Методическая разработка урока "Древние образы в современных народных игрушках" 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нежнурская основная общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока по теме
«ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ
НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ»
Разработала учитель
изобразительного искусства
Иголкина Светлана Ионовна
Нежнур-2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уроки «Изобразительного искусства» в 5 классе посвящёны изучению группы
декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический
смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в
наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык
изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как
народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.
Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные
художественные традиции и конкретные промыслы.
Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с
народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и
передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы
эстетического отношения к миру.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в
декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и
чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе
изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно
осваивается учащимися от урока к уроку.
Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать
эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального
и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего
народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Современные школьники плохо знают свою историю, мало интересуются
народным искусством и часто считают декоративно-прикладное искусство ненужным
и скучным. Перед учителем стоит сложная задача обратить взор ученика к самым
корням чудесного дерева, к искусству, созданному его предками. Учащиеся должны
понять, что без корней не может существовать крона, так и человек не может
существовать без памяти о прошлом человечества, прошлом своего народа. Чтобы
детям было интересно на уроке, учитель должен не только показывать образцы
декоративно-прикладного искусства, но и много рассказывать о возникновении тех
или иных образцов в вышивке, лепке или росписи.
Настоящая методическая разработка представляет собой подборку
теоретического и практического материала для подготовки к уроку изобразительного
искусства в 5 классе по теме «Древние образы в современных народных игрушках».
ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА.
Истоки игрушки лежат в глубокой древности. Когда человек относился к
природе как к своей матери. Это было связано с полным признанием её родительского
могущества, поклонением её живому ритму и плодородию. Природа одинаково
справедлива для всех своих царств (минерального, растительного, животного,
человеческого и высших). Высшие её силы в виде богов заботились о нижестоящих, и
проявлялись во всех этих царствах.
Например, богиню любви и семейного благополучия Ладу (Роженицу) почитали
и как берёзку, и как белую лебедь, и как девственную чистоту в женщине.
Другую богиню Макошь (ма-мать, кош-судьба) богиню Судьбы, почитали и как
Мать-Землю, и как великую небесную Мать с рогом изобилия в руках (звёздный
ковш); а также как медведицу (отсюда название созвездия). Обереги и статуэтки этой
богини делались самые разные, из разных материалов. По сути, это и были первые
игрушки. Через них с божествами разговаривали, просили о помощи, доверяли свои
чаяния. Если просили о приплоде в стаде лепили из глины рядом с богиней
животных, а если молили о ребёнке с младенцем на руках.
Эти традиции вылепливания глиняных изображений богов остались среди
населения даже после того, как Русь стала христианской. А для того чтобы избежать
нареканий со стороны церкви, люди стали называть фигурки игрушками.
Время шло, и глиняные фигурки постепенно утрачивали свой религиозный смысл.
Теперь они действительно стали игрушками и использовались для украшения дома и
развлечения детей. Глиняные игрушки изображали уже не богов, а привычные вещи,
обычных людей и животных. Изменилась и усовершенствовалась также и технология
производства глиняных игрушек. Существовали специальные промысловые центры,
известные и по сей день, например, каргопольские, дымковкие, филимоновские и т.д.
Такие игрушки являются символами русской культуры и имеют свои индивидуальные
отличительные особенности, повествующие о культурном наследии нашей страны.
В глиняной игрушке сравнительно не много сюжетов. Это - женская фигура, конь,
птица, всадник, олень, медведь в различных вариантах и фантастических или более
правдоподобных сочетаниях. Характерные для искусства всех народов, они стали
главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом центре
ее изготовления, никогда не повторялись буквально. Гончар - игрушечник мог
видоизменять и интерпретировать каждую тему в меру своей фантазии, одаренности,
мастерства, вкуса и представлений.
Уроки, посвященные народной игрушке, особо любимы учащимися. С интересом
они узнают об истории глиняной игрушки, о способах лепки и росписи. Но все же
наибольший интерес для них представляет сам процесс создания и росписи своей
игрушки. Радость и удовлетворение от работы ребята ощущают, проделав все
технологические этапы: сушку, обжиг, побелку, роспись игрушки.
Многими поколениями отрабатывались навыки работы с глиной, приемы лепки,
обобщались формы и образы. Самые удачные находки передавались от мастера к
мастеру, так что с течением времени глиняная игрушка приобрела ряд образцов и
сюжетов.
В разных местностях характер и внешний вид игрушек был разным.
Привезли мы глину
С дальнего бугра.
Ну - ка, за работу,
Чудо - мастера!
Я слеплю лошадушку,
Я ее поглажу
И седельце с бахромой
На спине прилажу.
Друг за другом выплывают
Утушек - свистулей стаи,
А за ними в свой черед
Кукол пестрый хоровод.
Распишу я утушку
Разными цветами,
Свищет моя утушка
Разными ладами.
Модница - нарядница,
Вы куда идете?
С зонтиком и сумочкой
Глиняная тетя.
Л. Гулыга
ТВЕРСКАЯ ИГРУШКА.
Эти игрушки узнаваемы сразу: птички, петушки, жар-птицы, царь-рыбы, птицы-
сирены, медведи и другие игрушки-свистульки, покрыты чешуйками, которые затем
ярко расписываются и очень нарядно смотрятся на красно - коричневом фоне
обожженной глины.
А делают такую игрушку в городе Торжок, Тверской области. Отличительной
чертой тверской игрушки является их рельефное украшение в виде маленьких чешуек.
Сделать такие чешуйки не сложно.
Сначала нужно скатать маленький шарик, затем, выполнив из него капельку,
приложить ее к изделию и плотно, с усилием прижать с одной стороны. Если же
выполняется несколько рядов перьев или чешуек, то закреплять их надо начиная с
нижнего, постепенно поднимаясь выше к голове игрушки.
Таким же образам обрамляется хохолок на голове птицы и крылья.
Еще один способ оформления торжокской свистульки - оборки. Ровно и аккуратно
позволит выполнить оборки складочки кусок хлопчатобумажной ткани. Чтобы сделать
оборку для игрушки, выполняют колбаску, затем, завернув ее в ткань, ровно игрушки,
выполняют колбаску, затем, завернув ее в ткань, ровно раскатывают. Полоска должна
получиться и не толстая и не тонкая. Затем готовую глиняную ленту можно заложить
в сборку или примазать к изделию. Высушенное и обожженное изделие расписывают
гуашью или темперой ярких цветов: красным, желтым, оранжевым, ярко - голубым,
темно - синим, зеленым и другими цветами.
Особую нарядность придает изделию белый цвет в сочетании с темно - синим,
бордовым, фиолетовым, коричневым.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что - то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что - то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Она глядит не прянично -
Ликующе и празднично.
В ней удаль и размах...
Сияйте, охра с суриком,
Чтоб всем - светло, не сумрачно!
И злость, и хмурость льдиною,
Без всякого следа,
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!
(В. Фофанов.)
Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки ( Кирова). Там
отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла. Издавна
живут в слободе мастера, которые, кроме полезных в хозяйстве крынок и горшков,
делают себе на потеху и детям на забаву веселые яркие игрушки.
Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с
дымковскими фигурками. Дымковские игрушки имеют также ярко выраженные
особенности пластики и росписи, свойственные только этой школе. Сюжеты их
традиционны, но в последние годы тематика расширяется главным образом за счет
индивидуального творчества художниц, которые черпают новые темы в фольклоре.
Дымковские игрушки, пожалуй, самые «богатые», веселые, радостные. В фигурках
барынь выделяются голова в кокошнике, шляпе или просто с пышной прической,
грудь, юбка - колокол с передником. На руках у барыни ребенок, либо руки лежат на
перекинутом через спину коромысле, либо упираются в бока. Распространенным
сюжетом является наездник, причем не обязательно на коне, а даже на козле, свинье и
петухе. Фигурка наездника очень условна, она состоит из туловища и френча, которое
почти без шеи переходит в голову; на голове высокая шляпа; руки и ноги конической
формы, без деталей. У коня обычно крутая грива, откинутая назад голова, короткое
туловище и четыре конических ножки - фигурка очень обобщена, компактна.
Для большинства дымковских игрушек характерно при обобщенности формы
обилие деталей, которые делают их более нарядными, пышными, даже роскошными.
Это всевозможные оборки на юбках, передниках, рукавах, зубцы на кокошниках
барынь, многочисленные лепные украшения на коронах, на чрезвычайно пышных
хвостах павлинов, индюков и т. д.
Роспись дымковских игрушек нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко
сверкают малиновый, синий, зеленый, желто - оранжевые цвета. При этом оригинален
сам орнамент, которому принадлежит важное место в игрушке. Небольшие круги,
овалы, точки, полосы, клетки составляют несколько типов узоров.
Орнамент в росписи представляет собой всякий раз импровизацию, поэтому все
узоры неповторимы, но определенные общие приемы здесь можно назвать. Юбку
барыни или туловище животного расписывают большими кругами, которые
оправлены в кольца этого же или другого цвета. Сами круги и кольца могут быть
раскрашены полосами, точками; точки, как бисер, могут располагаться и по внешнему
краю круга, кольца. Большие круги уравновешиваются расположенными между ними
более мелкими. Цветные круги иногда симметрично чередуются с широкими
полосами, в которые также включается какой-либо несложный узор: волнистая линия,
точки, штрихи и т. д. Юбка может быть в клетку, в которую иногда включаются и
другие элементы. Роспись может состоять из продольных полос, прямых и волнистых,
с вкрапленным в них узором. Элементы орнамента и их сочетания одни и те же для
любых игрушек.
Весной проводились в Дымковской слободе гуляния - праздник, который
назывался когда - то Свистопляской, а позже Свистуньей. На нем народ плясал и
свистел в разные свистульки, изготовленные из дерева, жести и глины. Свист этот был
главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда же праздник
кончался, расписные глиняные игрушки ставили в окна, между рамами.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Женские фигурки.
Приступая к выполнению барыни или кормилицы, прежде всего лепят юбку или
ступу (широкий у основания пустотельный корпус), все время вертя его в руках
для выравнивания стенок.
Затем на ступу, смоченную водой, насаживают торс и оттягивают шею. На шее
укрепляют шарик - голову.
К плечам прикрепляют, сначала торчком в стороны, руки - колбаски, потом их
осторожно изгибают и складывают на талии.
Игрушку наряжают - голову обрамляют буклями, витыми или лежащими
крупными полукружиями, их увенчивает шляпа с гладкими или оборчатыми
полями, капор, кокошник.
Плечи покрывают пелериной, верх платья или жакет дополняют воротничком,
оборками, пышными рукавами.
В руки барыне дают муфту, сумочку, собачку.
Места соединений всех деталей смачивают водой, швы заглаживают мокрой
тряпкой или кисточкой, оправляют фигуру.
Высушенную игрушку обжигают, белят, украшают .
Птица ( петух, индюк).
Основу игрушки лепят в форме овала, формируют ноги.
Для хвоста берут большой кусок глины, скатывают в шар и расплющивают в
лепешку, толщиной около 1 см.
Примазывают хвост - лепешку к туловищу.
Из двух овальных лепешек получаются крылья, которые тщательно
примазываются к туловищу сначала снизу, затем сверху (как руки барыни).
Затем делают детали: гребень, бороду из « капелек» глины, начиная с нижнего
ряда, постепенно подходя к клюву. Крылья и хвост т оформляют оборками.
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, кони, павлины
И солдатики - войска цвет.
И узор из кругов и линий
Обегает подола край:
Красно-черный, порою синий,-
В руки, взяв, смотри и играй.
Создана рукой умельца,
Говорит все еще она
О младенческих снах владельца,
Где за солнцем спешит луна.
В облике деревни Филимоново Тульской области и сегодня видны признаки
гончарного промысла и соседства немалых залежей глины: дома не деревянные, а
кирпичные, многие крыши крыты черепицей.
Филимоновские игрушки отличаются особым изяществом форм, своеобразной
пластикой, вытянутыми пропорциями. Животные имеют длинные шеи со
своеобразными головками. У барынь обычно высокие юбки колоколом с пологим
плавным расширением внизу. По сравнению с юбкой верхняя часть туловища кажется
маленькой. Ее уравновешивают фигурки ребенка на руках или курицей под мышкой.
На голове барыни лихо сидит шляпа с высоким верхом, а иногда - с настоящим
куринным пером, воткнутым в глиняное тесто.
Очень своеобразны филимоновские солдаты. Это высокие длинноногие фигурки в
характерных костюмах: френч в талию, погоны, белая манишка, полосатые или
цветные штаны, шляпа с козырьком или полями, необычные сапоги на высоком
каблуке, иногда похожие на фантастические туфли.
Все филимоновские игрушки расписаны по белой глине, которая является фоном.
Цвет играет существенную роль в художественном облике игрушек. Он выявляет и
подчеркивает пластику, с помощью мазков и пятен фигурки обретают лица и одежду.
Открытые, звучащие в полную силу краски создают веселую пестроту, нарядную
декоративность игрушек.
Зверей чаще разрисовывают поперечными чередующимися полосами - красными,
желтыми, зелеными. Яркими мазками оттеняют руга. На человеческих фигурках
кофты окрашены одним тоном - красным, малиновым, фиолетовым, желтым. Большой
простор для орнаментации оставляют поверхности передников и юбок. Можно лишь
удивляться количеству неповторимых узоров, составленных из крестов, точек, полос,
кругов, овалов, треугольников, звезд. Разнообразию их рисунков, размеров, цветовых
и композиционных сочетаний.
Наиболее распространены в росписи филимоновских игрушек сочетания
различных узоров в полосе. Ширина каждой такой полосы различна, и, кроме того,
они отделяются друг от друга цветовыми линиями.
Сам узор, как уже было сказано, составляют круги с отходящими от них лучами,
перекрещивающиеся штрихи « елочки», звездочки, треугольники и пр. Все эти фигуры
входят в орнамент очень непринужденно, расположены свободно, смело, как бы даже
случайно, но в целом они составляют очень изысканные, неповторимые комбинации.
Практическая работа
Процесс лепки петушка.
Для работы надо взять два глиняных шарика: один ( побольше ) - для туловища
со свистком, другой - для подставки.
Из первого шарика катаем колбаску, сгибаем ее, лепим голову, клюв, гребешок.
Свисток лепится так: после того как будет вылеплено туловище, заднюю его
часть превращаем в раструб, края которого постепенно сближаем, образуя
полый шарик с оттянутым концом.
Дырочки делаем, когда игрушка полностью готова.
Туловище устанавливается на ножку - подставку, тщательно приглаживается, и
петушок готов.
Для всех филимоновских зверюшек процесс лепки одинаков. Только наличие
или отсутствие рогов и их форма позволяют отличить одно животное от другого.
КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА
Лев из Каргополя.
В Каргополе есть игрушка.
Очень старая. Зверек
Небольшой, на щечках мушки,
Нет его короче ног.
Крашен ярко всюду белым:
Ножки, хвостик и спина.
Шея лентой черной смело
Мастером обведена.
А головка — желтым цветом!
Льва хотел он произвесть!
Только что-то в лике этом
Человеческое есть.
И зверек из давней сказки, не пугаясь, не
грозя
С выраженьем теплой ласки
Смотрит тихо нам в глаза.
Еще совсем недавно на Русском Севере, неподалеку от небольшого города
Каргополя, в почти опустевшей деревне Гринево жила добрая старушка Ульяна
Бабкина, мастерица - игрушечница. Пустела деревня Гринево не оставалось в ней
игрушечников, и вовсе погиб бы промысел, если бы старая Ульяна Бабкина не
продолжала лепить с прежним упорством свои простоватые на вид массивные
фигурки - приземистых мужиков, баб и животных. Лепить и расписывать их простыми
узорами разных тонов - желтых, синих, зеленых и розовых, с прибавлением черного и
золотистого.
Охотно учила бабка Ульяна своему мастерству всех, кто только хотел, и успела
приготовить себе смену. Умельцы расселились по соседним деревням и в самом
Каргополе. Благодаря ним живет народная каргопольская игрушка.
Технология выполнения каргопольской игрушки самая обыкновенная. Для лепки
берут красную глину. Игрушку лепят по частям: основа - торс с головой, к торсу
присоединяют скатанные калачиком руки, оформляют шляпками и другими деталями.
Места соединений сглаживают, и фигурки приобретают монолитность. Фигурки лепят
немного грубоватыми, коренастыми, плечи сливаются с затылком, короткие ноги.
Животных мастера очеловечивают, они заняты теми же делами, что и люди: медведи,
козлы, бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду, курят. Животные
часто изображаются со свистком, тогда как фигурки людей этого свистка не имеют.
Изделия просушиваются, через несколько недель обжигаются, а затем расписываются.
Мастера используют те краски, которые имеются в наличии: масляные, гуашь. Так же,
как и дымковскую, игрушку сначала белят.
Старая каргопольская игрушка была не яркой, даже блеклой. Для ее украшения
мастерицы использовали мел, печную сажу - настоящих красок тогда не знали, не
имели.
Роспись довольно проста, но корни ее уходят в далекую сарину: полоски, штрихи,
ромбы, овалы, прямоугольники, как бы обрезанные с одной стороны, косые кресты,
крапинки. Набор красок более ограничен, чем у многоцветной дымковской игрушки:
голубая, кирпично-красная, зеленая, черная, охристая, коричневая. Иногда
добавляются золотая и серебряная краски. При этом лица и руки игрушек, а иногда и
часть фона для орнаментальной росписи белые. Красный цвет глины скрыт. У
человечков белые без румянца лица с черными штрихами вместо глаз рта.
Применяются два приема:
- сплошная окраска;
- комбинация из пятен в сочетании прямых и волнистых линий;
- сочетание штрихов в виде своеобразного геометрического узора.
Хоровод нарядных, подбоченившихся барышень в кокошниках с черными
бусинками глаз, им лихо играет на гармони косолапый; рядом целый зоопарк: зайцы с
морковками, козлы, олени, коровы, свистульки - утушки, мифическая птица Сирин с
женской головой - все это каргопольская игрушка.
Среди них фантастический персонаж - важно стоящий на четырех каннских ногах
бородатый крепыш в широкополой шляпе, сказочный получеловек - полуконь,
таинственный русский кентавр, а по местному - Полкан.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Процесс лепки Полкана
Сначала лепят верхнюю часть туловища (торс).
Плоскую голову на толстой шее.
Затем туловище коня.
Торс соединяют с туловищем.
Прикрепляют руки.
Головной убор.
АБАШЕВСКАЯ ИГРУШКА.
Село Абашево большое,
И хоть немного здесь садов,
Здесь много делают игрушек
Для разных наших городов
Здесь много разных мастеров
Гончарного изделия
Трудолюбивый был народ,
Он не любил безделья.
Лепил кто дудки, кто горшки.
Лепили всё на все лады,
И были птички, и зверьки
Себе на счастье – без беды!
Интересны и оригинальны
игрушки из села Абашево
Пензенской области. Эту
художественную школу не
спутаешь не с какой другой.
Абашевские игрушки сдержаны, но при этом чрезвычайно декоративны. Эта
декоративности проявляется и в линиях силуэта, и в раскраске глухими
(неблестящими) эмалями красно -коричневого цвета, на фоне которых драгоценными
украшениями сверкают детали, окрашенные бронзой и алюминием.
Что же это такое абашевская игрушка? Абашевская игрушка это свистулька в
виде животных, птиц и людей. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими,
широко расставленными ногами (лапами) или копытами, что дает ощущение
устойчивости, монументальности. Абашевские свистульки чаще всего изображают
животных козлов, оленей, коров, собак, баранов, принимающих нереальный,
сверхъестественный, сказочный облик. На длинной шее тщательно вылепленная
головка, на которой выделяются глубоко процарапанные глаза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» -
посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с
фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени
раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая
атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства
в современной жизни. При изучении этой темы необходим акцент на местные
художественные традиции и конкретные промыслы.
Программа «Изобразительное искусство» даёт широкие возможности для
педагогического творчества, учёта особенностей конкретного региона России при
сохранении структурной целостности данной программы.
Занятия лепкой игрушки по мотивам народных промыслов дарят детям радость
познания, творчества. Испытав это чувство однажды, дети будут стремиться в своих
работах рассказать о том, что увидели, пережили, узнали.
Изобразительная деятельность учащихся должна носить эмоциональный,
творческий характер. Педагог должен создать для этого все условия: он прежде всего
должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности,
формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и
воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их
выразительного исполнения.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия
для развития эстетического отношения к действительности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М.: Современный
писатель, 1995.
2. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1975.
3. Бубнова Е.А. Старый русский фаянс- М.: 1973.
4. Горичева B.C. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.- Ярославль,
1998.
5. Горяева Н.А., ОстровскаяО.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека. - М.: Просвещение, 2000.
6. Гулыга Л. Пестрый хоровод. - М.: Малыш, 1990.
7. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. - М.: 1981.
8. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 класс: Кн. для
учителя.- М.: Просвещение ,1991.
9. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Программа.:
Просвещение ,2015.
10. Каменева Е. Волшебная глина. - М.Малыш, 1983.
11. Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1975.
12. Конышева Н. М. Лепка в начальных классах. -М.: Просвещение, 1980.
13. http://mam2mam.ru/articles/favorites/article.php?ID=18121
14. http://www.ya-zemlyak.ru/nar_prom.asp
15. Каргопольская игрушка. Рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного
искусства.- М.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005.
16. Величкина Г.А., Шпикалова Т.Я. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по
основам декоративно-прикладного искусства.- М.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2004.