Конспект урока "Музыкально - поэтическая символика огня" 8 класс скачать


Конспект урока "Музыкально - поэтическая символика огня" 8 класс

1
Конспект урока по искусству в 8 классе
Чарина Ольга Владимировна,
учитель музыки и МХК
высшей категории
МОУ «Гимназия №29»
г.о. Саранск Республики Мордовия
Тема: «Музыкально – поэтическая символика огня».
Цель урока
Выйти на новый уровень обобщения полученных знаний о символике в искусстве.
Задачи урока
Формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале,
сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;
Развивать эмоциональные чувства учащихся, создавая на уроке ситуации удивления,
радости, занимательности;
Обеспечить нравственное воспитание учащихся;
Обобщение понятия «символ» в искусстве, систематизируют роль огня в жизни человека,
значения, которые несет понятие «огонь» в культурологи;
Знакомство с новым произведением А.Н. Скрябина
Оборудование и материалы
Проектор, экран, компьютер
Ход и содержание урока
I. Орг. момент
II. Повторение пройденного
- Мы говорили с вами на прошлом уроке о знаках и символах в искусстве. Вспомните
определения знаков и символов.
III. Объяснение нового материала
- Тема урока сегодня «Музыкально поэтическая символика огня».
- Как вы думаете, какой символ несет в себе огонь? Какой смысл закладывали мастера искусства
в этот образ? Запишите свои мысли в тетрадь. (Самостоятельная работа - 3 мин. Кластер
«Огонь»)
2
( Актуализация ранее полученных знаний).
- Проверяем. Ответы учащихся.
- А у меня очередной вопрос. Откуда появился огонь? Какой силой он обладает?
- Я усложню задание. Как вы думаете, о чем картина Уильяма Блейка «Великий архитектор»,
1794. Какой смысл вложил художник в огонь, изображенный на этой картине?
На рубеже XIX и XX столетий появились новые течения, которые призывали людей порвать с
грубой действительностью и уйти в мир мечты.
Вспомните, как называлась эта эпоха в русском искусстве? (“Серебряный” век).
Одним из приверженцев новых веяний в искусстве был композитор А.Н.Скрябин. Он
утверждал, что каждая тональность в музыке окрашена определенным образом. Музыка
буквально “светится цветами”, говорил он. Скрябин совершенно отчетливо видел, что
тональность фа-мажор несет темно-красный цвет, кровавый отблеск ада; ре мажор золотиста,
как солнечный луч, а фа-диез мажор это торжественный синий цвет Разума. Остальные цвета
представлялись ему смутно. Но он вывел их теоретически, на основе гармонического родства
тональностей и близлежащих цветов спектра. И убедил себя, что его система, его звуко-цветовой
принцип верны.
“Основа должна быть общей. Должно быть Единство!”
А.Н. Скрябин обладал цветным слухом , каждая тональность виделась ему в определенном
цвете и он мечтал соединить музыку и цвет в едином произведении.
Русский композитор символист А. Н. Скрябин, пишет крупное произведение для хора,
фортепиано и симфонического оркестра «Прометей или Поэма огня». Мы его сегодня услышим.
Скрябин впервые решил соединить тональности с цветом. Он задумал в свою симфоническую
поэму “Прометей” ввести партию “светового клавира”.
Вспомните, кто такой Прометей? Почему, по вашему мнению, именно ему посвятил Скрябин
свое произведение, являющееся прорывом в музыке?
Композитор не собирался пересказывать античный миф о титане. “Прометей”, пояснял
Скрябин, – это активная энергия Вселенной, творческий принцип. Это – огонь, свет, жизнь,
борьба, мысль, прогресс, цивилизация, свобода”. Композитор верил в очистительную силу огня
разрушающую и созидающую вновь. Звуковые воздействия композитор хотел усилить
световыми, чтобы показать воочию, как туманные надежды человечества сменяются
ослепительным блеском, экстазом освобожденной души. Но многих современников, такое
новшество озадачило. Они отнеслись к световым проектам композитора с недоверием.
Первое исполнение партитуры со световой строкой состоялось для узкого круга людей на
квартире у композитора со световой аппаратурой, построенной у него в кабинете. Аппаратура
эта была примитивной дюжина лампочек, расположенных по кругу на потолке. Их прикрывали
лоскутки разноцветной материи.
3
Композитор играл на рояле, а его жена, пианистка, нажимала на кнопки от электрических
звонков, которые были присоединены к светильникам.
При жизни Скрябина не удалось реализовать световой проект, в котором композитор мечтал
воплотить движущиеся линии и формы, громадные «Огненные столбы», «текучую архитектуру».
Однако идея зримой музыки оказалась чрезвычайно созвучной художникам русского
авангардизма, дала толчок опытам с движущейся абстрактной живописью и интереснейшими
изобретениями. Появились цветосветовые установки, аппарат «Цветомузыка», оптический
синтезатор звука, который был назван в честь А.Н.Скрябина – АНС.
И теперь нам остается только посмотреть светозвуковое воплощение замысла композитора.
Просмотр видеозаписи «Прометей».
Запись мировой премьеры концерта "Прометей" 19 февраля 2009 года в Ледовом дворце
Петербурга. Световая партия выполнена по системе В. Афанасьева, автор И. Полех, арт-
программист Б. Бокатович. В концерте участвуют А. Аниханов, П. Осетинская, М. Изотов и др.
IV. Итог урока
–Вы правильно поняли, что эта музыка выходит на общечеловеческие проблемы: зачем мы
приходим в этот мир? В чем смысл жизни? На что она должна быть потрачена?
- А закончить урок мне хочется словами А.Н. Скрябина : «Иду сказать людям, что они сильны и
могучи. Чтобы стать оптимистом…нужно испытать отчаяние и победить его».
V. Дом. задание. Сравнить высказывания двух композиторов. Что их объединяет?
Учебник стр. 75
Список использованной литературы
1. Программа «Искусство» 8 - 9 класс. Сергеева Г.П.,
Кашекова И.Э., Критская Е.Д. М.: Просвещение, 2011
2. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Искусство
8-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2012
3. http://www.people.su/youtube_video-skryabin-prometejj-
scriabin-prometheus
4. http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-uilyama-blejka-
velikij-arxitektor/