Сценарий "От Киевской Руси до современной России" 8 класс


Насаев Игорь Олегович,
учитель истории
МБОУ «Лицей № 2 города Курска
Сценарий внеклассного мероприятия по истории России
«От Киевской Руси до современной России»
Цель: показать разные лики, эпохи, переломные моменты России: Киевская
Русь, Российская империя, Советский Союз и современная Россия.
Участники: учащиеся 8-11 классов.
Оборудование: мультимедийный экран, мультимедийное оборудование, звуко-
усилительное оборудование, атрибуты различных эпох: лапти, рушник, хлеб-
соль, бумажный свиток, подсвечник со свечами, чернильница и перо, дуэльный
пистоле газета, электрическая лампочка, блюдце с кусочком хлеба и свечой).
Ход мероприятия:
(Первоначально сцена, при открытом занавесе, пуста. Начинает звучать
фонограмма заздравного колокольного перезвона. На экране ее задника
проецируются слайды с изображением уцелевших церквей периода Киевской
Руси. Из глубины зрительного зала, по его центральному проходу, к сцене
направляется человек в стилизованном древнерусском одеянии. Находясь
спиной к зрителю, при виде церквей, он осеняет себя крестным знамением и
лишь затем, медленно развернувшись, начинает свою речь. Фонограмма
переходит в фон.)
ДРЕВНЕРОСС:
Рожь ты волнистая, рожь ты густая,
Поле широкое, небо высокое,
Рожь, да пахучий кусток молочая,
Рожь, да березки, да синь с поволокою.
В росах купаются зори желанные,
Край светлых дум и судьбы обездоленной,
Красное солнышко – Русь православная!
Славит сей день перезвон колоколенный.
(Фонограмма колокольного перезвона усиливается. На сцене
появляютсятанцоры в аналогичных стилизованных одеяниях и занимают
исходную позицию. Человек, поднявшись на сцену, присоединяется к ним.
Фонограмма сменяется песней группы «Любэ» «Позови меня…».
Осуществляется исполнение данного танца.Далее, фонограмма сменяется
мелодией песни «В горнице моей светло…». На сцене появляется вокалист,
который исполняет данное произведение. В процессе его исполнения
танцующие удаляются за кулисы, а затем появляются перед сценой с
атрибутами периода Киевской Руси. Ими последовательно выносятся и
оставляются перед зрителями: березовое бревно, на которое водружаются
атрибуты той эпохи(рушник, лапти, хлеб-соль и т.п.), затем они удаляются за
кулисы. Завершив пение, вокалист удаляется за кулисы. Фонограмма стихает.
Какое-то время зрители остаются один на один с атрибутикой на березе. Затем
звучит фонограмма вступления мелодии классического салонного танца. На
экране задника проецируются слайды с изображением уцелевших дворцовых
ансамблей периода Российской империи. На сцене появляется
хореографическая группа, которая и исполняет данный танец. Неожиданно
фонограмма обрывается. Танцоры замирают. На сцену врывается придворный
шут.)
ШУТ:
Я шут придворный, я – лакей
При матушке Екатерине,
Немой вершитель всех затей
Ее Величества отныне.
Такая должность мне идет:
Колпак дурацкий и сатира,
Пока безмолвствует народ
Увы, забыта честь мундира.
Извольте сагу, анекдот,
А, может, песнь о русской доле?
Здесь все решает наперед
Ее Величества лишь воля.
Покуда правит бал она
Иное мненье неуместно,
Душа шута ущемлена,
В чертогах царственных ей тесно.
Все манит ввысь ее туда,
Где в апогее небосвода
Сияет яркая звезда,
Образчик творчества свободы…
(Звучит фонограмма лирической мелодии. Шут припадает на одно колено. На
сцене появляется муза в белом одеянии. Осуществив несколько танцевальных
па, она удаляется за кулисы. Фонограмма переходит в фон. Шут вскакивает с
колен.)
ШУТ:
Невольно тянется рука
К заветной лире, как к причастью,
И льются звуки в облака,
И так близка вершина счастья.
Моя Звезда!!! Я – рядом, тут,
Тебе одной молюсь и внемлю…
Но окрик матушки:
(Из разных сторон сцены троекратно звучит: «Эй, шут!.. Эй, шут!.. Эй, шут!..».)
ШУТ:
Вмиг возвращает все на землю.
И снова сага, анекдот,
Вновь песнь, узоры менуэта,
Оскомин сих круговорот
Удел шута, но не поэта.
Вот почему печален он:
Ваш верный раб, слуга покорный,
Свой проклиная пансион
И матушкин характер вздорный.
Екатерины славный век,
В себе ты сочетаешь сразу
И просвещения успех,
И раболепство до экстаза!
Но тут коснулся слух ушей
Такой невероятной силы:
(Из разных сторон сцены троекратно звучит: «Скорей возрадуйся, лакей!..
Скорей возрадуйся, лакей!.. Скорей возрадуйся, лакей!..».)
ШУТ:
Ее Величество – почила!!!
На опустевший было трон
Согласно всех российских правил
Уже с почетом вознесен
Наследник матушки – царь Павел!
И божьей милостью шуту
За службы долг Екатерине
Он, воплощая в жизнь мечту,
Дарует вольную отныне!
Но что такое, сей же час,
Лишь вышло царское веленье,
Из шутовских печальных глаз
Слеза скатилась откровенья:
Как так без матушки? При ней
Давно расписан принцип роли:
Я по сценарию – лакей!
Я шут придворный и не боле!!!
(Шут с бравурным возгласом, разрезая ряды танцоров, удаляется за кулисы.
Фонограмма мелодии салонного танца возобновляется. Танцующие пары
доводят до финала свой прерванный танец. Фонограмма сменяется мелодией
русского романса. На сцене появляется вокалист, который исполняет данное
произведение. В процессе его исполнения танцующие удаляются за кулисы, а
затем появляются перед сценой с атрибутами периода Российской империи.
Ими последовательно выносятся и оставляются перед зрителями: березовое
бревно, на которое водружаются атрибуты той эпохи(бумажный свиток,
подсвечник со свечами, чернильница и перо, дуэльный пистолет и т.п.), затем
они удаляются за кулисы. Завершив пение, вокалист удаляется за кулисы.
Фонограмма стихает. Какое-то время зрители остаются один на один с
атрибутикой на березе. Затем звучит фонограмма мелодиипесни «Вихри
враждебные...». На экране задника проецируются слайды с изображением
культовых зданий советского периода. Через зрительный зал, к сцене,
врывается человек в одеянии военного образца. Фонограмма переходит в фон.)
ВОЕННЫЙ:
Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия –
Безумствуй, сжигая меня!
В твои роковые разрухи,
В глухие твои глубины,-
Струят крылорукие духи
Свои светозарные сны.
Пусть в небе – и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро,-
Кипи фосфорически бурно,
Земли огневое ядро!
И ты, буревая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия –
Мессия грядущего дня!
(Фонограмма усиливается. Человек направляется к заднику сцены и,
развернувшись, повторяет еще раз.)
ВОЕНННЫЙ:
Мессия грядущего дня!!!
(Фонограмма сменяется песней «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…».
Человек удаляется за кулисы. На сцене появляется хореографическая группа в
одеянии синеблузников и исполняет танец спортивного характера.Далее
фонограмма сменяется мелодией песни И. Талькова «Я вернусь». На сцене
появляется вокалист, который и исполняет данное произведение.В процессе его
исполнения на экране задника проецируются слайды с памятниками
архитектуры, ныне находящимися в запустении. Танцующие удаляются за
кулисы, а затем появляются перед сценой с атрибутами периода Советского
Союза. Ими последовательно выносятся и оставляются перед зрителями:
березовое бревно, на которое водружаются атрибуты той эпохи(газета,
электрическая лампочка, блюдце с кусочком хлеба и свечой и т. п.), затем они
удаляются за кулисы. Завершив пение, вокалист удаляется за кулисы.
Фонограмма стихает. Какое-то время зрители остаются один на один с
атрибутикой на березе. Затем звучит фонограмма лирической мелодии.На сцене
появляется 1-й современник. В руках у него зеленый росток.Фонограмма
переходит в фон.)
1-й СОВРЕМЕННИК:
В век 21-й все сменилось,
Как точность всем теперь нужна
И вмиг в айфоны обрядилась
Технологичная страна.
Айпады, гаджеты и аськи,
И жизнь без них уже не та,
Другими стали фильмы, сказки,
Не то, что в прошлые лета.
Не замечаем мы порою
Природы дивной чудеса,
Красот, дарованных судьбою:
Клин журавлиный в небесах.
Но все ж родства мы не теряем,
Россия – добрая душа,
Тебя всесвято почитаем,
Для нас всегда ты хороша.
Да, пусть теперь совсем иная
Россия славная моя,
Навеки самая родная
Святая русская земля!
Такие ж косы золотые,
До боли милые черты
И думы светлые, благие
В зените вещей красоты.
Моя Россия изменилась,
Но все равно в душе моей
Нигде так сильно не любилось,
Как на родной земле твоей…
(Фонограмма усиливается. Перед сценой из-за кулис появляется 2-й
современник. Он выносит и выставляет перед зрителями очередное березовое
бревно. Фонограмма вновь переходит в фон.)
2-й СОВРЕМЕННИК:
Россия, матушка, с рассветом
Восстань, родимая, из сна,
Встреть добрым, ласковым приветом
И чашей, что всегда полна.
Дозволь твоей испить водицы
У ледяного родника
И воспарить, и раствориться
В красе российской на века.
Здесь любо все: моря и горы,
Лесов убранство, неба высь,
Полей бескрайние просторы,
Скорее, матушка, проснись!..
(Фонограмма вновь усиливается. 1-й современник по ступеням сцены
спускается в зрительный зал и водружает росток на березовое бревно. Далее
оба современника с надеждой удаляются через зал, отправляясь в грядущее
время. Фонограмма сменяется мелодией песни «Россия-матушка». Перед
сценой появляется вокалист, который и исполняет данное произведение. В
процессе его исполнения на заднике сцены начинают проецироваться слайды с
изображением уцелевших в достойном состоянии памятников русской
архитектуры. На сцене появляется хореографическая группа, которая исполняет
финальный танец. По его завершении танцоры спускаются в зал и выборочно
вручают зрителям не распустившиеся березовые веточки. Далее они удаляются
в грядущее время. Фонограмма стихает.)