Конспект урока "Архитектура Руси X - XII века. Крестово- купольный храм" 8 класс

Урок Изобразительного искусства 8 класс по программе Неменского Б. Н.
Тема: Архитектура Руси X- XII века.
Крестово- купольный храм
Эпиграф:
Архитектура – это застывшая музыка.
Цели: Постигая историческое и культурное наследие России
обогатить художественный опыт учащихся;
Развитие образного мышления, творческой фантазии, исторической
грамотности.
На основе работы в группе учить организовывать коммуникативное
взаимодействие: «ученик – учитель», «ученик – ученик»;
Знакомство с архитектурой Древней Руси и первыми каменными храмами.
Задачи:
Образовательные:
1. Обобщить знания об архитектуре Руси.
2. Рассмотреть устройство и элементы православных храмов, на примере
крестово – купольного.
3. Показать учащимся особенности храмового строительства древней
Руси. Что приняла Древняя Русь от Византийской архитектуры? Как
повлияла русская самобытность на развитие отечественного зодчества.
Развивающие:
1. Учиться сравнивать архитектуру разных городов Древней Руси.
2. Уметь оценивать вклад византийских мастеров.
3. Развивать интерес к познанию славянской культуры.
4. Развивать чувство собственного достоинства.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и уважение к памятникам архитектуры.
2. Способствовать самостоятельному изучению истории русской
архитектуры.
3. Воспитывать патриотические чувства учащихся, умение отстаивать
свой взгляд на историю русской культуры.
4. Обогащать духовный мир учащихся.
Оборудование
.
Фотографии древнерусских храмов X XII веков, и храмов родного
города (в качестве оформления кабинета)
Музыкальное сопровождение (Звон колоколов)
мультимедийный проектор, интерактивная доска
Интерактивные задания
презентация к уроку.
Оформление доски.
1. Центральное полотно доски: Интерактивная доска, фотографии с
видами древнерусских храмов X XII веков, и храмов родного города на
стендах сбоку от нее.
Ход урока:
I. Актуализация знаний
Бывая на экскурсиях в разных городах, гуляя по своему родному городу,
рассматривая фотографии, мы любуемся красотой архитектурных
сооружений, их величием, многообразием и формой, искусством украшения.
Не всегда мы можем с уверенностью сказать, когда и кем было возведено это
сооружение, к культурным традициям какого народа оно относится.
( Просмотр фотографий с видами каменных храмов древней Руси и
города Хабаровска)
Какой основной строительный материал использовался для
строительства этих храмов?
--- Камень.
Но почему Русь в большинстве случаев называют Деревянной?
А Москву - Белокаменной?
-----
Когда в России появились первые каменные постройки?
Для каких целей их использовали?
Традиции какой страны и какого народа оказали наибольшее влияние на
формирование русского каменного зодчества?
Что такое каменное зодчество? Какие сооружения можно назвать
шедеврами каменного зодчества?
Как устроен Русский храм? Сколько куполов на нем должно быть и
почему, и какого цвета? Что можно рассказать глядя на храм?
Возникает масса вопросов на которые точно и правильно мы не можем
ответить.
А может попробовать на них ответить? Самим попытаться создать свой
собственный храм в традициях русского зодчества. (постановка
художественной задачи)
II. Учитель. Построение проекта выхода из затруднения
(Вводная беседа)
Большое каменное строительство началось на Руси только с X века, это
строительство христианских церквей, по византийскому типу.
Византийская художественная система лучше всего прославляла и
утверждала незыблемость светской и церковной иерархии, на которой стояла
Киевская держава. Вторым Царьградом называли Киев иностранные
путешественники. Говоря о создании средневекового зодчества, нельзя не
отметить, что оно действует на душу как нечто материальное. Душа себя
чувствует подавленной, а чувство подавленности есть начало благоговения.
Такие храмы, которые вызывали бы благоговения и нужны были
полновластным правителям Рюриковичей.
Гордостью Константинополя был храм святой Софии.
Вот как свое восхищение константинопольской Софией выразил русский поэт Осип
Мандельштам в стихотворении «Айя-София»
Айя-София — здесь остнановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца
Как на цепи, подвешен к небесам.
И всем векам — пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон — света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.
Особенно быстро начинает развиваться храмовое строительство. Усваивая
византийскую крестово-купольную форму храма, русские мастера
использовали также традицию деревянного зодчества многоглавие. Для
своего храмового строительства Русь выписывает греческих зодчих как
наиболее искусных и прославленных во всем христианском мире.
Основа храма квадрат, расчлененный четырьмя столбами, причем
примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки
образуют архитектурный крест. Так строится при Владимире каменный храм
на Руси – Десятинная церковь, так строится при Ярославе Мудром и София
киевская. И все же тринадцать глав Софии киевской, наиболее
величественного архитектурного памятника Киевской Руси, не находят себе
прообраза в Византии. Такое могучее многоглавие явление чисто русское,
преобразившее облик крестово-купольного храма
*
.
Показываю учащимся изображение двух храмов – Константинополя и Киева.
Учащиеся отмечают разницу в архитектуре этих храмов.
Таким образом, дети еще раз убеждаются в самобытности русского
зодчества, храмы отличаются своей многоглавостью.
С большой силой самобытная, народная струя русского зодчества
пробилась в Новгороде и его «младшем брате» - Пскове. И опять обращаюсь
к слайдам или компьютеру и смотрим Софию новгородскую и Псковский
кремль. Архитектура этих городов была мужественной, великолепной в
своей простоте и цельности. После величавой Новгородской Софии, после
Юрьева и Антониева монастырей в Новгороде не строили больших храмов. В
основном это были домовые церкви, заказчиками которых были бояре и
купцы. Они строились добротно, основательно, уютно, но не раскошно. Как
говорили об этом строительстве « не так ладно скроены, зато крепко сшиты».
( И опять показываю изображения храмов, небольших и в основном –
одноглавых).
Перед тем, как говорить об архитектуре Владимиро-Суздальского княжества,
смотрим с учащимися слайд-фильм: это церковь в деревне Кидекша, храмы
Владимира, Суздаля, церкви Покрова на Нерли
*
.
Предлагаю детям самим прокоментировать данную архитектуру, сравнить ее
с киевской и новгородской.
К XII веку выработался характерный русский тип крестово-купольного
белокаменного храма: четырехстолпный, одноглавый, с полукруглой главой
на высоком барабане и выступающими полуцилиндрическими апсидами с
восточной стороны
Устройство Русского Храма
Храм венчают купола (3) с крестами (4). Купол – образ неба.
Количество куполов имело символический смысл. Два купола
трактовались как проявление торжественного и человеческого начал в
Христе, три – как ипостаси, то есть сущности Бога (Отец, Сын, Святой
Дух), пять – как Христос и четыре евангелиста, тринадцать – как
Христос и двенадцать апостолов. Каждый купол опирается на барабан
(5).
Своды и купола в храме поддерживают арки на мощных столбах или
колоннах. Чем обширнее храм, тем больше в нем столбов. В
Софийском соборе в Киеве, одном из крупнейших храмов Древней
Руси, насчитывается более 40 внутренних опор.
Верхние части стен храма снаружи завершают полукруглые закомары
(2), повторяющие очертания внутренних сводов.
Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы – апсиды
(6), в которых размещается алтарь. Количество апсид (1, 3, 5) зависит
чаще всего от размеров храма.
Вход в храм имеет красивое архитектурное оформление портал (7).
Нередко храм украшает аркатурный пояс (1).
Купола с крестами и апсиды – самые характерные детали храма,
отличающие его от любой другой постройки.
Внутреннее устройство Храма
С западной стороны к нему пристроен притвор, который отделяется
от церкви глухой стеной с дверью. В притворе во время богослужения
находились те, кому за совершённые грехи запрещался вход в храм, а
также те, кто только ещё готовился принять крещение.
Внутреннее пространство церкви делится на две части. В самой
просторной, ближе к западному входу, во время богослужения
находятся верующие.
В восточной части храма расположено святилище – алтарь. В древние
времена он был отделён невысокой перегородкой, уставленной
иконами. В глубине алтаря стоит главная святыня храма – престол.
Это четырёхугольный каменный стол, символизирующий «гроб
Господень».
В северной части алтаря есть ещё одно помещение – жертвенник, по
названию каменного стола, стоящего посреди него. Во время главного
православного богослужения литургии – на нём готовят для
причащения священные дары – хлеб и вино.
В южной части алтаря находится особое помещение – диаконник, где
перед началом службы священник и его помощник, диакон,
облачаются в священные одежды – ризы. Здесь же ризы обычно и
хранятся, отсюда второе название диаконника – ризница
. Долгоруком. И сегодня стоят построенные в те годы церковь святых Бориса и Глеба в
селе Кидекше, в четырех километрах от Суздаля, ( смотрим изображение этой церкви) и
собор Спасо-Преображения в Переславле – Залесском. Церковь в Кидекше – это первая
церковь, сложенная из белого камня, местного известняка. От нее и пошло ослепительное
белокаменное зодчество, что создало мировую славу Владимиру на Клязьме. Никого не
оставляет равнодушным эта простая, но гордая церковь и в наше время.
Об этом говорит поэтеса Екатерина Шевелева в своем стихотворении «Церковь на въезде
в Суздаль»
Мы проехали мимо. Упросила вернуться.
« Да зачем тебе снимок этой звонницы куцей?
Город Суздаль - подальше, ансамблем единым,
Над спокойствием пашен - крылом лебединым».
Упросила я все же израсходовать пленку
На кусок бездорожья, на церквушку-избенку.
Где-то в дебрях истории, в заскорузлости мысли,
Люди русские строили низкорослые выси.
Но придавленный кров округляется мягко,
Как лукавая бровь, изгибается арка.
Так она пробивалась
Из каркаса – уродца-
Вдохновенная ярость,
Гармоничность пропорций.
Но точно так же, как константинопольская София - шедевр византийского искусства, а
романские соборы – шедевры западноевропейского средневекового зодчества, такие
памятники, как владимирский Успенский собор, церковь Покрова на Нерли и
владимирский Дмитриевский собор – величайшие шедевры русского искусства.
И опять работаем со слайдами или на компьютере, рассматриваем особенности этих
храмов, сравниваем с храмами Киева и Новгорода.
В этих памятниках раскрывается душа нашего народа в определенный период
исторического развития. Какая ясность и какая гармония с окружающим пейзажем. Дух
захватывает, когда стоишь на крутом берегу Клязьмы и, представляется картина нашего
современника Ильи Глазунова « Два князя», когда старый князь показывает молодому
откуда идет опасность, именно там, за рекой полыхает пожар. И задача князя защитить
свое княжество, свой народ и все, что создано его талантливыми руками.
Шедевры искусства создаются навечно. Владимир
и Суздаль занимают почетное место среди городов Европы, наиболее богатых
художественными сокровищами мирового значения. Успенский собор (1158-1161гг.) был
воздвигнут в центре Владимира на высокой береговой круче. Величественный, все вокруг
превосходящий и себе подчиняющий, как и держава князя Андрея.
В этом соборе, на постройку и украшение которого князь Андрей выделил десятую
долю своих доходов, находилась величайшая русская святыня - икона Владимирской
Богоматери, шедевр византийского искусства.
А через два с половиной века после постройки Успенского собора великий Рублев
украсил его фресками, которые являют собой сияющую вершину древнерусской
монументальной живописи.
Во всей русской поэзии, давшей миру столько непревзойденных шедевров, нет, быть
может, памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли, этот архитектурный
памятник воспринимается как поэма, запечатленная в камне. Поэма русской природы,
тихой грусти и созерцания. Предание гласит, что князь Андрей построил этот храм «на
лугу», недалеко от своих боголюбских палат после кончины любимого сына Изяслава - в
память о нем и в умиротворение своей печали.
А теперь на компьютере расматриваем два храма: церковь Покрова
на Нерли и Дмитриевский собор. Стараемся найти общее и различие в архитектуре этих
сооружений.
При Всеволоде Большое Гнездо был построен Дмитриевский собор во Владимире - это
одноглавый четырехстолпный крестово-купольный храм. В отличие от храмов Юрия
Долгорукого, Дмитриевский собор подчеркнуто величествен и по-своему строен «но это
не утонченная женственная грация церкви Покрова на Нерли, а могучая, прекрасная
слаженность и мужественная пропорциональность…Ни одна частность не нарушает
величавого, медленного ритма княжеского собора» (Н.Н.Воронин).
Но не только форма поражает своим величием и мощью, но и огромное восхищение
вызывает внешнее убранство храма, где проявился в полной мере талант русских
каменосечцев. Как чудесная сказка, широко развертывается перед нами белокаменная
резьба. Все, что на Руси было создано замечательного в скани, гравировке, эмали, басме,
рукописном орнаменте и особенно в деревянной резбе, нашло свое отражение в
изобразительных и декоративных мотивах этого шедевра владимирских мастеров.
Резное убранство Дмитриевского собора занимает более половины стены, вьется по
колоннам арочного пояса, поднимается, все заполняя, до закомар и затем все так же
узорчато восходит по барабану, ажурной вязью покрывая чуть ли не все здание, что
кажется, будто перед нами драгоценный ларец, пышно расшитая ткань, отороченная
кистями колончатого пояса.
Но не ради красоты уделялось столько внимания убранству храмов. Вот что об этом
пишет Н.П.Кондаков: «Храмы (Владимиро-Суздальской области) украшались с расчетом
на то, что толпы толкущегося возле них в праздник народа, найдут время и охоту
разобрать поучительные темы наружных украшений и воспользуются ими как наглядным
наставлением и церковным обучением».
Таблица заполняется на протяжении всего урока
№ задания
Тела
Фигуры
1
2
3
4
IV. Постановка художественной задачи.
Самим попытаться создать свой собственный храм в традициях русского
зодчества.
Варианты работы:
1. Нарисовать свой шедевр.
2. Используя заготовки, по средствам аппликации, создать новый
архитектурный образ храма.
3. Вырезать из бумаги контур храма.
V. Практическая работа:
VI. Рефлексия деятельности:
1. Чем отличались памятники каменного культового зодчества киевской
Руси от византийских образцов.
2. В чем состояли эти отличия, и объясните, почему они появились?
3. В каких из них больше проявился русский характер?
4. Выполнение практических интерактивных заданий. (проверка
теоретических знаний)
Организовывается экспресс- выставка готовых работ.
Обсуждение, выявление «+» и «, рекомендации учителя и
одноклассников по вопросу улучшения качества работ.