Конспект урока "Перегородчатая эмаль" 6 класс

Урок по теме: «Перегородчатая эмаль», 6 класс
Цели:
1. Дать представление о перегородчатой эмали.
2. Сформировать первичные навыки изготовления декоративной композиции в
технике перегородчатой эмали.
3. Развить эстетический вкус.
Методы обучения: диалогический, репродуктивный.
Приёмы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация.
Приёмы учения: наблюдение, слушание, выполнение самостоятельной работы.
Форма работы: индивидуальная.
Задание: выполнить перегородчатую эмаль.
Материалы: ДВП, медная проволока, клей 101, масленые краски, бесцветный лак.
Ход урока
I. Организационная часть.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
Объявление темы и цели урока.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Введение нового материала.
Учитель. РУССКАЯ ЭМАЛЬ! Эти слова вызывают в воображении нарядные ларцы,
чаши, кубки, главным образом, из золота и серебра, разнообразные ювелирные
изделия, поверхность которых украшена ярким узором: блеск его, богатство и
красочность цветовой гаммы, чистота и прозрачность тонов спорят с драгоценными
камнями искусной огранки. Большие декоративные возможности эмали, и, прежде
всего ее стойкие, никогда не тускнеющие краски, не подверженные влиянию света,
воздуха и времени, сохраняющие долгие годы первоначальную свежесть и
прозрачность, издавна привлекали внимание как мастеров, так и заказчиков-
покупателей.
В зависимости от времени и развития стилевых направлений, а также от места
производства эмаль была то подчиненной в общем декоре, подыгрывая драгоценным
камням или металлу, то являлась основным украшением предметов прикладного
искусства, но всегда поражала богатством красок и изысканностью узоров. Эмаль, или,
как ее долгие годы, вплоть до XIX века, называли, финифть, знала еще Древняя Русь, к
ней обращались ювелиры последующих столетий, широко используется она и
мастерами современного декоративно-прикладного искусства.
Наиболее ранние из сохранившихся памятников отечественного прикладного
искусства, украшенных финифтью, относятся к X-XIII векам. Они свидетельствуют о
чрезвычайно высоком уровне художественных ремесел Древней Руси, в частности
ювелирного дела – той отрасли, где русские мастера добились наибольших успехов.
Эмалью издавна украшались самые различные изделия: дорогостоящие, главным
образом, золотые или серебряные, предметы культового назначения - потиры, чаши,
панагии, оклады икон или книг. Широко применялась она и для декорирования
предметов дворцового и парадного обихода - государственных регалий, головных
уборов, оружия, костюмов, драгоценных изделий. Встречается она также на более
дешевых бытовых предметах - серьгах, кольцах, крестиках, коробочках, часто
сделанных из меди и бытовавших, например, в крестьянской среде.
В XVII столетии эмаль стала широко применяться для украшения предметов
домашнего обихода, распространенных не только в боярской и дворянской, но и
купеческой и крестьянской среде, - посуды, ларцов, коробочек, чернильниц и т. п.
Возросший спрос на недорогие изделия с эмалью, предназначенные для служилого и
торгово-ремесленного сословий тогдашнего русского общества, заставлял мастеров
использовать не только золото и серебро, но и медь, что было связано с дешевизной
этого металла. Производство изделий из драгоценных металлов значительно
сдерживалось и резким упадком в XVII веке добычи золота и серебра. Множество
мастерских по производству медных изделий возникло в разных концах Руси, далеко
за пределами Москвы.
Массовое производство таких изделий оказывало заметное влияние на их
ассортимент, художественные и технические особенности изготовления.
Производство относительно дешевых мелких вещей, украшенных эмалью,
естественно, не могло включать использование трудоемких операций, которые
удорожали изделие. Процесс декорирования эмалью весьма упростился, эмалевая
масса помешалась в специальное углубление, образованное при отливке (так
называемая эмаль по литью), и полировалась после обжига. Но, даже учитывая
неизбежное при массовом производстве снижение художественных достоинств
медных предметов и церковной утвари, нельзя не воздать должное многим
дошедшим до нас замечательным образцам русского прикладного искусства,
созданным из этого металла и предназначенным для широкого употребления.
Во второй половине XVIII века, времени расцвета строгого классицизма, эмаль
приобретает уже более самостоятельное значение и часто применяется как
единственный художественный элемент в украшении предмета.
Произведения эмальерного искусства второй половины XIX века отличаются
исключительным многообразием обработки материала и сложностью изготовления.
Восстанавливаются некоторые забытые технические приемы, в частности,
возрождается на новой технологической основе перегородчатая эмаль; по-прежнему
используется эмаль в сканом обрамлении, совершенствуется техника применения
полупрозрачной и светлой опалесцирующей эмали (переливающейся
перламутровыми тонами). Заметно обогащается палитра эмальера, которая
насчитывает теперь сотни оттенков. Однако в художественном отношении этот
период ознаменован определенным упадком, отсутствием композиционно-
декоративного единства. Зачастую в поисках новых эффектов в одном произведении
использованы элементы нескольких стилей (византийского, русского, ренессанса,
рококо). Естественным свойствам материала навязаны чужеродные формы, в
перенасыщенном декоре - цветовой и орнаментальный разнобой. В современном
искусствоведении этот стиль получил название «историзм», или «эклектика».
Но сегодня на нашем уроке нам понадобятся: лист ватмана, для изготовления
эскиза, ДВП, медная проволока, клей 101, масленые краски, бесцветный лак.
Порядок работ по перегородчатой эмали таков:
1.Для начала нарисуйте на ватмане эскиз вашей картины, проявив при этом вашу
фантазию или просто найдите подходящий рисунок и скопируйте его.
2. Затем при помощи копирки переведите эскиз вашего рисунка на ДВП.
3. При помощи ножниц вручную накрутить медную проволоку. Как это делается:
отрезаем проволоку примерно 80 см, обматываем её вокруг ножки стола, а другой
привязываем к кольцам ножниц и начинаем накручивать.
4. После того, как заготовлено определённое количество накрученной проволоки,
начинаем клеить её на эскиз, переведённый на ДВП. (Вот что должно получится):
5. Приготовим масляную краску, посуду для их разбавления, лак.
6. И начинаем заливать картину.
7. После того как картина готова, даём ей как следует высохнуть и помещаем её в
красивую рамку.
Наша
замечательная картина готова!