Проект "Патриарх Никон и его реформа" 7 класс


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Коржевская средняя школа
Проект на тему:
«Патриарх Никон и его реформа»
Автор: Бутусов Василий
7 класс
Руководитель: Маськова Ю.Н.,
учитель истории
Телефон школы: 88424177555
2015 год
Оглавление
I. Введение.
II.Основной ресурс
1. Личность Патриарха Никона.
2. Церковная реформа.
III.Выводы.
IV.Заключение.
V.Список используемой литературы.
VI. Приложения
Введение.
Тема проекта: Патриарх Никон и его реформа.
Эта тема привлекла меня своей актуальность т.к. исследование
фигуры Патриарха Никона является одной из «вечных проблем»
отечественной исторической мысли. Важным фактором истории русской
культуры в XVII в. была церковная реформа патриарха Никона. Она должна
была уничтожить разночтение в богослужебных книгах и различия в
обрядах, подрывавшие авторитет церкви.
Цель: изучить личность патриарха Никона и его реформу.
Задачи:
1. Прочитать книги по данной теме;
2. Просмотреть Интернет-ресурсы по данной теме.
Гипотеза: церковные реформы патриарха Никона, были направлены на
изменение существовавшей тогда в Русской Церкви обрядовой традиции в
целях её унификации с современной греческой. Они вызвали раскол Русской
церкви и повлекли возникновение многочисленных старообрядческих
течений.
Предмет работы - реформа патриарха Никона.
Практическая значимость данного исследования заключается в
использовании данного материала на классных часах, дополнительной
информации на уроках истории России.
Методы исследования:
Поиск достоверных источников информации с помощью документов,
книг, использование компьютерных технологий.
Этапы проведения проекта:
1. Подготовительный: - выбор темы и её конкретизация
(актуальность - определение целей и формулировка задач).
2. Поисково-исследовательский: - обращение к родителям с
просьбой включиться в работу проекта; - коррекция сроков и графиков -
проведение поисково-исследовательской деятельности.
3. Трансляционно - оформительный: - работа над презентацией -
оформление проекта - предзащита проекта
4. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений: - написание
сценария защиты проекта - подготовка к публикации проекта.
5. Заключительный: защита проекта.
Глава 1. Личность Патриарха Никона.
Образ Патриарха окутан мифами и предельно упрощен за счет
идеологических средств национально-государственной социокультурной
мифологии. С его именем связанна Церковная реформа (1650-1660),
представлявшая собой комплекс богослужебно-канонических мер в Русской
Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение
существовавшей тогда обрядовой традиции в целях ее унификации с
современной греческой. Реформа вызвала раскол Русской Церкви и повлекла
возникновение многочисленных старообрядческих течений.
Патриарх Никон миру Никита Минич Минин) родился в мае 1605 г.
в нижегородской крестьянской семье. В 12 лет будущий патриарх покинул
отчий дом и поступил в Макариев Желтоводский монастырь. В 1625 г. по
настоянию отца Никита женился и начал вести хозяйство в Москве. Однако
семейная жизнь не приносила счастья все трое детей скончались один за
другим и Никита Минин уговорил жену принять постриг, а сам
отправился на Соловки.
После принятия пострига на Соловках, в 1643 г. Никон стал игуменом
в Кожеезерском монастыре. В 1646 г. за сбором милостыни приехал в
Москву. Знакомство с молодым московским государем Алексеем
Михайловичем стало ключевым событием в жизни Никона. Царь назначил
его архимандритом Ново-Спасского монастыря в Москве, где была родовая
усыпальница Романовых.
В 1649 г. Никон был избран митрополитом Новгородским, а уже на
следующий год он столкнулся с первым серьезным испытанием. Голод, а
затем и бунт в Новгородской земле потребовали от него большого мужества
и стойкости. В 1652 г. после смерти патриарха Иосифа царь предложил
Никону стать патриархом.
Роль патриарха в Московском государстве XVII в. была чрезвычайно
велика. Он мог выступать заступником невинно осужденных, пенять царю за
его неправды, судить и миловать людей в духовных вопросах. Более того,
желая показать степень своего доверия и уважения Никону, Алексей
Михайлович фактически сделал его своим соправителем.
Влияние Патриарха Никона на гражданские дела было весьма велико.
При активном содействии Патриарха Никона в 1654 г. состоялось
историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси,
некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав
Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению
исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Русской Церкви.
Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. К титулу Патриарха
Московского «Великий Государь» присоединилось наименование «Патриарх
всея Великия и Малыя и Белыя России».
Как глава Русской Православной Церкви, Никон всячески поощрял
церковное строительство. При нем были сооружены богатейшие монастыри
Православной Руси: Воскресенский под Москвой, именуемый «Новым
Иерусалимом», Иверский Святоозерский на Валдае и Крестный
Кийостровский в Онежской губе.
Введенные Никоном изменения в рукописные церковные книги, равно
как и вмешательство нового патриарха в установленный обряд богослужения
стали основой массового недовольства его деятельностью. Церковный собор
1666 г. лишил Никона патриаршества и сослал его в отдаленный Ферапонтов
монастырь. В 1676 г. Никон был переведен в Кирилло-Белозерский
монастырь. Отметим, что Собор 1666 г. одобрил нововведения Никона.
Причиной же его низложения и изгнания следует считать его претензии на
первенство власти патриарха в светской жизни страны.
Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет. Перед смертью
царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха Никона
прощения. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении
Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в основанный им
Воскресенский монастырь. 17 августа 1681 г. по пути в Москву Патриарх
Никон умер. Он был погребен с подобающими почестями в Воскресенском
соборе Ново-Иерусалимского монастыря. В сентябре 1682 г. в Москву были
доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов,
восстанавливавшие Никона в сане Патриарха всея Руси.
Глава 2. Церковная реформа
Ее проведение началось весной 165З г., почти сразу же после принятия
царем и боярской думой окончательного решения о включении Украины в
состав Российского государства. Это совпадение не было случайным.
Первым шагом стало единоличное распоряжение патриарха,
затронувшее два обряда, поклоны и перстосложение при крестном знамении.
В памяти от 14 марта 1653 г., разосланной по церквам, было сказано, что
впредь верующим «не подобает во церкви метания творити на колену, но в
пояс бы всея творити поклоны, еще же и трема персты бы есте крестились»
(вместо двух). При этом в памяти не содержалось никакого обоснования
необходимости данной перемены в обрядах. К тому же предписание
патриарха не было подкреплено авторитетом церковного собора. Такое
начало реформы нельзя назвать удачным. Ведь это решение затронуло
наиболее привычные обряды, которые духовенство и верующие считали
показателем истинности своей веры. Поэтому неудивительно, что изменение
поклонов и перстосложения вызвало недовольство верующих. Открыто это
выразили провинциальные члены кружка ревнителей благочестия.
Протопопы Аввакум и Даниил подготовили обширную челобитную, в
которой указали на несоответствие нововведений установлениям русской
церкви. Челобитную они подали царю Алексею, но царь передал ее Никону.
Распоряжение патриарха осуждали также протопопы Иван Неронов, Лазарь и
Логгин и дьякон Федор Иванов. Их суждения сеяли недоверие и
враждебность к реформе и, конечно же, подрывали авторитет патриарха.
Поэтому Никон решительно пресек протест своих прежних
единомышленников. Ивана Неронова он сослал под крепкий надзор в
Спасокаменный монастырь в Вологодском уезде, Аввакума - в Сибирь,
Даниила - в Астрахань, лишив его сана священнослужителя, и т. д. Кружок
ревнителей благочестия распался и прекратил свое существование.
Последующие решения Никона были более обдуманными и
подкреплялись авторитетом церковного собора и иерархов греческой церкви,
что придало этим начинаниям видимость решений всей русской церкви,
которые поддержала «вселенская» (то есть константинопольская)
православная церковь. Такой характер имели, в частности, решения о
порядке исправлений в церковных чинах и обрядах, утвержденные весной
1654 г. церковным собором.
Перемены в обрядах были осуществлены на основе современных
Никону греческих книг и практики константинопольской церкви, сведения о
которой реформатор получал главным образом от антиохийского патриарха
Макария. Решения об изменениях обрядового характера были утверждены
церковными соборами, созванными в марте 1655 г. и в апреле 1656 г. Эти
решения ликвидировали различие в церковно-обрядовой практике между
русской и константинопольской церквами. Большинство перемен касалось
оформления церковной службы и действий священно- и церковнослужителей
во время богослужения. Всех верующих затронула замена двоеперстия на
троеперстие при совершении крестного знамения, «трисоставного»
(восьмиконечного) креста на двоечастный (четырехконечный), хождения во
время обряда крещения по солнцу («посолонь») на хождение против солнца и
некоторые другие перемены в обрядах.
Существенное значение для служителей церкви и верующих имело
также исключение из служб, в основном из литургии, архиерейской молитвы,
отпуста (молитва при окончании службы) и некоторых ектений оление за
кого- либо, чаще всего – заздравное моление за царя и членов его семьи). Это
повлекло за собой значительное сокращение объема текста, укорочение
церковной службы и способство- вало утверждению «единогласия».
В 1653 - 1656 гг. проводилось также исправление богослужебных книг.
Официально необходимость в исправлениях мотивировалась на соборе 1654
г. тем, что в старопечатных книгах было много ошибок, вставок, и тем, что
русский богослужебный чин очень существенно отличался от греческого.
Для этого было собрано большое количество греческих и славянских книг, в
том числе и древних рукописных. Из-за наличия расхождений в текстах
собранных книг справщики ведома Никона) взяли за основу текст,
являвшийся переводом на церковнославянский язык греческого служебника
XVII в., который, в свою очередь, восходил к тексту богослужебных книг
XII—XV вв. По мере сравнения этой основы с древними славянскими
рукописями в ее текст вносили отдельные исправления. В итоге в новом
служебнике (сравнительно с прежними русскими служебниками) отдельные
псалмы стали короче, другие - полнее, появились новые слова и выражения,
троение «аллилуйи» (вместо двоения), написание имени Христа Иисус
(вместо Исус) и т. д. Новый служебник был одобрен церковным собором
1656 г. и вскоре опубликован.
За семь веков, прошедших после религиозной реформы князя
Владимира, весь греческий богослужебный чин очень изменился.
Двоеперстие (вошедшее в обычай взамен прежнего единоперстия), которому
первые греческие священники научили русских и балканских славян и
которое до середины XVII века держалось также в киевской и сербской
церкви, в Византии заменилось пол влиянием борьбы с несторианами
троеперстием (конец XII века); также изменилось перстосложение при
благословении; все богослужебные чины стали короче, некоторые важные
песнопения были заменены другими. Так, были изменены и сокращены чины
миропомазания и крещения, покаяния, елеосвящения и брака. Больше всего
изменений оказалось в литургии. В результате, когда Никон заменил старые
книги и обряды новыми, получилось как бы введение «новой веры».
Большинство духовенства отнеслось к новоисправленным книгам
отрицательно. К тому же среди приходского духовенства и монахов было
много малограмотных, которым приходилось переучиваться с голоса, что
было для них очень трудным делом. В таком же положении оказалось
большинство городского духовенства, и даже монастыри.
Заключение
Важным фактором истории русской культуры в XVII в. была церковная
реформа патриарха Никона. Она должна была уничтожить разночтение в
богослужебных книгах и различия в обрядах, подрывавшие авторитет
церкви. С необходимостью проведения реформы были согласны все: и
Никон, и его будущий противник протопоп Аввакум. Однако было не ясно,
что брать за основу давние переводы византийских богослужебных книг на
старославянский язык, сделанные до падения Константинополя в 1453 году,
или сами греческие тексты, в том числе исправленные после падения
Константинополя. По указанию Никона были сделаны новые переводы
греческих текстов, при чем в них появились разночтения с древними
славянскими переводами. Это послужило формальным основанием для
раскола.
Все нововведения касались чисто обрядовой стороны, а не существа
православия. Но под лозунгом возвращения к старой вере объединились
люди, не желавшие мириться с ростом государственного вмешательства в
дела общества, с усилением контактов с заграницей, со всем тем, что
казалось и несоответствующим традиционному идеалу правды.
Таким образом, в расколе столкнулись три тенденции: государственная
(представленная царем Алексеем Михайловичем и его окружением), в
рамках которой, церкви отводилась сугубо подчиненная роль;
государственно - церковная, в традициях классического иосифменства
(старообрядцы); теократическая, основанная на стремлении поднять
церковную власть над светской, сделать церковь главным действующим
лицом политической истории.
Список использованной литературы.
1. http://histrf.ru/ru/lichnosti/biografii/person/patriarkh-nikon
2. http://referat.resurs.kz
3. Учебник по истории 7 класс А.А. Данилова