Интегрированый урок "Религиозная толерантность" 9 класс

Интегрированный урок по истории, обществознанию и географии
в 9 классе
«Религиозная толерантность».
Предметные области: История, География, Обществознание.
Цель: Развивать критическое мышление посредством
включения учащихся в образовательный процесс.
Развивающие задачи:
- формировать навык коммуникативной и дискуссионной культуры;
- дать толчок для последующей, углубленной мысли учащихся, наедине с собой,
заставить задуматься;
- способствовать пониманию и продуктивному взаимодействию между
учащимися.
- позволить учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом
ситуаций с высоким уровнем неопределенности.
- создать базу для новых типов человеческой деятельности
Воспитывающие задачи:
- Формировать:
1) межконфессиональную и межэтническую толерантность, уважение к
существующим религиям;
2) интернационализацию ценности жизни по нормам добра, заложенным в
философии мировых религий;
3) осознанность нравственного поведения
Образовательные и дидактические задачи:
- расширить и обобщить знания основ мировых религий;
- развивать умения судить о фактах, связанных с межрелигиозными вопросами;
- развивать рефлексивное мышление;
- учить формировать проблемы, аргументировать свою точку зрения.
Креативная задача: создать продукт самостоятельного детского творчества.
Образовательная технология: технология развития критического мышления.
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам;
урок систематизации и обобщения материала.
Методы обучения: работа в группах
Критерии успешности:
1. Выступление в группах.
2. Защита своих версий.
3. Рефлексия.
Критерии оценки результатов:
Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая
может быть раскрыта через следующие показатели:
- Оценка (Где ошибка?).
- Диагноз (В чем причина?)
- Самоконтроль (Каковы недостатки?)
- Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы)
- Прогноз (Постройте прогноз)
План работы:
1. Организация занятия.
2. Работа в группах .
3. Защита выработанных версий.
4. Обсуждение.
5. Создание образовательного продукта
6. Рефлексия.
Организация работы класса:
1-я группа
2-я группа
1.Организация занятия. Актуализация.
М. И.: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем интегрированный урок
обществознания. географии и истории, тема которого «Религиозная
толерантность». Мы будем говорить о религии.
Религия… Такое короткое и вместе с тем такое емкое, многогранное слово.
Результатом усилий многочисленных исследователей религии стал вывод:
неизменной и «вечной» религии нет. Религия имеет свое начало. Вначале
появляются ее первобытные и первоначальные формы. Потом они постепенно
развиваются, меняется наполнение и их содержание.
Процесс формирования народностей и наций получил отражение в
национальных религиях. К их числу относятся: иудаизм- религия евреев;
индуизм- индусов; синтоизм –религия японцев; конфуцианство, даосизм –религия
китайцев. Эти верования способствовали изоляции одного этноса от другого,
закрепляли идеи национальной исключительности и этноцентризма.
Возникновение империй, включавших в свой состав десятки народов, привело к
тому, что появились так называемые мировые религии. В империи Магатха на
полуострове Индостан в конце первого тысячелетия до н. э. сложился буддизм, в
арабском халифате – ислам, в Римской империи сформировалось христианство.
Христианство, буддизм, ислам… Три мировые религии. У каждой из них
своя символика, свои почитатели. По последним данным, озвученным на днях в
центральных средствах массовой информации 70% жителей России считают себя
верующими людьми. Из них 62% - православные христиане, 7,5% - мусульмане,
1,5% - представители других вероисповеданий. Всего же по России
насчитывается около 60 различных конфессий, т. е. Россия –много
конфессиональная страна.
На древнюю землю Олонхо более трех веков назад тоже пришло
христианство. Сегодня на якутской земле возведены не только православные
храмы, но и католические костелы, и мусульманские мечети… Братские узы
связывают якутский, русский, эвенкийский, украинский и десятки других
народов, проживающих в нашей многонациональной и много конфессиональной
республике.
- Из поколения в поколение происходит сосуществование представителей
разных религий, всегда ли это мирное сосуществование? (НЕТ)
- - Существуют ли конфликты между представителями разных религий? (ДА)
- Раз существуют такие конфликты, значит, есть причины, по которым они
произошли. Чтобы понять суть конфликтов, нужно ли нам выяснить
настоящие его причины? (ДА)
- Чтобы понять причины конфликтов между представителями религии нужно
определить, какова философия этих религий, заложен ли изначально в нее
конфликт? Что мы должны выявить, изучив философию? (ОБЩЕЕ И
РАЗЛИЧИЯ)
- За видимыми причинами нередко стоят скрытые предпосылки, должны ли мы
для объективности определить, кто стоит за религиозными конфликтами? (ДА)
Т.Е. Актуальность: Ребята, вы определили проблему, которая в современном
мире остается глобальной - проблема отношений между людьми,
исповедывающими разные религии. Войны, рост межрелигиозной вражды.
Вот эти проблемные вопросы, на которые вы попробуете сегодня дать ответы
(записаны на доске):
1. В чем причины межрелигиозных конфликтов?
2. Кто за этим стоит?
3. Какие ценности заложены изначально в основах Мировых религий?
Ведут ли они изначально к конфликту?
4. Можно ли разрешить меж конфессиональные конфликты?
5. Как это сделать?
Цель нашего занятия (записана на доске): выработать свою позицию и создать
документы:
- « Обращение к Саммиту лидеров государств»,
- «Обращение к Всемирному Совету церквей»,
используя предоставленную информацию, свой жизненный опыт и знания,
приобретенные на уроках.
Наш сегодняшний урок урок критического мышления. Критическое мышление
означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение
разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения.
Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные документы,
принимать независимые продуманные решения.
Критическое мышление: способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и
продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание разных
«взглядов на мир».
Предоставленная на ваших столах информация, поможет вам в работе на уроке.
2. Работа в группах (с документами-3-4 минуты, обсуждение- 3 минуты)
М.И. Ребята сейчас попробуем ответить на вопросы:
1. В чем причина межрелигиозных конфликтов?
2. Кто за этим стоит?
У нас определилось 2 точки зрения:
1 религии изначально противостоят друг другу, сталкивают людей друг
против друга, главы разных религиозных конфессий поднимают
приверженцев своей религии против «неверных» - людей другой веры.
2 войны велись не за религию, а из каких-то экономических или
политических целей (обогатиться, добиться власти), а религия была просто
прикрытием.
Для этой работы вам предлагается материал на голубых и зеленых листах. В
нем выдержки из исторических документов разных эпох, отражающих
историю разных стран.
Задание:
1 гр.: найти подтверждения 1 точки зрения.
2 гр.: найти подтверждения 2 точки зрения.
(учащиеся работают в группах, отвечают, дополняют друг друга)
Вывод:
Мы попытались ответить на вопросы: Откуда берет свое начало борьба
экстремистски настроенных мусульман против так называемых «неверных»,
оправдывающая терроризм? В чем настоящая причина средневековых крестовых
походов, были ли это действительно войны за веру?
Основой всех межрегиональных конфликтов являются политические мотивы:
борьба за власть, за влияние в том или ином регионе, борьба за территории и
богатства. Религия в данном случае служит прикрытием. Основы гуманных по
своей сути религий преднамеренно извращаются в политических, корыстных
целях. Учит ли Коран или Библия убивать, зверствовать, отбирать чужое? (НЕТ)
2 этап Этические ценности религий (анализ таб. 3-4 мин., вывод групп
3мин.)
Т.Е. Давайте, ребята, ёще раз проанализируем и ответим на поставленный нами
вопрос: какие этические ценности заложены изначально в основах Мировых
религий. И ответим на вопрос, несет ли истинная религия вражду и ненависть
среди народов? Для этого нам необходимо обратиться к основным постулатам
религиозных философий, сведенным в табличную форму.
Раздаточный материал для детей – таблица
Задание: выявить общие этические ценности, заложенные во всех
мировых религиях. Сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.
(учащиеся работают по таблице, отвечают, дополняют друг друга)
Вывод: любая религия, будь то мировая или национальная, учит нравственной
чистоте, порядочности, совестливости. Религия, как и наука, как и искусство,
является неотъемлемой частью национальной культуры. Если бы каждый из нас
всегда следовал заповедям религии, не было бы необходимости в судах,
прокуратуре, исправительных учреждениях. Нам необходимо научиться быть
толерантными.
Толерантность (от лат. Tolerantia терпение) терпимость, снисходительность
к кому-, чему-либо – записано на доске.
З этап- Создание документа «Обращение к Саммиту Лидеров государств» и
« Обращение к Всемирному Собору церквей».
(работа в группах –5 мин., защита 2мин.)
М.И. Итак, ребята, вы пришли к осознанию того, что для самосохранения
человечество должно избавиться от меж конфессиональной вражды. Должно быть
терпимее, толерантнее к представителям других религиозных верований. Сейчас
вам представилась возможность составить свои обращения к взрослым, от которых
сегодня зависит судьба нашего мира. Через 5 мин. 1 группа озвучит свое
«Обращение к Саммитам лидеров государств», т. е. к политикам самого высокого
уровня, а вторая группа к деятелям разных церквей, которые собираются на
Всемирный Собор церквей»
(Учащиеся создают свои образовательные продукты, озвучивают результат
своей работы, вносят дополнения)
Итог урока.
Т.Е.- В заключении, прослушайте, пожалуйста, христианскую притчу
«Следы»:
Старый человек, умирая, вдруг увидел во сне всю свою жизнь в виде длинной
цепочки следов на песке, а рядом с его следами шли еще чьи-то следы.
- Да ведь это Господь рядом шел!- догадался старик.
Но к огорчению своему, увидел он также, что в тех местах его жизни, когда
особенно тяжело ему было, только одни следы отпечатались на песке.
- Как же так, Господи? с укором воскликнул старик. В самые трудные
моменты бросал Ты меня!
- Нет, - ответил Господь с небес, - в те годы Я тебя на руках нес…
М.И. Христианская мудрость этой притчи проявляется в том, что
каждый из нас перед смертью обязательно отчитывается перед самим собой,
своей совестью в том, какую жизнь он прожил, восстановив ее в виде длинной
цепочки следов. Мы обратились к сокровищнице христианской мудрости, но
каждая религия мира содержит подобные притчи, обосновывая тем самым
великую значимость того, какой след оставит человек после себя, кем бы он ни
был, какую национальность ни представлял, к какой вере ни относился. Чем
раньше вы, ребята, это поймете и осознаете, тем более достойную жизнь вам
удастся прожить. Мы надеемся, что из сегодняшнего урока вы вынесете
осознание того, что истинная вера рождается в душе каждого человека. Я
думаю, что тема сегодняшнего урока может являться призывом к каждому из
вас: учитесь быть толерантными в отношении людей другой религии.
(Звучит тихая музыка, учитель зажигает свечу)
Вот эта свеча символизирует светлые мысли, светлое доброе отношение к
людям, пусть даже другой веры, других взглядов, другой религии. Если в
результате нашего урока у кого-то из вас возникло искреннее осознание того,
что вы должны быть терпимее, уважительнее к людям другой религии,
другой национальности и культуры, если вы согласны с тем, что все мы,
люди, разные, но каждый достоин того, чтобы жить на планете Земля, не
подвергаясь преследованиям за свои религиозные убеждения, я предлагаю
каждому из вас зажечь свою свечу от этой.
(Все желающие учащиеся зажигают свои маленькие свечи, лежащие на их
столах, от свечи учителя)
Т. Е. Наш урок подходит к концу и в качестве напутствия предлагаем вам,
ребята, прослушать православную молитву оптинских старцев. Вдумайтесь в
слова этой молитвы, впустите их в свое сердце и душу:
( Одна из учениц читает наизусть под музыку, дети слушают со свечами в
руках)
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить то, что принесет мне
наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час
сегодня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получил известия в течение
дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все
святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Научи
меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не слушая и
не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все
события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить,
надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.
В заключении учащимся предлагается провести экспресс рефлексию урока
они заполняют карточки:
Экспресс-рефлексия Шкала
Мое отношение к теме: успешности:
1. Она меня лично волнует
2. Она безразлична мне
3. Считаю ее актуальной, но лично она меня не волнует
4. Считаю ее не актуальной, не важной для человечества
Моя работа в группе:
1. Я работал в полную силу, старался
2. Я не проявил должной активности, мог бы лучше
3. Я пассивно «отсидел» урок, не работал
4. Я не работал сам и мешал другим.
Мое понимание учебного материала урока:
1. Материал показался мне непосильно сложным, трудным для понимания
2. Материал был доступный, хорошо воспринимался
3. Материал был насыщенным, отличался новизной
4. Материал был сухим, скучным, ничего нового
Домашнее задание: написать эссе на тему «Религиозная толерантность»
Учителя выставляют оценки за урок только после тщательного анализа
образовательных продуктов, созданных детьми на уроке, после обсуждения
работы каждого на уроке и после проверки эссе учащихся. Оценки
объявляются детям на следующем уроке обществознания, с комментарием
учителя.
Задание 1 для работы в группах:
Проанализируйте нижеприведенные документы и найдите
подтверждения следующей точки зрения:
1 религии изначально противостоят друг другу, сталкивают людей друг
против друга, главы разных религиозных конфессий поднимают
приверженцев своей религии против «неверных» - людей другой веры.
Документ 1
Арабские завоевания (по свидетельствам арабских историков и
географов»;
«Зейд, отправляясь в путь, получил от Мухаммеда следующие
наставления: требуй от врагов, чтобы они приняли ислам. Если они не хотят
принять ислам, то требуй от них уплаты поголовной подати. Если они и на
это не согласятся, то вступай в бой…
Мухаммед провожал воинов… и приказал им напоследок рубить
высокомерные плешивые головы…
…Во имя бога всемилостивейшего и всемилосердного!»
Документ 2
Крестовые походы длились с 1096 по 1291 гг. Историки насчитывают
восемь крупных крестовых походов. Поводом к их началу послужила речь
папы Урбана 2 на церковном соборе в г. Клермоне. Из сочинения монаха-
хрониста Роберта Реймского «Иерусалимкая история» (12 век):
«…Господин папа вышел на обширную размерами площадь…И вот папа
обратился ко всем с убедитеьной речью:
«От пределов иерусалимских и из града Константинополя пришло к нам
важное известие… что персидского царства иноземное племя, чуждое Богу,
вторглось в земли этих христиан, опустошило их мечом, грабежом, огнем…
Кому выпадет труд отмстить за все это, кому как не вам… Особенно же
пусть побуждает вас святой гроб Господен, которым ныне владеют
нечестивые, и святые места, которые ими подло оскверняются и постыдно
нечестием их мараются… Становитесь на стезю святого гроба, исторгните
землю эту у нечестивого народа, покорите ее себе; земля же та, как гласит
Писание, течет млеком и медом. Вступайте же на эту стезю во искупление
своих грехов, будучи преисполнены уверенностью в незапятнанной славе
царствия небесного»
Документ 3
Жестокие, массовые террористические акты, проводимые под лозунгом:
«Аллах Акбар!» международными мусульманскими террористическими
организациями: трагедия 13 сентября (уничтожение зданий-близнецов в
США); в Московском театральном центре на Дубровке орд- Ост),
трагедия в Бесланской школе №1; подрывы жилых домов в Москве…
Документ 4
Осада Иерусалима крестоносцами в 1099 г. «Деяния франков и прочих
иерусалимцев» (анонимная итало-германская хроника):
«В черте Иерусалимкого храма, говорят, погибло до 10000 неприятелей
сверх тех, трупы которых валялись по улицам и площадям… Остальная часть
войска разошлась по городу и, вытащив… из узких и отдаленных переулков
тех, кто укрывался от смерти, избивала их на месте. Другие, разделившись на
отряды, ходили по домам и извлекали оттуда отцов семейств с женами и
детьми, прокалывали их мечом или сбрасывали с кровель и таким образом
ломали им шею. При этом каждый, ворвавшись в дом, обращал его в свою
собственность со всем находившимся в нем, ибо еще до завоевания города было
условлено между ними, что по завоевании каждый присваивает себе на вечные
времена все, что он успеет захватить.
Потом, радуясь и плача от безмерной радости, пришли наши поклониться
гробу Спасителя Иисуса и вернуть ему свой долг»
Документ 5
Из высказываний М. Горького о турецком геноциде по отношению к
армянам:
«…Память воскрешает трагическую историю Армении конца 19-начала
20 веков, резню в Константинополе, Сасунскую резню, гнусное равнодушие
христиан «культурной» Европы, с которым они относились к истреблению их
«братьев во Христе», позорнейший акт грабежа самодержавным
правительством церковных имуществ Армении, ужасы турецкого
(мусульманского) нашествия последних лет, - трудно вспомнить все трагедии,
пережитые этим энергичным народом»
Документ 6
Крестовые походы были, прежде всего, захватническими войнами. Их
настоящие цели: расширение влияния папы Римского на Восток, увеличение
доходов церкви, захват новых владений и подданых, увеличение богатств
феодалов, получение земель мелкими феодалами (странствующими
рыцарями), избавление от тяжелых условий жизни крестьян в обедневшей
Европе, налаживание выгодных торговых связей для горожан. Множество
родовитых, но безземельных рыцарей скиталось по дорогам, промышляя
разбоем и грабежом. Они были настоящим бедствием для общества. Поэтому
церковь была рада избавиться от них, отправив в поход, а они сами желали
получить богатства и земли на Востоке.
Документ 7
В ноябре 1982 года в Индии прошла встреча 400 представителей
основных мировых религий индуизма , буддизма , а также иудаизма
, ислама и христианства . На этой встрече обсуждался следующий
вопрос : «Каким образом могут религии сохранить мир на земле?»
Мать Тереза из Калькутты, лауреат Нобелевской премии мира ,
напомнила всем о том , что люди нуждаются не только в пропитан ии ,
но также в мире и любви.
Документ 8
Отрывок из книги Ж. Ле Гоффа:
«Народонаселение Европы, вероятно, удвоились между 10 и 14 веками.
Этот демографический подъем имел в свою очередь значение для экспансии
христианского мира. (Экспансия расширение сферы влияния).Первым
проявлением экспансии стало освоение христианами целины.
Параллельно с этой внутренней экспансией христианский мир прибег и к
внешней. Так зародилось двойное завоевательное движение, результатом
которого стало расширение границ христианского мира в Европе и далекие
крестовые походы в мусульманские страны. Распространение христианства
по Европе… перешло почти полностью в руки немцев, населявших окраинные
христианские земли. Его доминирующим аспектом стало, в конце концов,
противоборство немцев и славян, при котором религиозные мотивы
отступили на второй план, поскольку немцы без колебаний вступили в борьбу
даже с теми соседями, которые приняли христианство.»
Документ 9
В ноябре 1986 года папа Иоанн Павел II пригласил
представителей всех религий в Асиз, где родился святой Франциск.
Папа римский выразил желание провести на Святой Земле
совместную молитву о мире представителями ислама, иудаизма и
христианства.
Документ 10
Немецкие и шведские рыцари, совершившие свой поход на Новгородскую
землю в 1240 (Невская битва) и 1242(Ледовое побоище), по сути, напали на
славянское государство, которое было христианизировано еще в 988 г. при
князе Владимире. Однако, шведы и немцы были католиками, а славяне
православными христианами.
Документ 11
В результате завоеваний турок-мусульман образовалась обширная
Османская империя, раскинувшаяся в трех частях света: Азии, Африке,
Европе. Феодальная конница султана сражалась за землю и богатства. Война
и грабеж были главными средствами обогащения турецких феодалов. Власть
султана поддерживало мусульманское духовенство. Оно внушало верующим,
что «султан-тень бога на земле». Завоеватель Константинополя Мехмед 2
говорил: «Сабля и вера неразлучны»
Документ 12
Католическая церковь призывает всех христиан к усиленному
диалогу с другими религиями. Непосредственно перед операцией «Буря
в пустыне» во время войны в Персидском Заливе председатель Совета
Евангелических церквей Германии, епископ Мартин Крузе призвал
христиан содействовать установлению мира и справедливости на земле
и совместно с другими мировыми религиями не усиливать конфликты,
но помогать их разрешению.
Документ 13
На заседании Всемирного Совета церквей в феврале 1991 года
проходившем в Канберре (Австралия) во время войны в Персидском
Заливе, был поставлен вопрос о правомерности монополии на истину
в христианстве. Речь шла также о возможном слиянии различных
религиозных представлений .
Документ 14
Во время военных переговоров в Персидском Заливе во
многих местах Германии проходили молитвенные служения с
чтением «слов Божьих о мире» из Библии и Корана.
Совместная работа миротворцев различного религиозного
происхождения была продиктована требованиями дня для того,
чтобы сохранить мир.
Задание 2: проанализируйте этические ценности религий и сделайте
вывод: заложены ли в их философиях идеи вражды к другим верам.
Этические ценности
буддизма
Этические ценности
ислама
4 Благодатных
истины:
-Жизнь есть страдание.
-Причины страданий наши
эгоистические желания.
-Избавление от страданий в
их преодолении, т.е
саморегуляции.
-Путь к нирване -
восьмеричный путь.
Во Восьмеричный путь:
1. Праведное знание
(осознание жизни).
2. Праведная
решимость
(намерения)
3. Праведные слова.
4. Праведные дела.
5. Праведный образ
жизни:
- обуздай гнев;
- не кради;
- обуздай
половые
влечения;
- избегай лжи;
- воздержись от
пьянства и
наркотиков.
6. Праведное усердие.
7. Праведные помыслы.
8. Праведное
созерцание
(медитация, путь к
совершенству,
просветлению).
5 столпов ислама:
1. Нет бога, кроме
Аллаха, и Мухаммед
пророк его.
2. Молитва – не менее 5
раз в сутки.
3. Милосердие.
4. Священный месяц
Рамазан (Великий
пост).
5. Хадж –
паломничество к
святым местам в
Мекку.
Нормы ислама:
1. В исламском
государстве – теократия
форма правления, при
которой политическая
власть принадлежит
духовенству, церкви. Нет
разделения церкви и
государства.
2. Самая разработанная
часть шариата –
уголовное право. Самое
тяжелое преступление –
убийство (кара- смерть)
Мстить можно было
только убийце, а не его
родственникам. Вору
отрубали руку.
3. Среди пророков, в
которых веруют
мусульмане библейские
персонажи: Адам, Ной,
Моисей, Иисус Христос..
Этические принципы крупнейших мировых и
национальных религий:
1. Буддизм: Не делай другим того, что сам считаешь злом.
2. Индуизм: Не делай другим того, что причинило бы боль тебе.
3. Иудаизм: Что ненавистно тебе, не делай того другому.
4. Даосизм: Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю –
своей потерей.
5. Ислам: Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или
брату своему того же, чего желает себе
6. Христианство: Поступай с другим так, как хочешь, чтобы
поступали с тобой.
Задание 1 для работы в группах:
Проанализируйте нижеприведенные документы и найдите
подтверждения следующей точки зрения:
2 войны велись не за религию, а из каких-то экономических или
политических целей (обогатиться, добиться власти), а религия была просто
прикрытием.
Документ 1
Арабские завоевания (по свидетельствам арабских историков и
географов»;
«Зейд, отправляясь в путь, получил от Мухаммеда следующие
наставления: требуй от врагов, чтобы они приняли ислам. Если они не хотят
принять ислам, то требуй от них уплаты поголовной подати. Если они и на
это не согласятся, то вступай в бой
Мухаммед провожал воинов… и приказал им напоследок рубить
высокомерные плешивые головы…
…Во имя бога всемилостивейшего и всемилосердного!»
Документ 2
Крестовые походы длились с 1096 по 1291 гг. Историки насчитывают
восемь крупных крестовых походов. Поводом к их началу послужила речь
папы Урбана 2 на церковном соборе в г. Клермоне. Из сочинения монаха-
хрониста Роберта Реймского «Иерусалимкая история» (12 век):
«…Господин папа вышел на обширную размерами площадь…И вот папа
обратился ко всем с убедительной речью:
«От пределов иерусалимских и из града Константинополя пришло к нам
важное известие…, что персидского царства иноземное племя, чуждое Богу,
вторглось в земли этих христиан, опустошило их мечом, грабежом, огнем
Кому выпадет труд отмстить за все это, кому как не вам… Особенно же
пусть побуждает вас святой гроб Господен, которым ныне владеют
нечестивые, и святые места, которые ими подло оскверняются и постыдно
нечестием их мараются… Становитесь на стезю святого гроба, исторгните
землю эту у нечестивого народа, покорите ее себе; земля же та, как гласит
Писание, течет млеком и медом. Вступайте же на эту стезю во искупление
своих грехов, будучи преисполнены уверенностью в незапятнанной славе
царствия небесного»
Документ 3
Жестокие, массовые террористические акты, проводимые под лозунгом:
«Аллах Акбар!» международными мусульманскими террористическими
организациями: трагедия 13 сентября ничтожение зданий-близнецов в
США); в Московском театральном центре на Дубровке орд- Ост),
трагедия в Бесланской школе №1; подрывы жилых домов в Москве…
Документ 4
Осада Иерусалима крестоносцами в 1099 г. «Деяния франков и прочих
иерусалимцев» (анонимная итало-германская хроника):
«В черте Иерусалимкого храма, говорят, погибло до 10000 неприятелей сверх
тех, трупы которых валялись по улицам и площадям… Остальная часть
войска разошлась по городу и, вытащив… из узких и отдаленных переулков
Приложение 1
Обоснование целесообразности выбранных темы, типа и технологии
урока
на основании диагностики особенностей и возможностей учащихся
Урок в 9 «а» классе «Религиозная толерантность» представляет собой интеграцию темы
«Мировые и национальные религии» в рамках предметных областей Истории, Обществознания и
Географии. Он завершает изучение данной темы в учебном году.
Мы видим актуальность данной темы по нескольким причинам:
- Во-первых, время разрушения храмов прошло. Теперь, когда мы обращаемся к нашей
духовной истории, каждый грамотный человек должен владеть основами понимания
многообразия мира, многоконфессиональности человечества. Понятия: «толерантность»,
«взаимоуважение», «принятия других религий, других наций, других культур» - необходимы
современному обществу, так как сегодня это является основой выживания человечества на
планете Земля. Тема этого урока в чистом виде демонстрирует важнейшую духовную истину:
«Не в силе Бог, но в правде»
- Во-вторых, в рамках заявленной темы, выбранного типа и технологии урока, есть
возможность добиться того, как органически свяжутся между собой задачи обучения, развития и
воспитания. Как тесно соединятся в деятельности учеников твердые учебные навыки,
эвристические и креативные состояния, нравственные убеждения. Этот урок интересен и для
собственного профессионального развития педагогов: богатством межпредметных связей и
своими драматургическими возможностями.
- В-третьих, данный урок дидактически весьма актуален. Здесь можно увидеть динамику
формирования сложных надпредметных умений: ставить и решать проблемы, рассуждать по
аналогии, делать выводы на основе сравнений и обобщений - и все это на достаточно объемном
материале.
Дидактико-технологическая проблема урока видится нам в необходимости разрешения
противоречия между фронтальными средствами обучения, предназначенными для класса в целом
и обеспечивающими выполнение плана урока, предусматривающего достижение поставленных
целей-результатов в отведенное для этого время, и индивидуально-групповыми средствами
обучения и воспитания, адресованными каждому ученику, позволяющим ему прийти к
значимому для него лично результату, достижение которого не может быть точно
запланировано, но лишь спрогнозировано с той или иной степенью вероятности. Мы относим
себя к умеренным инноваторам. Это связано с убеждением в со-бытийной природе урока, и,
поэтому придерживаемся вероятностного подхода к планированию, а точнее к
проектированию урока (можем отнести себя к последователям автора вероятностного характера
процесса образования личности А. Лобока). Для нас цель урока - это вероятностный ожидаемый
результат.
Для того, чтобы урок получился компетентностно-деятельностным, направленным на
развитие и поддержание образовательной субъективности, мы разрабатывали его,
проанализировав результаты диагностики учащихся.
Произведя анализ особенностей темперамента девятиклассников, мы пришли к выводу,
что 89% учащихся класса обладают сильным темпераментом. Для учеников, обладающих
сильными темпераментами – сангвиников, флегматиков и холериков желательно применение
психоинтенсивных образовательных технологий, какой является технология развития
критического мышления. Меланхоликам, как представителям слабого темперамента нельзя
прямо предъявлять педагогические требования и пользоваться в отношении их такими
техниками, как, например, внушающий монолог или жесткое инструктирование: они повергают
детей в прострацию. Чтобы избежать этого, выбран групповой метод работы на уроке,
позволяющий учащимся слабого темперамента постепенно и наименее безболезненно
включиться в работу вслед за учащимися с сильными темпераментами. Важно только правильно
распределить детей по группам, не перегружая одну из групп учащимися – меланхоликами,
заведомо поставив ее в невыгодное положение.
Распределение правополушарных и левополушарных учащихся в классе примерно
одинаковое (54% и 46% - соответственно). Для правополушарных, склонных к описаниям,
интуиции и мифопоэтическому творчеству мы предусмотрели соответствующие методы
объяснительно-иллюстративный проективно-творческого характера, для левополушарных, для
которых соприродна логика, рациональное познание, исследовательская деятельность, мы
предусмотрели эвристические и проблемные методы.
Наиболее сложной является в классе картина, отражающая канал восприятия учащихся
зрительный (43%), слуховой (51 %) и осязательный (6%). Визуалу и кинестетику не годятся
долгие и эмоциональные повествования, но аудиалу они дадут максимальный эффект.
Кинестетику и аудиалу бессмысленно что- либо предъявлять в виде сложных схем, опорных
конспектов или отрывков из документов. Поэтому на уроке предусмотрено сочетание
педагогического инструментария, нацеленного, прежде всего, на визуалов и аудиалов.
Что касается индивидуально-психологических особенностей учеников, то следует
отметить, что картина в данном классе достаточно благополучная: в классе низкий уровень
тревожности, агрессивности, депрессивности. Показатели памяти и внимания достаточно
высокие.
Относительно социометрических данных ситуация так же вполне благополучная. В классе
нет явных аутсайдеров, находящихся в роли отверженных классным коллективом. В то же время
есть явные лидеры: К. Е. и И. Н., которые будут разведены по разным группам.
Таким образом, в 9 «а» классе есть серьезные ограничения на фронтальные общеклассные
формы работы. Но одновременно большая пестрота психолого педагогических особенностей,
их взаимная противоречивость не позволит работать и в уровневом (стартовом) режиме.
Поэтому, целесообразно будет применить стратегию групповой работы. Основания, по которым
будут сформированы группы:
- право-левополушарность как основной критерий;
- ведущие каналы восприятия;
- индивидуально-психологические особенности;
- данные социометрии как вспомогательные.
Степень обученности каждого учащегося определяется соотношением сформированных,
формирующихся и несформированных умений, что учитывается при комплектовании групп
для соблюдения принципа их равнозначности по возможностям учащихся.
Что касается степени обучаемости учеников, то она выявлена по «совокупности статей» и
ранжирована по категориям: высокая, достаточная, средняя, низкая. В зависимости от этого
интегрального показателя и будет оцениваться работа учащихся в течение урока. Возможно
больше похвал будет звучать в адрес учащихся с низкой обучаемостью (К. Е., М. Т, К. Д.)
даже за незначительные достижения и будут применяться значительно более высокие
требования к учащимся с высоким уровнем обучаемости (Щ. М., И. Н., К. Е., И. Т.). При
организации групповой работы придется организовать помощь слабым со стороны сильных
учеников, возможно – и учителя.
Анализируя сводные карты мониторинга по предметам, можно сделать вывод о
состоянии суммарной обученности класса в целом тем или иным умениям. Можно считать,
что у класса нет проблем с умениями первичной обработки текстов: читать и понимать,
выделять главное, составлять план, действовать по алгоритму, использовать знания в
стандартной ситуации. Вместе с тем класс как коллектив затрудняется вести учебный
диалог, видеть и решать проблемы, создавать текст по заданной теме, виду, жанру,
использовать знания в нестандартной ситуации.
Поэтому, применение на уроке технологии развития критического мышления
видится нам весьма актуальной, и с точки зрения задач развития учащихся
представляется обоснованной идея строить сценарии уроков в этом классе с
использованием групповых форм работы.
Учитель географии Бочкарева Т. Е.
Учитель истории и обществознания Витевская М. И.
Приложение 2
Статья об уроке в газете «Гимназист»
Религиозная толерантность
Так назывался интегрированный урок обществознания, географии и истории, который
дали в 9а классе Бочкарева Т. Е. и Витевская М. И.
Это был урок развития критического мышления. Ребята учились выражать свою точку
зрения, проявляя уважение к оппоненту. Спорить предметно, доказательно,
аргументировано.
В чем причина межконфессиональных конфликтов, примеров которым в истории
сколько угодно? Почему, при столь общих нравственных началах всех мировых религий
существует межрелигиозная рознь? Откуда берет свое начало борьба экстремистски
настроенных мусульман против так называемых «неверных», оправдывающая терроризм?
В чем настоящая причина средневековых крестовых походов, были ли это действительно
войны за веру? Вот только небольшой спектр вопросов, обсуждаемых учащимися 9 класса
на уроке.
Ребята изучали исторические документы, средневековые хроники, выдержки из
Библии, Корана, Трипитаки, Талмута и других священных книг, знакомились с
высказываниями политиков и религиозных деятелей, анализировали современную
межрилигиозную ситуацию, сравнивали основные постулаты религиозных философий,
спорили…
В споре родилась истина. Многие нравственные ценности являются общими для всех
религий (не кради, избегай лжи, не убивай и т. д.). Любая религий, будь то мировая или
национальная, учит нравственной чистоте, порядочности, совестливости. Если бы
каждый из нас всегда следовал заповедям религии, то не было необходимости в судах,
прокуратуре, исправительных учреждениях. Основой же всех межрегиональных
конфликтов являются политические мотивы: борьба за власть, за влияние в том или ином
регионе, борьба за территории и богатства. Религия в данном случае служит прикрытием.
Основы гуманных по своей сути религий преднамеренно извращаются в политических
корыстных целях.
Самостоятельно работая в группах, учащиеся к концу урока создали свои документы, с
которыми хотели бы обратиться к взрослым, ведь от них зависит, будет ли мир сегодня на
нашей планете. Козырева Лена зачитала Обращение к политикам, главам государств –
участникам Саммита Большой восьмерки. Игнатьева Нюргуяна озвучила обращение своих
одноклассников к религиозным деятелям разных конфессий участникам Всемирного
Собора церквей. Главная мысль, которую хотели донести до взрослых дети: мы хотим
мира, мы хотим жить в толерантном мире, где царит уважение, понимание и терпимость к
другим религиям, другим взглядам, другим культурам.
В заключении дети обратились к сокровищнице христианской мудрости - Катя
Дектяренко проникновенно прочла молитву оптинских старцев, призывающую «верить,
надеяться, терпеть, прощать и любить…»
В конце урока учителя предложили детям необычную рефлексию. Мария Ивановна и
Татьяна Ефимовна обратились к ребятам со словами: «Мы надеемся, что из сегодняшнего
урока вы вынесете осознание того, что истинная вера рождается в душе каждого человека.
Мы надеемся, что тема сегодняшнего урока может явиться призывом к каждому из вас: «В
душе своей, как в алтаре, зажгите свечи». Если вы чувствуете, что наш урок пробудил в
вас стремление быть терпимее к окружающим, с пониманием относиться к тем, кто не
токой как ты, осознание, что все мы разные, но каждый из нас достоин жизни и
уважения, зажгите каждый свою свечу от одной большой общей свечи, которая
символизирует единство всех религиозных учений на Земле».
Свечи зажглись в руках каждого ребенка… Урок достиг своей цели.