Презентация "Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Творчество В.И. Сурикова" 7 класс скачать


Презентация "Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Творчество В.И. Сурикова" 7 класс

Подписи к слайдам:
Опрос 1. Как называется крупнейший в мире музей русского искусства? Третьяковская галерея в Москве. 2. В каком году была основана Третьяковская галерея? 1856 г. 3. Кто был основателем Третьяковской галереи? Павел Михайлович Третьяков. 4. Какие жанры наиболее популярны в Третьяковской галерее? Жанр тематической и исторической картины.

История не терпит суесловья,

Трудна её народная стезя,

Её страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

 

Я.Смоляков

Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Творчество В.И. Сурикова. Цель урока:
  • Познакомиться с жизнью и творчеством великого русского художника В. И. Сурикова.
  • Получить представление о тематической картине и историческом жанре в русском искусстве XIX века.
Исторический жанр -  

Переход Суворова через Альпы. 1899.

один из важнейших в изобразительном искусстве. Он объединяет произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого.

Василий Иванович Суриков 12 (24) января 1848(Красноярск)- 6 марта 1916 (Крым) Василий Иванович Суриков - один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи. Творчество этого художника настолько широко и многогранно, что рамки одного урока не в состоянии вместить всю содержательную сторону его живописных повествований. Картины Сурикова - это целая поэма о борьбе и страданиях, героизме и трагических испытаниях русского человека.

«Утро стрелецкой казни»

«Меншиков в Березове»

«Боярыня Морозова»

«Покорение Сибири Ермаком»

«Переход

Суворова через Альпы»

«Степан Разин»

: «Утро стрелецкой казни»

«Утро стрелецкой казни»

В центре картины - стрелец, стоящий на телеге. Он прощается с народом, низко кланяясь ему по старинному русскому обычаю.

Погружен в горькие и гневные размышления чернобородый стрелец. Этот человек не сломлен. В нем нет ни страха, ни смирения.

 

Образ рыжебородого стрельца

Суриков долго искал. «Рыжий

стрелец это могильщик, на кладбище я его увидел, - рассказывал художник, - злой, непокорный тип». С ненавистью и внутренней

убежденностью смотрит рыжий

стрелец на своего врага - царя, а

тот словно отвечает ему

остекленевшим от ярости взглядом.

В пересечении их взглядов –

непримиримость столкнувшихся

сил.

«Утро стрелецкой казни»

Великолепен портрет молодого Петра, с пламенем в глазах, с конвульсивно сжатым ртом...

Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщенно выражающая смысл исторической минуты - «начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни» (А. С. Пушкин).

«Утро стрелецкой казни»

«Меншиков в Березове» Образ Меншикова
  • Образ Меншикова убеждает своей жизненностью и духовной силой. Суриков долго искал его прообраз. Им стал старик учитель Невенгловский.
«Меншиков в Березове»

К князю прижалась старшая дочь, Мария, - бывшая невеста императора. Ее огромные, невыразимо грустные глаза притягивают внимание. Нежный образ Марии - продолжение разыгравшейся трагедии. Дочь стала безвинной, безропотной жертвой крутого нрава своего отца, своего времени. Она не вынесла тяжести ссылки и через полгода умерла.

«Меншиков в Березове»

Позы, жесты персонажей картины повествуют о, сложных переживаниях и чувствах.

«Меншиков в Березове» «Боярыня Морозова» «Боярыня Морозова»

Боярыня

Феодосия Прокопиевна Морозова (1632-1675) - раскольница, состоявшая в переписке с Аввакумом, оказывавшая ему материальную помощь, вступила в личное противоборство с правящим режимом, за что была заживо погребена вместе со своей сестрой Евдокией Урусовой в земляной тюрьме в Боровске. В глазах народа она была героиней-мученицей, отдавшей жизнь за правое дело.

«Боярыня Морозова»

Высоко поднятая рука с двуперстием

Бледное, вдохновенное лицо раскольницы

«Боярыня Морозова» «Боярыня Морозова»

Склонившаяся боярыня в золотистом платке и голубой шубке стала одним из проникновенных образов в картине. В нем воплотились идеалы женской красоты и поэтичности допетровского времени.

«Боярыня Морозова»

В горестном раздумье застыла старуха мамка. Суриков -мастер «говорящих» деталей:

из-под расшитого золотом платка старухи виднеется темный повойник раскольницы.

«Боярыня Морозова»

Среди сочувствующих Морозовой лишь юродивый открыто отвечает двуперстием на ее призыв. В нем сильно горение веры, которое заставляет забывать о физических страданиях. «Я его на снегу писал... на снегу все пропитано светом... если бы я ад писал, то в огне позировать бы заставил бы и сам в огне сидел»,- говорил художник.

«Боярыня Морозова» «Боярыня Морозова» «Боярыня Морозова»

ЭСКИЗЫ

«Боярыня Морозова»

Наиболее ранний из сохранившихся цветовых эскизов к «Боярыне Морозовой»

- эскиз 1881 г.

«Боярыня Морозова» Домашнее задание
  • Каждый, дома, подберите материал для создания живописной работы, посвященной страницам истории и обоснуйте свой выбор (письменно).
Закрепление
  • Дайте определение понятию «Исторический жанр».
  • C творчеством какого художника мы познакомились на уроке?
  • Как называются картины?

1

2

3

«Утро стрелецкой казни»

«Боярыня Морозова»

«Меншиков в Берёзове»

Спасибо за внимание.

Успехов в создании эскиза

исторической картины.

Литература
  • Изобразительное искусство. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского. – автор –составитель О.В. Свиридова, Волгоград: учитель, 2007.-223 с.
  • Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: в 4 ч.: учебник для учащихся 5-8 кл. – Обнинск: Титул, 1996.