Статья «Развитие восприятия и ощущения цвета на уроках ИЗО»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №42 г. Читы
Статья «Развитие восприятия и ощущения
цвета на уроках ИЗО».
Подготовила учитель
начальных классов
Викс Татьяна Юрьевна.
г.Чита
2014г.
Развитие восприятия и ощущения цвета на уроках ИЗО.
Каждому преподавателю на уроке надо ясно представлять, что пред ним не
слушатели, а зрители, и только для этого они слушатели. В основе анализа
картины должно лежать её полноценное восприятие. Восприятие
произведения искусства должно создавать целостное, эмоциональное
представление о нём как о едином организме, в котором выразительные
средства тесно связаны между собой и подчинены содержанию.
Остановимся, прежде всего, на условиях целостного, эмоционального и
глубокого восприятия картины, без которого задача эстетического
восприятия неосуществима. Для полноценного восприятия картины нужно
расположение души для живейшего принятия впечатлений от неё.
Восприятие должно быть вдохновенным. Восприятие человека
определяется, прежде всего, суммой сигналов, действующих непрерывно на
различные рецепторы человека. Многое здесь ещё не изучено. То, что
действует на наши рецепторы, налицо в действительность в данный момент,
сейчас. Однако мы воспринимаем всегда больше, чем сумму сигналов,
действующих сейчас на рецепторы.
Восприятие определяется, во-вторых, всем предшествующим опытом,
длительно накопленной и непосредственно предшествующей информацией
о внешнем мире. Сумма сигналов выполняется памятью, установившимися
связями. Благодаря этим связям сумма сигналов превращается в цельный
осмысленный образ. Мы видим предметы, а не цветовые раздражители,
действия, а не только перемещения людей, гнев и радость, а не
бесчисленные гримасы. До какой степени это положение важно по
отношению к восприятию искусства, ясно без доказательств. И характер
восприятия
В третьих, восприятие человека целенаправленно. Оно определяется
жизненной задачей: характером деятельности, вообще практикой людей.
Художник видит мир иначе, чем нехудожник; Общество определяет цель и
характер восприятия, его смысл. Мощным фактором, направляющим
восприятие, становится, конечно, слово.
Для детей младшего школьного возраста характерна подвижность
восприятия, фантазирование, для нас иногда кажущееся чудным. Такое
фантазирование развивает творческие способности. При восприятии картины
оно говорит о заинтересованности, эмоциональном подъёме.
Фантазирование детей по поводу картин, конечно, не надо прерывать, его
надо внимательно слушать.
Искусство сообщает нам содержание, далеко выходящее за пределы
предметного описания, перечисления изображённых действий, набора
цветов, характера пластики и так называемых деталей.
Это содержание рождается в отношениях между отдельными элементами,
оно воспринимается в системе многих ассоциаций, возникающих в
сознании. Поэтому для полноценного восприятия картины необходимо
постоянное чувство отношений, связей, рождающих в уме то, чего нет в
непосредственно данных сигналах, но что на самом деле изображено и
выражено в картине. Нельзя видеть только одно, надо видеть хотя бы два
элемента;
Возьмём для примера проблему цвета. Перечисление красок,
использованных в картине, вообще говоря, довольно бессмысленно. Краски
видны без пояснений. Здесь нечего открывать зрителю, если только не
говорить об излюбленных красках художника, общей для ряда картин. Одно
цветовое пятно вообще ничего не делает. «Говорит» только сопоставление
двух или нескольких пятен, и притом конкретно, на данных предметах, в
данных количествах, слово, в данном изобразительном строе.
Бессодержателен набор цветов вообще. Каждый цвет в живописи значит не
только то, что он значит сам по себе, он изображает вещи, свет и
пространство. Каждый цвет изображён ассоциативным ореолом. Задача
наша научить воспринимать содержательность цвета. Пусть чёрное
одеяние Морозовой на картине «Боярыня Морозова» будет сравнено с
крылом ворона, а лицо будет названо мертвенно бледным от гнева, пестрота
толпы сопоставлена с красотой русского орнамента, узорочье – с узором
мороза на окне. Даже неточные сравнения содержательно обогащают цвета,
линии, формы, научают видеть больше того, что цвет, линия, форма значат
сами по себе.
Начав рассматривание картины с достаточного расстояния, полезно подвести
к ней и показать тем самым тайну превращения красочного месива в
предметы и формы, света и тени. Итак, анализ картины закончен.
В изобразительном искусстве немалую роль играют свойства нашего зрения.
Если положить рядом красные и зелёные мазки, то издали они будут
казаться смешным серым тоном, зелёные и оранжевые мазки дадут желтый
цвет, оранжевые и фиолетовые – тёмно-розовый.
Пространственное смешение цветов использовали мозаичисты и многие
выдающиеся художники более близких к нам времён П.Рубенс,
В.И.Суриков, В.А. Серов и др. Посмотрим пристально на красный цвет бумаги
и переведём взгляд на белый. Он покажется нам изумрудно - зелёным.
После синего цвета белая поверхность покажется оранжевой, а оранжевый
после синего будет казаться ещё более ярким.
К каждому цвету, к каждому оттенку есть дополнительный, гармонирующий
с ним. Например, дополнительный к красному зелёный, к жёлтому
фиолетовый, к синему оранжевый. Если два таких цвета граничат друг с
другом, они кажутся ярче, особенно если цвета не слишком резки, а светлота
их одинакова или почти одинакова. Это явление называется одновременным
контрастом цветов, которое прекрасно изучили часто использовал в своём
творчестве 19 века Э.Делакруа; хорошо знали его древние иконописцы.
Рассмотрим проблемы формы и цвета. В практической жизни у человека
преобладает представление о форме предмета. А цвет? Разве в восприятии
бытовых вещей, человеческого лица, костюма цвет не играет никакой роли?
Мы украшаем своё жилище, мы окрашиваем стены снаружи и изнутри и т.д.
Да, действительно так. Всё, что мы видим, мы воспринимаем исключительно
в цвете. Сама форма предмета выражается зрительно в цвете. Ощущение
цвета неизбежно окрашивается в тот или иной чувственный тон. Мы можем
благодаря цвету судить о качествах предметов, об их поверхностях.
Тончайшие цветовые нюансы говорят нам о глянцевитости предметов, их
шероховатости, мягкости или жёсткости, твёрдости, жидкости и т.д. Если бы
не было этих цветовых восприятий, возможно ли было ориентироваться в
бесконечных свойствах и качествах предметов?
Мы попадаем здесь в самую гущу, в самый клубок проблематики вопросов
цвета и формы. Здесь есть большое существенное противоречие, лежащее в
природе наших зрительных восприятий; противоречие, порождающее
богатство художественного мышления.
В сущности, говоря, зрительный акт можно весь целиком свести
исключительно к ощущению цвета и ощущению тёмного и светлого.
Ничто так не противоречит способности изображать, как именно
практическое видение, так как действительные цветовые явления не могут
быть устойчивыми, они непостоянны и изменчивы.
Для понимания изобразительного искусства важно знать, что в образовании
представлений о форме предметов играют роль не только зрительные, но и
осязательные и двигательные ощущения.
Список литературы
1.Венгер А.А., Мухина В.С. Психология – М., Просвещение,1988.
2.Волков Н.Н.Восприятие картины, М.,1976.
3.Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства, М., 1991.
4.Кудин Г.Н.,Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как развивать
художественное восприятие школьников. М., Знание 1988.
5.Никитин Б.М.Ступеньки творчества, М., Просвещение 1989.