Конспект урока "Беседа «Сказка в произведениях русских художников»" 3 класс скачать бесплатно

Конспект урока "Беседа «Сказка в произведениях русских художников»" 3 класс


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
3 КЛАСС
МОУ «МЕДНОВСКАЯ СОШ»
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МИНАКОВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА
ТЕМА: БЕСЕДА «СКАЗКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ»
Ц е л и : ознакомить с произведениями изобразительного искусства;
развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать
свои впечатления; побуждать интерес к декоративно-оформительской графике.
О б о р у д о в а н и е : мультимедийный проектор
Ход урока
I. Организация класса.
1. П р и в е т с т в и е у ч а щ и х с я .
2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и к уроку.
II. Постановка темы урока.
Сегодня у нас необычный урок – мы не будем рисовать. Сегодня мы с вами
совершим путешествие в сказочный мир, созданный известными русскими
художниками.
III. Актуализация знаний учащихся.
Вы все любите сказки, а почему?
Сказки тесно связаны с национальными преданиями, поэтому зачастую
творческие люди заимствуют сказочные сюжеты при создании своих
произведений. Историческое наследие наших предков народное творчество
называется фольклором.
IV. Вводная беседа.
С л о в о у ч и т е л я. Образы, рожденные поэтическим творчеством народа,
заняли большое место в произведениях многих выдающихся представителей
русской литературы и искусства XIX века, например в поэзии А. С.
Пушкина, его сказки.
Чрезвычайно велик был интерес к народному искусству крупнейших
художников прошлого столетия. Результаты их творческих усилий оказались
столь значительны, что и по сей день в нашем сознании фольклорная тема
связывается с творчеством целого ряда художников того времени: живописцев
Виктора Михайловича Васнецова, графика Ивана Яковлевича Билибина и
многих других.
V. Анализ творчества В. М. Васнецова.
Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную
жизнь. Его считали истинным богатырём русской живописи. Он говорил: «Я
всегда был убежден, что [...] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь
цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а
может быть, и будущим».
Виктор Михайлович Васнецов (Слайд 2) (1848–1926) родился в семье
священника, страстного любителя природы. Отец с детства привил своим
сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию, чувство
восхищения красотой родной природы. Родина Васнецова до сих пор
славится своими сказочниками, мастерами народного изобразительного
творчества.
Васнецов учился в Петербурге, а потом переехал в Москву. Сама Москва с ее
Кремлем, старинными храмами и монастырями «живая история» России, она
служила ему неиссякаемым источником вдохновения. Именно в Москве работал
художник над своими широко известными картинами «Три царевны подземного
царства», «Ковер-самолет», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке». В
1894 году Васнецов выстроил себе дом с громадной мастерской, в котором и
завершил продолжавшуюся в течение многих лет работу над своим любимым
детищем – картиной «Богатыри».
Мир васнецовской фантазии его современниками был принят далеко не
сразу. Многие забывали, что он рисовал сказочный сюжет, и ругали за
несоответствие его жизни.
В 1898 году Васнецов завершил затянувшуюся на многие годы работу над
картиной «Богатыри» (Слайд 3). Эту работу он считал своим творческим
долгом, обязательством перед родным народом. Если вести счет от первого
эскиза (1876), то работа над «Богатырями» продолжалась большими
перерывами) свыше двадцати лет. «Богатыри» завершили поиски Васнецова,
связанные с решением историко-былинной темы.
Сам Васнецов так определил замысел картины: «…картина моя «Богатыри»
Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле,
нет ли где ворога, не обижают ли где кого».
Художнику удалось создать действительно яркий былинный образ народной
богатырской силы, способной защитить родную землю от любого врага.
Полон спокойной мощи крестьянский сын Илья Муромец, воплощающий в
себе силу народную; зорко всматривается он вдаль из-под руки, на которой
легко висит огромная палица. Под стать ему и могучий черный конь, как
вкопанный стоит он под своим мощным седоком.
Добрыня Никитич воплощение силы духа народа. Его правая рука уже
вынимает меч из ножен, он весь подобрался, готовый к битве. И конь под ним
такой же чуткий, готовый повиноваться воле мудрого наездника.
Задумался о чем-то Алеша Попович, один из самых хитроумных, ловких и
любимых народом героев. Он слегка ослабил повод, и конь под ним наклонил
голову к высокой степной траве. Но уверенно снимает лук богатырская рука
Алеши Поповича, и стрела у него всегда наготове.
«БОГАТЫРИ»
Огромную роль в картине «Богатыри» играет пейзаж. Степь, поросшая
желтеющей травой, вдали холмы, дремучие леса, низкое, холодное, пасмурное
небо. Пейзаж в картине Васнецова это эпически величавый образ Руси,
раскинувшейся от южных степей до дремучих северных лесов. Это образ
могучей Родины великого народа.
В картине «Богатыри» художник переплел между собой поэтический
вымысел и живую реальность. Так, в основу образа Ильи Муромца он положил
облик крестьянина Ивана Петрова (портрет 1883 года), человека богатырской
наружности. Превосходный этюд, написанный в Подмосковье, послужил
прообразом пейзажного фона картины.
К лирической линии творчества В. М. Васнецова относятся картины на
сюжеты русских сказок. Нужно заметить, что обращение с сюжетом у
Васнецова было очень вольное, ему важнее всего был поэтический дух, нежели
прямое следование литературному первоисточнику или фольклорной традиции.
«ТРИ ЦАРЕВНЫ ПОДЗЕМНОГО ЦАРСТВА»( СЛАЙД4).
Например, его картина «Три царевны подземного царства» не связана прямо
ни с одной русской народной сказкой, а представляет собой скорее миф,
созданный самим художником на тему о несметных богатствах родной земли.
Извечная мечта народа о покорении сил природы, об овладении ее
богатейшими дарами, о завоевании для себя земного счастья нашла отражение в
этом произведении.
Картина «Три царевны подземного царства» олицетворенное изображение
богатств, заключенных в земных недрах (золото, драгоценные камни, каменный
уголь). Фигуры трех красавиц царевен рисуются над раскрытыми недрами
земли на фоне пламенеющего закатным заревом неба.
Прекрасны царевна-золото и царевна-драгоценные камни. Надменно
сторонятся они своей скромной сестрицы, одетой в черное платье, но не она ли,
олицетворяющая собою уголь, полная таинственного очарования, есть
подлинное богатство земли?
«КОВЕР-САМОЛЕТ» (СЛАЙД 5)
Мифология, народное творчество явились главным источником познания
народных стремлений.
О коврах-самолетах фантазия сказочников знала за десятки веков до
изобретения аэроплана; о чудесных скоростях передвижения в пространстве
предвещала задолго до паровоза, до газо- и элекотромотора. Извечная мечта
людей о полетах в небо вдохновила В. М. Васнецова на создание картины
«Ковер-самолет».
Высоко над землею, словно чудесная гигантская птица, парит ковер-самолет.
Как могучие крылья в плавном размахе, взметнулись его края. Далеко внизу
необъятной ширью лежит земля, окутанная предрассветной дымкой тумана.
Впечатление сказочности, необычности усиливается освещением. Яркое
сияние клетки с жар-птицей и далекий еще, только наступающий рассвет
придают природе таинственное очарование.
«ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ» (СЛАЙД 6)
В 1889 году Васнецов написал картину «Иван-царевич на Сером Волке». В
ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый Волк помогает
Ивану-царевичу совершить множество трудных дел, выпавших на его долю.
В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на
Сером Волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного
леса.
«АЛЕНУШКА» (СЛАЙД 7)
Однако самой большой удачей художника в его работе над сказочными
сюжетами, безусловно, стала знаменитая «Аленушка». Работая над ней,
Васнецов не ставил перед собою цель – создать произведение, иллюстрирующее
какую-нибудь определенную сказку, например, широко известную сказку
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
«Крестьянская девочка сидит, пригорюнившись, на белом камне, над темным
лесным омутом. Она захвачена таинственным очарованием лесной чащи с ее
сумраком, тишиной, темной гладью поверхности омута, с неподвижно
лежащими на ней осенними листьями. Под воздействием этого очарования и
сама Аленушка как бы преображается, превращаясь из простой деревенской
сироты в поэтическое существо, отражающее в своем внутреннем мире
таинственную жизнь леса, сливающееся с этой жизнью в своих мыслях и
чувствах».
Васнецову необыкновенно удались этюды к «Аленушке» пейзажные, в их
числе «Затишье». В этом этюде изображена сокровенная глубина елового леса.
А также удались этюды для образа самой Аленушки. На одном из них
изображена светловолосая крестьянская девочка, сидящая на траве, в той же
позе, что и героиня картины. Только в картине она старше, ее печаль глубже,
она нераздельно связана с окружающей природой.
«СНЕГУРОЧКА» (СЛАЙД 8)
В 1899 году В. М. Васнецов написал картину «Снегурочка», в которой
изобразил сказочную героиню в парчовой, отороченной мехом шубке на фоне
таинственного заснеженного ночного пейзажа.
Тема Снегурочки прошла через многие годы творчества Васнецова. Еще в
1881–1882 годах он исполнил декорации и костюмы (Слайд 9) для
любительского спектакля по пьесе-сказке А. Н. Островского «Снегурочка»,
поставленной С. И. Мамонтовым на домашней сцене. В 1885–1886 годах
выполнил декорации для одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова,
показанной на сцене Московской частной оперы.
Известно, что В. М. Васнецов с удовольствием взялся за эту работу. Его
радовала встреча с поэтическим вымыслом, с мотивами русского фольклора.
Он с вдохновением писал декоративные задники опушку леса, голубую,
залитую лунным светом снежную равнину с деревушкой вдали.
Особенно поразил всех дворец царя Берендея, поистине сказочный, весь
разукрашенный, живо напоминающий игрушки богородских резчиков и
древнерусские терема.
В костюмах Васнецов также стремился соединить достоверность и
фантазию. Для этого он использовал мотивы русской народной одежды.
А в оперном спектакле были использованы подлинные костюмы крестьян
Тульской губернии.
Работа Васнецова над «Снегурочкой» была лишь одним из проявлений
живого и очень глубокого интереса к народному творчеству, который захватил в
это время многих представителей русской художественной интеллигенции. Они
с настоящей жадностью начали собирать произведения народного ремесла,
изучать памятники деревянного зодчества и т. п. В это же время делаются
неоднократные попытки создать особый стиль в архитектуре и декоративно-
прикладном искусстве, в основе которого должны были лежать подлинные
мотивы народного творчества.
АРХИТЕКТУРА
В этом смысле характерны опыты В. М. Васнецова в области архитектуры:
сооружение по его рисункам избушки на курьих ножках в Абрамцеве, его
участие в работе по созданию абрамцевской церкви, облик которой был
выдержан в стиле новгородской архитектуры XII века ( Слайд 10). Но, пожалуй,
самым значительным архитектурным детищем В. М. Васнецова стал фасад
Третьяковской галереи, исполненный по его проекту в 19001901 годах ( Слайд
11). Кирпично-красные стены, белокаменные украшения, яркий майоликовый
фриз, высокие теремные крыши, парадное трехчастное крыльцо с резными
дубовыми дверями и, наконец, рельеф с изображением святого Георгия на коне,
побеждающего дракона (старый герб Москвы), все это придает зданию
галереи очень нарядный облик, вызывает в памяти красочные образы
московской архитектуры XVII века.
VI. Анализ творчества И. Я. Билибина.
Иван Билибин родился 4 августа (16 августа) 1876 года, в Тарховке, близ
Петербурга. Выходец из старинного купеческого рода.
Сын военно-морского врача, потомок древнего рода, И. Я. Билибин
предполагал стать юристом и закончил полный курс юридического факультета
Петербургского университета (1896-1900).( Слайд 12)
У ч и т е л ь. Могучим воинством встали деревья над озером. Будто искусный
мастер вырезал из металла их вершины. Как стежки вышивальщицы,
протянулись ветви, заволновались, как живые, раскинулись сложным узором.
Вдали за деревьями скрывается терем, украшенный резьбой да росписью, и в
этом чудном мире появляются белая уточка заколдованная княгиня и ведьма,
ею обернувшаяся. В плавных силуэтах и звучных цветах будто звучат грустно-
певучие слова сказки: «Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал,
заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу с дурными
людьми…» Это иллюстрация-заставка Ивана Яковлевича Билибина (1876
1942) к сказке «Белая уточка» (Слайд 13).
Сказку или быль он изобразил? Немногих деталей оказалось достаточно,
чтобы обычное сделать сказочным. Здесь нет резкой грани между сказкой,
народным искусством и действительным обликом исконного края, а потому
пейзаж напоминает реальный северный вид.
На увлечение Севером во многом повлияла выставка работ В. Васнецова
1899 года, проходившая в Санкт-Петербурге. После встречи с уже известным
тогда национальным художником для Билибина словно открылся будущий
путь, связанный с постижением прошлого Руси. Он уехал в Новгород, а затем на
Север. Это было в 1902 году, когда Иван Яковлевич отправился в Вологодскую
губернию, получив задание биографического отдела Русского музея.
В том же году, прежде всего под влиянием этой поездки, и были созданы его
иллюстрации к сказке «Белая уточка». Будто портрет Севера создан в них: и
дремучие леса стародавней земли, и ее архитектура, и радость цвета народных
росписей, и ритм северных вышивок, хранящих древнейшие традиции. Позднее
Билибин побывал в Архангельской губернии, а в 1904 году в Олонецкой. В
далеком крае ожила для него сказка Древняя Русь. Он увидел, «как эти
старинные срубленные церкви прилепились к берегам северных рек, как
расставлена деревянная утварь в просторной северной избе и как деревенские
щеголихи наряжаются в старинные наряды». Так северное искусство стало
одной из основ его художественного языка.
Неутомимый исследователь северного края в глухих деревнях изучал
забытые храмы, костюмы, орнаменты, писал о них. Иван Яковлевич собирал
произведения народных мастеров, которых на Севере оставалось все меньше, а
традиции их создания забывались, фотографировал храмы, гибнущие на его
глазах, и северные творения оживали в его художественных работах. Но не
скорбный, а радостный, раздольный край изображен на иллюстрации. Такой он
хотел видеть древнюю землю, такой хотел ее сохранить.
Образы Билибина происходят из народного искусства, столь же светлого,
яркого, из понимания сути Севера, изучения художественного языка его
мастеров. В иллюстрации к «Белой уточке» о созданиях северян напоминают и
характер рисунка, в котором сказалось влияние орнаментов и росписей, и
локальные, четко разграниченные цвета, напоминающие сияющий колорит
народных росписей и эмалей, и изображение бревенчатого терема. Сам мастер
определял свою задачу так: «Я должен уловить тот ритм, который мне в этом
сыром материале мерещится, его гармонию, и это будет мое личное, хотя и в
старом каноне данного стиля».
Нередко Билибин воспроизводил в акварелях северные народные
произведения. Но особенным совершенством и сложностью отличается прием,
при котором он стилизовал силуэты фигур и пейзажи в духе северного
искусства, разрабатывал орнаменты согласно законам старины, как в «Белой
уточке».
Начиная с раннего периода и до последних работ, исполненных мастером в
блокадном Ленинграде, он следовал созданиям северян. В блокаду, в
бомбоубежище Академии художеств, голодая, Билибин продолжал работать над
иллюстрациями к русским былинам, вновь, как и более сорока лет назад,
вдохновляясь искусством Севера. Иллюстрируя с 1899 года сказки и былины,
Иван Билибин создал свой «билибинский стиль».
Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об
Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-
Сокола», «Василиса Прекрасная» (Слайды 14-20). Издания сказок относятся к
типу небольших по объему крупноформатных книжек-тетрадей. С самого
начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой
декоративностью. Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился
к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения,
шрифт – все стилизовал под старинную рукопись.
Названия сказок исполнены славянской вязью. Чтобы прочесть, надо
вглядеться в затейливый рисунок букв. Ко всем шести книгам Билибин рисует
одинаковую обложку, на которой располагает русские сказочные персонажи:
трех богатырей, птицу Сирин, Змея-Горыныча, избушку Бабы-Яги. Все
страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как
деревенские окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и
имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию.
Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к
сказкам А.С.Пушкина. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами,
росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол,
потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое
видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот
исчезнуть. «Сказка о золотом петушке» наиболее удалась художнику (Слайд
21). Билибин объединил сатирическое содержание сказки с русским лубком в
единое целое. Прекрасные четыре иллюстрации и разворот полностью
рассказывают нам содержание сказки.
Огромный успех имели пушкинские сказки. Русский музей Александра III
купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» ( Слайд 22)
Именно Билибин стал вдохновенным певцом стародавней Руси, овеянной
красотой былин и сказаний.
Иллюстраторов детской книги много. Один из выдающихся художников-
иллюстраторов Иван Яковлевич Билибин. Именно его иллюстрации помогли
создать детскую книгу нарядной и доступной.
VIII. Изовикторина.
З а д а н и е. Определите по отдельным фрагментам всю картину. Кто ее автор
и как называется эта работа?
Фрагменты из картины:
1) В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»;
2) И. Я. Билибина «Белая уточка».
3) В. М. Васнецова «Богатыри».
4) В. М. Васнецова «Аленушка».
5) И.Я. Билибин «Сказка о царе Салтане»
IX. Итог урока.
О б о б щ е н и е и з у ч е н н о г о материала.
С творчеством каких художников вы сегодня познакомились?
Как связаны между собой репродукции этих художников, которые вы
сегодня рассмотрели?
Кто запомнил названия картин Ивана Яковлевича Билибина?
Какие репродукции Виктора Михайловича Васнецова вы запом-
нили?
Литература:
Изобразительное искусство. 3-4 класс: поурочные планы по программе
В.С.Кузина и др. Издательство «Учитель», 20111.