Презентация "Жостовские подносы" 5 класс

Подписи к слайдам:
Жостовские подносы
  • Как же возникло
  • это удивительное
  • ремесло?
Сколько сказочных мест у России! Городов у России не счесть! Может где-то бывает красивей, но не будет роднее, чем здесь!
  • И сегодня мы, ребята,
  • путешествовать пойдём,
  • По деревням и по хатам,
  • мы заглянем в каждый дом.
  • Кто живёт там спросим,
  • О себе рассказать попросим.
  • И узнаем мы наверное,
  • что-то новое и необыкновенное!
Волшебницам вятской, родной стороны Большое спасибо сказать мы должны. За то, что их руки не устают И дымковских кукол для всех создают! Изовикторина
  • Матрёшка—символ России. Эту игрушку , образ русской девочки в сарафане и платочке, иностранцы везут из нашей страны как память о культуре великой державы.
  • Вот так!!!
А таких матрёшек нарисовали мы
  • Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.
  • В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Он вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.
  • В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов.
  • . Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.
  • Самым распространенным видом жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором.
  • Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками.
  • В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала общепризнанная "царица садов и оранжерей" – роза, вокруг нее в эффектных ракурсах располагались георгины, маки, анютины глазки, колокольчики, ландыши и незабудки.
В музее народных промыслов
  • Под кистью жостовских мастеров такой бытовой предмет, как поднос, неизбежно приобретает высокие качества художественного произведения, радующего глаз яркими букетами цветов и спелыми фруктами, экзотическими птицами и бабочками, виртуозно написанными на блестящем черном или цветном фоне.
  • Много нового появляется в колорите, особенно в росписях на цветных фонах на поверхности подноса. Наряду с традиционным многоцветием можно встретить немало интересных тональных разработок (букеты в синей, голубой, зеленой гамме)
Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил. Этапы росписи подноса.
  • Замалёвок – разбавленной краской художник наносит силуэты цветов и листьев.
  • Тенёжка – Художник наносит цветные тени, появляется объём.
  • Бликовка – Наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым.
  • Чертёжка – при помощи тонкой кисти художник рисует прожилки на листочках, «семенца» в центре цветов.
  • Привязка – при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое.
Роза