Разработка урока "Человек в зеркале искусства: жанр портрета" 8 класс скачать бесплатно

Разработка урока "Человек в зеркале искусства: жанр портрета" 8 класс


Воронина Татьяна Ивановна
1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Корсаковская средняя общеобразовательная школа
Корсаковского района Орловской области
Разработка урока искусства на тему
«Человек в зеркале искусства: жанр портрета».
8 класс
Учитель изобразительного искусства, черчения и
технологии Воронина Татьяна Ивановна
1 квалификационная категория
Воронина Татьяна Ивановна
2
Раздел программы: «Искусство открывает новые грани мира»
Тема урока: «Человек в зеркале искусства: жанр портрета».
Цель урока: Формирование представления учащихся о портретном жанре
как красоте, гармонии во внутреннем и внешнем облике человека.
Задачи:
расширить знания об истории возникновения портрета, формировать
умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и
внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к
окружающему миру и интерес к процессу обучения.;
развивать художественно аналитические способности, внимание,
культурную зоркость, повышать уровень образовательной мотивации и
познавательный интерес; Развивать умение вести диалог с
произведениями искусства.
воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию,
прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать
познавательный интерес к творчеству и созиданию.
Оборудование: проектор, ПК, фотоаппарат.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Вид урока: мультимедиа - урок
Ход урока.
1. Организационный момент. (4 мин.)
- Здравствуйте ребята. У нас урок искусства. Мы отправимся в мир
портретной живописи. Готовы ли вы к уроку? Я вижу, вы к уроку готовы, все
необходимое у вас есть.
Учитель зачитывает эпиграф урока: (слайд 2)
хорошем портрете, написанном
талантливым художником,
можно увидеть лик эпохи».
В. Иванова
- Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке,
живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки
историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны,
только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает?
Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека.
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить на вопрос: почему
искусство портрета привлекает и художника, и зрителя?
(Постановка проблемного вопроса урока, вопрос записывается в тетрадь.)
Воронина Татьяна Ивановна
3
2. Основная часть урока. (18 мин)
Как вы думаете о каком виде жанра пойдёт речь? (ответы учащихся)
- Какое изображение мы называем портретом? (Ответы учащихся)
Портрет это изображение в живописи человека или группы людей
(слайд 3 с определением).
- Искусство портрета уходит корнями в глубокую древность. Пожалуй,
первые портреты были созданы древними египтянами (демонстрация слайда
4 с изображением Нефертити, Тутанхамона). Веря в загробную жизнь, они
соблюдали в скульптурных портретах сходство, чтобы душа могла отыскать
своего хозяина. Первые живописные портреты были написаны египтянами на
деревянных досках восковыми красками, затем появились росписи на стенах
гробниц и жилищ.
Древние греки тоже писали портреты, но изображенные на них люди
напоминали богов и героев из мифов (слайд 5 с изображением
древнегреческой живописи).
- Но настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху
Возрождения (15-16в.в.), когда главной ценностью в мире стал человек
(слайд 6 Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», А. Дюрер «Автопортрет»,
запись в тетрадь). Прекрасные портреты в то время создавали Леонардо да
Винчи, Рафаэль, Рембрандт. Тогда же впервые появляется автопортрет.
- Первые портреты парсуны» от слова «персона») в России появились во
времена Петра I, они украшали дома самых известных людей эпохи (слайд 7
А. Матвеев. «Портрет Петра I», «Портрет княгини Голицыной»). Глядя на
эти полотна, мы видим императоров и императриц, полководцев и светских
красавиц, но пока это лишь изображение важных персон. В это время
появляются парадные и камерные портреты (слайд-схема 8, запись в
тетрадь). На парадном портрете человек изображается в полный рост на
архитектурном или пейзажном фоне, камерный портрет это поясное,
погрудное изображение человека на обычном фоне (слайд 9 А. Антропов.
«Портрет Петра III», Д. Левицкий «Портрет Марии Дьяковой»).
- Постепенно пышность изображения сменяется ощущением добра,
благородства, душевности. И в 18 веке появляется совсем другие портреты
это портреты-образы, на которых люди смеются, грустят, мечтают,
раздумывают (слайд 10 (Д. Левицкий «Портрет воспитанниц Хованской
и Хрущовой», К. Маковский «Семейный портрет»). И вот здесь мы с вами
впервые начинаем понимать, что на портрете человек со своими мыслями,
чувствами, характером.
- Мы, зрители, пытаемся увидеть человека глазами художника,
почувствовать его настроение, найти в нем те черты, которые привлекли
автора, и тогда между художником и зрителем происходит самый настоящий
разговор через века. Это ли не настоящая тайна? Давайте попробуем
совершить такое путешествие во времени вместе с художником Ф.
Рокотовым (слайд 11 «Портрет Струйской»).
Воронина Татьяна Ивановна
4
3. Физкультминутка.
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение сидя на стуле. И раз, и два – голову плавно
наклонить назад. И три, и четыре голову наклонить вперед плечи не
поднимать.
Повторить 4 раза.
2. Исходное положение сидя, руки на поясе. Раз поворот головы
направо. Два – исходное положение. Три – поворот головы налево. Четыре –
Исходное положение.
Повторить 6 раз в медленном темпе.
Гимнастические упражнения и массаж для улучшения зрения
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая
до пяти. Повторить 4 раза.
2. В среднем темпе проделать 3 4 круговых движений глазами в правую
сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть
вдаль на счёт 1 2. Повторить 1 – 2 раз.
3. Учитель называет предметы. Если эти предметы находятся в классной
комнате, дети встают, а если этого предмета нет в комнате, дети сидят.
Перед вами картина Федора Рокотова «Портрет Струйской». Внимательно
рассмотрите ее, какой представляется вам эта женщина?
Учащиеся рассматривают картину, фоном звучит мелодия Е. Доги из
к\ф «Мой ласковый и нежный зверь»).
- Давайте поговорим. (Учащиеся высказывают свое мнение, учитель
обобщает ответы)
- У каждого из вас произошел свой разговор с художником, а вот как
выразил свои чувства поэт Н. Заболоцкий (слайд 11):
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Глядела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза, как два обмана,
Прикрытых мглою неудач.
- Есть в русской живописи еще один женский портрет, который окутан
дымкой таинственности и красоты (слайд 12 Д. Боровиковский «Портрет М.
Лопухиной»).
Поэт Я. Полонский был очарован образом молодой женщины и воспел ее в
своих стихах:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…
Но красоту ее Боровиковский спас.
Воронина Татьяна Ивановна
5
А какие чувства вызывает у вас этот образ? (ответы детей) Запишите эти
несколько слов в тетрадь (удивление, восхищение, тишина, изящество,
мечтательность, задумчивость и т.д.)
Учащиеся рассматривают картину на фоне отрывка из пьесы «Июнь» цикла
«Времена года» П.И.Чайковского, записывают свои мысли, учитель
спрашивает мнения нескольких ребят.
- Ребята, прочитайте, пожалуйста, еще раз эпиграф нашего урока.
- По каким же признакам мы можем сказать, что картина относится к
той или иной эпохе? (Ответы учащихся)
4. Творческая практическая деятельность (16 мин)
На экране слайд 13 с изображением двух картин: И. Вишнякова «Портрет
Сарры Фермор» и Г. Ряжского «Письмо», проводится сравнительный анализ.
Признаки эпохи: обстановка, интерьер, одежда, прическа, род занятий,
техника исполнения, цвет и т.д.
- Теперь, когда вы знаете один из главных секретов художников-
портретистов передача образа человека и времени, в котором он живет, -
мы можем с вами поговорить о том, как же достигается художником этот
эффект.
Что должен учитывать художник, создающий портрет? (Слайд-схема
14)
Техника исполнения:
- выбор характерной позы; - четкость рук и жестов
- выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);
- выбор фона и композиции;
- выбор цвета.
- Цвет в живописном портрете играет основную роль. Он придает картине
настроение – жизнерадостное или лирическое, грустное или романтическое.
- А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение и
поиграть в игру «Художник и его портрет». Делимся на группы по 5-6
человек. Один из вас художник, который хочет нарисовать портрет.
Остальные натура. На доске написаны различные психологические
состояния: спокойствие, печаль, радость, боль, плач, гнев. Каждая группа
выбирает путём жеребьёвки настроение. Натурщики должны создать образ и
настроение, а чтобы картина получилась моментальной, вместо кисти
художник использует фотоаппарат.
Итак, начинаем.
Проводится игра, по ходу игры учитель еще раз проговаривает технику
создания портретного изображения.
5. Заключительная часть урока. (3 мин)
- Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир
человеческих образов. Было интересно? Так почему же искусство портрета
привлекает и художника, и зрителя? (Ответы учащихся.)
Воронина Татьяна Ивановна
6
Вывод урока: (слайд 15) в портрете художником передается не только
сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи,
а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку (запись в
тетрадь).
6. Рефлексия. (2 мин)
Понравился вам урок?
Что больше всего вас заинтересовало?
Что нового вы узнали?
Отметьте значком в тетради, какие ощущения, эмоции у вас вызвал урок.
7. Домашнее задание (слайд 16 , запись в тетрадь): (2 мин)
1. Знать записи в тетради.
2. Обработать фотографии сделать фильм, подобрать к нему музыку.
3. Творческое задание: в альбом «Мой вернисаж» вклеить репродукцию
понравившегося портрета и придумать свою историю об изображенном
человеке.
- Наш урок окончен. Спасибо.
Воронина Татьяна Ивановна
7