Интегрированный урок "В поисках правды и красоты" 9 класс

1
Урок №
Интегрированный урок
развития речи и изо
Тема «В поисках правды и красоты…»
ассчитан на 2 часа)
Класс: 9
Цели :
образовательные: расширять кругозор учащихся, поддерживать их интерес к изучению
русской культуры;
раскрыть своеобразие таланта В.И. Сурикова на примере наиболее значительных
монументальных картин : «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня
Морозова»;
развивающие: развивать речь учащихся, совершенствуя её образность и
выразительность, пополняя их лексикон новыми терминами; учить составлять тексты
искусствоведческого характера; совершенствовать монологическую и диалогическую
речь; учить оценивать ответ товарища, аргументируя своё мнение;
воспитывающие: воспитывать любовь к живописи, интерес к истории своей страны,
Тип урока: нетрадиционный урок
Форма урока: урок-экскурсия
Оборудование: медиапроектор, презентация с репродукциями картин В.И. Сурикова.
Формы работы: доклад учащихся, беседа, изучение искусствоведческих источников.
Ход урока.
Этап урока
Содержание
Номер
слайда
Продолжи-
тельность
1.
Вступительное
слово учителя
Сегодня мы вновь совершим мысленно
экскурсию по знаменитой Третьяковской
галерее в Москве.
Вы, конечно, узнали портрет П.М.
Третьякова, человека, который ни разу в
жизни не взял карандаша и кисти в руки, не
создал ни одной картины и тем не менее
вошел в историю русской художественной
культуры. Его частная коллекция выросла в
большой национальный музей искусств, где
наиболее полно представлены художники
17 19 вв. В первую очередь современные
ему художники-реалисты. Большую их
часть представляют художники-
передвижники, с творчеством которых мы
знакомы.
На их полотнах правдиво воссоздавалась
жизнь русского народа; они выражали его
интересы, взгляды, мысли, чувства,
народные представления о справедливости,
добре и красоте; своим творчеством
Слайд № 3
5 мин.
2
способствовали развитию русского
освободительного движения.
2.
Ведущие жанры художников-
передвижников и их представители.
Бытовой жанр: В.Г. Перов, К.Е. Маковский,
И.П. Прянишников.
Жанр портрета: И.Н.Крамской, И.Е Репин,
В.Г. Перов.
Пейзажный жанр: И.И. Шишкин, В.Д.
Поленов, И.И. Левитан, А.И. Куинджи.
Исторический жанр: Н. Ге, И.Е. Репин, В.И.
Суриков.
Слайд №
4-7
5 мин.
3. Постановка
целей урока
Сегодня мы обратились к творчеству В.И.
Сурикова, который вошёл в историю
русского искусства как непревзойдённый
мастер исторического жанра.
Попробуем перенестись в творческую
мастерскую художника, попытаемся полно
раскрыть сложный процесс рождения трёх
его монументальных полотен: «Утро
стрелецкой казни», «Меншиков в
Березове», «Боярыня Морозова».
Слайд №8
2 мин.
4. Знакомство с
новым
материалом.
Общая характеристика исторических
полотен В.И. Сурикова.
Художник в своём творчестве обращается к
сложным переломным эпохам в истории
России. Он переносит зрителя в прошлое
нашей страны, и мы оказываемся
свидетелями далёких событий. Суриков
раскрывает в своих картинах трагические
противоречия истории, рассказывает об
испытаниях, выпавших на долю русского
народа: борьбе исторических сил во время
Петра Первого, в эпоху раскола, в годы
народных движений (восстание под
предводительством Степана Разина,
Емельяна Пугачёва). Во все свои
2 мин.
3
произведения художник вложил душу.
Обращение к эпиграфу урока.
- Как понимаете значение этого
выражения? (Искусство, которому Суриков
отдавался с истинной страстью, стало для
него делом всей его жизни. Только любя
свою историю, свой народ, можно искренне
творить и нести своим искусством радость
людям.
Слайд № 2
2 мин.
«Утро стрелецкой казни»
- Посмотрите на экран.
Представьте, что мы находимся в
Третьяковской галерее и входим в зал
Сурикова. Вот мы остановились перед
огромным полотном, первой исторической
картиной художника. Впервые она была
представлена на девятой передвижной
выставке. 1-го марта 1881 года, в хмурое
петербургское воскресенье Василий
Иванович тяжело болел воспалением
лёгких и потому послал своё детище
свёрнутым в трубку и зашитым в холст.
Илья Ефимович Репин был горячим
поклонником «Утра стрелецкой казни» и он
приложил все усилия, чтобы картина
оказалась вовремя натянутой и вставленной
в золотую раму, которую Репин сам
заказал. Об отношении Репина к картине
свидетельствуют строки из письма к П.М.
Третьякову, посланного накануне выставки:
«Картина Сурикова делает впечатление
неотразимое, глубокое на всех. Все в один
голос высказали готовность дать ей самое
лучшее место; у всех написано на лицах –
она наша гордость на этой выставке…
Могучая картина!»
Слайд № 9
Слайд №
10
2 мин.
Инсценировка «Эпизод на выставке»
Суриковское полотно обступила толпа.
- Да что вы говорите! – шумел какой-то
бородач профессорского вида. – Здесь нет
нет простора… Толпа сгрудилась.. Фигура
налезает на фигуру…Храм Василия
Блаженного обезглавлен… И, потом, где же
воздушная перспектива?...
- Вы придираетесь к мелочам, - возражал
молодой кудлатый юноша в косоворотке. –
Непревзойдённая картина! Незыблема в
своём художественном значении!
- И всё же я утверждаю, что здесь много
непродуманного, - вмешался сухой,
5 мин.
4
высокий господин в виэитке. Время от
времени он сдёргивал с узкой переносицы
золотое пенсне на шнурке и протирал его
платком, брезгливо щурясь. – Я утверждаю,
что наряду с прекрасно выписанными
персонажами фигура Меншикова возле
Петра просто небрежно намалёвана.
Но у сухопарого скептика тут же появились
противники:
- А если Суриков намеренно хотел погасить
интерес зрителя к этой личности? Вы бы
лучше обратили внимание на центральные
фигуры. Какие женские образы! Сколько
подлинных чувств!
Толпа то приливала, то отливала от
картины, но никто не уходил равнодушным.
5.Выступление
учеников-
искусствоведов
Учитель: - А сейчас я хочу представить
вам группу искусствоведов из числа
учащихся нашего класса.
Ребята будут держать своеобразный
экзамен на право носить скромное звание
«Начинающий искусствовед».
Из оставшихся ребят мы выберем
экспертную комиссию, которая даст оценку
их выступлению в виде рецензии.
Цель выступления искусствоведов:
выступить с искусствоведческим текстом,
который создан ими на основе информации,
найденной в различных источниках.
Каждый из них будет раскрывать один из
вопросов, написанных на доске.
1. Историческая основа картины.
2. Замысел, тема, идея картины,
подготовительная работа.
3. Содержание «Утра стрелецкой
казни»:
а) композиция (многофигурность, три
части картины, пейзаж и его роль в
произведении; выразительность
архитектурных памятников);
б) глубина психологической
характеристики персонажей.
4. Мастерство художника (колорит,
живописность, «озвученность» картины,
изображение бытовых деталей, оценка
автором своей картины).
1-й экскурсовод. (звучит отрывок из
либретто М.Мусоргского к музыкальной
Слайд №
10
Слайд №
10
3 мин.
10 мин.
5
драме «Хованщина»).
Музыка Мусоргского помогает
воссоздать обстановку одной из
трагических страниц в истории русского
народа – времени стрелецких бунтов
конца 17 века.
Это было непростое время первых лет
царствования Петра 1, его крутых
государственных преобразований,
которые вызывали недовольство и
сопротивление как боярства и
духовенства, так и народных масс.
Бунт московских стрельцов в 1698 году,
которым пыталась воспользоваться в
личных целях, стремясь к
единовластию, сводная сестра Петра
царевна Софья, оценивался как бунт
против прогрессивных преобразований
Петра. Он был направлен и против
усилившихся служебных тягот и
притеснений. Московские стрельцы,
участвующие в Азовских походах Петра
1 1695 1696 гг., были оставлены в
Азове, а в 1697 г. четыре полка
стрельцов вместо ожидаемого
возвращения в Москву были
направлены в Великие Луки. По пути
стрельцы голодали, из-за отсутствия
лошадей везли на себе орудия. 175
стрельцов в марте 1698 г. бежали в
столицу, чтобы подать жалобу. Тайно
они установили связь с царевной
Софьей Алексеевной, рассчитывая на её
заступничество. Стрельцы, несмотря на
сопротивление были отправлены
обратно в свои полки, в которых
начинались брожения. 6 июня стрельцы
сместили своих начальников, избрали
по четыре выборных от каждого полка и
направились к столице, готовясь к
расправе с боярами и иноземцами,
которых обвиняли во всех невзгодах. В
40 верстах от Москвы стрельцы были
разбиты. В результате следствия 57 из
них были казнены, остальные
направлены в ссылку. Срочно
вернувшийся из-за границы Петр1
возглавил новое следствие (известное в
истории как «великий розыск»). С
сентября 1699 г. были казнены 1182
стрельца, биты кнутом, клеймены и
сосланы 601. Царевна Софья была
6
отрешена и заключена в Новодевичий
монастырь.
Такова историческая основа картины.
2-й экскурсовод. (Замысел, тема, идея
картины, подготовительная работа)
Летом 1877 г. В.И Суриков приезжает из
Петербурга в Москву для работы над
росписями в храме Христа Спасителя и
остаётся здесь навсегда. Древний русский
город, столь не похожий на столичный
Петербург, всколыхнул в художнике те
глубокие народные струны, которые
зародила в нём Сибирь. Московский
Кремль, московские соборы, узенькие
улочки с деревянными домами перенесли
его в старину, в историю народа, которую
он очень любил.
Здесь, в Москве, возможно во время
прогулок по Красной площади, зрел
замысел его первой исторической картины
«Утро стрелецкой казни», которая принесла
ему известность.
О стрельцах, их бунтах и жестокой
расправе над ними он знал ещё с детства.
Тема стрельцов была ему хорошо знакома,
но оформиться в зрительный образ она
смогла только в Москве, когда художник
сам вступил на эту землю, где когда-то
разыгралась трагедия.
Вот его воспоминания: «И вот однажды иду
я по Красной площади, кругом ни души.
Остановился недалеко от лобного места,
засмотрелся на очертания Василия
Блаженного, и вдруг в воображении
вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так
ясно, что даже сердце забилось.
Почувствовал, что если напишу то, что мне
представилось, то выйдет потрясающая
картина. Поспешил домой и до глубокой
ночи все делал наброски. Уже в первом,
очень беглом наброске довольно отчётливо
определилась центральная и левая часть
композиции с фигурами рыжебородого
стрельца в телеге, стрельчихи, сидящей на
земле, девочки рядом с ней, седого стрельца
и рыдающей женщины, уткнувшейся ему в
колени.
Но как ни сильно было воображение, этого
ещё было мало для исторической картины.
Суриков чтил правду в искусстве превыше
всего, и поэтому, для того чтобы она
Слайд №
10