Конспект урока "Древнерусская живопись: иконопись" 8-9 класс

Тема урока: Древнерусская живопись : иконопись.
Тип урока: лекция – диалог
Используемое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Используемое программное обеспечение : Power Point2007, Adobe Photoshop CS3
На уроке используются презентации : «Древнерусская икона» (подготовлена
учителем), «Творчество Андрея Рублёва» (подготовлена учениками).
Формы организации работы детей: коллективная, индивидуальная.
Цель: Формирование представлений о древнерусской живописи: иконописи.
Знакомство с творчеством Андрея Рублёва.
Задачи: научить воспринимать художественные идеалы и канон древней Руси;
развивать умение вырабатывать собственную эстетическую оценку;
воспитывать уважительное и бережное отношение к культурному
наследию.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся и «погружение» в тему.
Древнерусская живопись - живопись христианской Руси - играла в жизни общества
довольно существенную и абсолютно иную роль, чем живопись прогрессивная, и этой ролью
был определен ее нрав. Русь обрела крещение от Византии и вместе с ним унаследовала
представление о том, что цель живописи - «воплотить слово» осуществлять в образы
христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое
христианское «слово». Прежде всего, это Священное Писание, Библия («Библия» по-
гречески - книга), книги, разработанные, сообразно христианскому вероучению, по
вдохновению Святого Духа.
Осуществлять слово, эту огромную литературу, необходимо было как можно яснее - так как
это воплощение обязано было приблизить человека к правде этого слова, к глубине того
вероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского, православного мира - всех
государств, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византии, -
разрешило эту задачу, выработав глубоко специфическую совокупность способов, создав
невиданную ранее и ни разу более не повторившуюся художественную систему, которая
позволила необычайно полно и понятно осуществлять христианское слово в живописный
образ.
На протяжении длительных веков древнерусская живопись несла людям, необычайно
ярко и полно воплощая их в образы, духовные правды христианства. Именно в
основательном раскрытии этих правд обретала живопись византийского мира, в том
количестве и живопись Старинной Руси, разработанные ею фрески, мозаики,
миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, эксклюзивную красоту.
Так ,что же такое икона и чем она была для русского человека.
слайд №2 изображение иконы
Икона это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов
и святых. Ее нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник имеет
перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать.
слайд № 3 История возникновения иконы (изображение Владимирской иконы)
Начало русской иконописи было положено после Крещения Руси. Русь приняла
христианство от Византии тогда, когда церковное искусство в этой стране переживало
расцвет. Недаром послов князя Владимира так поразило греческое богослужение.
Ссс Слайд 4 Софийский храм в Константинополе
Придя на Службу в Софийский Храм в Константинополе, они не могли
устоять перед красотой его икон и внутреннего убранства. Первоначально древнейшие
русские каменные храмы Киева и других городов, а также их росписи и иконы,
создавались византийскими мастерами. Однако, уже в XI веке существовала собственная
иконописная школа в Киево-Печерском монастыре, давшая первых известных
иконописцев преподобных Алипия и Григория.
сСлайд № 5 изображения древнерусских икон
Новообращенный народ живо воспринял византийский идеал христианской красоты:
художественная культура на Руси к тому времени была высоко развита.Историю
древнерусского искусства принято делить на «домонгольское» и последующее, так как
исторические обстоятельства XIII века существенно повлияли на развитие культуры Руси.
Хотя и в XIV веке влияние Византии и других православных стран на русскую иконопись
было велико, в русских иконах ещё раньше проявились собственные оригинальные
особенности. Многие русские иконы являются лучшими образцами византийского
искусства. Другие созданные в Новгороде, Пскове, Ростове и других городах очень
своеобразны, самобытны.
Слайд № 6 предназначение икон (изображения древнерусских икон)
С древности русские люди считали иконопись самым совершенным из искусств: создавая в
иконе образ вечности, мира, очищенного от зла, художник как бы продолжал дело Бога
Творца цветов, звезд и всей красоты мира.
Икона предназначена для молитвы. На ней изображают Христа Спасителя, Богоматерь,
ангелов и святых. Глядя на икону, можно, будто в окно, заглянуть в иной невидимый мир и
зримо представить его.
с Слайд 7 изображения древнерусских икон
В Середине Века, когда книги писали от руки, они были дороги и доступны не всем, именно
иконы рассказывали простым людям о событиях Священной истории и примерах святости.
Они помогали молящимся поддерживать связь с небесным миром. Желая приблизить к
земле рай, наши предки старались окружить себя иконами.
слайд № 8
В доме иконы помещались в жилых и нежилых помещениях, но главным считался красный,
или передний, угол – место, представлявшее образ домашней церкви.
слайд № 9 Икона –складень
Если приходилось надолго отлучаться из дома, брали с собой походную церковь с иконами.
Более практичны и доступны были складни, их мог носить на груди любой.
Когда путешественник молился, он доставал складень, раскрывал его и, стоя перед этим
импровизированным иконостасом, произносил молитву.
слайд №10 «Икона – спутница жизни» ( мерная икона)
Православные иконы не только повсюду сопровождали русского человека, они отмечали
главные события его жизни.
После рождения младенца ко дню его крещения изготовляли мерную икону. На длинной и
узкой доске в меру роста новорожденного писался образ того святого, чьим именем
собирались наречь ребенка.
Так облекалась в физические формы духовная связь маленького православного
христианина и его небесного покровителя. А после смерти мерную икону клали на
крышку его гроба.
слайд № 11 – изображения и икон
Родители благословляли детей на важные дела иконой, а когда молодые венчались – в
качестве благословения на брак им вручали две иконы: Спасителя и Богоматери.
Проводы на войну, счастливое исцеление от болезни, избавление от смерти или пожара
любое памятное событие служило поводом для заказа новой иконы.
слайд № 12 - изображения и икон
Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и
своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того
периода, когда она была написана.
3.Знакомство с творчеством Андрея Рублёва.
Говоря о русской иконе, невозможно не упомянуть имени Андрея Рублева. Его имя было
сохранено народной памятью. Под его руководством было расписано много храмов, а также
нарисован целый ряд деисусных, праздничных и пророческих икон.
Творчество Андрея Рублева является одновременно и прекрасным наследием традиций
Византии и объемлет в себе важнейшие русские черты.
Выступление с докладом группы учащихся ( выступления сопровождаются
презентацией)
Размышления о биографии
Иконография древнерусской живописи
Иконописные школы
Мировоззрения средневекового художника
«Троица» Андрея Рублёва
Отзвук рублёвского гения.
4. Итог урока.
5. Домашнее задание: написать эссе «Живописцы в храмовом зодчестве».
Используемая методическая литература:
Алпатов М. В. “Древнерусская иконопись” . - М., 1984.
Доктор Богословия Архиепископ Сергий Спасский - “О почитании икон” С. -П.
1995
Грицак Е.Н. «Мир Рублёва»,- М., ТЕРРА – книжный клуб, 2006г.
Перечень Интернет-ресурсов с указанием ссылок, которые были использованы
как источники информации для подготовки урока:
http://www.rusikona.ru/
http://revolution.allbest.ru/culture/
www.klikovo.ru/
www.rusikona.ru
www.ikona.ru/
nesusvet.narod.ru/
www.abc-people.com/