Конспект урока "Рождение современных идеологий" 10 класс


Тема : Рождение современных идеологий.
Цель: изучить идеологии века Просвещения.
Задачи:
1. Объяснить почему XVIII век называют веком Просвещения;
2. Охарактеризовать основные идеи просветителей;
3. Выявить какое значение имела идеология Просвещения для
становления индустриального общества;
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка
отсутствующих.
2. Изучение новой темы.
План:
1. Век Просвещения
2. Либерализм и консерватизм
3. Социализм и радикализм
4. Национальные движения и идеологии.
1. Век Просвещения. Объяснение учителя.
«Философствующий век», «век Просвещения», «век цивилизаций» - под
такими названиями вошло 18 столетие в историю Европы. В первую очередь
это век Вольтера, Дидро, Канта, Юма, Лессинга, Руссо, Гольбаха, Франклина,
Ломоносова, Монтескье, Джефферсона. Важнейшие импульсы исторического
развития переживавшего процессы модернизации европейского общества
исходили из области культуры, науки и философии.
Философия была возведена в ранг царицы наук. Была философствующая
литература, «философствующая механика», «философствующая
астрономия». Некое единство лежало в основе Просвещения.
Важнейшим элементом этого единства являлось убеждение о том, что все
существующее в мире не только может, но и должно быть объяснено
человеческим разумом. Главный принцип рационализма, который возник
еще в 17 веке.
У просветителей не только природа, но и общество оказались в числе
объектов, подлежащих анализу и усовершенствованию. Понятие закон было
распространено на общественную жизнь. Идея прогресса, неуклонного
движения общества по пути, ведущему к основанному на законе и разуме
порядку, утвердилась в трудах просветителей, верных ее приверженцев.
Отрицали божественное вмешательство. Тезис о том, что человек сам творит
свою судьбу и сам отвечает за неудачи, стал излюбленной идеей
просветителей.
Просветителей отличали горячность и категоричность в отрицании
прошлого, кажущиеся сегодня опасными. Нетерпимость к «старому порядку»
сочеталась с оптимистической верой в возможность его исправления и
преодоления, верой, которая не могла быть наивной.
Возможности осуществления этих преобразований мыслители Просвещения
видели, во –первых, в подготовке общества к осознанию полезности реформ
и участию в них, во-вторых, в переустройстве всей системы государственной
власти и управления, призванной стать главной силой процесса
совершенствования общественного порядка.
Просвещенное общество нуждалось в просвещенной власти. В целом
мыслители Просвещения разделяли теорию общественного договора,
сформулированную Дж. Локком. Государство, по его мнению,
устанавливалось договором его граждан, отказавшихся от своего
естественного состояния, от полной личной свободы и передававших ее
учреждаемому ими правительству, признанному примирять
противоположные интересы и придерживать их гармонию.
Правительство. Нарушающее личные права и свободы человека,
поприрающее условия общественного договора, достойно кары и не может
оставаться у власти.
Но даже в этой идее просветители не были едины. Вольтер склонялся к тому,
что необходимые обществу реформы должна осуществлять монархия,
остающаяся абсолютной, но просвещенная.
Монтескье считал, что форма власти исходит от народа, но полагал, что
необходимо установить государственный строй, основанный на разделении
властей.
Руссо, трактовал общественный договор как акт, устанавливающий
непосредственное верховенство суверенного народа, коллективная воля
которого выше свободы отдельной личности и является основой
действующих в обществе законов и обычаев.
Влияние идей Просвещения было всеобъемлющим, преграды, создаваемые
противниками, разрушались без труда, естественных же границ для этих
идей просто не существовало. Все важнейшие события 18 века так или иначе
были связаны с деятельностью просветителей, веривших в безболезненность
неотвротимо приближавшихся перемен.
Действительность оказалась иной. Реформы, выглядевшие столь
очевидными, обернулись революциями, проповедь народоправства
якобинским террором, идея мирного совершенствования общественного
порядка – долгой и подчас кровавой борьбой.
Но тем не менее Просвещение бросило вызов ценностям, нормам, устоям
«старого порядка» традиционного общества.
2,3,4, Работа в группах. Теперь мы с вами более подробно разберем
отдельные течения. Для этого разобьемся на группы, каждая группа будет
искать дополнительный материал по своему течению в учебнике и
дополнительном материале, затем выступает перед классом. Остальные же
слушая материал, заполняют таблицу
Идеология
представители
Основные положения
После выступления всех групп мы проверим таблицу.
Приложения.
1 группа.
Либерализм.
Либерализм (фр. libéralisme) философская, политическая и
экономическая теория, а также идеология, которая исходит из положения о
том, что индивидуальные свободы человека являются правовым базисом
общества и экономического строя. Зародился как идеология буржуазии в 17
в. и окончательно оформился как идейная доктрина до середины 19 века.
Либерализм провозглашает, что инициативная (активная), свободная,
то есть неконтролируемая деятельность лиц, главным образом экономическая
и политическая, является настоящим источником прогресса в общественной
жизни. Направлен на утверждение парламентского строя, свободного
предпринимательства, демократических свобод; отстаивает абсолютную
ценность человеческой личности («лицо важнее государства») и равенство
всех людей относительно прав личности. Целью либерализма является
максимальное ослабление («смягчение») различных форм государственного
и общественного принуждения в отношении лица (контроля лица и т.п.),
отстаивает путь мирного, реформаторского осуществления социальных
преобразований.
Либерализм начал формироваться в конце XVII века, его источником
была философия и социально-политическая мысль эпохи Просвещения
главным образом к тому, что каждый человек наделен определенными
правами и идей гуманизма; расцвет «классического» либерализма пришелся
на 1-ю половину XIX века.
Идеологически либерализм противостоит, с одной стороны,
консерватизма и этатизм (в вопросах о роли государства и о допустимой
скорости изменений в политике), а с другой стороны социализма,
коммунизма, коллективизму и т.п. вопросах частной собственности
прежде всего, а также вопросах социальной поддержки со стороны
государства).
К современным либеральных доктрин относятся, в частности:
неолиберализм, ордолиберализм, либертарианизм.
К известных представителей либерализма относятся: И. Бентам, Б.
Констан, Д. С. Милл, И. Берлин, К. Поппер, С. де Мадарьяга, Р. Дарендорф,
Р. Арон, Ф. фон Хайек.
Основные принципы либерализма
Идеалом либерализма является общество со свободой действий для
каждого, свободным обменом политически значимой информацией,
ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной
собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм
отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий
государства, такие как божественное право монархов на власть и роль
религии как единственного источника познания. Фундаментальные
принципы либерализма включают индивидуальные права (на жизнь, личную
свободу и собственность); равные права и всеобщее равенство перед
законом; свободную рыночную экономику; правительство, избираемое на
честных выборах; прозрачность государственной власти. Функция
государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому для
обеспечения этих принципов. Современный либерализм также отдает
предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и
демократическом управлении государством, при условии защиты права
меньшинства и отдельных граждан
Некоторые современные течения либерализма более терпимы к
государственному регулированию свободных рынков для обеспечения
равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и
уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов
полагают, что политическая система должна содержать элементы
социального государства, включая государственное пособие по безработице,
приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение.
Согласно взглядам либералов, государственная власть существует для
блага людей ей подвластных, и политическое руководство страной должно
осуществляться на основе согласия большинства руководимых. На
сегодняшний день политической системой, которая наиболее созвучна
убеждениям либералов, является либеральная демократия.
Разрешено все, что не запрещено. Главный принцип либерализма — право
человека на жизнь, свободу, собственность, на равенство перед законом, на
свободу слова, печати, собраний, на участие в решении государственных дел.
Считая важнейшей ценностью индивидуальную свободу, прежде всего
свободу от внешнего принуждения, либералы должны были определить ее
пределы. Что дозволено человеку? Ответ на вопрос был заложен еще в
Декларации прав человека и гражданина — разрешено все, что не запрещено
законом. Но при этом либералы считали, что свободным может быть только
тот, кто несет ответственность за свои решения, т. е. прежде всего
собственник, образованный человек.
Путь преобразований для либералов — это путь реформ, а ни в коем
случае не революций.
Либералы выдвигали требование ограничения де