Интегрированный урок "Времена года в изобразительном искусстве и музыке"


Времена года
в изобразительном искусстве и музыке
Интегрированный урок по музыке и изобразительному искусству.
Цель урока: Показать тесную взаимосвязь музыки и живописи, их общую жизненную
основу, взаимовлияние и взаимодополнение на примере произведений живописи и
концерта А. Вивальди «Весна».
Задачи урока
Образовательные:
Познакомить с произведениями искусства эпохи барокко, изображающими времена года;
Повторить такие понятия, как «циклическая форма», «программная музыка», «концерт»,
«рондо», «барокко», «пейзаж»
Развивающие:
Развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и
художественных произведений;
Развивать творческую и познавательную активность
Развивать умение сопоставлять музыкальный, литературный и художественный образы;
Воспитательные:
Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение,
проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном искусстве и создание
собственных художественных образов;
Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и
эстетического вкуса;
Воспитывать эстетическое восприятие культуры, самостоятельность в работе, творческий
подход к выполнению работы.
Тип урока: изучение нового материала, трудовой практикум.
Форма урока: экспериментальный интегрированный урок – путешествие во времени и
пространстве с элементом игры.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование уважительного отношения к культуре и искусству разных
эпох, целостного мировоззрения; формирование коммуникативной компетентности в
общении с сверстниками, потребности самостоятельной практической деятельности,
умения слушать музыку, любоваться красотой вещей, которые отражают строй мыслей и
чувств человеческой души.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение ориентироваться в своей системе знаний на данном уроке, по данной теме,
отличать новое от известного, находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт,
информацию, полученную на уроке.
Познавательные: уметь распознавать, сопоставлять, сравнивать художественные образы
(музыкальные, художественные, литературные) в предложенных эпохах образный язык
произведений, осуществлять свой художественный замысел в освоении технологий
изображения музыки в рисунке.
Организация пространства:
1.Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в группах.
2. Ресурсы: музыкальные (концерт А. Вивальди «Весна»); работы художников: римская
мозаика конца IV века н.э. «Четыре времени года Роскошный часослов герцога
Беррийского, Май (средневековье); стихотворения Вивальди к циклу «Времена года»;
Оборудование: компьютер, экран, таблички с терминами, индивидуальный раздаточный
материал (стихи А. Вивальди),кисти, гуашь, губка, декоративные элементы.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
3. Демонстрация эскизов выполнения практической работы в группах.
4. «Работа в мастерской Арчимбольдо» - экспериментальная практическая работа
(создание группами учащихся образов весны).
5. Рефлексия.
6. Итог урока.
Ход урока:
1 Вход под песню С. Никитина «Под музыку Вивальди»
Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на партах раздаточного материала и
материала для творческой работы).
- По музыке, которая звучала, когда вы рассаживались на места, вы, наверно, догадались,
с творчеством какого композитора нам сегодня предстоит познакомиться на уроке.
- С творчеством Вивальди.
- Антонио Вивальди – итальянский композитор эпохи барокко, скрипач-виртуоз, дирижер
и педагог. Создатель жанра инструментального концерта.
- Дома вы должны были прочитать стихотворения в прикрепленном файле. Эти же стихи
сейчас находятся на ваших партах. Вы должны были подумать, какое общее название
можно дать этим стихам. Какие будут предложения?
- Времена года.
- Эти стихи появились у нас не случайно. Они были написаны Антонио Вивальди в
качестве пояснения, программы к циклу из четырех концертов, который композитор так и
назвал: «Времена года». С понятием «цикл» мы с вами уже знакомы. Что такое цикл в
музыке?
- Несколько произведений, объединенных общим замыслом.
- У какого еще композитора есть цикл с таким же названием?
- У Чайковского.
- Кстати, а в каких еще видах искусства нашла отражение тема времен года?
- В литературе и изобразительном искусстве.
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
- «Времена года»
-Так как сегодняшний урок – урок созвучие двух видов искусства, то я дополню тему:
«Времена года в музыке и изобразительном искусстве». Что удивительно, тема времен
года существует на протяжении столетий.
Прошло столько веков, а поэты, музыканты, художники всех времен и эпох не остаются
равнодушны к этой теме.
- Людмила Андреевна, а как Вы думаете, почему?
- А давайте, Екатерина Аслановна, на этот вопрос ответят сами ребята в конце урока.
Итак, проблема урока: почему тема «времен года» остается актуальной в искусстве на
протяжении многих веков? Или почему человек в своем художественном творчестве
обращается к темам природы вообще и к теме «времен года» в частности?
Давайте перенесемся через пространство и время в Италию, в эпоху античности.
Посмотрите на эту итальянскую мозаику 4 века
Вы видите расположенные по диагонали 4 фигуры: это весна в венке из цветов, лето с
венком колосьев и серпом в руке, осень в венке из винограда, зима в шапке из леопарда,
закутанная в шаль. Диагональное расположение фигур подчеркивает движение по кругу.
- Так, видимо, художник изображает круговорот сезонов? И символично, что именно
люди изображают сезоны, возникает ассоциация с периодами жизни человека от
рождения к старости.
- Да, именно так. Для нас, современных людей, время представляется в виде прямой
линии: один год сменяет другой, и они никогда не возвращаются. А для древних людей
время шло по замкнутому кругу.
-И сама жизнь представлялась им как непрерывный цикл жизни и смерти. А времена года
были олицетворением этого цикла: весна-рождение, лето – расцвет, осень – зрелость, зима
старость и смерть.
Что же? Не видите ль вы, как год сменяет четыре
Времени, как чередом подражает он возрастам нашим?
Овидий.
Посмотрите внимательно на изображение времен года. Что их отличает друг от друга?
-Сезоны напрямую связаны с сельскохозяйственными работами.
На экране миниатюры календаря «Роскошного часослова герцога Беррийского» 15 век.
Мы перенеслись во Францию. Название говорит нам о том, что эта работа была
выполнена по заказу герцога для оформления часослова - церковной книги с текстами
молитв. Выполнили ее французские художники нидерландского происхождения братья
Лимбург. Эти миниатюры переносят нас в эпоху средневековья. Здесь показана связь
сезонов, времен года. Картина увенчана небесным сводом, по которому движется
колесница Солнца.
- А сейчас вернемся к музыке. И перенесемся на родину Антонио Вивальди, в Венецию, в
17 век, эпоху барокко. Раз уж речь у нас пойдет об инструментальном концерте
Вивальди, давайте вспомним, что такое концерт?
-Многочастное произведение для солиста и оркестра, суть которого – соревнование между
солистом и оркестром.
-Действительно, концерт - это достаточно крупное произведение, и, так как формат урока
не позволит нам прослушать все четыре концерта, сегодня мы остановимся на одном из
них. А вот какой именно это будет концерт и о каком времени года пойдет речь на уроке,
вы должны будете догадаться, прослушав отрывок из концерта и сопоставив его со
стихами, которые лежат у вас на партах.
Первичное слушание.
- Это весна.
- Давайте прочитаем это стихотворение. Все согласны, что именно это мы услышали в
музыке? Какие средства музыкальной выразительности подсказали вам ответ? Какой лад?
Какие интонации преобладали: восходящие или нисходящие? Какие слова из таблицы
эмоциональных состояний соответствуют прослушанному отрывку.
Посмотрите, как созвучна прослушанному нами произведению весна на картине
современника Вивальди, французского художника Франсу Буже. На его полотне как будто
оживает музыка Вивальди: пробуждение природы, пора цветения и любви. В мягкости
мазка, цвете и колорите мы слышим музыку великого композитора. Насколько
изобразительной была музыка и насколько она соответствует стихотворению,
написанному композитором. Давайте попробуем в этом убедиться, прослушав первую
часть этого концерта, которая соответствует по замыслу двум первым четверостишиям.
Поднимите руки, когда услышите пение птиц, грозу. Какие инструменты задействованы
композитором?
Повторное слушание первой части.
Итак, мы с вами убедились, что музыка действительно полностью соответствует
сопроводительному стихотворению. Как называется такая музыка, в основе которой
лежит конкретный сюжет или образ?
-Программная музыка.
- Хочу обратить ваше внимание, что программная музыка как жанр сформировалась
только в 19 веке. Так что Вивальди и здесь «обогнал» свое время
Вы услышали полный симфонический оркестр или в нем задействованы не все группы
инструментов?
Такой концерт, написанный только для струнных смычковых инструментов называется
«камерный». Что такое камерная музыка?
- Музыка, написанная для небольшого исполнительского состава.
- Людмила Андреевна, а какой образ Вы как творческий человек представили бы себе,
если бы услышали где-то эту мелодию, не зная ее названия.
- Я бы представила себе идущую по изумрудному лугу девушку, с распущенными
волосами, с венком из весенних цветов, птиц, порхающих вокруг нее. Природа рождается
вновь, хочется снова обратится к словам сонета: «Весна грядет, и радостною песней полна
природа!»
Предлагаю перенестись в 14 век. Мы видим картину художника Джузеппе Арчимбольдо
самую оригинальную версию «Весны» из всех сезонных когда-либо созданных 4 времен
года. Мы видим образ розовощекой, цветущей, созданной из цветов весны, она дышит
землей, пашней, свежестью.
Давайте задержимся в мастерской Арчимбольдо и попробуем из выполненных на
прошлом уроке заготовок, трафаретов создать в группах декоративный образ весны и
заодно обдумать ответ на поставленную проблему урока: почему человек в своем
художественном творчестве обращается к природе, к временам года.
Работа в группах. Звучит концерт А. Вивальди «Весна».
Итак, машина времени возвращает нас в наше время, пора демонстрировать созданные
вами в мастерской Арчимбольдо образы Весны.
Представитель от каждой группы озвучивает ответ на поставленную проблему.
Итог урока:
Закончить урок хотелось бы словами замечательного поэта и художника Честнякова:
Я направляю свой поход
Туда, где Солнышка восход.
Хочу до Солнышка дойти,
Моря живой воды найти.
И если впрок пойдут труды,
Я принесу живой воды...
Такой живой водой и является творчество таких музыкантов, как Вивальди, художников,
картины которых мы сегодня видели и, конечно же ваше творчество, которое посвятили
вы своей земле, природе.
"
Рефлексия:
1. Антонио Вивальди – это
А) австрийский композитор эпохи классицизма.
Б) итальянский композитор эпохи барокко
В) польский композитор эпохи романтизма
2. «Времена года» А. Вивальди - это
А) Скрипичный концерт Б) Камерный концерт В) Цикл концертов
3. В концерте «Весна» А. Вивальди есть эпизод:
А) Буря Б) Радуга В) Гроза
4. Какое из произведений изобразительного искусства относится к той же эпохе, что и
творчество А. Вивальди?
А) «Весна» Ф. Буше Б) «Весна» Дж. Арчимбольдо В) «Роскошный часослов
герцога Беррийского»)