Классный час на тему "Весна в произведениях русских художников"

Классный час
на тему «ВЕСНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ»
для учащихся 2 и 3 классов художественного отделения
преподавателей Кузьминой Т.М.
Цели и задачи: содействовать формированию эстетического отношения к
действительности; способствовать эстетическому восприятию весеннего
пейзажа в действительности и в искусстве; способствовать формированию
художественного вкуса; активизировать творческое воображение,
осуществлять межпредметную связь урока изобразительного искусства с
уроками литературного чтения, окружающего мира, музыки; развивать
графические навыки и умение в передаче красоты реальной формы.
Оборудование:
Изобразительный ряд: репродукции Ф. Васильев «Оттепель», А. К.
Саврасов «Грачи прилетели», С. В. Герасимов «Лед прошел»,
И. И. Левитан «Первая зелень» Весна. Большая вода», «Март», Ф. Васильев
«Оттепель», К. Юона «Мартовское солнце», компьютер
Литературный ряд: стихотворения о весне.
Музыкальный ряд: С. Рахманинов «Весенние воды».
План урока:
1) Организационный момент
2)Постановка темы урока.
Прослушивание музыкального фрагмента. С. Рахманинов «Весенние воды»
Беседа о весне в творчестве композиторов.
3) Беседа о произведениях изобразительного искусства: «Грачи прилетели»
А. К. Саврасова , «Лед прошел» С. В. Герасимова ,
«Первая зелень» Весна. Большая вода», «Март» И. И. Левитана , «Оттепель»
Ф.Васильева, К. Юон «Мартовское солнце» и др.
4)Практическая работа. Рисование весеннего пейзажа
5) Презентация работ
6) Итог урока
Ход урока
1. Организация класса.
1. Приветствие учащихся.
2. Проверка готовности к уроку.
2. Постановка темы урока.
Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами совершим небольшую
прогулку и для начала предлагаю отгадать загадку:
Пришла, улыбнулась,
Утихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора,
А птицы пропели: «Вить гнезда пора».
Когда это все происходит?
Верно, весной. Каждое время года по-своему красиво и привлекает своим
многообразием красок. С наступлением каждого времени года у нас
появляются разные чувства, настроения, ощущения, будь то зима, лето, весна
или осень. Но сегодня нам хотелось бы поговорить о весне. Весна наступила
повсюду. И урок наш сегодня будет посвящён этому прекрасному времени
года, которым восхищаются и к которому часто обращаются в своём
творчестве композиторы, музыканты, художники .
-Ребята, поднимите руку, кто из вас любит весну? За что вы её любите? (За
яркое солнце, за тёплый воздух, за свежую молодую листву и т.д.).
- Весна наполняет души людей чувством ожидания. Для детей это бодрое
ожидание тепла, каникул, свободы, пускание по ручейкам бумажных
лодочек, звонкая веселая капель с крыш, это яркое теплое солнышко. А для
взрослых весеннее пробуждение природы вселяет надежду на обновление
чувств.
–Не секрет, что весна может ранняя и поздняя. Назовите признаки ранней
весны? (Ярко светит солнце, но еще не сильно греет, длиннее тени,
набухают почки у вербы, рыхлый снег, весеннее тепло, свежесть воздуха,
запах мокрой коры и тающего снега).
-А признаки поздней весны? (солнце яркое и греет, день стал длиннее,
появляется зеленая трава и первоцветы, снег только в глубоких оврагах).
Прослушивание музыки С. Рахманинова «Весенние воды».
- Ребята, предлагаю прослушать одно музыкальное произведение. О чём оно?
(О весне)
Действительно, прозвучал романс Сергея Рахманинова “Весенние воды”
-По каким признакам вы определили, что это именно весна? (Мелодия
напоминает потоки весенней воды, бурные журчащие ручьи).
-Композитор сумел передать весеннее состояние природы с помощью
средств музыкальной выразительности: мелодии, быстрого темпа, мажорного
лада. Мелодия словно повторяет переливы движущейся воды. Кажется, что
мы стоим возле ручья.
Но весна вдохновляет не только композиторов, сегодня мы поговорим о том,
как чувствуют и передают весну в своих произведениях художники. Тема
нашего урока: «Весна в произведениях русских художников»
3. Беседа о произведениях изобразительного искусства.
Ребята, вы знаете, что художники, которые пишут природу, называют
пейзажистами, а их картины – пейзажами. Среди них такие известные
творцы прекрасного, как И. И. Левитан, Ф. А. Васильев, С. В. Герасимови
многие другие.
Весна у художников разная: она и яркая, бурная, и многоводная, и солнечная,
и радостная и грустная.
Посмотрите на картину Сергея Васильевича Герасимова «Лед
прошел». На протяжении своей долгой творческой жизни
С. В. Герасимов (1885–1964) выступал как автор не только портретов, но и
как проникновенный пейзажист. Художник был влюблен в русскую природу.
Он горячо любил и умел правдиво передавать ее различные состояния, ее
тонкую цветовую гармонию. В привычных мотивах среднерусской природы
он всегда умел подметить и подчеркнуть ее неброскую красоту, ее милую
задушевность. Поэтому созданные Герасимовым лирические пейзажи легко
находят путь к сердцу каждого человека. Пейзажи художника поражают
великолепной передачей различных состояний природы. Простота и лиризм
свойственны многочисленным пейзажам Герасимова, исполненным им в
разные периоды творчества. Излюбленной темой художника была ранняя
весна, образ пробуждающейся природы. Этому посвящена и картина «Лед
прошел».
Перед вами репродукция картины «Лед прошел». В картине
изображен типичный среднерусский пейзаж: купы берез на высоком берегу
реки, холмистые дали, темный бор у горизонта. Особые, неповторимые дни
ранней весны: полосы еще не растаявшего снега, рядом – обнажившаяся,
бурая от прошлогодней травы земля, нежные, чуть краснеющие ветки
молодой поросли, клочковатые тучи и сквозь них редкие проблески синего
неба. Ветреный, холодный серый день, и все же ощущается близость весны.
Художник изобразил начало весны, когда с полей еще не бегут
говорливые ручьи, не слышно гомона птиц. Природа еще не проснулась, но
чувствуется, что солнечные лучи уже согревают землю, деревья и воздух.
Снег потерял свою белизну и осел.
По каким признакам можно судить о начале весны в картине?
Что вам больше всего понравилось в картине?
Ребята, а что происходит в природе потом?
А ведь у художника Фёдора Алексеевича Васильева есть такая картина
«Оттепель».
Что вы думаете о погоде того дня, который изобразил художник?
Какие цвета преобладают в картине?
На этой картине художник изобразил весну, вступающую в свои права.
Мрачным и строгим выглядит заиндевелый лес. Мы видим дорогу,
«разбухшую от подтаявшего снега». На дальние поля легли синие тени.
Заброшенной и сиротливой кажется стоящая близ дороги одинокая
крестьянская изба. Лучики солнца, пробивающиеся сквозь тучи, как бы
говорят о том, что природа просыпается. Сочетание коричневых, серых,
желтоватых тонов усиливает впечатление грусти. Введенная в пейзаж фигура
путника с ребенком, с трудом пробирающегося по разъезженной талой
дороге с разлившимся посередине ручьем, еще больше усиливает гнетущее
чувство безнадежности.
По народному поверью, в день Герасима 17 марта прилетают с зимовки
грачи к своим родным гнездовьям. Этих первых крылатых вестников весны с
радостью встречают люди.
Вы, наверное, уже догадались, о какой картине у нас пойдет речь.
Верно, рассмотрим картину Алексея Кондратьевича Саврасова
(18301897) «Грачи прилетели». Она вам уже знакома со второго класса.
Художник изобразил мотив весенней пробуждающейся природы, с тающим
снегом и первым весенним дыханием. В изображении лирического
восприятия родной природы художник показал внутреннюю красоту
невзрачного по своему внешнему облику пейзажа. Снег еще холодный,
зимний, а рядом талая вода. На картине мы видим русскую деревню с
небольшой церквушкой, деревянными домами и баньками на задах дворов.
Березки еще не распустились, их ветки словно качаются в воздухе. Небо с
легкими облаками это уже весеннее дыхание. А вокруг уже неугомонные
первые вестники весны грачи. С весенними криками они летают над
деревьями, хлопочут о весне.
Какие чувства вызвала у вас эта картина?
Архип Иванович Куинджи известный русский и украинский художник-
пейзажист, написал картину «Ранняя весна» в 1895 году. На переднем плане
этой замечательной картины художник изобразил реку, которая сбрасывает с
себя зимние ледяные оковы. Зима сдает свои позиции, лёд сильно
потрескался и скоро растает совсем. О последних днях зимы нам говорят
множество проталин также изображенных художником на первом плане.
Почки на деревьях уже вполне готовы распуститься.
Куинджи построил композицию картины таким образом, что взгляд зрителя
следит за рекой и вскоре оказывается на заднем плане, в глубине туманного
леса, который растворяется в бесконечности. Небо особым образом влияет на
настроение картины: добавляет света, лёгкости.
Картина Архипа Куинджи отличается нежностью и в то же время
естественностью красок. Очень правдоподобно художник изобразил самое
начало весны в средней полосе России. Грамотно и очень аккуратно
подобранные оттенки выдают руку настоящего мастера и профессионала.
Василий Николаевич Бакшеев. Голубая весна [1930] Из всех времён
года В. А. Бакшеев больше всего любил весну и изображал в своих пейзажах
самые лучшие, самые светлые моменты пробуждения природы после зимнего
сна. Вот картина «Голубая весна». Понятно, почему художник дал ей такое
название – голубой цвет играет здесь главную роль. Яркое небо постепенно
светлеет вдалеке, а белоснежные стволы берёз как будто растворяются
в туманной дымке и кажутся нежно-розовыми. Снег уже растаял, земля
подсохла. Тропинка между деревьев уходит вдаль. Она начинается прямо
от края картины, художник будто приглашает нас прогуляться по весеннему
приветливому лесу, подышать чистым воздухом.
С большой проникновенностью выразил Василий Николаевич свое
отношение к природе. Он писал: «Когда бродишь среди природы, видишь в
поле, в лесу, в облаках движение, все дышит, все живет, и как ясно, просто
это явление жизни! Сколько блаженства, счастья видеть летом, как солнце
заливает своими лучами поля, леса, воды и небо! Запах земли, аромат леса,
какое это очарование! Появляется страстное желание передать это на холсте.
Передать проявление жизни, ее трепет. Вот тут-то и приходится переживать
ряд очарований и разочарований. Трудно, ах как трудно передать, что
видишь и что чувствуешь. Но зато, какое высокое наслаждение испытывает
художник, когда ему удается передать на холсте кусок настоящей жизни».
Исаак Ильич Левитан « Март». Весна на картине практически не
вступила в права. Тяжелый и лишь слегка подтаявший снег лежит толстым
ковром. Только снеговая шапка на крыше заднего крыльца готова упасть и
рассыпаться. Если молодые березки освещены ярким солнцем, то мрачные
сосны остаются в тени, словно не желая так скоро уступать наступающему
теплу.
Но весну никак не скрыть. Ее выдает безупречно чистое небо, синие тени
на снегу, скворечник на вершине березы уже готов принять веселое и
шумное птичье семейство.
Дороги уже практически избавились от снега. Охристый цвет
проступающего наезженного пути также создает совершенно весеннее и
приподнятое настроение, а залитая солнцем стена деревянного дома кажется
жадно впитывает в себя тепло, истосковавшись по свету за долгую зиму..
Вся работа пронизана атмосферой нетерпеливого ожидания расцвета и
цветения. Пробудившись, весна медленно, но верно преображает все вокруг.
Известно, что великий пейзажист написал эту работу необыкновенно
быстро, всего за несколько сеансов. Автор всеми силами старается
приблизить наступление тепла и пору цветения.
Сочетание зеленого, синего и белого цветов, создали уникальный и
радостный колорит работы. До мастера подобным образом зиму никто не
писал. Поэтому эта работа стала источником вдохновения целого
поколения русских художников. Автор сумел увидеть в обычном мартовском
пейзаже летнюю радость, красочность и веселость. Во всем чувствуется
некоторая незаконченность, недосказанность. Стремительные перемены в
природе, наступающее тепло создают иллюзию движения в картине, так
мастерски переданную художником.
«Весна.Большая вода». Любимое художником Исааком Ильичом
Левитаном время года на картине «Весна. Большая вода» изображено в
период своего самого сильного проявления. Перед нами паводок,
захвативший часть прибрежного леса и несколько деревенских построек.
Золотистые охристые тона, которые использует автор для передачи
теплеющего весеннего солнца, смешиваются с голубыми оттенками воды и
неба. Настроение бодрое, даже веселое. Деревья, вырастающие из воды,
словно устремляются навстречу солнцу, небу и теплу, уставшие от зимнего
сна, они расправляют свои ветви, как проснувшийся человек, потягиваясь,
прогоняет остатки сна и приводит свое тело в "рабочее" состояние.
Водная гладь практически неподвижна. Отраженные деревья зрительно
удлиняют картину. Пройдет совсем немного времени и набухшие на
деревьях почки лопнут зеленым буйством красок. Все затихло в ожидании
этого главного весеннего чуда. Вода и тепло возрождают жизнь.
«Первая зелень». Эту работу мастер написал непосредственно с натуры.
На картине мы видим пронизанную солнцем молодую, светлую листву. Она
особенно красивая и прозрачная на фоне темного сарая. Весь сюжет
весенняя листва, серо-коричневый плетень, песчаная дорожка впереди. Этюд
поражает своей свежестью и чистотой поэтического чувства. Весной день
прибавился, а время несется скорым поездом. Едва пригрело солнце, как на
земле появились черные прорехи проталинок. Едва с крыш с шумом скатился
последний рыхлый снег, как прорезались бурые листочки первой травы; едва
пролетела первая бабочка, и вот уже весна приспела к окраинам своих
владений к первой грозе, радостному крику помолодевшего неба,
опьяненного горячим дыханием солнца и запахом распустившихся тополей.
Гроза эта совсем не страшна, наоборот, приятна человеку и природе.
Аркадий Александрович Рылов «Зелёный шум». В этой картине зритель
словно стоит на возвышенности, с которой открывается широкий вид на
пойму темно-синей реки с парусами лодок. Рядом с ним шумят старые,
молодые и совсем юные деревья. День, как видно, выдался ветреный. По
чистому весеннему, нежно-бирюзовому небу несутся кучевые облака. Белые,
лиловые, розовые – они освещены невидимым на картине, но где-то близко
сверкающим солнцем. От этого и листва деревьев светится по-разному. Она
будто осыпана блестящими или драгоценными камнями – это перевернулись
от ветра сотни трепещущих, пляшущих листочков.
На солнечной стороне листва светится теплыми – зелеными и
желтоватыми бликами, на темной – погружена в холодную гамму темно-
зеленых, почти черных тонов.
Вся природа ликует. Она преисполнена силы и свежести. По русской
земле идет-гудет Зеленый Шум... Деревья, только что одевшиеся нарядной
листвой, и буйный, озорной ветер водят хоровод.
4. Практическая работа
- Ну а сейчас приступим к практической части нашего урока. Представим,
что мы с вами художники-пейзажисты нам нужно нарисовать весну. Каждый
из вас постарается создать картину своей весны.
5. Презентация работ
-Ребята, вы молодцы, весна у вас получилась разная, и весёлая, и грустная, и
даже счастливая.
6. Итог урока
Обобщение изученного материала.
С репродукциями каких художников вы сегодня познакомились?
Каких художников –пейзажистов вы запомнили? Кто запомнил названия
картин?
Мы с вами встретили весну. Поговорили о том, как художники воспевали
весну в своих картинах. И в заключение я бы хотела прочитать вам
стихотворение Евгения Абрамовича Баратынского «Весна, весна! Как
воздух чист!».
Весна, весна, как воздух чист...
Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен, и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поёт
Заздравный гимн весне.