Конспект урока "Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке)" 5 класс

Тема: Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке)
Цель: ознакомить обучающихся с натюрмортом как жанром изобразительного
искусства.
Задачи:
обучающая:
научить основам композиции и правилам построения натюрморта.
развивающие:
способствовать эстетическому восприятию реальной действительности и
художественно-образному отражению этой действительности в рисунке
развивать чувство пропорции, соразмерности, цвета.
воспитательные:
воспитывать чувство гармоничного, цельного, художественного видения
красоты обыкновенных предметов, уважительное отношение к
художественному материалу, аккуратность в работе.
Форма проведения: практическая работа.
Формы и методы, применяемые на занятии:
1. Словесный (рассказ, объяснение)
2. Наглядный (иллюстрации художников)
3. Практический (выполнение практического задания)
Ход занятия
1. Организационный момент (5 минут)
Приветствие, подготовка рабочего места, собранность, сосредоточенность перед началом
работы. Определение и выбор выразительной выгодной точки зрения.
2. Рассказ «Из истории натюрморта» (5 минут)
Если мы обратимся к истории, то увидим, что во времена глубокой древности
Египетские и Греческие художники любили изображать плоды земли, предметы
жертвоприношений, домашнюю утварь. Эти традиции продолжили римляне, которые в
декоративных целях расписывали фресками стены вилл и усыпальниц.
В Голландии XVII века прославились великие мастера натюрморта - художники Ян
Давидс де Хем и Виллем Кальф, во Фландрии большие полотна с изображением дичи
создал Франс Снейдерс (демонстрация репродукций картин), во Франции XVIII в.
Ж.Б.Шарден, в XIX веке обращались к натюрморту Э.Манэ, Гоген, Сезан, Матисс и
другие художники.
В России XIX в. натюрморты писал И.Т.Хруцкий (1810-1885 г.г.) («Натюрморт со
свечой»). В начале XX века в России в жанре натюрморта работали К.Коровин, И.Репин,
М.Врубель, Машков, Куприн, Кончаловский, Петров-Водкин.
4. Основная часть (10 минут)
Натюрморт является самостоятельным жанром изобразительного искусства, а также
вспомогательным средством «жанровой картины».
Натюрморт происходит от французского «nature morte - мёртвая природа» и обозначает
изображение предметов быта (фруктов, овощей, животных, птиц и др.)
Натюрморты различаются по содержанию, технике исполнения, подборке вещей,
сюжетом, композицией, колоритом.
В жанре натюрморта художники утверждают поэзию и красоту мира, будничных вещей,
призывают людей любоваться красотой плодов, овощей, цветов, металла, стекла формой
самых обыкновенных предметов.
Натюрморты разделяются на учебные и творческие.
Учебный натюрморт даёт возможность изучить основные положения реалистического
рисунка и живописи, а также развивает эстетическое восприятие, зрение, моторику руки,
целостность видения, а самое главное - художественно-творческое мышление.
Натюрморт, в качестве учебного задания обучающимся, необходим для усвоения
принципов линейно-конструктивного изображения формы и знакомит с теорией
перспективы, которая развивает пространственно-образное мышление.
Учебный процесс работы над натюрмортом разделяется на этапы (разделение на этапы
условное).
Первый этап работы:
предварительный анализ постановки натюрморта (целостность постановки);
выбор места для работы (точка зрения);
выполнение эскизов (по 2-3 минуты).
Второй этап работы: - композиционное размещение изображения на плоскости листа.
Необходимо скомпоновать всю группу предметов так, чтобы плоскость листа была
заполнена равномерно, изображаемые предметы не упирались в края листа, и наоборот,
не оставалось много пустого места. Часто зрительный центр не совпадает с
композиционным центром. Большое внимание надо уделять освещению (искусственное,
верхнее, боковое или естественное дневное).
Третий и четвёртый этапы работы - передача характера формы и пропорции
предметов. Выявляя конструктивную основу формы предметов необходимо проверить
перспективу больших форм и особенно оснований предметов.
Пятый этап работы - выявление объёма предметов по средствам светотени и цвета.
Объём предметов в рисунке передаётся при помощи перспективы и передачи формы
средствами светотени - тоном или цветом в нужном тоне в живописи. Тон - это
физическая характеристика света. Свет, падая на поверхность плоскости, меняется в тоне
в зависимости от положения плоскостей в пространстве по отношению к источнику
света.
Шестой этап работы детальная прорисовка формы предметов.
При детальной прорисовке формы надо внимательно наблюдать за всеми оттенками и
переходами светотени, за всеми деталями формы. Приступая к выявлению объёма
предметов тоном или цветом, надо определить самое светлое и самое тёмное место в
натюрморте. Установив эти два полюса, обратить внимание на полутени.
Седьмой завершающий этап работы - обобщение и синтез. Подведение итогов работы
над натюрмортом. На этом этапе надо внимательно проверить общее впечатление от
изображения натуры издали прищуренными глазами и сравнить силу рефлексов с
натурой, которые должны сливаться с тенями, то есть должно быть тональное и цветовое
единство изображения.
3. Просмотр учебного фильма (10 минут) Мастер-класс С.Андрияки натюрморт
«Жёлтые лилии».
(как один из вариантов работы над натюрмортом).
4. Практическая часть (45 минут)
С разрешения педагога обучающиеся приступают к работе над натюрмортом с натуры.
Оказание индивидуальной педагогической помощи. Для каждого обучающегося перерыв
в работе может быть индивидуальным. Это не отвлекает остальных детей, от выполнения
собственного задания, не прерывает творческого процесса.
5. Подведение итога занятия (15 минут)
Выставка работ учащихся. Мобилизация детей на самооценку. Советы и рекомендации
педагога обучающимся. Использование информации связанной с практической
творческой деятельностью педагога.