Презентация "«Истинный Богатырь русской живописи» (К 170-летию Виктора Михайловича Васнецова)"

Подписи к слайдам:

Презентация для проведения уроков ИЗО

«Истинный Богатырь русской живописи»

(К 170-летию Виктора Михайловича Васнецова)

Выполнила

Смотрова Светлана Николаевна учитель ИЗО,

МОУ СОШ с.Родничок

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Родничок им. В.П.Сергеева»

Саратовская область, Балашовский район,

село Родничок.

Виктор Михайлович Васнецов

1848-1926

Виктор Михайлович Васнецов родился 

15 мая 1848 года в русском селе

Лопьял Уржумского уезда Вятской

губернии (ныне Кировская область), в

семье православного священника 

Михаила Васильевича Васнецова

(1823-1870), происходившего из

древней вятской фамилии Васнецовых.

Его называли "истинным богатырем

русской живописи". Это определение

родилось не только благодаря

образной связи с "богатырской" темой

его живописи, но благодаря осознанию

современниками значительности

личности художника, пониманию его

роли как родоначальника нового,

"национального" направления в

русском искусстве.

Детство Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов родился в далеком вятском селе Лопьял. Его отец,

Михаил Васильевич, священник, вскоре после рождения сына переселился в село

Рябово. Мать, Аполлинария Ивановна, происходила из старинного рода Вятичей.

На очень скромный доход отцу Васнецова приходилось кормить и учить шестерых

детей.

В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. По вечерам

читали много книг и журналов, посвященных естественным наукам и астрономии,

рисовали. И бабушка и отец художника владели акварелью, именно отец стал его

первым учителем рисования. Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием

рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми.

Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий,

красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он

воспринимал природу как одушевленное существо. Именно детство заложило

нравственно-духовные основы личности художника.

Михаил Васильевич Васнецов

1823-1870

Михаил Васильевич Васнецов

(отец художника) провел детские годы

в селе Курчум Нолинского уезда

(ныне Сунский район), воспитываясь в

доме деда по материнской линии

Александра Григорьевича Вечтомова,

поэтому всю жизнь считал Курчум своей

родиной. Начальное образование

получил на дому. К семи годам умел

петь, читать и писать.

4 августа 1831 года Михаил Васильевич был

зачислен в Нолинское духовное училище, а

через год переведен в Вятское духовное

училище. После окончания его с успехом

обучался в семинарии. Окончив курс

богословия, Михаил Васнецов в Крестовой

церкви Кафедрального собора был приведен

к присяге.

Аполлинарий Михайлович Васнецов

1856-1933

Аполлинарий Васнецов родился 25 июля 

(6 августа) 1856 года в селе Рябово под 

Вяткой (ныне Кировская область), в

многодетной семье священника,

происходившего из древней вятской

фамилии Васнецовых.

В тринадцать лет мальчик остался круглым сиротой. Обладая недюжинным талантом, Аполлинарий не получил систематического художественного образования. Учась в Вятском духовном училище, он начал брать уроки у польского художника Михала Эльвиро Андриолли, сосланного в Вятку.

Село Рябово

Село Рябово, где жили Васнецовы стояло на живописной, окаймленной густыми

хвойными лесами речке Рябовке, с холмистых берегов которой открывались

тянущиеся на десятки верст до уральских гор горизонты. Вятский край с его

суровой и живописной природой, своеобразным укладом, сохраняющим устои

далекого прошлого, с древними народными поверьями, старинными песнями,

сказками и былинами стал основой для формирования ранних жизненных

впечатлений Васнецова. 

Вятский край был богат и ремесленничеством - резчиками по дереву, мастерами

вятской игрушки, умельцами, расписывающими жилища и домашнюю утварь,

среди которых жил с ранних лет художник. Позднее он так формулировал свои

наблюдения: "Меня поразило длительное бытование ряда предметов в жизни

народа. Как они могли сохраниться на протяжении столетий. Такая

приверженность говорит о каких-то твердых основах народного понимания

прекрасного". Впоследствии попытка Васнецова выразить национальные

представления о добре и красоте будет основываться именно на этом детском

восприятии крепких основ крестьянской жизни с их вековыми художественными

традициями.

Село Рябово(Кировская область, Зуевский район)

дом-музей Виктора Михайловича Васнецова

Учеба В. Васнецова в семинарии

В 1858 году он едет учиться в Вятку - вначале в духовном училище, затем в

духовной семинарии: детей священников принимали туда бесплатно.

Духовная семинария в Вятке была высокоразрядным учебным заведением. В

семинарии Васнецов изучал летописные своды, хронографы, четьи минеи – жития

святых, притчи и другие произведения. Древнерусская литература, ее поэтика

также направляли интерес будущего художника к русской старине. "Я всегда

только Русью и жил", - вспоминал позднее художник. Из семинарии Васнецов

вынес глубокое знание сложной православной символики, которое использовал

потом в монументальной живописи, в своих храмовых росписях.

Виктор провел в Вятке девять лет, но потребности в служении церкви не испытал.

Он все больше времени отдает рисованию. По воскресеньям ходит в город, на базар, рисовать "типы", изучает характеры. Его семинарские тетради полны зарисовок по памяти.

Васнецов начинает серьезно увлекаться рисованием

Через несколько лет он настолько преуспел в рисунке и живописи, что был

приглашен в качестве помощника для декорирования вятского кафедрального

собора. Тогда же, в 1866-1867 годах, он выполнил семьдесят пять рисунков на

темы русских народных пословиц и поговорок для "Собрания русских пословиц"

этнографа Николая Трапицина. В них он просто и точно отобразил черты

деревенского быта Вятского края. Хотя книжка не вышла, Васнецов бережно

сохранил рисунки. В 1912 году они были изданы в роскошном альбоме под

названием "Русские пословицы и поговорки в рисунках В. М. Васнецова".

Занимается Виктор и живописью. В первых известных нам картинах "Молочница"

и "Жница" уже виден почерк будущего искателя идеальной женской русской

красоты. Две названные картины были проданы с аукциона, который

организовали друзья и почитатели юного дарования.

В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию

за полтора года до ее окончания и с вырученными от лотереи деньгами уехал в

Петербург поступать в Академию художеств.

«Год» по недоразумению

В начале августа 1867 года Васнецов отправился в Петербург. Экзамены в академию он выдержал, но, будучи застенчивым и скромным, даже

не решился проверить себя в списках зачисленных. Начались мытарства: почти

без денег, в поисках угла и хоть какой-нибудь работы. Случайно повстречав

брата своего вятского учителя Красовского, Васнецов обрел надежду: тот помог

ему устроиться рисовальщиком в картографическое заведение. В последствии

Виктор получил работу по иллюстрированию книг и журналов.

Одновременно он стал посещать рисовальную школу Общества поощрения

художников, где познакомился с художником И. Н. Крамским. Это знакомство

сыграло немалую роль в жизни Васнецова. 

Когда в августе 1868 г. Виктор опять решился попытать счастья в стенах академии,

то, к своему удивлению, узнал, что был зачислен еще в прошлом году. 

Учеба в Императорской Академии Художеств

В Академии Васнецов быстро подружился с Репиным, Максимовым,

Антокольским. Вместе с ними в небольшой квартире на Васильевском острове

Васнецов слушал молодого ученого, историка и поэта Мстислава Прахова,

который ярко излагал свое учение о Древней Руси.  Благотворное влияние на Васнецова в академический период оказал также

художник и педагог Павел Чистяков. Их первая встреча произошла в 1870 году.

«Всеобщий пeдaгoг», как называл его Владимир Стасов, (у Чистякова учились

Пoлeнов и Серов, Суриков и Врубель) сумел понять особенности таланта своего

ученика и не стал принуждать его к «классичности», помогая ему развиваться

сообразно своему дарованию.

Первый год учебы в академии принес художнику заслуженную

награду - серебряную медаль второго достоинства. В следующем, 1869 г.,

за работу «Христос и Пилат перед народом», Васнецов получил еще одну

серебряную медаль.

Императорская

Академия Художеств

Смерть отца

В 1870 году умер его отец. Необходимость зарабатывать на жизнь стала еще

более насущной, так как Васнецов взял в Петербург шестнадцатилетнего брата

Аполлинария, впоследствии известного художника. И с 1871 г., сначала по

причине болезни, а потом из-за недостатка времени, регулярность посещения

академии нарушилась.

В эти годы он выполнил около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке»,

«Солдатской азбуке» Столпянского, к «Русской азбуке» для детей Водовозова. Им

были иллюстрированы сказки «Конек-Горбунок», «Жар-птица» и другие. 

Вне академии, "для себя", он, как прежде, рисует "типы", теперь городские,

столичные. Это в основном курьезные сценки на улице, в театре, в трактире, на

рынке и т.п. В умении "выразить тип" художник был близок известному

жанристу Владимиру Маковскому. Рисунки 1870-х годов исполнены

выразительными, уверенными, хотя иногда и эскизными штрихами.

В 1874 году за рисунки "Книжный лавочник" и "Мальчик с бутылкой вина»

Васнецов получает бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне.

В том же 1874 году впервые участвует в III выставке Товарищества передвижных

художественных выставок картиной "Чаепитие в трактире", и критика считает,

что в будущем он будет "одним из лучших русских художников". Все картины

того времени - и "Нищие певцы", и "Книжная лавка", и "С квартиры на квартиру«

говорят о Васнецове как о мастере бытового жанра, тонком психологе, знатоке

народных типов.

Во время учебы

Решение бросить учебу в Академии, поездка в Париж

Постепенно Васнецов охладевал к учению в академических стенах, чувствуя в себе

силы для самостоятельной работы. В 1875 г., вынужденный зарабатывать себе на

жизнь, да и поддавшись желанию совершенствоваться в живописи

самостоятельно, Васнецов покидает академию.

Позднее он так объяснял причину своего ухода: «Хотелось писать картины на темы

из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот

мы и расстались»..

К этому времени им уже созданы жанровые картины «Нищие певцы» и «Чаепитие

в трактире». Последняя была столь значительна, что ее приняли на выставку

передвижников.  В 1876 г. Васнецов включает в экспозицию картины «Книжная лавочка» и

«С квартиры на квартиру». Более удачна последняя. 

Весной 1876 г. Васнецов поехал в Париж, куда его давно звали Репин, Крамской и

Поленов. Он пристально изучал жизнь французского народа. Результатом этих наблюдений явилась картина «Балаганы в окрестностях Парижа»

(1877 г.)

Во Франции….

Завершенное Васнецовым во Франции полотно "Акробаты (На празднике в

окрестностях Парижа)" (1877) носило еще жанровый характер. Балаганное

представление в окрестностях Парижа не могло не ассоциироваться у

художника с вятскими ярмарками, с детскими ощущениями радостного

нетерпеливого ожидания, которое предшествовало началу ярмарочного

спектакля. Потому-то, изображая типичную для парижской окраины толпу,

идущую в вечерний цирк, Васнецов проявил не только талант типиста, но сумел

передать то ощущение романтически приподнятого настроения, которое

охватывает людей перед началом представления.

В.Васнецов

«Акробаты( На празднике в окрестностях Парижа)»

Возвращение в Россию

Через год, вернувшись в Россию, Виктор

Васнецов обвенчался с Александрой

Владимировной Рязанцевой. Семью свою

он строил по подобию отцовской,

патриархальной семьи. Без году.

пятьдесят лет прожил Васнецов в

счастливом семейном согласии.

Как вспоминала позже его жена, когда

они перебрались в Москву, художник

любил бродить по старым московским

улочкам. А возвратившись домой, часто

говорил: «Сколько я чудес видел!»  Перед собором Василия Блаженного не

мог сдержать слез. Увиденное и

пережитое вызрело в картину «Царь Иван Васильевич Грозный», задуманную

на рубеже 1880-х гг., а исполненную в 1897 г. 

Александра Владимировна Рязанцева

В.Васнецов

«Царь Иван Васильевич Грозный»

Фигура царя занимала почти все полотно. Иван

Грозный, oдeтый в парчовый опашень, в шапочке

с образками, в шитых рукавицах, спускался по

крутой лестнице. Его облик был величественен,

лицо выражало волю, большой ум и в то же

время - подозрительность, озлобленность и гнев.

Строго выдержанная цветогамма картины

создавала впечатление монументальности. 

Историко - былинные картины

В 1878 г. Васнецов начал писать картину «После побоища Игоря Святославича с

половцами», ставшую одной из первых в историко-былинном цикле. В ней

художник хотел торжественно-печально и поэтично воспеть героизм русских

воинов, как это сделал создатель «Слова о полку Игореве». Вот почему он

изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родину.  Покоем веет от тел павших. Прекрасный могучий богатырь, лежащий с широко

раскинутыми руками, и юный княжич в лазоревых одеждах олицетворяли идею

беззаветного служения родине. Цветовое решение картины создавало

тревожное настроение. На тёмно-зеленом фоне степи напряженно-красные

щиты и красные сапоги воина освещает багровая луна.  Однако картина не встретила единодушного одобрения. Она была настолько

необычна, что единого мнения о ней и быть не могло. Сразу почувствовали

«главное» в картине только Репин и Чистяков. Последний в письме к Васнецову

писал: «Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытным

русским духом пахнуло на меня, что просто загрустил: я, дoпeтрoвский чудак,

позавидовал Вам...» 

Историко - былинные картины

Несмотря на непризнание картины большинством критиков, Васнецов не

оставил выбранного им пути и к 1882г. создал «Витязя на распутье». Художник

изобразил сумеречную степь, поле былой битвы с разбросанными

по нему костями.  Догорает вечерняя заря. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог

камень-вещун. Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним витязь

(идею начертать на дремучем камне былинную надпись

подал Васнецову Стасов).  В образе витязя на распутье художник, как бы невольно, изобразил себя, свои

нелегкие раздумья о будущем. 

В.Васнецов

«Витязь на распутье»

В.Васнецов

«После побоища Игоря Святославича с

половцами»

Знакомство с Саввой Мамонтовым

Важную роль в жизни художника сыграло

знакомство с другой московской семьей – крупного

промышленника и предпринимателя, известного

мецената Саввы Ивановича Мамонтова, сумевшего

объединить вокруг себя крупнейших русских

художников в содружество, названное впоследствии

Абрамцевским кружком. Музыкальные вечера,

постановки живых картин и вечерние чтения

драматических произведений и памятников

народного эпоса, разговоры о проблемах искусства

и обмен новостями соседствовали в доме

Мамонтовых с лекциями историка Василия

Ключевского о прошлом России. В мамонтовском

сообществе Васнецов с новой силой ощутил

эстетическую ценность русской культуры..

 "Битва скифов со славянами",

"Ковер-самолет", "Три царевны подземного царства"

В том же 1880 году Виктор Васнецов приступит к работе над тремя

картинами-аллегориями. Заказал их Савва Иванович Мамонтов для украшения

кабинета правления строящейся Донецкой железной дороги. Предложение

Мамонтова совпало с дремавшими в Васнецове сюжетами. Он написал "Битву

скифов со славянами", "Ковер-самолет", "Три царевны подземного царства".

"Ковер-самолет" был показан на той же VIII выставке передвижников, где и

полотно "После побоища Игоря Святославича с половцами".

Правление не согласилось иметь у себя картины, посчитав их неуместными для

служебного помещения, и тогда Мамонтов два полотна купил сам

"Ковер-самолет" и "Царевен", а его брат Анатолий Иванович приобрел "Битву

скифов со славянами".

Виктор Михайлович увлеченно

воплощал прекрасную народную мечту

о свободном полете. В чудесном небе

своего детства написал он плавно,

вольно, летящий как птица ковер и на

нем сказочного героя-победителя.

  В картине "Три царевны подземного

царства" один из характеров - третьей,

младшей царевны - получит дальнейшее

развитие в женских образах. Затаенная

душевная печаль этой смиренно-гордой

девушки будет встречаться и в

его портретах, и в вымышленных образах.

В.Васнецов

«Три царевны подземного царства»

В.Васнецов «Ковер-самолет»

В.Васнецов «Битва скифов со славянами»

«Аленушка»

Одним из наиболее поэтичных творений художника является картина «Аленушка» - образ

горькой сиротской доли.  На камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Вокруг лесок. И, точно принимая

участие в её горе, склоняются к сиротке осинки, охраняют ее стройные елочки, ласково

щебечут над ней ласточки.  Фигура Аленушки неразрывно связана в картине с пейзажем. Грустно на сердце девочки,

и грустно в природе. В карих глазах Аленушки горе, и, как ее горе, темен и глубок омут.

Капают слезы, и летят вниз золотые листочки. С тоном осенней листвы перекликается

цвет волос девочки. Koмпoзиция построена на строгом ритме, на плавном течении линий ее фигурки со

склонённой головой и наклонов растений, что вносит певучесть в картину. Поэзия этого

произведения глубоко национальна. Она, как родная, народная песня, понятна зрителю. 

В.Васнецов «Аленушка»

Берендеева палата

Особо ярко выразился дар художника в декорации, изображающей Берендееву

палату. Здесь переданы, пожалуй, все формы, какие знало древнее зодчество

во внутреннем убранстве теремов. На фоне этих изумительных декораций

выступали берендеи и берендейки. Невозможно было не поверить в

существование этой страны.

Неожиданностью было для художника внезапное

предложение выполнить роспись для Владимирского собора в Киеве.

Предложение поступило от М. Прахова. Вначале Васнецов решил отказаться от заказа, но

материальные затруднения вынудили его взяться за роспись. За десять лет (1880-1890 гг.),

шесть из которых он прожил в Киеве, художник с помощниками расписал 2880 квадpaтных

метров во Владимирском соборе, сделал 15 композиций, выписал 30 отдельных фигур. В

этих работах заключена строгая византийская вера, мягкая поэзия сказок, мощь былин.

Недаром сам художник, говоря о своих иконописных работах, утверждал:

«Мое искусство — это свеча, зажженная пред ликом Божьим...» Васнецов достойно возобновил живую и зримую школу иконописи. Впоследствии,

вспоминая этот период творчества, художник удивлялся: «Видно, в молодости все

можно...» Он падал с лесов, разбивался, для выполнения сложной работы требовалась

крепкая сила духа и тела.  Много лет спустя, на зaмeчaние художника Нестерова, не схоронился ли Виктор

Михайлович за сказки от жизни, тот ответил: «Куда было после Владимирского собора выше? Куда? Купчих писать? После Бога-то?!

Выше нет! Но есть нечто, что стоит вровень. Это, брат, сказка...» 

Работа во Владимирском соборе

В.Васнецов Владимирский собор в Киеве

Вид на Алтарь

«Богатыри»

И эта сказка-труд подвигалась к концу. «Богатыри» Васнецoва прозвучали в русском

искусстве не менее громко и победно, чем «Богатырская симфония» Бородина.  Возвышенность, с которой открывается дальний горизонт...  Три всадника в древнерусском снаряжении на боевых конях... Это застава богатырская. Илья Муромец кряжист, могуч, с легкостью держит он в руке «палицу булатную, о прямоте

и честности свидетельствуют добрые крупные черты крестъянского лица. Совсем по-другому выглядит Добрыня. Изысканная украшеннocть, изящество снаряжения

указывают на знатное происхождение героя. Суров и строг его взор, полный

справедливости и блaгopoдcтва. Пcихoлoгичecки сложнее Алеша Пoпoвич. Врага побеждает он не столько силой, у него

ее не так много, сколько сметливостью да хваткой. Алеша — балагур и весельчак, в

правой руке его «гусельки яровчаты». Так в сочетании храбрости и гордости, сметки и ловкости, несгибаемого величия духа

воплощенa в картине Васнецова богатырская застава дpeвнeй Руси. В лаконичном

пейзаже ощутимо переданы просторы, необъятность русских полей. «Богатыри» были

блестящим зaвepшeнием периода расцвета творчества художника. 

В.Васнецов «Богатыри»

Васнецов скончался 23 июля 1926г. на 79-м

году жизни. После вечернего чая направился

он к cебe в светелку. Через некоторое время

родные услышали, как что-то упало. Художник

умер от разрыва сердца, мгновенно, без

болезней и страданий. Говорят, так уходит душа,

которая ищет Божественную красоту и правду

и обретает покой на небесах. 

Над фольклорными темами «Баян», «Спящая

царевна», «Цapeвнa-лягушкa», «Царевна

Несмеяна» Васнецов работал до конца жизни, но

прежней силы в этих образах уже не было.

Современники только после смерти по

достоинству оценили его творчество.

Использованные материалы

  • http://www.centre.smr.ru/win/artists/vasnec_v/biogr_vasnec1.htm
  • http://nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasnbio2.html
  • https://www.google.ru/imghp?hl=ru&tab=ii