Конспект урока "Способы передачи движения в композиции" 4 класс

4 к л а с с
Т е м а : С п о с о б ы п е р е д а ч и д в и ж е н и я в к о м п о з и ц и и
Ц е л и : ознакомить с пропорциями фигуры человека, научить анализировать их; развивать
наблюдательность к характерным позам и движениям человека; способствовать
формированию умения выполнять наброски фигуры человека; обучать рисованию фигуры
человека, учитывая пластичность и анатомическое строение.
О б о р уд о в а н и е : д л я у ч и т е л я – методические таблицы (пропорции человеческого
тела), фотографии спортсменов, «живая модель» – ученик из класса; д л я у ч а щ и х с я
художественные принадлежности для рисования карандашом и красками.
З р и т е л ь н ы й р я д : репродукции картин К. Петрова-Водкина «Купание красного коня»;
А. Дейнеки «Оборона Севастополя»; И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому
султану»; К. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Х о д у р о к о в
I. Организация класса.
II. Объяснение особенностей изображения человеческой фигуры.
При рисовании человеческой фигуры следует учитывать прежде всего конструктивные
особенности костно-мышечной системы.
Основой формы туловища служат позвоночник и грудная клетка, прикрываемая широкими
мощными мышцами. К туловищу с помощью плечевого пояса присоединяется скелет рук. В
него входят лопатка, ключица, плечевая кость, кости предплечья и кости кисти, которые
также покрыты мышцами.
С помощью тазового пояса к туловищу присоединяется скелет ног, состоящий из бедра,
голени и стопы.
Рисование фигуры человека облегчает знание пропорций тела. В различные времена у
разных народов создавались так называемые каноны и модули.
Канон – это система типичных размеров тела, принимаемая за образец.
Модуль – это единица меры, которой руководствуются при создании того или иного канона.
Канон – рост человека, величина измерения (модуль) человеческой фигуры – высота
головы, которая у взрослого человека составляет примерно 1/8 часть его роста.
Освоение пропорций и основных особенностей формы фигуры человека удобнее начать со
схематических рисунков. Схема построения фигуры человека условно принята: высота
(рост) человека условно разбита на восемь равных частей. Одну восьмую занимает голова.
Посередине всей высоты проходят тазобедренные суставы. Ширина их в местах соединения
с бедрами равна примерно 1,5 высоты головы. Всю нижнюю половину фигуры занимают
ноги. Коленные суставы делят их пополам. Самым нижним соединениям является
голеностопное. Длина стопы равна примерно высоте головы. На высоте одного деления от
середины фигуры проходит пояс. На втором делении сверху – ширина плечевых суставов,
расстояние между крайними точками которых равно примерно 1,5–2 модуля. Опущенная
рука достигает до половины бедер. Локтевой сустав находится на уровне пояса. Длина
кисти равна примерно величине лица.
Фигуру человека изображают в разных поворотах и позах. При рисовании человека следует
учитывать изменения во взаиморасположении отдельных частей фигуры в пространстве.
Если, например, человек поднял руку, изменилось и направление плеч, сделал упор на одну
ногу – таз принял наклонное положение, нагнулся – изменилось положение не только таза,
но и плеч и всего позвоночника.
Первые практически занятия начинаются с упражнений по выработке
навыков схематического изображения фигуры человека в разных положениях.
III. Самостоятельная работа.
1. Выполним из бумаги модельку: берется квадратный лист бумаги, делится на три равные
части, две части делятся еще раз на четыре части, то есть разрезают части вдоль и потом
разрезается напополам. Третью часть
складывают на три равные части и отрезается одна третья часть – это голова и
туловище. Две другие разделенные части – это руки и ноги модели человеческой фигуры.
Теперь из этих частей складываем фигурку человека. Такой моделью можно придать любую
позу и положение фигуры человека.
2. Большую пользу для развития глазомера приносят упражнения с тампоном или плоской
кистью. Этими инструментами удобно работать еще и потому, что они дают не тонкую
линию, как при работе карандашом, а силуэтное изображение фигуры.
IV. Закрепление изученного.
Обратите внимание на репродукции картин и проанализируйте позы изображенных фигур
людей и выражение их лиц.
Опрашиваются 3–4 учащихся.
– Почему позы людей разные? Что этому способствует?
– Что такое модуль?
– Какой модуль принят в построении рисунка фигуры человека?
– Что же помогает изменять позу человека?
– Какими художественными материалами выполняют наброски?
V. Самостоятельная работа.
Учащиеся начинают свои рисунки с определения на листе бумаги размеров фигуры.
Тонкими линиями намечают высоту фигуры и ее ширину. Проводится вертикальная осевая
линия, на которой горизонтальными штрихами размечаются пропорции основных частей
фигуры. Обозначается голова, затем ширина тазобедренных суставов и нижние конечности.
Когда найдено расположение и пропорции нижних конечностей, переходим к построению
верхней части фигуры. Показываем ширину плеч и верхние конечности. Обращается
внимание на движение позвоночника. Полученную условную схему необходимо «одеть».
На одежде показываются не все складки одежды, а только основные, подчеркивающие
форму и движение натуры.
После линейного выполнения рисунка фигуры работа завершается красками. Вначале
широко заливаются цветом тени, после их высыхания отдельными мазками кисти
уточняется направление формы, ее цвет, контраст цвета и тени. (См. Приложение.)
IV. Итог уроков.
А н а л и з и о ц е н к а выполненных работ.
Домашняя работа: выполнить карандашную зарисовку фигуры человека в различных
позах: сидит, бежит, наклонился и т. д