Гуманизм Возрождения


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
города Москвы
Первый Московский Образовательный Комплекс (ГБПОУ«1-й МОК»)
Статья по истории
«Гуманизм Возрождения»
выполнила
преподаватель истории ГБПОУ«1-й МОК»
Асриева Дина Ашотовна
г. Москва
2015
2
Эпоха Возрождения это период в истории культуры Западной и
Центральной Европы 14-16 веков, основным содержанием которого было
становление новой, «земной», светской картины мира, отличной
от средневековой. Источником для генезиса новой культуры послужила
античность, которая как бы «возрождалось» к новой жизни.
Эпоха Возрождения характеризовалась кардинальными переменами в
умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья. Ярче всего
эпоха Возрождения нашла отражение в философском явлении, называемом
гуманизмом. Оно носило ярко выраженный светский характер,
противостояло духовному господству церкви, выступало против феодальных
устоев. Важнейшая черта философии Возрождения трактовка Бога.
«Либо он растворен в природе («природа есть Бог в вещах», Дж. Бруно), либо
мир погружен в Бога (Н. Кузанский)» [Ревякина, 2000, с. 163].
Востребованность идей гуманизма связана с внутренними
потребностями развития европейского общества. Разрушение средневековых
структур в обществе приводило к появлению в экономической и социальной
сфере личностей нового типа, действовавших самостоятельно и независимо.
Отсюда интерес к человеку как к уникальной личности.
Идейными и культурными источниками гуманизма были в основном
античная культура, а также раннехристианское наследие и средневековые
сочинения. В отличие от Италии, другие европейские страны не имели своего
античного наследия, и потому европейские гуманисты этих стран шире, чем
итальянцы, заимствовали материал из своей средневековой истории.
Но постоянные связи с Италией, переводы античных текстов, способствовали
знакомству с античностью, проникновению ее в другие области Европы.
Первым гуманистом считается Франческо Петрарка (14 век). С ним
связано «открытие» человека и мира человеческого. Петрарка выступил с
критикой схоластики, он отверг религиозную метафизику и провозгласил
первостепенным интерес к человеку. Сформулировав познание человека
в качестве главной задачи науки и философии, он определил новый метод
3
его исследования: не умозрение и логические рассуждения, а активное
самопознание. На этом пути важны науки, ориентированные на человека
(философия, риторика, поэзия, история), которые помогают постичь смысл
собственного существования, ориентироваться на духовное и нравственное
развитие. Выделив эти дисциплины, Петрарка заложил основы «студия
гуманитатис»— программы гуманистического образования.
Однако гуманисты Возрождения увидели в «гуманитарных студиях» не
просто дисциплины, занятые изучением человека, а в первую очередь -
средство его развития и возвышения. Если другие учебные предметы
призваны были формировать практические навыки овладения определенной
профессией, то гуманитарные науки заняты формированием человеческого в
человеке. Осознав особое значение гуманитарных занятий, Возрождение
особо акцентировало и значение античного наследия для воспитания
человечности. Начиная с Петрарки, обнаружилась отчетливая тенденция
считать классическую греко-римскую литературу единственным образцом
для всего, что касается духовной и культурной деятельности.
Под «человеческим» гуманисты стали понимать совокупность качеств,
требующих специальной тренировки по их формированию. Среди них:
красота языковых форм и речи, утонченное отношение к жизни, изысканный
вкус. Обращает на себя внимание эстетическая направленность в понимании
человеческого. Возрожденческий гуманизм есть в первую очередь
эстетический феномен.
Важно отметить, что обращение к античным авторам как к первым
учителям человеческого связало гуманизм со словесностью, с культурой
слова. Гуманисты возводят искусство слова на небывалую высоту.
Язык становится предметом рефлексии (размышления, изучения), а не
остается чем-то подобным воздуху, которым дышат, не замечая его, так
пользовались латынью средневековые схоласты. В этом смысле можно
сказать, что культура Возрождения в значительной мере филологическая.
4
Культура письменной и устной речи выходит на передний план и составляет
характерную черту гуманизма Возрождения.
В целом, по словам А.Ф. Лосева, «гуманизм есть, во-первых, типичное
для Ренессанса свободомыслящее сознание и вполне светский
индивидуализм. Во-вторых, это не просто светское свободомыслие, но
общественно-политическая, гражданская, педагогическая, бытовая,
моральная и иные практические стороны этого свободомыслия» [Лосев,1998 ,
с. 128].
Важнейшей чертой гуманизма является его практическая
направленность. Это значит, что в отличие от средневековой схоластики, в
которой система теоретического построения была важна сама по себе, в
гуманизме теория должна служить практическим, жизненным интересам.
Она должна отвечать на вопрос «как жить?». Как жить конкретному живому
человеку, индивиду, живущему не церковной, а светской жизнью. Личность
ставится в центр теоретических построений. Мысль гуманистов идет не от
божественного к личному, а в обратном направлении от личного к
божественному. В гуманизме проявляется принципиальный антропоцентризм
мировоззрения.
По-существу, гуманизм открывает перспективу безграничных
возможностей человеческой личности. Это открытие производит на самих
гуманистов воодушевляющее действие. Самореализация личности мыслится
гуманистами прежде всего в плане художественно-эстетическом. В
творчестве видят они главный путь раскрытия способностей человека.
Одновременно сама жизнь и человеческая личность представляются
гуманистам чем-то вроде произведения искусства.
С одной стороны, гуманисты далеки от идеи о могуществе человека в
плане техническом. У них не возникает мысли о преобразовании природы
при помощи техники. Эта мысль приобретение гораздо более поздней
эпохи. С другой стороны гуманисты далеки от утилитарно-практического
эгоизма. Поэтому самореализация личности видится гуманистами в первую
5
очередь на путях духовного творчества, художественного оформления жизни
и своей личности.
Всякая деятельность, независимо от ее характера, окрашивается
гуманистами в эстетические тона. Примечательно, что создание
произведений культуры мыслится гуманистами как часть творения
собственной личности. Более того, именно по этой причине духовное
творчество столь привлекательно для гуманистов: оно есть путь творения
человеком самого себя и своего бытия. Жизнь гуманистов это свободное
от внешних авторитетов, напряженное эстетическое самоутверждение, не
лишённое самолюбования.
Чем оборачивается на практике установка на самоутверждение
творческой личности, показал исторический опыт Возрождения. Результатом
явилось создание произведений культуры, составивших гордость и славу
Возрождения. Это поэзия Петрарки и Данте, трактаты Эразма
Роттердамского, художественные шедевры Рафаэля, Микеланджело,
Леонардо да Винчи и многих других. Произведения эпохи Возрождения
вошли в сокровищницу мировой культуры.
6
Список использованной литературы:
1. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1998. - 750 с.
2. Ревякина Н.В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. –
Иваново: ИвГУ, 2000. - 324 с.