Конспект урока "Портрет литературного героя" 6 класс

1001 идея интересного занятия с детьми
1
ПОРТРЕТ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ
Анненкова Елена Николаевна, МБОУ «Глебовская СОШ» Фатежского
района Курской области, учитель изобразительного искусства
Предмет (направленность): изобразительное искусство.
Возраст детей: 6 класс.
Место проведения: класс.
Цель: продолжить знакомство с особенностями жанра портрета
на примере портрета литературного героя.
Задачи: 1. формировать умение передавать при изображении
персонажа его характер, душевные качества через конструкцию,
формы и пропорции головы с помощью графических материалов;
2. развивать образное видение на основе восприятия
художественного текста;
3. воспитывать ценностное отношение к отечественной
литературе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: словесный, наглядный, аналитический, игровой,
репродуктивный, практический.
Оборудование урока:
дидактическая игра-мозаика «Основные пропорции головы
человека»,
изокроссворд «Средства художественной выразительности в
графике»;
мини-призы;
уголь (цветные мелки), альбомы для каждого обучающегося.
Зрительный ряд: репродукции, характеризующие различные
виды портретов;
рисунки П.М. Боклевского «Типы из поэмы Н.В. Гоголя
«Мёртвые души»,
таблица «Индивидуальные черты лица».
Литературный ряд: фрагменты произведений В.Г. Короленко
«Дети подземелья», А. Толстого «Приключения Буратино», Е.
Пермяка «Самое страшное»,
Универсальные учебные действия:
Личностные:
Установление обучающимися связи между целью учебной
деятельности и её мотивом (мотив портрет литературного
персонажа, цель - изображение портрета литературного
персонажа графическими материалами),
Регулятивные:
Постановка учебной задачи,
1001 идея интересного занятия с детьми
2
Определение последовательности промежуточных целей с
учётом конечного результата,
Внесение необходимых дополнений и изменений в план и
способ действия,
Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения,
Воспитание волевой саморегуляции.
Познавательные:
Общеучебные действия преобразование объекта из
чувственной формы в модель с выделением сущностных
характеристик (выразить личностные качества литературного
героя средствами графики, опираясь на характеристику,
данную писателем);
умение осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной форме;
выбор эффективных способов решения задачи;
рефлексия способов и условий действий;
контроль и оценка процесса и результатов
деятельности; извлечение необходимой информации;
умение структурировать знания;
Логические действия развитие мыслительных операций
анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-
следственных связей;
Постановка и решение проблемы формулирование
проблемы, самостоятельное создание способов решения
проблем творческого характера.
Коммуникативные:
Учёт позиции товарищей и учителя; умение слушать и
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
продуктивно сотрудничать со сверстниками и с взрослыми.
Межпредметные связи: с литературой.
Ход урока:
1. Организационный этап.
Приветствие. Проверка организации рабочих мест.
1 мин.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной
деятельности учащихся.
В течение ряда уроков вы знакомились с различными жанрами
изобразительного искусства.
Вопрос: Как вы думаете, к какому жанру и почему можно отнести
эти строки стихотворения поэта Н. Заболоцкого:
Любите живопись, поэты,
Лишь ей, единственной дано,
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно….
1001 идея интересного занятия с детьми
3
Это жанр портрета. Именно в этом жанре художник может
наиболее точно передать душевное состояние человека.
У меня на столе лежать силуэтные портреты. Это мини-призы. За
каждый успешный ответ в течение урока вы будете получать мини-
приз (Приложение 1).
А в конце урока подсчитаем, у кого больше призов.
Первый приз вручается обучающемуся, ответившему к какому
жанру относятся строки поэта Н. Заболоцкого.
Вопрос: Вспомните, с какими видами портретов вы уже
познакомились?
Каковы особенности этих портретов?
(Ответы: парадный, характерный, психологический, автопортрет).
Вопрос: Как вы думаете, какой будет цель нашего сегодняшнего
урока?
(Ответ: познакомиться с ещё одним видом портретов и
выполнить его).
Верно. Этот вид портрета – портрет литературного героя.
Проблемный вопрос: Вы многое узнали о жанре портрета, о
видах портрета. Известны ли вам особенности портрета
литературного героя?
Попробуем в этом разобраться.
2 мин.
3. Актуализация знаний.
Я буду зачитывать характеристику героя из поэмы В. Гоголя
«Мёртвые души», с которой вы познакомитесь в старших классах, а
вы должны отгадать какой тип из рисунков художника П.М.
Боклевского соответствует описанию (Приложение 2):
«Лицо его…было почти такое же, как у многих худощавых
стариков, один подбородок только выступал далеко вперёд…
Маленькие глазки ещё не потухли и бегали из-под высоко
поросших бровей, как мыши, высунувши из тёмных нор
остренькие морды…»
(Плюшкин)
«Не красавец, но и не дурной наружности… О чём бы ни был
разговор, он всегда умел поддержать его. В разговорах…он умел
искусно польстить каждому….»
(Чичиков)
Что вы можете сказать по портрету художника о Губернаторе?
Послушайте, как его характеризует автор:
«Был он не толст, не тонок собой, впрочем, был большой
добряк».
Что вы можете сказать о Коробочке?
Вот что о ней говорит автор:
1001 идея интересного занятия с детьми
4
«Женщина пожилых лет…, одна из тех матушек, которые
плачутся на неурожаи, убытки, …а между тем набирают
понемногу деньжонок в мешочки». 3 мин.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Вопрос: Чем же портреты литературных героев отличаются от
уже знакомых нам?
(Ответ: изображают не конкретного человека, а собирательный
образ, передающий отношение писателя к персонажу).
Вы уже знакомы с основными пропорциями головы человека.
Повторим их с помощью игры-мозаики. Соберите мозаику так, чтобы
пропорции были гармоничными (Приложение 3).
4 мин.
5. Первичная проверка понимания.
Сравним классические пропорции с пропорциями на портретах
литературных героев.
Вопрос: Какими средствами художник П.М. Боклевский
добивается точности образа? Приведите примеры.
(Ответы: утрирует, заостряет черты лица, намеренно изменяет
классические пропорции, обостряет характеристику образа)
Каждый литературный герой имеет свой характер, испытывает
какие-то чувства. Рассмотрите в таблице, как меняется лицо одного
и того же человека, когда им овладевают разные чувства
(Приложение 4)
5 мин.
Вопрос: Как вы думаете, что мы сегодня будем изображать?
6. Первичное закрепление.
20 мин.
А) Обучающиеся получают художественные тексты.
Варианты могут быть разными:
Из предложенных текстов учащийся сам выбирает образ
героя;
Учитель для каждого ряда (варианта) даёт один и тот же
текст;
Тексты №1 и №4 предлагаются детям с низкими
художественными способностями и менее развитым
воображением, а тексты №2 и №3 – детям с высокими
художественными способностями.
Тексты:
1. Е. Пермяк «Самое страшное».
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все его боялись.
Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из
рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост
1001 идея интересного занятия с детьми
5
наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Даже своей бабушке
грубил.
2. В.Г. Короленко «Дети подземелья».
Показалось личико, обрамлённое белокурыми волосами и
сверкающее детски-любопытными голубыми глазами…Это было
бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший
без лучей солнца. Руки её были тонки и прозрачны; головка
покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика;
глаза смотрели порой так не по-детски грустно. Эта девочка
почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же
смеялась, то смех её звучал, как самый маленький серебряный
колокольчик. (МАРУСЯ)
3. В.Г. Короленко «Дети подземелья».
Это был мальчик лет девяти, худощавый и тонкий, как
тростинка. Тёмные курчавые волосы лохматились под чёрными
задумчивыми глазами… Он был очень солидный и внушал
уважение своими манерами взрослого человека.
(ВАЛЁК)
4. А. Толстой «Приключения Буратино»
Из-за высунулся человек, такой страшный с виду, что можно
было окоченеть от ужаса при одном взгляде на него. Густая
нечёсаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза
вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не
человек, а крокодил. В руке он держал семихвостую плётку.
(КАРАБАС-БАРАБАС)
В текстах выделяются опорные слова, характеризующие образы
героев.
В таблице «Индивидуальные черты лица» (Приложение 5)
рассмотрим различные части лица: брови, глаза, носы, губы.
Какой герой может обладать такими чертами? (злой, грустный,
добрый, коварный и т.д.)
Б) Работа ведётся графическими материалами: углём или
восковыми мелками.
Повторим, используя кроссворд, средства художественной
выразительности в графике (Приложение 6).
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его
выполнению. 2 мин.
Подумать, можно ли сделать образ литературного героя ещё
выразительнее, за счёт чего это можно сделать (изменить пропорции
лица или причёску, добавить аксессуары).
1001 идея интересного занятия с детьми
6
Подготовить каркас для лепки на следующем уроке эскиза
головы человека.
8. Рефлексия (подведение итогов урока).
3 мин.
Подсчитываем количество мини- призов у каждого
обучающегося.
Учащимся, получившим во время урока наибольшее количество
мини-призов, предоставляется право выступить в роли «экспертов» и
выбрать работы одноклассников, наиболее точно
характеризующие литературный персонаж.
Затем посмотрим остальные работы: может «эксперты» что-то
пропустили.
Дети отвечают на вопросы:
Узнаваем ли персонаж?
Какие средства использовались их одноклассниками для
передачи точности образа?
Чем отличается портрет литературного героя от других
портретов? (Ответ: это не конкретный человек, а
собирательный образ)
Для чего вы знакомились с особенностями портрета
литературного героя?
Приложение к уроку.
Приложение 1.
Приложение 2.
1001 идея интересного занятия с детьми
7
Павел Иванович Чичиков Губернатор
Настасья Петровна Коробочка Плюшкин
Приложение 3.
1001 идея интересного занятия с детьми
8
Приложение 4.
Приложение 5.
1001 идея интересного занятия с детьми
9
Приложение 6.
1001 идея интересного занятия с детьми
10
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
Джованни Чиварди.
Рисунок. Художественный образ в анатомическом рисовании.
Москва. ЭКСМО. 2003.