностей
акварели. Отработка основных приемов (заливка, мазок). Этюды перьев птиц,
коры деревьев и т.п. Использование акварели, бумаги формата А4.
5. Тема. Приемы работы с акварелью. Использование возможностей
акварели. Отработка основных приемов (заливка, по-сырому, a la prima). Этюд
с палитрой художника. Использование акварели, бумаги различных форматов.
6. Тема. Приемы работы с акварелью. Использование возможностей
акварели. Отработка основных приемов. Копирование лоскутков тканей.
Использование акварели, бумаги формата А4.
12
7. Тема. Нюанс. Развитие представления о локальном цвете и нюансах.
Понятие «среда». Влияние освещения на цвет. Изображение драпировок,
сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной
плоскостях при теплом освещении. Использование акварели, бумаги формата
А4.
8. Тема. Световой контраст (ахроматический контраст). Гризайль. Силуэт.
Форма предмета, решение силуэта. Монохром. Натюрморт из светлых
предметов, различных по форме, на темном фоне. Использование акварели,
бумаги формата А4.
9. Тема. Цветовая гармония. Полярная гармония. Понятие «цветовая
гармония», «полярная гармония», «дополнительные цвета». Этюд фруктов или
овощей на дополнительных цветах (красный-зеленый, желтый-фиолетовый и
т.д.) Использование акварели (техника a la prima), бумаги различных форматов.
10. Тема. Трехцветная и многоцветная гармонии. Поиск цветовых
отношений. Понятие трехцветной и многоцветной гармонии. Этюд цветов в
декоративно-плоскостном варианте, в многоцветной гармонии. Использование
акварели, бумаги различных форматов.
11. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Поиск цветовых отношений.
Локальный цвет и оттенки цвета на свету, в тени и на рефлексах. Натюрморт из
различных фруктов и овощей на нейтральном фоне. Использование акварели,
бумаги различных форматов.
12. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Влияние цветовой среды на
предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от освещения.
Натюрморт с простым предметом быта цилиндрической формы (кастрюля) с
фруктами в холодной гамме при теплом освещении на нейтральном фоне.
Использование акварели, бумаги формата А4.
13. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Влияние цветовой среды на
предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от освещения.
Несложный натюрморт в теплой гамме при холодном освещении на
нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов.
13
14. Тема. Цветовой контраст (хроматический). Влияние цветовой среды на
предметы. Понятие «цветовой контраст». Передача цвета предметов с учетом
изменения цвета в зависимости от фона. Несложный натюрморт (серый чайник
или кофейник с фруктами на красном фоне). Использование акварели, бумаги
различных форматов.
15. Тема. Цветовой контраст (хроматический). Влияние цветовой среды на
предметы. Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в зависимости
от фона. Несложный натюрморт (серый чайник или кофейник с фруктами на
зеленом фоне). Использование акварели, бумаги формата А4.
16. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Применение
различных приемов акварели. Лепка формы предмета с учетом цветовых и
тональных отношений. Натюрморт на контрастном цветовом фоне.
Использование акварели, бумаги различных форматов.
17. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Тонкие цветовые отношения.
Понятия «цветовая гамма», «колорит». Использование в процессе работы
различных приемов акварели, передача формы и материальности предметов.
Натюрморт из трех предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне.
Использование акварели, бумаги различных форматов.
18. Тема. Фигура человека. Ознакомление с изображением человеческой
фигуры, передача пропорций. Передача силуэтом характера модели. Этюды с
натуры фигуры человека. Использование акварели (монохром), бумаги формата
А4.
Второй класс
1. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Развитие навыков и умений
работы с акварелью. Передача оттенков локального цвета. Этюд ветки с
14
плодами рябины, винограда, яблок и т.д. на нейтральном фоне. Использование
акварели (техника a la prima), бумаги различных форматов.
2. Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Развитие
представлений о влиянии цветовой среды на предмет. Лепка формы предметов
с учетом цветовых и тональных отношений. Этюд овощей или грибов на
контрастном фоне. Использование акварели (многослойная живопись), бумаги
формата А3.
3. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на
насыщенных цветах). Развитие навыков по передаче цветовых отношений.
Выражение характера формы силуэтом. Натюрморт из 2-3 предметов
насыщенного цвета разной материальности на светлом фоне. Использование
акварели (техника «по сырому»), бумаги формата А3.
4. Тема. Гармония по насыщенности. Изучение понятий пространственной
среды и силуэта. Передача характера формы при помощи различных приемов
работы с акварелью. Этюд чучела птицы на нейтральном фоне. Использование
акварели, бумаги различных форматов.
5. Тема. Контрастная гармония. Лепка формы цветом с учетом светотеневых
отношений, совершенствование акварельных приемов. Работа кистью по
форме, передача изменений локального цвета предметов на свету и в тени,
взаимодействие цветов. Этюды двух предметов быта, контрастных по форме и
цвету. Использование акварели, бумаги формата А3.
6. Тема. Световой контраст (ахроматический). Гризайль. Передача
светотеневых отношений и тональная передача объема и формы. Найти
конкретные различия тонов предметов и драпировки. Передача объема и
пространства тональными средствами. Натюрморт из двух предметов
(кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и тону при боковом освещении
на светлом фоне без складок. Гризайль. Использование акварели, бумаги
различного формата.
7. Тема. Гармония по светлоте и насыщенности. Передача светотеневых
отношений, моделировка формы предметов. Передача локального цвета
15
предметов в многообразии цветовых оттенков с сохранением объема и связи с
окружающей средой. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.),
различных по форме и цвету при боковом освещении на светлом фоне без
складок предварительным эскизом). Использование акварели, бумаги
формата А3.
8. Тема. Фигура человека. Формирование навыков создания целостности
образа и колорита в этюде фигуры человека. Поиск композиционного решения,
определение основных цветовых отношений фигуры без детальной
моделировки цветом. Два этюда фигуры человека различных позах).
Использование акварели, бумаги формата А3.
9. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Развитие умения передавать
цветовые и тональные отношения. Передача прозрачности стекла при помощи
технических приёмов работы акварелью (по- сырому, лессировка, мазок).
Этюд стеклянного кувшина или бутылки на цветном фоне. Использование
акварели, бумаги различных форматов.
10. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Колористическая
цельность. Смягчение контрастов. Выражение влияния цветовой среды на
предметы натюрморта через рефлексы и полутона. Передача глубины
пространства. Натюрморт с кувшином и фруктами на темном фоне без складок
при боковом освещении (с предварительным эскизом). Использование акварели
(техника a la prima), бумаги формата А3.
11. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Передача тоном и цветом
нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с корзиной и грибами на
светлом теплом фоне без складок. Использование акварели («по сырому»),
бумаги формата А3.
12. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. Закрепление
навыков передачи материальности прозрачных предметов. Передача тоном и
цветом нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с предметом из
стекла. Фон холодный. Использование акварели («по сырому»), бумаги
формата А3.
16
13. Тема. Гармония по насыщенности. Передача точных свето-тоновых и
цветовых отношений. Определение различия тональных и цветовых отношений
в натюрморте. Связь предметов с окружающей средой. Достижение ясности
локального цвета при богатстве цветовых оттенков. Натюрморт из контрастных
по цвету предметов предварительным эскизом). Использование акварели
(многослойная акварель), бумаги формата А3.
14. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Закрепление
полученных навыков. Поиск верных тональных и цветовых отношений в
натюрморте. Натюрморт из трех с предметом из металла (чайник, турка,
кофейник). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата
А3.
Третий класс
1. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Развитие
колористического видения. Поиск цветовых отношений, использование
различных приемов работы с акварелью. Натюрморт на осеннюю тему с
контрастными цветовыми отношениями. Использование акварели, бумаги
формата А3.
2. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Развитие
представление о сочетании цвета. Лепка цветом формы предмета. Ритмическое
построение цветовых пятен. Натюрморт из нескольких различных по форме и
цвету предметов на нейтральном фоне предварительным эскизом).
Использование акварели (многослойная акварель, поэтапная работа над
формой), бумаги формата А2.
3. Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Достижение
цветового единства. Передача материальности предметов, решение
пространства в натюрморте. Натюрморт из трех предметов быта, контрастных
по тону и цвету с различными по фактуре поверхностями на темном фоне.
Использование акварели, бумаги формата А2.
17
4. Тема. Фигура человека. Передача характера движения. Обобщенная
передача формы цветом. Этюд фигуры человека. Использование акварели,
бумаги различных форматов.
5. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на
ненасыщенных цветах). Тонкие цветовые отношения. Моделирование формы
в тени. Натюрморт из предметов быта против света. Использование акварели,
бумаги формата А3.
6. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Цельность колористического
решения. Выявление композиционного и живописного центра натюрморта,
передача фактуры предметов. Натюрморт в теплой цветовой гамме с чучелом
птицы. Использование акварели, бумаги формата А2.
7. Тема. Контрастная гармония на ненасыщенных цветах. Цветотональные
отношения. Различные приемы акварели. Натюрморт с крупным предметом на
контрастном фонеК предварительным эскизом). Использование акварели
(многослойная акварель), бумаги формата А2.
8. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Поиск
выразительного живописно-пластического решения. Передача формы
предметов и пространства в натюрморте с учетом освещения. Ритмическое
построение цветовых пятен. Натюрморт из атрибутов искусства в сближенной
цветовой гамме (золотисто-коричневой). Использование акварели («по
сырому), бумаги формата А2.
9. Тема. Гармония по светлоте. Последовательное ведение длительной
работы. Выражение «состояния» натюрморта. Лепка формы цветом.
Натюрморт в светлой тональности. Использование акварели, бумаги формата
А2.
Четвертый класс
1. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Цельность и
декоративность колористического решения. Развитие навыков и умений работы
18
с акварелью. Натюрморт из живых цветов, овощей, фруктов и одного предмета
бытовой утвари на контрастном фоне. Использование акварели, бумаги
формата А3.
2. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на
ненасыщенных цветах). Грамотное сочетание цветовых отношений. Лепка
формы предметов, передача световоздушной среды. Натюрморт в различных
техниках из атрибутов художника со сложной по фактуре и цвету драпировкой
с введением гипса предварительным эскизом). Использование акварели,
бумаги формата А2.
3. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Последовательное
ведение длительной постановки. Применение различных приемов работы с
акварелью. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт с крупным
предметом быта, фруктами и овощами. Использование акварели (многослойная
акварель), бумаги формата А3.
4. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Применение на практике
полученных знаний. Лепка формы цветом, передача материальности. Этюд
драпировки со складками. Использование акварели, бумаги различного
формата.
5. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на
ненасыщенных цветах). Передача глубины пространства. Создание
нескольких эскизов с разных мест. Эскизы натюрмортов в интерьере (венский
стул, виолончель, ткань со складками). Использование акварели, бумаги
различного формата.
6. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Цветотональное решение.
Выделение смыслового центра светом. Ритмическое построение цветовых
пятен. Тематический натюрморт из четырех предметов, четких по цвету и
различных по форме. Использование акварели, бумаги формата А3.
7. Тема. Нюансная гармония. Грамотное последовательное ведение
длительной постановки. Поиск интересного живописно-пластического
19
решения. Натюрморт с чучелом птицы. Использование акварели (многослойная
акварель), бумаги формата А3.
8. Тема. Фигура человека. Развитие навыков и умений рисования фигуры
человека с индивидуальными особенностями. Решение формы при помощи
нюансов цвета. Этюд фигуры человека в спокойной позе («За рукоделием»,
«За чтением» и т.п.) Использование акварели, бумаги формата А3.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание свойств живописных материалов, их возможностей и
эстетических качеств,
- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей, создания цветового строя;
- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях
пространственно-воздушной среды;
- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека;
- умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в
творческих работах;
- навыки в использовании основных техник и материалов;
- навыки последовательного ведения живописной работы.
Формы и методы контроля, система оценок
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Оценивается
практическая и устная работа обучающегося на уроке и пр. Преподаватель
20
имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные
просмотры по разделам программы.
Формы промежуточной аттестации: творческий просмотр работ по
полугодиям.
Форма итоговой аттестации: творческий просмотр работ
При оценивании работ обучающихся учитывается уровень следующих
умений и навыков:
1 класс
- грамотно компоновать изображение в листе;
- грамотно передавать локальный цвет;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
- грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых
поверхностей;
2 класс
- грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
- грамотно передавать оттенки локального цвета;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;
- грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых мягких и зеркально-прозрачных
поверхностей.
3 класс
- грамотно компоновать сложные натюрморты;
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;
- грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве,
плановость;
- грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи;
4 класс
- грамотно компоновать объекты в интерьере;
21
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;
- грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов;
- грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых
поверхностей;
С учетом данных критериев выставляются оценки:
5 («отлично») - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;
4 хорошо») - при условии невыполнения одного-двух пунктов данных
критериев;
3 удовлетворительно») - при невыполнении трех-четырех пунктов
критериев.
Содержание и форма итоговой аттестации
Итоговой аттестацией является экзамен в форме творческого просмотра работ
Итоговая аттестация оценивается по 5 системе:
- 5 (отлично) – ставится, если грамотно изображен натюрморт на листе,
переданы светотеневые и цветотоновые отношения предметов, нюансы,
материальность и объем предметов в натюрморте
- 4 (хорошо) – при условии невыполнения одного из требования задания
- 3 (удовлетворительно) – ставится, если не выполнено одно-два требования.
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Обучение построено, в основном, на рисовании с натуры натюрмортов,
которые необходимо ставить, руководствуясь принципами цветовой гармонии.
Задания предусматривают наличие богатого натурного фонда.
Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по
живописи:
1. Анализ цветового строя натюрморта.
2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художников-
классиков.
22
3. Выбор техники исполнения.
4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением.
5. Выполнение работы на формате в материале.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные мебелью,
натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, фонд работ
учащихся;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, демонстрационные
модели, натюрмортный фонд.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся
Самостоятельная работа обучающихся основана на выполнении
домашнего задания. Время, предусмотренное на выполнение домашнего
задания, рассчитывается исходя из затрат времени на отдельные виды заданий
и с учетом сложившихся традиций. Время на выполнение домашнего задания
равномерно распределяется в течение недели. Домашнюю подготовку
начинают с заданий, в которых прорабатывается новый теоретический
материал, чтобы иметь возможность несколько раз вернуться к этим заданиям
на протяжении недели между занятиями в классе.
Список литературы:
23
1. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок,
живопись, станковая композиция, основы графического дизайна.
Примерные программы для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ.
М., 2003
2. Н. М. Сокольникова «Изобразительное искусство. Основы живописи.
5-8 классы». 1996
3. И.Н.Стор. “Основы живописного изображения”.
Издательство МГТУ имени А.Н.Косыгина, группа “Совьяж Бево”,
Москва, 2004
4. С. Алексеев. “О колорите”. Издательство “Изобразительное
искусство”, Москва, 1974
5. А.С.Пучков, А.В.Триселев. Методика работы над натюрмортом”.
Издательство “Просвещение”, Москва, 1982
6. Павел Марков. “Об акварели или живописи водяными красками”.
Московская специализированная школа акварели Сергея Андрияки,
Москва, 2003
7. Кристофер и Элен Фрейлинг. “Живопись в трёх измерениях”. Книги в
трёх измерениях. Издательство “СЛОВО/SLOVO”, Москва,1999
8. “Основы изображения людей в технике акварели”. Под редакцией
Рэйчел Вулф. Издательство “Попурри”, Минск, 2000
9. “Энциклопедия художника. Полный курс акварели для
начинающих…” Издательство “Внешсигма”, Москва 1998
10. Г.В.Беда. “Живопись и её изобразительные средства”. Издательство
“Просвещение”, Москва, 1977
11. “Полный курс живописи и рисунка. Живопись акварелью, маркерами,
акриловыми красками и гуашью”. Дистрибьютор в России ООО
“Лайн”, Санкт-Петербург, 1992
12. “Полный курс живописи и рисунка. Основы живописи”.
Дистрибьютор в России ООО “Лайн”, Санкт-Петербург, 1994
24
13. “Полный курс живописи и рисунка. Живопись пастелью, мелками,
сангинами, цветными карандашами.” Дистрибьютор в России ООО
“Лайн”, Санкт-Петербург, 1994
14. Стен Смит. “Акварель. Полный курс” Издательство “Внешсигма”,
Москва 1998
15. Сальвадор Г.Ольмедо “Как писать пастелью” Издательство “Аврора”,
Санкт-Петербург, 1996заж». М. 2004
16. Ю. М. Кирцер «Рисунок и живопись». М. 2004
17. М. П. Бесчастнов «Графика натюрморта». М. 2008
18. В. Паранюшкин « Композиция». Р. на Д. 2005
19. Журнал « Юный художник». Ежемесячное издание
Н. П. Бесчастнов, В. Я. Кулаков «Живопись». М. 2010