Технологическая карта урока "Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции"

Тема. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной
композиции.
Учебник: А.Питерских, Г.Еуров Изобразительное искусство Дизайн и архитектура в жизни человека). 7-8 классы. М.:
Просвещение, 2009.
Урок с использованием интерактивной приставки Mimio Teach
Цели по линиям развития:
1ЛР
:
Ввести понятие об объемно пространственной и плоскостной композиции. Уметь анализировать основные типы композиций:
симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная, используя понятия: гармония и контраст, баланс масс и динамическое
равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции Применять все вариации на примере композиций из
простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.).
Р: Уметь эмоционально воспринимать и анализировать произведения Эля Лисицкого и Казимира Малевича.
Зрительный ряд: репродукции и слайды работ Эля Лисицкого, Казимира Малевича.
Материалы: белая и черная бумага, ножницы, клей.
Список ресурсов:
И. В. Шорохов «Основы композиции» Просвещение, 1979.
В.Б. Устинов «Композиция в дизайне» М.: АСТ-Астрель, 2006.
http://www.prosv.ru/ebooks/gurov_dizain_7-8kl/1.html
http://allday2.com/index.php?newsid=369562
Этапы урока
Содержание
Формирование УУД,
технология оценивания
1 урок
действия учителя
действия учеников
I. Создание
проблемной
ситуации.
Учитель записывает тему урока: «Основы
композиции в конструктивных искусствах.
Гармония, контраст и эмоциональная
выразительность плоскостной композиции»,
приводит детям цитату Эжена Делакруа о
композиции и просит ответить на вопросы:
Если говорить о композиции, то он не может просто
взять отдельный кусок или даже несколько кусков и
сделать из этого картину. Надо вложить в нее идею,
дабы представить зрителю что-то большее, чем
случайное соединение не связанных между собой
частей, без этого не было бы искусства.
В чем Эжен Делакруа считал смысл существования
искусства?
А вы что понимаете под словом «композиция» в
конструктивных искусствах?
Ученики отвечают на вопросы
(возможные варианты
ответов):
Не случайное соединение
частей в единое целое,
объединение их какой-то идеей
Дают понятия (или
затрудняются).
Познавательные действия
1. Находить информацию в
учебнике (разворот,
оглавление, словарь), отделять
известное от неизвестного.
2. Делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
3. Анализировать
художественное произведение
Регулятивные действия
1. Совместно с учителем
определять цель действий,
проговаривать план,
предлагать версии.
2. Работать по предложенному
плану, использовать учебник.
3. Учиться оценивать
успешность своего задания,
признавать ошибки.
Коммуникативные действия
1. Высказывать свои мысли,
вступать в беседу.
2. Слушать и понимать
других.
3. Договариваться о правилах
общения.
II.
Формулирование
проблемы.
Значит, какой вопрос возникает?
Что такое композиция в
конструктивных искусствах?
Возможен другой вариант
проблемного вопроса.
III.
Актуализация
знаний
В 8 классе, наше внимание будет сосредоточено
исключительно на конструктивных искусствах, к
которым относятся: архитектура и дизайн. Они
составляют очень важную сторону нашей жизни это
среда, в которой мы живем.
Каждый из нас хочет хорошо выглядеть, модно
одеваться и жить в удобном и красивом доме. Основу
Слушают.
любой вещи или здания составляет какая-то
конструкция, соединение объемных форм,
выполненных из разных материалов. Почему надо
знать основы дизайна и архитектуры, если мы живем в
мире готовых вещей и зданий? Потому что изучение
грамоты конструктивных искусств – это способ
развития художественного вкуса.
Личностные результаты
1. Оценивать однозначные
поступки как «плохие» или
«хорошие» с позиции
нравственных ценностей.
2. В предложенных ситуациях
делать моральный выбор
поступка.
3. Развитие
самостоятельности в поиске
решения различных
изобразительных задач
.
4. Воспитание уважительного
отношения к творчеству как
своему, так и других людей
.
5.
Развитие чувства
прекрасного и эстетические
чувства на основе знакомства
с мировой и отечественной
художественной культурой.
IV. Поиск
решения
проблемы
(открытие
нового знания).
1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 13,
найти определения композиции и гармонии:
1. Ученики находят
ответы:
В дизайне и архитектуре
КОМПОЗИЦИЯ – это
конструирование объектов, т.е.
соединение отдельных частей в
единое целое, расположенное в
пространстве или на плоскости.
- ГАРМОНИЯ – это
согласованность и
упорядоченность всех
элементов, составляющих целое.
Достижение её – основная
композиционная задача
художника.
2. Учитель объясняет, что все формы окружающего
мира могут быть сведены к простейшим фигурам и
линиям. Поэтому закономерности композиции будут
изучаться на примере геометрических фигур.
Используется интерактивная приставка Mimio Teach.
2. Ученики рассматривают и
анализируют рисунки.
С помощью программы БЛОКНОТ учитель
показывает 2 примера неравновесного изображения
белого и черного.
1 2
–Что преобладает больше белое или черное в
рисунках1 и 2?
Как можно уравновесить массы черного и белого в
композиции картины?
Такая композиция называется центровой. Она же
является симметричной.
Относительная симметрия - это двусторонняя
симметрия относительно оси или плоскости. Она
определяется как повторение одинаковых элементов,
установленных в пространстве по отношению к
центральной оси.
1 2
Отвечают:
В 1 случае – белое, во 2 - черное
С помощью стилуса изменяют
размер черного прямоугольника,
уравновешивая массы и
добиваясь гармоничного
расположения элементов.
Смотрятся ли эти композиции гармоничными?
Есть ли в них конфликт?
Данные композиции монотонны и однообразны,
несмотря на то, что симметрия – это гармония.
Асимметрия как свойство-состояние формы имеет
принципиальное отличие от симметрии. При
организации асимметричной композиции
используются многие закономерности, так как
отдельные элементы лишены своей связующей - оси
симметрии. Работа над асимметричной формой
сложнее, чем над симметричной. Здесь необходимо
тонкое понимание композиционного равновесия.
Неуравновешенная Уравновешенная
композиция композиция
Во фронтальной композиции стороны
прямоугольников расположены параллельно краям
поля. Они статичны. В них нет движения.
Как вы думаете, как можно придать движение
статичной композиции (на доске выведен вариант)
Отвечают:
Что композиции гармоничны.
Если в первом случае конфликт
намечается, то во втором
композиция особенно спокойна,
скучна.
Предлагают варианты
С помощью стилуса показывают
варианты, передвигая
прямоугольники на доске.
Постепенно приходят к мысли,
что прямоугольники должны
быть наклонными к краю поля.