Разработка урока "Калмыцкий национальный костюм - уникальное произведение прикладного искусства" 5 класс

Разработка урока по теме: «Калмыцкий национальный костюм –
уникальное произведение прикладного искусства"
Цели:
1. Познакомить учащихся с калмыцким национальным костюмом, значением
колорита в одежде.
2. Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных
видов техники в работе.
3. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой
активности и мышления учащихся.
4. Прививать интерес к калмыцкому народному творчеству.
Ход урока
I. Организационный момент
Добрый день, дорогие друзья!
Вас снова рада видеть я.
Постарайтесь меня внимательно слушать, все запоминать
И полученные знания в своей работе применять.
А сейчас подумайте, пожалуйста, о чем-нибудь приятном, улыбнитесь друг другу.
Хочется, чтобы во время урока у вас было хорошее настроение. Именно оно
поможет вам в работе, а еще вера в свои силы, в свои возможности.
II. Беседа
Калмыцкий национальный костюм - уникальное произведение прикладного
искусства, имеет многовековую историю. Историю национального калмыцкого
костюма можно разделить на три периода.
Первый период - монгольский (ХШ-ХVШ века). В это время костюм ойратов
практически ничем не отличался от костюма остальных монголов: длинный
распашной халат, застегивавшийся на правом боку (летний из ткани, зимний -
мехом вовнутрь). Многометровый пояс из ткани в несколько слоев перепоясывал
халат. Между прочим, это вовсе не прихоть средневековой монгольской моды, а
возможность в условиях сильных степных ветров уберечь себя от радикулита.
Поверх халата надевали короткую безрукавку. На ноги - массивные сапоги из
толстой бычьей кожи с загнутыми вверх носками. Такие носки очень удобны,
чтобы цепляться ими за стремена, если много часов в день проводишь верхом на
лошади. На голове - меховая, грубой выделки шапка. Повседневная одежда
мужчин и женщин практически не отличалась.
Второй период охватывает ХVП-ХVШ века, время прихода калмыков в
Россию. Костюм уже претерпел некоторые изменения. Его описания и даже
зарисовки встречаются в сочинениях путешественников и ученых, побывавших в
Калмыцкой степи: академика Г. Георги, географа П. Палласа, художника X.
Гейслера.
Как же выглядел костюм в это время? По-прежнему это халат, но уже распашной
не по правому боку, а по центру - широкий, свободно запахивающийся на груди.
Путешественники называют его кафтаном - по аналогии с хорошо известной
русской одеждой. По-прежнему все очевидцы отмечают, что мужская и женская
одежда в народе одинакова, но зато у богатых калмыков, а особенно калмычек,
она сделана из очень красивых тканей - атласа, камчи, пурпура.
И вот, наконец, XIX век - наступает третий период.
Более двух столетий кочуют калмыки по приволжским степям. Все тесней
становится экономические и духовные связи с народами России. В XIX веке
женский костюм - это цегде, окаймленный по краю вырезов тесьмой на плечах.
Цегде имеет необычное, нехарактерное украшение в виде крылышек. Длина
цегдека не доходили до пола. Он сшит ниже колен и не закрывает кожаные
сапоги. На голове шапка «хамаг» с разрезанным и отвернутым кверху околышем.
Косы без чехлов, но на конце каждой косы привешен токуг, сделанный в виде
кисти.
Кроме шапок халлаг, девушки носили шапки төөрцыг и камчатку.
Төөрцыг - это низкая шапка, имеющая правильный круг. Околыш и дно шапки
часто украшались вышивкой цветным бисером или золотой и серебряной нитью.
Камчатка шапка типа пилотки, украшалась рельефной вышивкой золотой и
серебряной нитью. Па верхушке шапки укреплялся помпон из красных шелковых
нитей. Самое большое место орнаменту отводится не платье замужней женщины.
Терлег, кофта берзе, цегдг — вот принадлежности костюма вышедшей замуж
калмычки. Обшлага рукавов, края подола, воротник и вырезы на платьях обильно
и щедро украшаются цветной вышивкой, шерстяной нитью с отделкой золотым и
серебряным позументом.
Платья пожилых женщин шьются без вышивок.
Женские украшения.
Из серебра и из цветных металлов калмыцкие мастера делали женские украшения.
Одно из них - токуги - серебряные или медные подвески к косам женщин. Когда
женщина выходила замуж, косу ее раздваивали, заплетая каждую из них
отдельно, надевали на них бархатные чехлы и на концах вешали подвески. Это
означало, что она стала женщиной. Надевали чехлы (шиверлыги) и для того,
чтобы во время работы (доение коров, приготовление еды) волосы не мешали
женщине, не падали в молоко и пищу. Подвески отливали разных форм: круглые,
трехгранные, четырехгранные с петельками вверху, с ушком внизу. Женщины из
богатых семей носили токуги позолоченные, отделанные бриллиантами или
жемчугами. Но большинство женщин носили серебряные подвески.
Серьги. Девушкам полагалось носить только в правом ухе. После замужества
разрешалось носить это украшение в обоих ушах. Женщины носили золотые и
серебряные серьги. Раньше мужчины- калмыки тоже носили серьги, причем
только в левом ухе. Мужские серьги были с жемчугом с золотым плечиком.
Мужская одежда. На мужской одежде не было никакой отделки. Только
манишка, которая одевалась на рубашку под бешметом, была вышита или на нее
нашивалась парчовая тесьма.
Мужские бешметы шили из черного шелка или шерсти. Рукава были широкими,
манжеты - узкими. Праздничной нарядной одеждой у мужчин был черный
шелковый бешмет, под ним - вышитая черная или коричневая бархатная
манишка, широкий серебряный пояс, высокая черная каракулевая шапка, на ногах
- сапоги со скрипом. Повседневная одежда состояла из бешмета, круглой
шапочки, кожаного пояса. Старики носили широкие халаты.
Мужчины носили круглые шапки из каракулевой смушки. По краю верха
пришивалась полоска из норки. Молодые мужчины носили черные каракулевые
шапки.
В наше время национальный костюм стал частью нашей истории и культуры.
Появилось такое понятие как сценический костюм. Мы можем видеть и
любоваться красотой национальной одежды в музеях и сидя в зрительном зале на
концертах и спектаклях наших артистов. Благодаря мастерству художников
модельеров калмыцкий костюм стал еще нарядней.
Физкультминутка
Встаньте около своих столов, расправьте плечи. Поверните голову направо,
посмотрите на одноклассников, улыбнитесь им. А теперь посмотрите на своих
товарищей слева, улыбнитесь им. Потрите ладошки друг о дружку, согревая их и
тем самым подготавливая их к работе.
III. Практическая работа. Объяснение способов работы.
Ребята, вот вы узнали о том, какой была национальная одежда наших предков. А
теперь вам предстоит нарисовать людей в калмыцких национальных костюмах.
Работать мы сегодня будем по группам. Каждая группа будет выполнять задание
разной сложности. Ребята первой группы будут работать по образцу, то есть,
каждому я раздам карточку, и вы сможете с нее срисовать. Только цвет и
элементы украшений вы должны будете подобрать сами. Кто чувствует в себе
силы справиться с этим заданием? Если задание понятно, приступайте к работе.
А учащиеся второй группы, которые не очень уверены в своих силах, смогут
рисовать по шаблону, то есть обвести фигуру человека, дорисовать внутри
карандашом и выполнить рисунок в цвете. Но и они должны будут проявить
творческую самостоятельность при выборе цвета и элементов орнамента.
После того, как фигуры людей будут готовы, аккуратно вырежьте их и красиво
расположите на панно. Клеем мажьте края фигур. Помните о перспективе:
крупные фигуры располагайте на ближнем плане, а более мелкие - на дальнем.
Еще раз улыбнитесь, помните, что хорошее настроение - это залог успеха. Удачи
вам в работе. А помогут вам справиться с заданием записи калмыцких народных
песен.
IV. Анализ работ, подведение итогов урока
Ребята, какие фигуры людей вам понравились больше всего? Правильно ли
переданы элементы костюма? Чей орнамент па костюме вам понравился? Удачно
ли вмонтированы фигуры людей в общую композицию. Посмотрите, пожалуйста
на фигуру мужчины (женщины), изготовленную ...(имя ). Хотя работал он но
шаблону, но какой красивый орнамент он придумал на одежде, как аккуратно его
нарисовал! А как удачно подобрал цвет ... (имя). Что же нового вы узнали сегодня
на уроке, чему научились? Что запомнилось больше всего?
Молодцы, ребята! Спасибо за работу.