Конспект урока "Духовная культура кочевников" 8 класс

Каримов Акылбек Муратович
Айыртауского района
Лобановской СШ
учитель истории и географии
Тема урока: «Духовная культура кочевников»
Тип урока: интегрированный, повторения, систематизации и обобщения
знаний,
закрепления умений.
Структура урока: сочетание этапов: организационного, постановки цели,
оперирования
знаниями и способами деятельности в стандартных и
нестандартных ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов.
Цель урока:систематизация и усвоение знаний,высокий уровень обобщения
и анализа.
Задачи:
-образовательные:
-выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на
уроках раздела;
-обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к
творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение
работать в группах.
-воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к
учению, готовности к мобилизации усилий на безошибочное выполнение
заданий.
-развивающие: развивать логическое мышленниие.
Оборудование: Карта Казахстана, интерактивная доска, предметы
материальной культуры.
Актуализация урока: активизировать опорные знания учащихся, полученные
при изучении темы.
План урока:
1. Развитие духовной культуры на казахской земле в средние века.
2. Литература и культура казахского народа.
3. Искусство казахского народа в 15-18веках:
а) музыкальное искусство и казахские музыкальные инструменты
б) айтыс
4. Традиции и обряды казахского народа:
а) национальные традиции, обряды
б) национальные игры
Ход урока:
1. Духовная культура-это система знаний и мировоззренческих идей.
Слово учителя: Создание своего государства имело огромное значение для
дальнейшего развития духовной культуры казахского народа. Оно было
многообразно по форме, тематике и содержанию и являлось продолжением
культуры прежних эпох.
В ней полнокровной жизнью жили древние мифологические сказания и
поздние фольклорные произведения, средневековая рукописная книжность и
собственная казахская литература, историко-летописные и правовые
сочинения, ораторское искусство, музыкальное и народно драматическое
творчество и народные увеселительные игры.
Вопрос: Какие направления духовной культуры кочевников вы знаете?
(- Литература и культура, народный фольклор, исторические письмена,
музыкальное искусство, народные игры и т.д.)
Вопрос: Что означает термин «фольклор» и в чем особенности казахского
фольклора?
-термин фольклор (англ.-народная мудрость).Казахский фольклор –богатейшее
духовное наследие, часть национальной культуры казахского народа. Фольклор
казахского народа представлен мифами, сказками, сказаниями, песнями,
стихами, посвященным явлениям природы,ритуалам, хозяйству:пословицами,
поговорками,загадками, эпосом,поэтическими состязаниями (айтысами)
Он накапливался множеством поколений, в нем мудрость, вера, традиции
предков.
2. Литература и культура казахского народа.
-устно-поэтические традиции народа являются самобытными и многогранными
, являясь неисчерпаемым родником казахской литературы и поэзии.
Самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой.
(исследование, обобщение,анализ )по данным вопросам:
1. Основные жанры казахского фольклора
(-героический эпос, обрядовая песня, лирическая песня, исторические песни,
пастушеские и магические, свадебные песни, сказки и легенды, пословицы и
поговорки, загадки, грустные песни, и Айтысы.
2. Крупнейшие представители поэзии жырау 16-17вв
(-Шалкияз Тленшиулы 1465-1560гг, Доспамбет около 1490-1523гг.,
Актамберды Сарыулы 1675-1768гг., Татикара 1705-1780гг, Умбетай 1706-
1778гг., Бухар жырау Калкаманулы 1693 -1787гг.)
3.Какие вопросы затрагивали жырау в своих монологах-толгау
(-Доспамбет:родом из знатной семьи военачальника, с крепости Азаку в ниж.
течении Дона. Получил военное образование, участник военных походов. В
своих песнях рисует идеальный портрет воина защищающего свою родину.
Песни-жыры: «Среди ручьев, на просторе донских лугов», «В аргамака попала
стрела», «О край мой милый, Ак Жайык» он посвящает патриотической теме.)
(Татикара, акын, родился у озера Сарыколь, в семье зажиточного скотовода.
Любимец Аблай хана, за умение импровизировать в любых обстоятельствах, за
бесстрашие и отвагу. В своем жыре «У камыша верхушка редкая, а корень
крепкий» он прославляет героизм Бокея из рода дулатов и др. батыров. Его
песни имеют историческую ценность.)
(Бухар жырау Калкаманулы: певец и советник Аблай хана. Унего много
эпических поэм, где раскрывается история народа.)
Этики и морали, человеческого достоинства, Думы о жизни и смерти, об
изменчивости и бренности мира.
Вывод: Главная идея поэзии жырау в период становления ханства.
Это идея этатизма и сильной ханской власти. В условиях самостоятельной
государственности необходимости ее защиты и укрепления значительно
возвысилась роль жырау.
Иногда высказывали оппозиционную мысль, отрицательное отношение к
решению хана. Это было возможно потому, что в своей критике исходили из
интересов
государства и авторитета в обществе, где придерживались принципа «можно
лишитьголовы, но не слова». Красноречие считалось верхом искусства («онер
алды-кызыл тил»)
Итак, главная тема поэзии жырау-сплоченность и единство государства.
3. Искусство казахского народа в 15-18веках:
А) музыкальное искусство и казахские музыкальные инструменты
В) айтыс
Слово учителя музыки:
Звучит кюй «Сарыарка» Курмангазы
Из седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о
неземном, сверхъстественном происхождении музыки, пения. Она рассказывает
о том, что парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над великой
степью казахов-кочевников, опустилась очень низко, поэтому народ,
услышавший ее, от природы наделен большим музыкальным даром и
способностями. А еще в народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха
частицу кюя с момента его рождения». Не случайно, наверное, люди пришлые,
«со стороны», наблюдавшие за жизнью и бытом казахов в 18-19 веках, не без
удивления и восхищения отмечали сильно бросающуюся в глаза способность
народа к творчеству, стремительной музыкально-поэтической импровизации,
широкую вовлеченность в сферу музицирования всего населения - от
младенцев до глубоких старцев.
Музыкальное искусство казахского народа является продолжением
музыкального искусства далеких предков. В китайских письменных источниках
3 века до н.э упоминаются талантливые музыканты из рода канлы. Музыка
выполняет в истории народа культурно-воспитательную и эстетическую роль.
Музыка передает чувства, мысли, волю человека в звуковой форме. Казахская
музыка близка к его речи, вернее, к ее интонации выражающей эмоциональное
отношение к окружающей среде.
Класс делится на 2 группы, которым дается задание:
1 группа- раскрыть особенности и колорит музыкального искусства казахов .
2 группа- исследовать историю возникновения казахских музыкальных
инструментов.
Ответы групп:
1 группа
Музыкальное искусство казахского народа является продолжением
музыкального искусства далеких предков. В китайских письменных источниках
3 века до н.э упоминаются талантливые музыканты из рода канлы. Музыка
выполняет в истории народа культурно-воспитательную и эстетическую роль.
Музыка передает чувства, мысли, волю человека в звуковой форме. Казахская
музыка близка к его речи, вернее, к ее интонации выражающей эмоциональное
отношение к окружающей среде.
2 группа- казахские музыкальные инструменты
(слайды)
В т.ч демонстрируются на интерактивной доске: муз.инструменты (легенда о
Коркыте)
4.Традиции и обряды казахского народа:
Следующее задание группам:
Подготовить и провести презентацию по следующим вопросам:
1 группа- национальные традиции,обряды
-очищение огнем, связан с главной хозяйственной деятельностью кочевников-
скотоводством.Весной при переезде на жайлау разводили огонь и скот
перегоняли между кострами.как видно это было до принятия ислама. б-«бить в
отау», при звуках рога женщины били в ведра, приговаривая: «Пусть молока
будет много, а огня мало!» и ходили вокруг юрты.Согласно поверьям это
увеличивала количество молока.в- обычай «кобылий мұрындық» или
«ублажить кол». Он проводился по приезде на жайляу, когда жеребят
привязывали к жели-натянутой веревке и начинали доить кобылиц.И вот для
того, чтобы жеребята и кобылы были упитанными, молока было много, а кумыс
вкусным, верхушку кола обмазывали жиром.
г-семейные традиции и обычаи (сватовство, гостеприимство, взаимопомощь,
праздник Наурыза))
2 группа- национальные игры
(учащиеся рассказывают об особенностях национальных игр: «Қыз-қуу»,
«кокпар», «алтыбакан», «аударыспак», «куме алу», «аксуйек» )
Мини-тест по теме «Искусство казахского народа в 15-18веках»
1. Гениальный композитор-кюйши, классик казахской инструментальной
музыки, ученик кюйши Узака:
А) Курмангазы
В) Жаяу Мусса
С) Биржан-сал
Д) Даулеткерей
Е) Таттимбет
2. Гениальный кюйши, автор 60 кюев, учитель Дины Нурпеисовой:
А) Жаяу Мусса
В) Биржан-сал
С) Даулеткерей
Д) Таттимбет
Е) Курмангазы
3. Кюйши-композитор, автор кюя «Сарыарка», в котором слышатся мотивы
несгибаемой воли народа к свободе, любовь к родной земле, к безграничной
степи:
А) Жаяу Мусса
В) Таттимбет
С) Курмангазы
Д) Даулеткрей
Е) Биржан-сал
4. Знаменитый кюйши-композитор втор.пол.19 в., основоположник
лирического направления в домбровой музыке:
А) Жаяу Мусса
В) Таттимбет
С) Курмангазы
Д) Даулеткрей
Е) Биржан-сал
5.. Казахский композитор, в своих кюях создал тонкие психологические
женские портреты:
А) Даулеткерей
В) Таттимбет
С) Биржан-сал
Д) Курмангазы
Е) Жаяу Мусса
6. Автор кюев «Кос-алка», «Кыз-Акжелек», «Акбала-кыз»:
А) Жаяу Мусса
В) Таттимбет
С) Курмангазы
Д) Биржан-сал
Е) Даулеткерей
7. Кюйши-композитор, как новатор, не нарушая содержания казахской музыки,
в некоторых своих произведениях использовал музыкальные темы русских
военных маршей и элементы туркменской музыки:
А) Жаяу Мусса
В) Таттимбет
С) Курмангазы
Д) Даулеткрей
Е) Биржан-сал
8. Выдающийся казахский композитор втор.пол.19., певец и поэт, на
становление его композиторского таланта большое влияние оказала встреча с
молодым Абаем в 1865г:
А) Дайлеткерей
В) Таттимбет
С) Биржан-сал
Д) Курмангазы
Е) Жаяу Мусса
9. Выдающийся казахский композитор, в народе широко известен его айтыс с
девушкой Сарой, до нас дошло 40 его кюев:
А) Курмангазы
В) Даулеткерей
С) Жаяу Мусса
Д) Таттимбет
Е) Биржан-сал
10. Выдающийся народный композитор, преклонялся перед гением Абая,
посвятил ему одно из своих стихотворений, был знаком с Шоканом
Уалихановым:
А) Жаяу Мусса
В) Таттимбет
С) Курмангазы
Д) Даулеткрей
Е) Биржан-сал
Взаимопроверка.
Обобщение.Выставление оценок.
Домашнее задание.