Конспект урока "Портрет фараона" 5 класс

Урок изобразительного искусства по теме "Портрет фараона"
5 класс.
Цели урока:
Познавательная:
познакомить учащихся с традициями и особенностями костюма и декоративного
творчества Древнего Египта на примере деталей одежды и убранства правителей
(фараонов);
расширить знания об изобразительном искусстве Древнего Египта на примере костюмов
тех времен;
дать понятия о костюме фараона и рассказать о его декоративных разновидностях;
Обучающая:
учить рисовать портрет человека в костюме;
развивать навыки работы гуашью;
пополнять приемы выполнения орнаментации в определенной стилистике;
Развивающая:
стимулировать развитие воображения и творчества у учащихся;
пополнить знания по истории Древнего мира, развивая межпредметные связи с историей;
воспитывать мотивацию к учебной деятельности и толерантность к культуре других
наций.
Задача урока:
Нарисовать погрудный портрет фараона, в головном уборе и наплечном воротнике
гуашевыми красками.
Оборудование и материалы:
Для учителя:
Зрительный ряд: таблицы “Короны, украшения и символы власти фараонов Древнего
Египта”; репродукции с изображениями фараонов (древнеегипетские фрески, росписи,
скульптуры и др.), методическая разработка “Этапы работы над портретом фараона”,
образец готовой работы, карта Древнего Египта.
Музыкальный ряд: фрагменты оперы Верди “Аида”, народные восточные мотивы.
Литературный ряд: стихи О Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже».
Материалы: доска, мел, гуашь, кисти, палитра, баночка с водой, листы АЗ;
Для учеников:
бумага – листы А3, карандаш простой, стирательная резинка,
палитра, гуашь, баночка с водой, кисти № 3,5,7 беличьи.
Ход урока
1. Организация урока. 2. Сообщение темы урока.
Здравствуйте, ребята! Урок сегодня я хочу начать со стихотворения:
На плите,
на саркофаге,
на папирусной бумаге
и на всём, что видит взгляд,
иероглифы пестрят.
рыбы,
звери,
птицы,
точки,
загогулины,
кружочки…
Все знакомое почти,
а попробуй-ка, прочти!
- О какой стране идёт речь? (Древний Египет)
Правильно. Эта страна – родина одной из самых древних культур.
- Что вы знаете о Древнем Египте? (Это страна пирамид-усыпальниц фараонов
царей Древнего Египта)
(играет музыкальный фрагмент оперы “Аида”)
3. Введение в тему.
Рассказ о Древнем Египте.
Учитель: Сегодня мы совершим небольшое путешествие во времени, вернемся в далекое
прошлое и окажемся на берегах великой реки Нил в Древнем Египте (показ на карте).
История Древнего Египта началась за 3000лет до нашей эры и просуществовала до Х-Х1
века до н.э. (1580-1090 г. до н.э). Общество Древнего Египта состояло из различных
сословий: рабовладельческой знати, жрецов, горожан (писцов, ремесленников),
свободных крестьян и рабов. Это государство было деспотичной монархией во главе с
правителем фараоном, который в представлении древних египтян являлся наместником
бога на земле. Своеобразная египетская религия основанная на культе множества богов -
Солнца, Луны, Земли, домашних и диких животных (крокодила, льва, шакала, коровы,
кошки, сокола, змеи), пронизывала все сферы жизни. Особую роль играла религия в
искусстве, эстетических представлениях египтян. Изображения человека носили условно-
схематический характер, выполнялось по особым правилам – канонам. Древнеегипетские
статуи и изображения фараонов всегда монументальны и величественны, позы и жесты
неподвижны и канонизированы, масштаб фигур социально обусловлен (фараон изображен
всегда в несколько раз крупнее остальных фигур). Рассматриваем изображения на
репродукциях.
Сквозь схематизм и условность изображения проступают черты идеального образа
древних египтян: высокий рост, широкие плечи, узкая талия и бедра, крупные черты лица,
прямой нос, миндалевидные глаза и смуглый оттенок кожи.
Считается, что все египтяне брили волосы (по крайней мере мужчины) и носили парики из
растительных волокон, натуральных волос или из шерсти. Длина париков зависела от
знатности человека. Основной одеждой был схенти - полоса из неширокой ткани вокруг
талии с поясом.и клафт – головной платок, завязанный на затылке.
Фараоны Древнего Египта носили только схенти, парик и сандалии из тростника или
кожи. Знаками отличия фараона являлись корона, пектораль – золотое наплечное
украшение из золота в виде солнечного диска, накладная подвязанная борода и посох.
Короны фараонов
Белую бутылкообразную корону с коршуном покровителем носили в Верхнем Египте
(Южном царстве).Красную корону, украшенную символом власти уреем-змеем носили в
Нижнем Египте, в дельте Нила. Двойная объединенная корона – атев- являлась символом
объединенного Египта(с 3200 г. до н.э.). Голубую корону или шлем воина с уреем носили
фараоны в Новом царстве. Тогда же существовала и белая корона с золотым диском –
символом бога РА (Атона). Разновидностью платка клафта был царский убор немес –
сине-золотой полосатый платок с золотой налобной лентой с одним или двумя уреями\
В Древнем Египте добывали много золота и использовали его в украшениях с элементами
символики. Дорогие, затканные золотом и драгоценными камнями круглые наплечные
украшения – пекторали -символизировали солнечный диск бога солнца Атона. Он состоял
из нескольких рядов многоцветного геометрического орнамента из золота, эмали,
драгоценных камней (яшмы, бирюзы, топазов, рубинов и др.) и рядов разноцветных
бусин. На многих ювелирных предметах можно видеть изображения жуков- скарабеев,
птиц, стеблей папируса, глаза, цветков лотоса, змей, солнца. Широко были
распространены ножные и ручные браслеты, подвески, кольца. В торжественных случаях
фараон прикреплял шнурком к выбритому подбородку искусственную бороду в форме
косички, с завитком на конце, плоские в виде лопаточки. Бороду перевивали золотым
шнурком или украшали золотым узором, также были они и из золота. В руках фараон
держал царские регалии – цеп и скипетр в форме золотого крюка с синими полосами.
Египтяне следили за чистотой, ежедневно натирались маслом, пользовались косметикой и
мужчины и женщины. Египтяне особенно выделяли глаза. Малахитовой пудрой с маслом
подводили глаза, удлиняя уголки глаза до виска. Такая обводка считалась лекарством от
глазных болезней. Брови и ресницы чернили специальным порошком, а краску для век
делали из тертого в пудру сернистого свинца.
4. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Сегодня на уроке вам предстоит выполнить гуашью портрет фараона Древнего
Египта в царском уборе.
Давайте наметим тонкими линиями построение портрета на листе А3.
1. Учитель показывает на доске каждый этап построения: абрис лица, глаза, нос, губы,
уши, а также шею и плечи.
2. Пользуясь таблицей “Короны фараонов” каждый ученик самостоятельно намечает на
своем портрете выбранный головной убор и общую полукруглую форму наплечного
ожерелья-пекторали.
3. Работа в цвете:
- лицо, шея и плечи: смешать на палитре коричневую, белую и чуть желтой гуаши, можно
капельку черной. Закрашиваем кистью среднего размера № 5 аккуратно выглаживая
поверхность бумаги мягкими движениями сверху вниз; более темным тоном (добавить
больше коричневой или черной краски) оттенить нос, верхние веки, уши и область под
подбородком; губы выполнить добавив в основной цвет кожи красной или малиновой
гуаши, верхняя губа должна быть чуть темнее.
- закрасить головной убор, бороду, часть пекторали.
- радужная оболочка глаза закрашивается вместе со зрачком черной краской, глаза и
брови обводим сине-черной краской, удлиняя их до виска; на высохшем зрачке ставим
блик белой гуашью (используем тонкую кисть №3).
- большой кистью закрасить фон (можно выбрать цвета: светло-серый, светло-зеленый
или голубой).
Физкультминутка:
(Встать рядом с партой: шаг на месте, вращение кистями рук в разном направлении,
легкие наклоны в стороны, повороты головы в стороны и по кругу, подъем вверх-вниз на
носочках, открыть-закрыть глаза несколько раз и часто поморгать, сесть на место)
5. Практическая работа.
Задание: выполнить набросок простым карандашом погрудного портрета фараона на
листе А3 и раскрасить гуашью, составляя оттенки на палитре.
В процессе работы негромко звучит музыкальное сопровождение: фрагменты восточных
мотивов, музыка из оперы “Аида”.
Целевые обходы учителя:
Контроль за организацией рабочего места.
Контроль за правильностью выполнения последовательности и приемов работы над
заданием.
Оказание помощи ученикам, испытывающим затруднения.
Контроль за объемом и качеством выполненной работы.
Показ лучших работ, анализ работы учащихся на уроке.
6. Обобщение темы, рефлексия.
1) Практическая работа закончена. Учитель подводит общий итог, учитывая уровень
самооценки, и закрепляет три основных понятия:
-урок мне понравился, потому…
-я на уроке научился (лась)…
-головные уборы, украшения фараонов – это…
- своеобразие палитры древних мастеров? Какие цвета доминируют? -
- что, чему и как учились ребята на этом занятии. «Тот, кто в жизни красиво сделал
хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет».
Показ лучших работ, анализ работы учащихся на уроке.
2) Задание на дом.
В качестве домашней работы учащимся предлагается поисковая деятельность
(открытки, журналы, Интернет и т.д.) по теме «Костюмы древних египтян».