План-конспект урока "Искусство за колючей проволокой"

1
План-конспект урока по искусству (МХК, история) для учащихся старших
классов
«Искусство за колючей проволокой»
«Во всех видах искусства необходимо самому испытать те ощущения,
которые хочешь вызвать в других»
Стендаль
«Можно лгать в любви, в политике, в медицине,
можно обмануть людей... но в искусстве обмануть нельзя»
Чехов Антон Павлович
Цель урока: на примере творчества художников лагеря Компьень
продемонстрировать учащимся силу духа человека, его желание творить,
независимо от внешних обстоятельствах.
Задачи:
Расширить знания о Холокосте, изучая биографии и творчество
художников лагеря;
Подойти к изучению произведения искусства с точки зрения его
источниковедческой функции, как памятника прошлого, способного
рассказать о жизни в лагере;
Развивать навыки восприятия художественных произведений,
раскрытия замысла художника;
Развивать такие мыслительные операции как: анализ, синтез,
сравнение, обобщение и выявление причинно-следственных связей.
Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран,
колонки.
Ход урока
I. Организационный (1-й слайд).
Работа с цитатами (2-й слайд).
«Во всех видах искусства необходимо самому испытать те ощущения,
которые хочешь вызвать в других»
Стендаль
«Можно лгать в любви, в политике, в медицине, можно обмануть людей... но в
искусстве обмануть нельзя»
Чехов Антон Павлович
2
- Что, по-вашему, значит «искусство»? Приведите примеры произведений
искусства. (Искусство – это духовная сфера человеческой деятельности; отрасль знания;
то, чем занимаются художники, поэты, актёры… Примеры: архитектура, скульптура,
изобразительное искусство, театр, кино…)
- Как вы понимаете высказывание Стендаля? ( Чтобы создать произведение
искусства, нужно осознать, почувствовать то, что хочешь передать окружающим; на
пустом месте не рождаются произведения искусства; только то произведение может
считаться искусством, которое позволяет вызвать у читателя/зрителя какие-либо
ощущения (радость, ненависть, сочувствие…)… )
- Согласны ли вы с ним? Почему? (Да, потому что невозможно создать
произведение искусства (картину, скульптуру, роман..) без каких-либо ощущений, всегда
необходимо вдохновение…)
- Как вы понимаете высказывание Чехова? (невозможно солгать, когда создаешь
что-либо под впечатлением; произведение всегда отражает переживания, мысли,
чувства автора; обман везде и всегда сопровождает человека, а искусство и обман
понятия несовместимые, так как, произведение, созданное не искренне, искусством
считаться не может…)
- Согласны ли вы с ним? Почему? (Да, потому что невозможно обмануть
искусство; так как произведение всегда отражает переживания, мысли, чувства
автора…)
- Какую роль в жизни человека играет искусство?
- Может ли человек существовать без искусства? (Искусство в жизни человека
играет большую роль; без искусства человек не будет считаться человеком; искусство
помогает людям в трудную минуту; искусство – вечный спутник человека; именно в
искусстве человек раскрывается; искусство помогает человеку в трудную минуту…)
II. Изучение нового материала.
1) Из истории Холокоста (коротко) (3-й слайд)
Во время Второй мировой войны фашистами было уничтожено около
6 млн. евреев. Данное событие вошло в историю под названием
Холокост.
Холокост это систематические, регламентированные и
финансированные государством преследования и убийства примерно
шести миллионов евреев нацистским режимом и его приспешниками в
период с 1933 по 1945 год в оккупированной нацистами Европе.
Фашистами, как на территории Германии, так и на оккупированных
территориях, были построены концентрационные лагеря, в которых
содержались в нечеловеческих условиях заключенные, основная масса
3
которых составляли евреи. Одним из таких лагерей был лагерь
Компьень во Франции.
2) Рассказ о лагере Компьень (4-й слайд).
Лагерь Компьень, располагавшийся к югу от Парижа, управлялся
нацисткой администрацией, а его охранники были офицерами Вермахта
(немецкой армии).
С июня 1941 г. по август 1944 г. в этом лагере содержалось около
54.000 заключенных, 50 тысяч из них были в дальнейшем депортированы в
лагеря уничтожения. В отличие от лагерей на юге Франции, в Компьене
французские и иностранные евреи содержались вместе.
(5-й слайд)
Узников содержали по 35-50 человек в камерах, рассчитанных на двух
или трех заключенных. Контакт с окружающим миром был запрещен, и
единственным, что разрешалось, был принудительный труд. Но вопреки
всему, в лагере процветала культурная и духовная деятельность,
проходили поэтические вечера, лекции, дискуссии и выставки
художников, ставших узниками лагеря Компьень.
3) Знакомство с еврейскими художниками, создававшими картины в
лагере.
(6-й слайд)
Доклады, подготовленные заранее, читают учащиеся.
1-й ученик рассказывает о Давиде Брайнине
Давид Брайнин (1905-1942)
Давид Брайнин родился 20 августа 1905 г. на Украине, в Харькове, в семье еврейского
портного. В 1919 г., в возрасте 14 лет эмигрировал в Палестину. Пятью годами позже
переехал в Париж, где учился живописи и хореографии, зарабатывая на жизнь в
качестве балетного танцора. Примкнул к русской балетной труппе и женился на одной
из балерин. Выступал на сцене московского Оперного театра и Казино де Пари. В 1931 г.
вместе с женой совершил турне по Южной Америке, выступая в Аргентине, Бразилии и
Мексике. По возвращении в Париж поступил в Школу изящных искусств, по окончании
которой создавал декорации к кинофильмам.
После начала второй мировой войны Брайнин был интернирован в лагерь Компьень, а
затем – в Дранси, где продолжил служение искусству, отображая жизнь лагеря. Был
депортирован в один из восточных лагерей уничтожения, откуда уже не вернулся.
Работы художника, созданные им в заключении, вошли в собрание Дома-музея борцов
сопротивления гетто (Бейт лохамей хагетаот)*.
*«Бейт Лохамей ха-геттаот» дом-мемориал борцов гетто, расположенный на севере Израиля на
территории кибуца «Лохамей ха-геттаот». Первый в мире музей Катастрофы европейского еврейства,
крупный международный музейный и учебно-образовательный комплекс.
4
(7-й слайд)
Лекция в бараке, лагерь Компьень.17 июня 1942 г.
На картине изображена лекция Жоржа Веллера. Жорж Веллер (1905, Россия - 1991,
Париж) был ученым, занимавшим важный пост на факультете медицины в Париже.
Веллер, атеист, не получивший совсем никакого еврейского образования, был арестован и
интернирован в Компьень в декабре 1941 г., в качестве одного из “видных еврейских
деятелей”. Из лагеря Компьень его отправили в Дранси, а затем в Освенцим и
Бухенвальд. В 1945 г. он вернулся в Париж, где посвятил много времени исследованию и
сбору документальных данных о преследовании евреев и так называемом
“Окончательном решении еврейского вопроса”. Его исследование, основанное на личном
опыте, фактах биографии других узников, а также документах, легло в основу целого
ряда книг и статей.
2-й об Абраме Йозефе Берлине
(8-й слайд)
Абрам Йозеф Берлин (1894-1942)
Берлин родился 5 октября 1894 г. в городе Нежин на Украине. В 1912 г., в возрасте 18
лет, он эмигрировал в Париж и поступил в Школу изящных искусств. На жизнь он начал
зарабатывать водителем такси, и все, что видел вокруг, изображал на своих пейзажах.
Его работы получили высокую оценку критиков и демонстрировались в самых
престижных парижских салонах, таких как Салон д’Отом, Салон дез’Анпендан, а
также в частных галереях.
В мае 1941 г. Берлина арестовали в ходе операции “билле вер” (зеленый билет,
антиеврейские мероприятия; облава устроенная 14 мая 1941 г. на евреев Парижа) и как
русского еврея интернировали в лагерь Компьень. Там художник создал множество
пейзажей и портретов. После семи месяцев заключения его переместили в транзитный
лагерь Дранси, а затем – на восток, откуда ему не суждено было вернуться. Работы
Берлина вошли в собрание Дома-музея борцов сопротивления гетто (Бейт лохамей
хагетаот) и Музея современного искусства в Париже.
(9-й слайд) Работы Абрама Йозефа Берлина
Вид на лагерь Компьень сквозь колючую Проволоку. 1941-1942 г.
Сторожевая вышка и бараки в лагере Компьень. 1941 г.
Вид на стога сена с лагеря Компьень. 1941-1942 г.
5
3-й - о Жаке Готко
(10-й слайд)
Жак Готко (Яков Готковский) (1900-1943)
Жак Готко родился в 1900 г. в Одессе. В 1905 г. семья, боясь погромов, эмигрировала в
Париж. Его отец, заводской рабочий, умер восемью годами позже, оставив вдову с двумя
малолетними детьми. Несмотря на тяжелое финансовое положение семьи, Готко
отправили учиться архитектуре и дизайну в Школу изящных искусств. По окончании
учебы он поступил художником-декоратором на киностудию. Его живописные работы
имели успех и выставлялись в Салон д’Отом, Салон дез’Анпендан и других престижных
галереях. Несмотря на финансовое и профессиональное благополучие, в 1935 г. Готко
оставил Париж, поселившись в маленьком городке Шаранта, на юге Франции, где он
смог посвятить живописи все свое время и энергию. Он был очень близок к матери и
сестре, и они тоже переехали и поселились по соседству с ним и его женой-
француженкой. 26 апреля 1939 г. в галерее Джин Кастелл в Париже прошла выставка
его акварелей, написанных в Шаранте. Эта выставка оказалась для него последней.
В июле 1941 г. Готко арестовали как русского, но через несколько дней отпустили,
чтобы вскоре арестовать повторно, на сей раз как еврея. Его депортировали в лагерь
Компьень, а все “дегенеративные” полотна его студии в Шаранте были уничтожены
нацистами. В Компьене, а позже в лагере Дранси, он продолжал работать, вырезая из
дерева гравюры, создавая рисунки и акварели. Но прежде всего он был великолепный
портретист. Все, что ему удавалось заработать, он пересылал жене. Через некоторое
время мать и сестру Готко также интернировали в Дранси, и в ноябре 1942 г. на его
глазах их посадили в состав, уходивший в Освенцим. Он уже никогда не оправится от
этой трагедии. 31 июля 1943 г. Готко тоже отправят в Освенцим, где он вскоре умрет
от сыпного тифа.
Некоторые из работ Готко, сделанных в заключении, сохранились благодаря его
товарищам, в числе которых были художник Изис Кишка и ученый-историк Жорж
Веллер. Позже они передали эти работы галерее Дома-музея борцов сопротивления
гетто (Бейт лохамей хагетаот). Другие творения Готко вошли в коллекцию Музея
современного искусства в Париже.
(11-й слайд) Работы Жак Готко
Забор из колючей проволоки, сторожевая вышка и бараки в Компьень.1942 г.
Сторожевая башня и лагерные ворота – Вид сквозь забор из колючей проволоки.1942г.
III. Итог урока (12-й слайд)
- Может ли искусство существовать за колючей проволокой? ( Да,
несомненно, вышеперечисленные примеры яркие тому доказательства….)
- Удалось ли художникам передать те ощущения, которые испытали сами,
согласно Стендалю?
- Что мы можем сказать о работах, написанных «за колючей проволокой»?
(Удалось, например, глядя на произведения Абрама Йозефа Берлина, понимаешь, что
человек должен всегда надеяться на лучшее, не впадать в отчаяние. Использованная им
6
цветовая гамма лишнее тому доказательство. Зеленый, бирюзовый, другие нежные тона
настраивают зрителя только на лучшее…)
Искусство существует независимо от внешних обстоятельств,
потому что творчество нельзя «заковать в оковы» газовых камер и
высоких заборов!
7
Использованные ресурсы
http://art.holocaust-education.net/ изобразительное искусство Холокоста
http://holocaust2001.narod.ru/ - Сайт "Холокост в искусстве" имени Юрия
Розенблата и проф. Альберта Уманского посвящен Катастрофе
http://www1.yadvashem.org/yv/ru/education/index.asp - Яд Вашем
http://holocaustmusic.ort.org/ru/ - музыка периода Холокоста
http://ru.wikipedia.org/ свободная энциклопедия «Википедия»;