Занятие-игра "Жила - была Матрёшка"

Учитель изобразительного искусства Авдеева Светлана Николаевна, школа «Возможность», г. Дубна
Занятие-игра «Жила-была Матрёшка»
Дата проведения: 16 марта 2009 г.
Цель: углубить эстетическое познание о народном декоративно-прикладном искусстве.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с видами русской матрёшки.
Коррекционно-развивающие: развивать художественный вкус, развивать память, внимание, речь.
Воспитательные: содействовать патриотическому воспитанию.
Материал к занятию:
Деревянные расписные матрёшки,
Репродукции матрёшек из Сергиев Посада, Семёнова, Полховского Майдана, первой
русской матрёшки,
Презентация с авторскими матрёшками.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Ребята, у нас в школе проходит неделя предметно-прикладных наук.
2. Сообщение темы занятия.
Я хочу начать наше занятие с загадки:
Восемь кукол деревянных
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Отгадайте, как зовут?
Правильно, матрёшки!
Сегодня мы с вами узнаем, откуда к нам пришла русская матрёшка, кто назвал матрёшку
матрёшкой и какие разные матрёшки бывают.
3. Сообщение материала.
А знаете ли вы, ребята, что Матрёшка – самая знаменитая русская игрушка.
В этом году исполняется 111 лет.
Как появилась в России на свет первая матрешка?
Учитель изобразительного искусства Авдеева Светлана Николаевна, школа «Возможность», г. Дубна
Более ста лет назад в Россию из далёкой Японии купцы привезли деревянную фигурку
добродушного лысого старичка. Изображала она мудреца Фукурума. Кукла раскрывалась, в ней
находились ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Это были такие же добродушные
мудрецы мал мала меньше. Эти фигурки понравились и взрослым и детям. И наши мастера
решили сделать свою деревянную куклу.
Игрушечных дел мастер Василий Звёздочкин вырезал вручную из дерева первую русскую
матрёшку. А расписал её художник Сергей Малютин. Он и назвал её ласково матрёшкой от
русского имени Матрёна – статная, дородная русская красавица. А ласково Матрёша, Матрёшка,
Матрёшечка.
Первая русская матрёшка похожа на простую крестьянскую девочку в сарафане и платке, с
чёрным петухом в руках. Игрушка разборная. Состояла из 8 фигурок, вложенных одна в другую. За
девочкой шёл мальчик, за мальчиком девочка и т. д. последняя матрёшка изображала
завёрнутого в пелёнки младенца.
Полюбилась россиянам эта игрушка. Нравилась её доброе и ясное лицо. Занятно было, что в
большой кукле пряталось дружное семейство. Стали точить её из дерева на токарных станках и
расписывать. Матрёшек делают до сих пор: под Москвой в Сергиевом Посаде, около Нижнего
Новгорода в селе Семёново, около Мурома – в Полхов-Майдане.
У каждой матрёшки своё лицо, свой наряд, свой характер.
Как же различить матрёшек?
Посмотрим на Сергиев Посадскую (Загорскую) матрёшку. Эта игрушка и сейчас похожа на первую
матрёшку с петухом:
восьмиместные,
наряженные в сарафан или в юбку с кофтой, передник, на голове платок,
в руках куклы держат какой-нибудь предмет (петуха, собачку, кошечку, серп, хлеб,
корзинку, цветы, узелок),
цветочный узор скромно украшает платок и передник,
платок завязан узлом, две пряди волос прячутся под платок,
Чуть позже на свет появилась Семёновская матрёшка. Она отличается от Сергиево-Посадских.
более стройная,
на её переднике всегда букет ярких цветов,
брови дугой,
малиновый румянец,
основной цвет в росписи — красный,
на голове платок, украшенный по кайме цепью небольших бутонов (отличительный
признак семёновских матрёшек).
Семёновский промысел дошёл и до села Полхов-майдан, что в 100 км от старинного русского
города Мурома.
силуэт удлинённый,
необычная уплощённая форма головы,
на голове шаль, вместо завязанного платка,
лицо обрамляют «кудри» – деталь реального Муромского наряда,
нет конкретных деталей, таких как руки, сарафан, кофта,
Учитель изобразительного искусства Авдеева Светлана Николаевна, школа «Возможность», г. Дубна
фартук заменяет условный овал, заполненный цветочной росписью в чёрном контуре,
традиционный малиновый цвет, рядом с малиновым -- тёмно-зелёный.
4. Игра «Угадай-ка».
Нужно угадать к какому промыслу относятся эти матрёшки? (Показываю изображения матрёшек).
А сейчас ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Какой сказочный герой хранит свою жизнь по
принципу «Матрёшки»?
Правильно: Кощей Бессмертный. В сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – игла…
5. Работа с презентацией.
В настоящее время русская матрёшка переживает своеобразное возрождение. Наибольший
интерес стала представлять матрёшка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле,
а авторская матрёшка, выполненная по собственному замыслу.
Фантазии современных художников нет границ, они изображают на фартуке матрешек:
памятники архитектуры,
живописные пейзажи России,
сюжеты из русских народных сказок,
цветочные мотивы,
декоративные мотивы русских народных промыслов (Гжель, Хохлома),
политических деятелей.
6. Беседа с учащимися.
А теперь вернёмся к нашей матрёшке:
Воплощает ли матрёшка в себе красоту русской природы? Почему? зображение на ней
элементов русской природы: цветы, ягоды и т.д.)
А является ли Матрёшка – символ материнства? Почему? атрешка – мать большого
семейства).
Матрёшка – обобщённый образ русской красавицы? ( Круглое лицо, яркий румянец,
чёрный брови, маленький рот, спокойная плавность линий женской фигуры, элементы
традиционного народного костюма: сарафан, платок, передник). Такой же образ красавицы
воспевался в русских песнях и сказках.
7. Игра: «Какая матрёшка?»
Ученик, называющий последнее слово-признак матрёшки выигрывает (слово-признак отвечает на
вопрос – какая?).
красивая
разборная
яркая
русская
разноцветная
многосоставная
нарядная
деревянная
весёлая
румяная
8. Подведение итогов занятия.
Понравилась ли вам занятие?
Что узнали нового?
Учитель изобразительного искусства Авдеева Светлана Николаевна, школа «Возможность», г. Дубна
Литература
Шпикалова, Т. Я.Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для
учителей/ Т. Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 1979. – С. 41 – 44.
Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство во II классе: Пособие для учителей/ Т. Я.
Шпикалова. – М.: Просвещение, 1984 – С.25 – 34.
Синицына, Е. И. Умные занятия и игры/ Е. И. Синицына. – М.: Лист, Вече, 2002. С. 70 – 74.