Технологическая карта изучения темы "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки" 5 класс

1
Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет
Изобразительное искусство
Класс
5
Тип урока
Урок открытия нового знания, постановка и решение учебной задачи
Технология построения
урока
Изучение нового материала
Тема урока
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
Цель урока
- Формирование любви к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке,
литературному и музыкальному фольклору.
- Ознакомление учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах:
историческом и художественном. Формирование понятия «орнамент».
- Развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления
учащихся.
Основные термины,
понятия
Орнамент, солярная орнаментика, изобразительные мотивы, симметричный узор.
Оборудование
Карточки с изображением солярных знаков, форматы, цветные карандаши.
Зрительный ряд
Презентация «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»
2
Планируемый результат
Предметные умения
- Познакомить учащихся с древними образами в народном искусстве
- Умение компоновать рисунок
- Создавать узор на листе
- Объяснить значение созданного узора
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Устанавливать связь
между целью учебной
деятельности и её
мотивом;
Определять общие для
всех правила поведения;
Определять правила
работы в парах;
Умение обсуждать и
анализировать
собственную
художественную
деятельность и работу
одноклассников с позиции
творческих задач данной
темы, с точки зрения
содержания и средств его
выражения;
Устанавливать связь
между целью
деятельности и её
результатам.
Применять установленные
правила в решении задач;
Преобразовывать
практическую задачу в
познавательную;
Вносить необходимые
коррективы на основе
оценки сделанных
ошибок;
Совместно с учителем и
одноклассниками давать
оценку своей
деятельности на уроке.
Ориентироваться в
разнообразии способов
решения задач;
Развивать познавательные
мотивы и стремление к
познанию нового
материала;
Использовать общие
приемы в решении задачи;
Проводить сравнение,
объясняя критерии
сравнения;
Уметь определять уровень
усвоения учебного
материала.
Слушать и понимать речь
других;
Уметь с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли;
Формулировать свои
затруднения при решении
учебных задач.
3
Организация пространства
Технология изучения
Этапы урока
Цели этапа
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный
Выявить уровень
подготовки
учащихся к уроку
Личностные УУД:
- Определять общие для всех
правила поведения;
- Определять индивидуальные
правила работы.
Коммуникативные УУД:
- Планирование учебного
сотрудничества с учителем и
одноклассниками.
Здравствуйте ребята, рада вас
видеть. Присаживайтесь на свои
места. Проверьте, как организовано
ваше рабочее место.
Обучающиеся проверяют
правильность расположения
учебников и школьных
принадлежностей.
Дежурный называет
отсутствующих в классе.
Мотивация и
актуализация
знаний
Открыть
содержательный
смысл
художественного
образного языка
декоративно-
прикладного
искусства
Коммуникативные УУД:
- Слушать и понимать речь
других;
- Уметь с достаточной
полнотой выражать свои
мысли.
Познавательные УУД:
- Развивать познавательные
мотивы и стремление к
познанию нового материала.
(демонстрация 1 слайда)
«Не то дорого, что красно золото,
а то дорого, что мастера доброго.»
Старинная пословица.
(демонстрация 2-4 слайдов)
Испокон веков славилась наша
земля искусством мастериц
рукодельниц. Вся женская половина
русской деревни пряла, ткала,
вышивала, даря дивное узорочье
всем на радость. Праздничные
одежды, скатерти столешники,
края покрывал подзоры, концы
полотенец всё было украшено
Ученики смотрят, изучают
иллюстрации.
Развивают внимание,
концентрацию внимания
Ученики концентрируют
внимание на слайдах.
Обсуждение значения новых
слов. Рассуждения учащихся.
Обучающиеся эмоционально
настроены.
4
тканным или вышитым
орнаментом. Вышивка на Руси: что
она символизировала?
В вышивке наиболее распространен
был образ птицы. Особенно
любимой в народе была Пава с
большим пышным хвостом.
Оперение ее подчас настолько
разрасталось, а хвост так удлинялся,
что называли ее даже «рыбиной». В
русской земледельческой
обрядности прилет птиц был одним
из самых важных событий года.
Ведь птица символ света и тепла:
по народным поверьям, именно она
приносит весну на нашу землю. Так
же тесно связан этот образ и с
представлениями о солнце. Раньше
существовал обряд, ставший затем
детской игрой: молодежь выходила
за околицу с испеченными
«жаворонками», поднимала их
высоко над головой и «закликала»
весну, звала «тепло летушко».
Очень часто встретим мы в
вышивке и величавые женские
фигуры. По сторонам от них -
птицы, кони, всадники. Руки
женщины то воздеты к небу, то
обращены в благословляющем
жесте к всадникам. Коней они
нередко держат за поводья. И все,
кто окружают ее, словно ей
поклоняются. Таким предстает в
вышивке образ великой Матери
Земли, Матери всей природы.
Иногда место женской фигуры в
Обучающиеся выражают свои
предположения о значении
декоративно прикладного
искусства в жизни человека.
5
трехчастной композиции двумя
конями) занимает дерево символ
растительности. Славяне издавна
были земледельцами, и все их
мировоззрение было проникнуто
постоянной заботой о будущем
урожае, от которого зависела жизнь
их рода. С такими просьбами и
обращались они к матери сырой
земле, изображенной на полотенцах
в виде женщины. Узоры русской
народной вышивки были тесно
связаны с древней славянской
мифологией, с почитанием земли и
ее плодородия. К югу же от Москвы
преобладали геометрические узоры.
Это ромбы (в народе их называли
кругами), перекрещенные косыми
крестами, ромбы с завитками по
углам, прямые и косые кресты. Все
эти символы, тесно связанные с
представлениями о солнце в
глубокой древности, сохранились в
памяти народной и по сей день.
Постановка
учебной задачи
Познакомить
учащихся со
славянской
орнаментальной
символикой и ее
историей
Познавательные УУД:
- Развивать познавательные
мотивы и стремление к
познанию нового материала;
(демонстрация 5-6 слайдов)
Сказочная птица, горделивый
конёк, женская фигурка,
диковинное дерево, лучистые
круги…
Кто и когда придумал эти образы,
передаваемые из века в век в
народном искусстве?
Что они значат, какой несут в себе
смысл?
Итак, тема нашего урока: «Образы и
мотивы в орнаментах русской
Развивают внимание, задают
наводящие вопросы.
Ученики высказывают свои
предположения.
Ученики ставят задачу и
называют тему урока.
6
народной вышивки».
Объяснение
нового материала
Пробуждать и
всесторонне
развивать
духовность и
творческие
способности,
любовь к искусству
Предметные УУД:
- Умение различать в
художественной деятельности
характер, эмоциональное
состояние;
- Восприятие художественных
образов;
- Понимание значения
искусства в жизни человека и
общества.
(демонстрация 7-19 слайдов и
раздаточного материала)
Древние славяне считали, что жизнь
человека имеет начало и конец. В
течение жизни человек выступает в
разных качествах: сначала он
ребенок, которому ничего не нужно,
кроме вкуса теплого материнского
молока на губах (детей первого
месяца жизни называли «вода», их
жизнь так хрупка и нежна, что, как
вода, может утечь через пальцы, не
удержишь). Потом это мальчик и
девочка, юноша и девушка, жених и
невеста, вьюнёц и вьюница,
рожалая баба и мужик, большак и
большуха, старик и старуха...,
покойник. Каждый момент жизни,
сколько бы он ни длился (день ли,
месяц, или год), оформлялся
особыми правилами поведения,
обрядами и одеждой.
Ромбы, треугольники, кресты,
квадраты, круги так полны
таинственного смысла! Покрывая
ими чистое полотно, мастерицы как
бы переписывали созданные
нашими предками своеобразные
«письмена». Эти родовые письмена
полны значений, накопившихся за
многие века и тысячелетия.
Многое в орнаментальной
символике нам не доступно, но
попробуем расшифровать хотя бы
несколько знаков в пестром и
Развивают внимание,
концентрацию внимания.
Обсуждение значения новых
слов, рассуждения.
7
красочном узоре вышивки.
Орнамент в своем первородном
виде - это некое магическое
заклинание, которым покрывалась
поверхность ритуальных пещер,
фигур и посуды. Русский фольклор
и летописи сохранили множество
примеров участия этих немых
заклинаний в магических обрядах и
ритуалах, которыми наши предки
пытались воздействовать на
природу и мир. Здесь можно
вспомнить «обыденное» полотенце,
которое за одну ночь или один день
вышивало село, пытаясь оградить
людей или животных от мора или
стихийных бедствий: засухи, града.
Простая вещь - полотенце. А
ведь если подумать, вспомнить, то
окажется, что полотенце
сопровождает человека всю жизнь
от рождения до смерти.
Если мы посмотрим на русскую
крестьянскую утварь, связанную с
изготовлением одежды, то увидим
изобилие орнаментики не только на
таких заметных и парадных
предметах, как прялки и гребни,
которые демонстрировали на
посиделках, но и на второстепенных
орудиях - таких, как валек и
трепало, густо усеянные
солнечными знаками, символами
земли и воды. Одежда человека
должна была быть изготовлена со
всеми заклятиями, делавшими ее
непроницаемой для духов зла,
8
поэтому основная функция одежды
славян - обереговая.
Родился маленький человек, бабка-
повитуха принимает его на
полотенце, которое любовно
вышивала его мать, будучи еще в
девушках, уже тогда она должна
была позаботиться о своем малыше,
снабдив полотенце богатой
защитной символикой. На голый
животик ребенку завязывали поясок
из выбеленной овечьей шерсти.
Сомкнулись концы пояска,
получился круг - символ солнца и
бесконечности. «Распоясался» -
значит, открылся нечистой силе,
поэтому пояс снимали только в
бане, когда гадали, когда в гроб
клали. Ребенка пеленали в
свивальник - узкую длинную
полоску ткани. Пеленали до тех
пор, пока мать могла удерживать
его двумя руками и коленкой; не
удерживала - значит, одевали
рубашку, сшитую из старой
отцовской или материнской, чтобы
дух материнства защищал
младенца.
У наших далеких предков
существовал ежедневный
магический ритуал очищения
водой: утром - от ночных страхов и
ужасов, вечером - от дневных тягот,
забот и усталости. В обряд
очищения входило и вытирание
лица полотенцем. Утром лицо
вытиралось нижним концом, где
9
ромбы создавали композицию
восхода, орнамент набирался от
широкой полосы к узкой. Вечером,
наоборот, верхним концом, где
композиция была зеркальной и
символизировала закат.
В разнообразии в русской вышивке
встречается знак, несущий в себе
символику солнца, - солярный знак.
Каждый знак, каждая точка и
черточка в древнем орнаменте
несли на себе определенную
смысловую нагрузку, являясь
своего рода тайнописью наших
далеких предков. Прежде всего, это
бесконечное разнообразие крестов,
как в круге, так и без него. Сюжет
каждой вышивки связан с
определённой темой: «Встреча
весны», «Солнечная колесница»,
«Солнцеворот», «Древо жизни» и
т.д.
Сюжет этой вышивки связан с
темой «Встреча весны». Об этом
говорят изображения птиц, воды
виде плетенки), растительных
элементов, а также солнечные
символы.
Посмотри, как решены фигуры
женщины и всадниц на конях— у
них угловатые тела, огромные кисти
рук, странной формы головы. Ведь
это не просто изображение, а знаки
орнамента. Обрати внимание на то,
как украшены поверхности этих
фигур шахматным рисунком,
10
широкими и узкими цветными
полосками, а также на
удивительную согласованность
цвета.
Взгляни, какие дивные сказочные
птицы живут в узорах крестьянской
вышивки здесь и птица-пава с
пышным хвостом, и могучий орел,
и птица Сирин. На свадебных
полотенцах часто можно увидеть
двух птиц-пав, изображенных по
сторонам куста-древа. Таких птиц
вышивали в знак любви, пожелания
добра и счастья молодым. Главный
мотив вышивки дополняют
орнаментальные ряды с
растительными элементами и
маленькими птичками. Они как бы
усиливают содержание образа,
подчеркивают его особый смысл.
Птицы на вышивках очень
декоративны, они не похожи на
своих природных собратьев.
А известно ли тебе, когда
крестьянские женщины начинали
вышивать узоры с птицами на
рубахах, полотенцах? С приходом
весны, с наступлением долгих
светлых дней, когда оставалось еще
время до начала полевых работ. И
вышивала крестьянка свои узоры
под благотворными лучами вешнего
солнца. Вслушайся в слово «узор»:
оно звучит примерно так же, как
зарница, зарево, заря. Не потому ли
на серебристо-белом полотне рдеет
как заря вышитый орнамент!
11
Белый цвет связывался в народных
представлениях со светом,
чистотой, с понятием о благе.
Видимо, не случайно фон на тканях
называли мастерицы Русского
Севера «земля». Белый цвет в
вышивке олицетворял женское
начало.
Красный был цветом солнца, огня,
жизни, красоты и олицетворял
мужское начало.
Красные узоры крестьянской
вышивки воспринимаются как
земля, получившая энергию солнца
и способная дать жизнь всему
живому.
Обрати внимание, как линия-шов
очерчивает жесткой ломаной
линией выразительный контур орла,
как швы-узоры дерзко дробят
поверхность на ряды орнаментов,
превращая ее в нарядное узорочье.
Красный цвет, впустив другие
цвета-нити, сохранил право быть
главным в вышивке. Посмотри, как
разрослось в узорах вышивки древо
жизни и как по-разному решается
этот образ!
Встречаются в народной вышивке
и образы фантастических существ
барсов, львов, единорогов.
С каким тонким вкусом и щедрой
фантазией выполнена эта
многоцветная вышивка с
изображением барсов,
изукрашенная узорочьем швов! От
этой красоты просто невозможно
12
отвести глаза! Сам барс выглядит
совершенно не злобным, а скорее
сказочным, добродушным
существом.
Вышивкой занимались повсюду,
но в каждой губернии России она
звучала по-своему, сохраняя черты
местного своеобразия.
Традиция вышивания сохраняется
и сегодня. Наряду с древними
образами вышивка обогащается
темами, связанными с современной
жизнью деревни.
А теперь обратимся к творениям
наших Липецких мастериц.
Свои вышивки мастерицы
выполняли различными нитками:
льняными, шерстяными,
шелковыми. В Липецкий край
вышивка пришла из Тамбова,
поэтому и шов называли
«тамбовский» тамбурный. Этот шов
представляет собой следующие
друг за другом петельки.
Изображения «петушков» и
«курочек» считались
предвестниками счастья и
плодородия. «Виноградная лоза»
символ сладкой жизни.
Основной элемент, который можно
встретить в липецкой вышивке
«Лежалый дуб» символ силы и
долголетия.
«Древо жизни». Дерево это
модель мира. Корни- знак
подземного мира. Стволу
соответствует наземный мир, а
13
крона – небо.
«Древо мира», «древо познания»
это образ миропонимания наших
предков.
Элементы липецкой вышивки:
бабочки, цветы.
Составив вместе элементы
вышивки, мы получили эскиз
орнамента по мотивам липецкой
вышивки.
Физкультминутка
(демонстрация 15 слайда)
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
Ученики выполняют простые
упражнения.
Закрепление
полученных
знаний
Закрепить у
учащихся те знания
и умения, которые
необходимы для
самостоятельной
работы по новому
материалу.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей
системе знаний.
Регулятивные УУД:
- Высказывать свои
предположения.
- Адекватно использовать
речь.
- Планировать дальнейшую
организацию деятельности
Коммуникативные УУД:
- Точно и полно выражать
свои мысли.
- Обсуждать и анализировать
вопросы и ответы
одноклассников.
- Умение слушать, вести
Вот мы с вами отдохнули, а теперь
давайте вспомним:
(демонстрация 16 слайда)
- Как появилось декоративно-
прикладное искусство?
- Какие цвета использовали наши
предки и что они символизировали?
- Что такое солярная орнаментика?
- Что такое симметричный и
асимметричный узор?
Дети анализируют, сравнивают,
отвечают на вопросы.
14
диалог.
Творческая
практическая
деятельность
закрепить
полученные знания
и умения;
выявить
недостающие
знания и умения на
практике,
скорректировать
их.
Предметные УУД:
- Умение использовать
предлагаемые материалы для
передачи замысла в
собственной художественной
деятельности;
Комуникативные УУД:
- Умение планировать
сотрудничество с напарником;
- Учитывать позицию
партнера по деятельности;
- Умение с достаточной
полнотой выражать свои
мысли в соответствии с
поставленной задачей.
А сейчас я предлагаю вам стать
творцами.
(демонстрация 12 слайда)
(ребятам на парты выдаются
карточки с изображением солярных
знаков и разноцветные карточки
означающие оценку)
Каждый из вас рассмотрел
условные знаки изображающие
солнце, землю, воду и т.д.
Вам предстоит создать композицию
из солярных знаков, включая
изображения-символы, после вы
должны будете объяснить значение
вашего узора. На слайде
представлены примеры данной
работы, но вы создадите свои
варианты. Для этого вам в помощь
на столах лежат карточки с
изображением и значением
некоторых знаков, которые вы
можете использовать.
Последовательность работы:
1. Продумать идею, замысел
узора.
2. Выполнить форму вазы.
3. Выполнить орнамент.
4. Дорисовать в композиции
необходимые детали.
Учащиеся рассматривают
карточки.
Обсуждают идеи, составляют
узоры.
Выполняют рисунок.
Делятся опытом создания
композиции.
Просмотр работ
учащихся
Выявить уровень и
характер
подготовки
учащихся.
Метапредметные УУД:
- Умение видеть и
воспринимать проявление
художественной культуры;
- Адекватно воспринимать
словесную оценку учителя и
(демонстрация 18 слайда)
Немало воды утекло с того далекого
времени. Растеряв много ценного на
этом пути, люди, наконец,
становятся мудрее и бережливее.
Возрождаются из небытия многие
Вывешивают свои композиции
на доску.
15
одноклассников.
Регулятивные УУД:
- Осуществлять самоконтроль;
- Овладевать умением
прогнозировать.
Предметные УУД:
- Понимание значения
искусства в жизни человека и
общества.
русские традиции и обряды. Растет
интерес к народной культуре и
быту. Хочется надеяться, что это не
временное увлечение, не дань
мимолетной моде, а серьезное
желание восстановить прерванную
связь времен.
Человек, с надеждой смотрящий в
будущее, не может жить только
настоящим.
А теперь я предлагаю вам оценить
композиции своих одноклассников,
подняв нужную карточку.
Размышления учащихся.
Ребята объясняют значение
своих узоров.
Оценивают композиции.
Итог урока
Проверить
правильность
выполнения
поставленной
задачи, оценить
степень
достижения цели.
Личностные УУД:
- Умение обсуждать и
анализировать собственную
художественную деятельность
и работу одноклассников с
позиции творческих задач
данной темы;
- Формирование адекватной
позитивной осознанной
самооценки и самопринятию.
Учитель задает вопросы,
вскрывающие ошибки учащихся
(если таковые были допущены).
Вместе с учениками дает оценку
учебной деятельности отдельных
учащихся.
Предлагает критерии самооценки.
Обучающиеся обсуждают и
оценивают степень достижения
цели.
16