Конспект урока "Искусство Гжели" 5 класс

Урок изобразительного искусства в 5-м классе по теме «Искусство Гжели»
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с Гжельской керамикой, историей её
происхождения, особенностью росписи, разнообразием форм посуды, Учить выделять
элементы растительного узора гжельской керамики (цветы, листья, завиток),
формировать навыки росписи мазками элементов гжельского растительного узора
(крупный цветок, листья, точки – бусинки)
Развивающие: развивать творческую активность, навыки работы с художественными
материалами (гуашь), развивать логическое мышление, воображение и внимание.
Воспитательные: воспитывать эмоционально-эстетическое восприятие произведений
мастеров Гжели, любовь и интерес к народному искусству, к традиционной русской
культуре, своей Родине и её истории.
Оборудование и материалы:
1. Иллюстрации с изображением керамической посуды.
2. Пособия с изображением элементов росписи. Схемы и таблицы с
изображением гжельских узоров, шаблоны предметов для украшения
3. Шаблоны куклы для росписи (развёртка на основе конуса).
Художественные материалы: синяя гуашь, кисти, баночки для воды, лист
бумаги.
Компьютер, проектор, репродукции и образцы декоративно - прикладного
искусства.
Ход урока
I. Организационный момент.
Чудо с синими цветами.
Голубыми лепестками
Синими цветочками,
Нежными виточками
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле.
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели
Вы не слышали о Гжели?
II. Тема и цели урока
И вот перед нами один из промыслов: «Сказочная Гжель».
У всех замечательных изделий, которые вы видите, одна родина – подмосковное село
Гжель, знаменитый на всю страну центр русской керамики.
- Сегодня, ребята, мы начинаем разговор о русских народных промыслах. О том, что
создают народные мастера, какие мотивы и цвета используют в своей работе, а так же
попробуем освоить основные приёмы гжельской росписи, украсим гжельской
росписью посуду.
Гжельские места издавна славились хорошими глинами. Широкая добыча разных
сортов глины велась в Гжели с середины XVII века. Ещё изготавливали кирпич,
гончарные трубы, изразцы. Многие жители окрестных сёл и деревень работали у
гончарного круга и лепили из глины игрушки.
Позднее, в XVIII веке, стали делать посуду оригинальной формы. Правда она была
несколько тяжеловата. Михайло Ломоносов, который искал секрет фарфора и по
достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова:
«Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики
девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми,
такова у нас гжельская, которой нигде не видал я белизною превосходнее».
В XIX веке в Гжели освоили производство фарфора. К 1812 году в Гжели
насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Кроме посуды, в гжели делали
игрушки в виде птиц и зверей, декоративные статуэтки на темы из русского быта.
Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда
расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном
народном, гжельском стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи
являлись декоративные цветы, листья, травы.
Любое изделие сначала зарождается в мастерской художника. Задумал он создать
чашку. Какой может быть она? Приземистой круглой либо прямой, как стакан. Но
главное в ней – роспись. Придумал и всё нарисовал на бумаге. Красиво получилось!
Затем художник вылепил чашку из пластилина, чтобы все видели, как она будет
выглядеть.
III. Технология производства керамики.
На заводе одни мастера делают по образцу художника форму чашки, другие –
расписывают её, третьи – отправляют в специальную печь для обжига. И лишь тогда
чашка готова. Сколько художников, столько и разных по форме чашек. Но в одном
они одинаковы – в бело-синем цвете. Говорят, что небо гжельское, как нигде в
России, синее-синее. Вот и перенесли мастера эту синеву на свои изделия.
По белому фону тарелки или подсвечника рука художника ведёт кисточку с синей
краской – кобальтом. Сначала весь рисунок кажется блёклым, бесцветным. Но, после
обжига, всё становится ярким синим: и цветы, и фигурки людей, и птицы, и травы.
Там, где художник нажимал на кисточку сильнее, цвет получился тёмно-синим, а где
слабее наносил мазки – там цвет получился светло-голубым.
Чего только не делают в Гжели! Чайные и столовые сервизы. Чашки, чайники,
подсвечники, даже шахматы и часы. И все изделия удивительно красивы.
Кружки, как правило, все необычной причудливой формы, с крышками,
украшенными фигурками, и без крышек с витиеватыми ручками. И расписаны они
интересно. То по ним шагает сказочная птица, то изображён гжельский заводик.
Нельзя пройти мимо семейства пузатых чайников: мал, мала, меньше. А какие
игрушки из фарфора! Любят мастера давать своим изделиям яркие названия.
Сейчас технологическая цепочка строится так:
1.Формовка (литье в гипсовых формах)
2. Сушка.
3. Ручной осмотр.
4. Контроль на трещины.
5. Обжиг (электропечь)
6. Живописный цех.
Вот за этими «производственными» словами и скрывается тайна создания Гжельских
изделий и труд множества людей. Гжельская глина отличается особыми качествами:
высокой пластичностью и тугоплавкостью. Она жирная, т.е. в ней мало песка.
Накопанная глина проходит тщательную первичную обработку: вымораживание,
отмучивание, разминание. Глина - живой материал!
IV. Знакомство с особенностью гжельской росписи.
Тонкие и толстые прямые линии, сеточки, точки, штрихи, волнистые линии, усики,
завитки, мотивы с элементом “капелька”. Почти на каждой гжельской вещи мы видим
цветок – “гжельскую розу”. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А
иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То
цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее
лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.
V. Практическая работа.
- ребята, учимся выполнять необычный мазок «мазок с тенями». В нём виден
постепенный переход от светлого к тёмному. Я выполняю на доске, дети на шаблоне
куклы. Низ платья украсим орнаментом из волнистых линий, точек, “капелек, а центр
“гжельской розой” с листьями, усиками и завитками. Когда работа подсохнет,
свернёте ее конусом и закрепите скрепками.
Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым
разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски
больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а
тонкий кончик оставляет совсем светлый след.
А роспись «одной кистью» получается тогда, когда василек или веточка пишутся
одним набором краски на кисть – тогда первые лепестки будут темные, а остальные
постепенно светлеют. Для того чтобы нарисовать розу, нужна среднеширокая
кисточка. Поворачиваем её вокруг черенка, потом от середины цветка
накладываем широкие мазки синей и голубой краски, т.е. как бы наращиваем лепестки
широкими мазками.
VI. Подведение итогов.
- С каким народным промыслом мы с вами познакомились? (Гжель.)
- Какой материал используют гжельские мастера в своей работе? (Глину.)
- Какие изделия создают гжельские мастера? (Посуду, мелкую скульптурную
пластику.)
- Что характерно для гжельской росписи? (Синий цвет.)
- Какие элементы используют народные мастера? (Линии, сеточки, усики,
‘капельки”, мазок с тенями)
- Ребята, что мы с вами можем сделать, чтобы декоративно-прикладное искусство
развивалось и процветало?
Правильно, всем надо стараться что-то делать своими руками, создавать и украшать.
Выставка работ учащихся.
- Ребята, вы все сегодня замечательно постарались. Какие красивые куклы у всех
получились! (хоровод из кукол возле доски)
Выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
-Найти материал о Хохломской росписи по группам:
1 группа - краткая информация о промысле;
2 группа - стихи о росписи и пословицы о труде;
3 группа - о цветах и мотивах, используемых в Хохломской росписи.