Конспект урока "Из истории государства и права казахского народа" 7 класс

1.Тема: Из истории государства и права казахского народа.
2.Цель: познакомиться с зарождением права на территории Казахстана.
3.Задачи:
-Образовательная: рассмотреть что является источником правовой системы.
-Развивающая: вспомнить законы Чингиз-хана, Касыма, Есима и Тауке-хана.
-Воспитательная: расширение кругозора учащихся и воспитание
казахстанского патриотизма.
4. План урока:
1. Источники правовой системы.
2. Семейной право.
3. Становление национальной правовой системы.
4. Ход урока:
4.1 Организационный момент
4.2 Знакомство с новой темой.
Казахское обычное право представляет собой совокупность юридических
норм и обычаев, регулирующих различные правовые отношения казахского
общества в прошлом.
Начало государственности казахского народа было положено - саками,
уйсунами, канглами.
В VI-VII вв. на территории Казахстана существовал Тюркский каганат,
который в последствии распался на западный и восточный. Каждый каганат
назывался- Эль.
Политическая система Тюркского каганата
Выбирался Хакан ( правитель)
Беки, Тарханы ( Высшие должностные лица)
Общество
Баи Шигай(бедняки) Таты( зависимые крестьяне) Кул и Кун (рабы)
Наряду правовыми обычаями у тюрков существовали еще и тору - название
закона. Каганы были наделены не всей полнотой власти, каганы считали себя
представителями Тенгри.
В тюркском обществе муж был хозяином дома, скота и всего имущества. По
закону старшие сыновья получали свою долю имущества и отделялись,
чтобы жить самостоятельно. Младший сын оставался вместе с родителями и
считался наследником отца.
Были известны следующие виды преступлений - кровная месть, барымта.
грабеж, убийства.
Главным источником казахского права является веками создававшийся и
совершенствовавшийся устный обычный «адат». Однако в течении 12 века
источники казахского обычного права изменялись. Можно выделить три
источника:
1. обычай («адат» или «зан»).
2. практику судов биев («бийдын билиги»).
3. положение съезда биев («ереже» )
Ереже- положения, принимаемые судами биев о том, какими именно
нормами обычного права они будут руководствоваться при рассмотрении
определенных судебных дел. Эти руководящие постановления сами затем
становились источником права. «Ереже», как правило, содержали и новые
формы материального права).
У каждого племени были свои территории. А внутри племени также были
деления по участкам- то есть по родоплеменным делениям.
Племена кочевали по по своим землям в зависимости от сезонов
Самостоятельное задание:
Начертить таблицу и вызвать ученика:
Пастбища
Весеннее
Летнее
Осеннее
Зимнее
Коктеу
Жайляу
Кузеу
Кыстау
Многие правовые понятия тюрков вошли в государственно-правовую жизнь
последующих политических образований.
В 960 году Муса каган с целью укрепления своей власти объявляет
государственной религией Ислам.
Кем был Муса каган? ( правитель караханидов)
Мусульманские правовые и политические идеи вошли в государственную и
правовую жизнь тюркских народов. Свидетельством этому является
появление новых слов и понятий. Н-р:
Хукык- право
Мемлекет-государство
Как известно в 13в. Было татаро-монгольское нашествие в связи с этим
поменялась вся правовая и государственная система.
Хан (Глава)
Государственные должности занимали Чингизиды (султаны) относились к
группе Торе
Народ
В 1206 году был принят сборник законов монголов - «Ясы Чингизхана» эти
законы были распространены на завоеванные страны и регулировали
политические, экономические и социальные отношения.
Самое строгое наказание применяемое в то время было смертное наказание.
Была введена единая налоговая система.
При Касым хане в Казахском ханстве была проведена систематизация
правовых обычаев и норм -«Касым ханным каска жолы» («Чистый путь
Касым хана»). В XVIII в. Тауке хан при помощи трех биев создал новый
сборник законов «Жеты-Жаргы». Была запрещена кровная месть,
полномочия султанов и биев, социальная защита бедных слоев населения.
Есим хан сделал акцент на военную демократию. Это связано с Джунгарским
нашествием.
«Жеты Жаргы», являлось сводом законов обычного права, состоял из семи
разделов и разрешал споры в семи сферах общественной жизни:
- земельные тяжбы;
- споры из-за вдовы;
- споры из-за куна;
- воспитание детей и брачные отношения;
- ответственность за преступления;
- межродовые споры;
- обеспечение национальной безопасности.
Опираясь на «Жеті Жарғы», народные обычаи и судебную практику
прошлых времен, Бии создали систему права, вполне отвечающую
требованиям казахского кочевого общества.
В материалах по казахскому обычному праву, опубликованных
Семипалатинским областным статистическим комитетом в 1886 году,
сказано, что, «Киргизы не различают деяний преступных, безнравственных и
религиозных. Все эти категории проступков сливаются у них в одну группу
деяний: совершаемых человеком по злой воле, вследствие подстрекательств
злого духа, шайтана, который безусыпно старается принести человеку какой-
либо вред, то, истребляя скот, то, причиняя боли и огорчения, то, наконец,
направляя его деятельность на худые поступки».
Таким образом, суровость наказаний за убийство и членовредительство
смягчалось разрешением уплачивать «кун» или выкуп крови. «Кун» (с
персидского «кун» - кровь) в обычном праве казахов - плата за убийство
виновными, чаще всего, его родичами роду убитого или потерпевшего.
Уплата куна освобождала от кровной мести. Помимо индивидуальной
ответственности существовала коллективная ответственность.
У казахов того времени не были известны тюрьмы и общественные работы,
и до присоединения Казахстана к России применялись следующие основные
виды наказания:
- смертная казнь;
- телесные наказания;
- позорящие наказания;
- «кун» (выкуп за убийство);
- «айып» (штраф);
- отдача в рабство;
- выдача обидчика в услужение потерпевшему;
- выдача обидчика на произвол потерпевшего или его родственников;
- конфискация у обидчика всего имущества;
- изгнание обидчика из общины.
Наиболее распространенным и детально разработанным наказанием за
проступки и преступления был «айып» - штраф, который выплачивался
обидчиком потерпевшему за материальный и моральный ущерб.
Относительно возраста субъекта преступления тоже существуют разные
мнения. Одни считали, что ответственность за совершенное преступное
деяние наступала с 13 лет, опираясь на поговорку тех времен: «В 13 лет
человек – хозяин своего очага». В других найденных и опубликованных
исследованиях говорится... «К наказанию за преступления плетьми
полагается мужской пол с 13 лет, а женский пол с 9 лет от роду, не
достигших же тех лет, наказывают розгами, но вообще с малолетних никаких
исков не взыскивается».
5. Закрепление пройденного материала:
1.Как вы считаете, какие элементы национального права можно было
бы ввести в современную правовую систему?
2. Назовите монгольские и казахские элементы национального права?
6. Подведение итогов
Оценки за активность
7. Домашнее задание
Земля Чингиз-хана -деления на улусы
Правитель
Территория
Сообщение 3 людям:
Адат
Жеты жаргы
Касым ханным каска жолы