Конспект урока "Дизайн и архитектура в жизни человека" 8 класс

16
Конспект урока
изобразительного искусства по программе
Г.Е.Гурова А.С. Питерских под редакцией Б.М.Неменского
8 класс
Урок 34
Тема года: Дизайн и архитектура в жизни человека
Тема четверти: Человек в зеркале дизайна и архитектуры
Цель четверти: Через окружающий мир показать, что каждый человек неповторим
и он сам придает неповторимость всему, что его окружает.
Тема урока: Моделируя себя – моделируешь мир.
Задачи урока:
1.Понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном мире.
2.Развитие навыков применения образного языка дизайна и архитектуры в
практике.
3.Воспитывать терпимость к миру другого человека
Учиться видеть красоту в работах одноклассников
Вид урока: Нетрадиционный
Тип урока: Комбинированный
Форма организации:
Для учителя: Компьютер, проектор
Композиционный элемент для коллективной работы. Термин – коллаж.
Презентация с картинами – коллажами художников:
Жоржа Брака, А.В. Лентулова, О.В. Розановой, Пабло Пикассо,
П.П. Кончаловского, Карло Кара, Джина Северини, Курта Швиттерса, Роберта
Раушенберга, Макса Эрнста, Жана Дюбюффе, Альберто Бури, Ханса АРПА, Лари
Риверса.(Фотографии работ художников можно посмотреть в приложении)
Для учащихся: Вырезки для коллажа, свои фото. Клей. Ножницы
Задание: Создание из собственных коллажей коллективную работу – выставку «МЫ»
17
План урока:
1. Организационный этап.
2. Сообщение темы.
3. Знакомство с картинами - коллажами.
4. Практическая работа.
5. Организация коллективной работы – выставки. Рефлексия.
6. Подведение итогов.
Ход урока:
1. Организационная
Приветствие
Выявление отсутствующих
Проверка подготовки к уроку
Организация внимания учащихся и включение класса в рабочий ритм.
2. Сообщение темы урока. Учитель сообщает тему урока и предлагает последнее
задание года выполнить как коллективное задание – выставку.
Эта коллективная работа будет состоять из работ учеников всего класса. В этой
работе ученики должны показать то, что мы живем в мире, который создавался на
протяжении многих веков и мы тоже изменяем этот мир. И мы должны понимать
свою ответственность за изменения, которые мы вносим. При обсуждении этой
работы на предыдущих уроках, договорились о том, что эта работа будет
творческой и каждый имеет право выбрать ту тему четверти, которая в большей
степени привлекла ученика. В работе можно и нужно показать свои интересы к
дизайнерским решениям, можно показать эмоциональные восприятия окружающих
вещей, можно попробовать создать свой образ через окружающий мир вещей.
Учитель. Это задание мы будем выполнять в технике коллажа. Для этого вы и
принесли вырезки и свои фотографии.
Как и на предыдущих уроках мы сначала рассмотрим работы профессиональных
художников.
3.Просмотр презентации (с комментариями учителя)
18
Коллаж это игра, игра со смыслом,
праздник случая.
Когда «здесь» и «сейчас» встречаются.
Считается, что технику коллажа изобрел Жорж Брак в 1910, хотя примерно
в то же время свои первые коллажи создал и Пабло Пикассо. С 1912 оба художника
систематически работают в этой технике, коллаж становится характерной
особенностью живописи синтетического кубизма. Период кубизма в творчестве
обоих художников характеризуется поисками радикально новых способов создания
картины, поэтому они стали включать в свои живописные и графические работы
фрагменты газет, этикетки от бутылок и т.п. печатные материалы. Добавление
к художественному произведению таких элементов поражало зрителей тем, что
"реальный мир", с его собственными пространственными и тактильными
качествами, был соединен на полотне с иллюзионизмом живописи. Эта смесь
реальности и иллюзии в дальнейшем часто усложнялась использованием
живописных "обманок", имитировавших поверхность дерева, мрамора и т.п.
Работы Жоржа Брака
Коллажи - это композиции, составленные из разных изображений,
противоположных по характеру или находящихся в гармонии, помещаемых рядом
друг с другом или накладываемых одно поверх другого. Это целое, представляющее
собой нечто большее, чем простая сумма составных частей.
19
Пабло Пикассо
КОЛЛАЖ (фр. collage приклеивание, наклейка). Техника создания картины
или графического произведения путем применения различных наклеек из плоских
(фотографии, билеты, ткани, вырезки из газет.
Роберт Раушенберг Курт Швиттерс
Техника коллажа может использоваться в композиции произведения для
усиления значимости двух аспектов:
1. Чисто формального, когда художественный образ создается размещением или
наслоением друг на друга определенных материалов, различной формы, цвета и т.д.
20
Альберто Бурри
2. Иллюстративного (например, так называемый фотомонтаж), когда
изобразительный материал на определенную тему вырезается из книг и журналов
и благодаря перемещению из обычного контекста в непривычное окружение
получает новую интерпретацию.
О.В. Розанова Карло Карра
В отличие от тщательно продуманных соотношений форм в искусстве, в коллаже
подчеркивались элементы случайного, импровизированного, которые, как считали
дадаисты, более присущи жизни, чем искусству. Например, Ханс Арп разбрасывал
как придется элементы будущего коллажа по предназначенной для него
поверхности и затем приклеивал их.
Ханс Арп
21
Последователями дадаистов были сюрреалисты. Их привлекало отсутствие
связи между отдельными элементами коллажа, что составляло прекрасную
параллель миру сна, свободных ассоциаций и других проявлений подсознательного,
которые они стремились раскрыть. В отличие от кубистов сюрреалисты подчиняли
форму и цвет образному содержанию произведения. Например, Макс Эрнст вырезал
гравюры из старых научных каталогов и соединял их так, чтобы получалось нечто,
напоминающее кошмарный сон по своему ощущению сновидение.
Макс Эрнст
Первым художником, работавшим исключительно в технике коллажа, был Курт
Швиттерс, продолжавший традиции сюрреалистов и дадаистов. Он расширил сферу
используемых для коллажей материалов и предметов. Его небольшие, но очень
изысканные по композиции произведения, называвшиеся выдуманным словом
"merzbild", состояли из кусочков бумаги, автобусных билетов, этикеток, купонов
и т.п.
Курт Швиттерс
Дань коллажу отдали художники русского авангарда А.В. Лентулов, П.П.
Кончаловский, О.В.Розанова.
22
А.В. Лентулов П.П. Кончаловский О.В.Розанова.
Эстетика коллажа это эстетика фрагмента реальности, наделенного в нем
новым изобразительным или символическим смыслом.
4. Практическая работа «Моделируя себя – моделируешь мир»
Учитель. Эту работу вы выполняете в технике коллажа. Для этого вы используете
те вырезки из журналов, газет, которые подготовили к уроку, свои фотографии.
1.Каждый имеет право выбрать ту тему четверти, которая в большей степени
привлекла.
2. В работе можно и нужно показать свои интересы к дизайнерским решениям в
той или иной сфере жизни.
3. Можно показать мир окружающих вещей через свое эмоциональное восприятие.
3. Создать образ своей личности через окружающий мир вещей.
5. Организация коллективной работы. Рефлексия.
Монтаж выставки (на доске) с композиционным центром «Мы».
6. Подведение итогов.
Учитель.
Комментирует практическую часть работы.
Подводит итог состоявшейся работы.
Комментирует лучшие работы.
Самое главное заключается в том, чтобы дети почувствовали себя частичкой
общества, почувствовали, что они могут моделировать и изменять окружающую
среду и к их мнению прислушиваются взрослые.
Фотография коллективной работы может использоваться для портфолио класса.
23
Сама работа может быть помещена в классном уголке или на школьной выставке.
Работу можно использовать на выпускном вечере.